Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ISLAMIC SPIRITUAL CULTURE AS AN OBJECT OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS

Tsopanova A.V. 1
1 North Osetian Institute of humanitarian and social studies name V. I. Abaev of Vladikavkaz scientific centre, Russian Academy of Sciences and the government of RNO – Alania
In the article deals the question of «Islamic Renaissance», in the North Caucasus. Describes data of Republic of North Ossetia - Alania (on major religious movements, religious organizations, the approximate proportions of Muslims and Christians). It also provides data of social surveys, reflecting the level of religiosity of the population in the North Caucasus. Considered the concept of «culture» and describes the main approaches to the study of culture in psychology. Value Orientations regarded as semantic core of culture. Isolated and briefly describes the values of Islam, as a religion, life, mind, property, procreation. It discusses the concept of Sharia and describes the five pillars of Islam: shahada, praying, fasting during the month of Ramadan, obligatory alms, pilgrimage to Mecca. The article presents a brief psychological analysis of the values of Islamic culture through the prism of the theory of life for ethnic by A.M. Zimichev.
Islamic revival
the North Caucasus
North Ossetia - Alania
the Sharia
ethno-religious culture
values
ethnic group
Islamic superethnos

Последние десятилетия на территории России, как и на большей части территории всего постсоветского пространства, встал вопрос об отношении к такому феномену, как «исламское возрождение». В различных регионах России процесс «возрождения» протекает по-разному и с разной степенью остроты в зависимости от того, какие цели перед собой ставят его идеологи.

Как показала практика, ни духовенство, ни Российская, ни местные власти  не были способны противостоять активной проповеднической деятельности специалистов (зачастую подготовленных за рубежом). На рубеже XX - XXI  в.в. возникла масштабная сепаратистская угроза для геополитического пространства Российского Государства, в частности в Северокавказском регионе [5].

При таких условиях единственным вариантом противостояния возникновению возможных радикалистских течений выступает научный подход к изучению ислама, его духовной культуре, что позволило  бы понять то, как функционирует ислам  в качестве идеологической системы [6].

Религия оказывает существенное воздействие на все сферы общественной жизни. А в переходные периоды существования государства религия в условиях растущего этнического самосознания становится частью национальной идеологии.

Ислам (араб. - подчинение) - мировая религия, возникшая в Аравии в VII веке. Вероучение ислама изложено в Коране - священной книге мусульман.

В  истории ислама можно выделить три этапа развития:

1) Пророческо-коранический период;

2) Период идейных расхождений;

3) Сложение региональных форм бытования ислама, впитавших в себя многие элементы духовного наследия исламизированных народов [6].

Характерной чертой ислама на территории России является его многоликость. Причиной тому -  полиэтничность верующих мусульман. Так же исследователями - исламоведами отмечался низкий уровень религиозных знаний и культуры среди самих мусульман [2, 5, 6  и др.].

Процесс исламизации Северного Кавказа, начавшийся  13 веков назад, не теряет своей актуальности и сейчас, поскольку северокавказская территория России является одновременно иноэтничной и иноконфессиональной периферией Российской Федерации и периферией ближнего Востока и исламского мира. Распространению ислама на территории Северной Осетии способствовало влияние Кабардино-Балкарии, Дагестана и Чечни, однако ислам не стал господствующей религией. Возрождение ислама связанно с периодом распада советского государства.

В последние годы к исламу значительно возрос интерес молодежи республики [2].  Это может быть связано с тем, что религия приобретает особую значимость в условиях кризиса идентичности, в качестве компенсации. А с ростом духовного уровня образованности молодежи религиозность  бытовая, связанная с общепринятыми обычаями и традициями переходит в сферу духовно-идеологического поиска.

По данным Всероссийской переписи населения, проводившейся в  2010 году, население республики Северная Осетия - Алания составило 712 980 человек. Северная Осетия в своем роде единственная на Северном Кавказе республика, в которой в единой этнической среде присутствуют как представители православного, так и мусульманского вероисповедания. «Необходимо отметить, что большую часть осетин отличает религиозный синкретизм, основанный на глубочайшем пласте древних верований, в которые динамично вплетаются или христианство, или ислам» [8].

К сожалению, на сегодняшний день не существует точных данных по количеству мусульман, проживающих на территории республики.  Примерные данные свидетельствуют о том, что количество людей, исповедующих ислам в РСО - Алания не превышает 25% жителей. Причем количественный состав исповедующих ислам и христианство постоянно меняется. Так, например, количество исповедующих ислам может увеличиваться не только за счет естественного прироста населения в районах республики, в которых исповедуют ислам, но и за счет других районов (традиционно христианских или, например, граждан Южной Осетии), а так же трудовых мигрантов из республик Средней Азии (официальные данные также отсутствуют).

Ислам в республике Северная Осетия - Алания представлен тремя основными направлениями (мазхабами - школы шариатского права в исламе):

1. Ханбалитский мазхаб;

2. Ханафитский мазхаб;

3. Шафиитский мазхаб [1].

По данным Министерства юстиций РФ на сегодняшний день в Северной Осетии зарегистрировано 93 религиозные организации. Из них 19 организаций исламские (18 -  местные религиозные организации, 1  - Централизованная мусульманская религиозная организация «Духовное управление мусульман республики Северная Осетия - Алания») (Официальный сайт Министерства юстиций РФ).

Несмотря на такое большое количество зарегистрированных религиозных организаций, мы можем отметить, что граждане республики  не отличаются высоким уровнем религиозности. Исследования показывают, что уровень религиозности выше в республиках, в которых доминирует мусульманская религия. Согласно данным С.Б. Филатова и Р.Н. Лукина (2004) 70-80% населения Дагестана, Ингушетии и Чечни могут быть отнесены к религиозным практикующим мусульманам. Для Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи этот показатель гораздо меньше - 20-30% [9]. Можно предположить, что и для Северной Осетии показатель религиозности будет невысоким.

Согласно данным, приведенным И.И. Дзусовым со ссылкой на социологическое исследование, проведенное Институтом социально-политических исследований РАН, для граждан Ингушетии и Чечни религия стоит в одном ряду с такими важными понятиями как безопасность, мир, достаток: 54,6% респондентов в республике Ингушетия и  38,1% в Чеченской республике. А в Северной Осетии таковой значимостью религию наделили лишь  5,0% [3].

На вопрос «Соблюдаете ли Вы основные религиозные обряды?» положительно ответили:

Республика Адыгея  - 53,2%;

Республика Кабардино-Балкария -  48,9%;

Республика Карачаево-Черкесия - 58,1%;

Республика Дагестан - 42,2%;

Республика Ингушетия -86,7%;

Республика Чечня- 88,9%;

Республика Северная Осетия - Алания - 54,5% [3].

Приступая к анализу исламской духовной культуры, для начала мы разберем само понятие культуры. С точки зрения психологии культура выступает механизмом адаптации. Общество именно с помощью культуры  приспосабливается и выживает, соотнося свои потребности  и форму их удовлетворения с территорией на которой проживает, с ее топографическими, ландшафтными особенностями, ресурсами, плотностью населения. Каждая этнорелигиозная культура складывается и развивается таким образом, чтобы ценности, нормы, традиции и обычаи максимально позволяли удовлетворять потребности в рамках доступной ресурсной среды.

Существует два основных подхода к изучению культур - это этик- (etik) и эмик- (emik) подходы. В рамках этик-подхода ученые основываются на собственных культурных представлениях и опыте, а в исследованиях делают упор на универсальные аспекты обществ.  Ученые, работающие в направлении эмик-подхода, рассматривают культурные явления в контексте той культуры, которую они изучают. Другими словами, это попытка взглянуть на культуру изнутри, глазами ее членов и рассматривать аспекты культуры не через сравнения, а с точки зрения их целесообразности.

Основными направлениями изучения культуры в психологии являются:

- этнокультурная психологи;

- психологическая антропология;

- кросс-культурная психология.

Этнорелигиозная культура выступает в качестве механизма адаптации не только для этноса, но и для каждого человека внутри этноса. Благодаря культуре ребенок в процессе социализации усваивает и понимает мироустройство и свое место в этом мире, понимает, что есть добро, а что зло, что приемлемо, а что нет.

Именно в рамках культуры усваиваются такие системообразующие для этноса понятия как: красота, изобилие, истина, добро, справедливость [4].

Этническая и религиозная  картина мира, которая складывается в процессе аккультурации и есть основной защитный и адаптационный механизм. И именно с его разрушением или изменением бывают связанны сложности перехода человека из одной культуры в другую. Не важно, происходит ли эта миграция добровольно или вынужденно.

Основными элементами культуры, через которые возможно ее изучение являются: язык, устная и письменная речь, ценностные ориентации, стереотипы и убеждения, идеология и т.д..

Ценностные ориентации - важная составляющая культуры. Точнее, это смыслообразующая основа культуры, выражающая внутренний мир личности. Ценностные ориентации затрагивают сознание и самосознание личности, ее свободу и жизненные ориентиры.

В целом ценностные ориентации могут выступать как критерии оценки, как смысловое содержание жизнедеятельности, как регулятор межэтнического и внутриэтнического взаимодействия и т.д.

Говоря об изучении ценностных ориентаций исламской духовной культуры, более подробно остановимся на уровнях вероучения в исламе - это шариат и учение о пяти столпах веры.

Шари ‘ат (аш-шари‘а) - совокупность идеологических принципов, религиозных обязанностей, моральных предписаний и правовых норм. Кроме понятия «шариат» в исламской культуре существует и такое понятие как «фикх». В рамках данной статьи  мы не претендуем на то, чтобы внести определенность в терминологические и идеологические споры, существующие в современном исламе об определении  и содержании этих понятий. Отметим лишь, что под шариатом мы пониманием мусульманское право, регулирующее внешние нормы поведения в социально бытовой, финансово - экономической сфере, также шариатом регулируются мусульманские праздники и обряды, наказания и запреты. Фикх включает в себя все нормы шариата и выступает в качестве знания - науки.

Учение о пяти столпах веры (ал-аркан ал-хамса, аркан ал-ислам) включает в себя:

-аш-шахада (исповедание веры) - единобожие в исламе (ат-таухид) и признание Мухаммада пророком (ан-нубува)

- ас-салат - молитва

- ас-саум - пост

- аз-закат - обязательная милостыня

- ал-хаджж - паломничество.

Учение о джихаде (ал-джихад) - религиозная обязанность мусульманина [7].

Для психологического анализа исламской духовной культуры мы обратимся к теории А.М. Зимичева о целях жизнедеятельности этноса. Под этносом автор понимает объединение людей, которые осознают свою общность и могут сказать о себе «мы». Соответственно, нами будут рассмотрены  ценности исламского этноса (а если быть точнее то, исламского суперэтноса).

К целям жизнедеятельности относятся:

  • 1. Биологические цели: самосохранение, продление рода и сохранении вида.
  • 2. Социально-биологические цели: лидерство в малой группе, фронтальное лидерство, иерархическое лидерство.
  • 3. Социальные цели жизнедеятельности: Изобилие (Справедливость), Добро, Красота, Истина [4].

Законом жизни любого человека, исповедующего ислам, является шариат. Прописанные в нем обязательные, необязательные и запрещенные действия, касающиеся повседневной жизни, религиозных обязанностей и взаимоотношений между мусульманами обеспечивают первый, и второй уровни целей жизнедеятельности  исламского суперэтноса согласно теории А.М. Зимичева.

Однако, кроме норм поведения и взаимоотношений, в  шариате затрагиваются и вопросы внутренней мотивации верующего, нравственные, этические, эстетические аспекты, что, соответственно, обеспечивает третий уровень целей жизнедеятельности. Мы можем предположить, что именно через моральные аспекты, зачастую происходит принятие и понимание норм и обязанностей.

Интересным, на наш взгляд, является иллюстрация идейных расхождений  в исламе, которая приведена  С.М. Прозоровым в книге «Ислам как идеологическая система». Это глава о вере из сочинения ал-Багдади «Основы религии  в спекулятивном богословии». Данная книга представляет собой своего рода справочник  по мусульманскому богословию. Вот каких вопросов он коснулся:

1. Вопрос о сущности веры и неверия. 2. Вопрос о сущности повиновения и неповиновения. 3. Вопрос об увеличении и уменьшении веры. 4. Вопрос о допустимости в вере оговорки «если пожелает Аллах!» (ал-истисна). 5. Вопрос о вере того, кто верил подражая. 6. Вопрос о вере мальчиков и возрасте, когда вера обязательна. 7. Вопрос об умерших детях многобожников. 8. Вопрос о положении того, кого не достиг призыв ислама. 9. Вопрос о положении того кто наделен своей верой. 10. Вопрос о деяниях, свидетельствующих о неверии. 11. Вопрос о религии пророков до пророчества. 12. Вопрос о том, чье повиновение истинно, а чье неистинно. 13. Вопрос о видах действий повиновения и действий неповиновения. 14. Вопрос об условиях веры и ее предпосылках. 15. Вопрос об определении территории ислама и о различии между территорией неверия и территорией веры [6, С.47-71].

Проясняя поставленные вопросы, ал-Багдади приводит примеры их понимания и решения в различных направления исламской религии. Вслед за этим автор дает идеологическое толкование правильности или неправильности того или иного типа поведения. В данном случае автор через конкретные примеры поведения исповедующих ислам, доносит идейный и морально-нравственный компоненты веры и религии. В тексте «Основы религии  в спекулятивном богословии» мы можем наблюдать, как через описание норм  и правил поведения первого и  второго  уровней, автор проясняет  понятия истины, добра, красоты, изобилия, т.е. ценностей и целей жизнедеятельности третьего уровня.

К основным ценностям ислама, которые обеспечиваются нормами шариата, можно отнести в порядке их значимости: религию, жизнь, разум, собственность и  продление рода.

На первом месте в иерархии ценностных ориентаций мусульманина любого толка стоит религия («дин» в арабском языке, как и в осетинском). Религия и выполнение пяти столпов ислама являются определяющими для исповедующего ислам. Именно религия формирует отношение ко всем остальным ценностям.

Жизнь как ценность, воспринимается как Божий дар. И никто не в праве ее отнимать ни у другого (запрет на убийство), ни у самого себя (запрет на самоубийство, в том числе на эвтаназию). Единственно дозволенным обстоятельством лишения жизни человека, является плата за жизнь другого.

Разум - следующая ценность и так же дар, отличающий человеческое существо. Обязанность мусульманина сохранять ясность разума и избегать всего, что способствует его «помутнению»:

- эмоциональные факторы (гнев, раздражительность, корыстность и др.);

- наркотические вещества;

- алкоголь.

Собственность - четвертая ценность ислама. Частная собственность является неприкосновенной и даже священной. Ценность собственности обусловлена ценностью труда в исламском мировоззрении. Запрещено и осуждаемо тунеядство и попрошайничество.

Продолжение рода - безусловная ценность в исламе, поскольку иначе не будет ни веры, ни жизни. Продолжение рода тесно связано с ценностью семьи и осуществляется в ее рамках. Нормы семейно-бытовых взаимоотношений подробно прописаны в шариате. Развод в исламе разрешен, но, тем не менее, не является одобряемым поступком.

Если рассмотреть данные ценности сквозь призму теории А.М. Зимичева (2010) о целях жизнедеятельности этноса к биологическим целям можно отнести продолжение рода; к социально-биологическим - собственность; к социальным - религию,  жизнь и разум. Таким образом, даже краткий анализ позволяет отразить всю гармоничность существующей идеологии ислама и его ценностей.

Сегодня мировой ислам вступает в эпоху «исламской глобализации». Основные его черты состоят в желании выйти за пределы деления ислама на различные направления, стирание этнических и государственных границ. Эта идея подкрепляется и терминологически: словом «мила» (во многих языках, этносов исповедующих ислам означает как исламскую общину, так и нацию). Собственно, идея единой исламской нации порождает фундаментализацию, состоящую в необходимости отделить «универсальный ислам» от поздних наслоений [10, С. 608-610].

В данной статье нами не была затронута вся неповторимость исламских религиозных течений, их отличительные черты и региональная специфика. На основе проведенного социально - психологического анализа, мы можем предположить, что для исламского «суперэтноса» в который входит  множество «субэтносов» наиболее благоприятным направлением для развития является догматическое, этническое и региональное равноправие и равноценность его субэтносов.

Принятие того, что не существует единой для всего исламского мира  идеальной модели ислама и признание регионального ислама как объективной формы бытования религии позволить сделать акцент не на противоречиях внутри исламского мира, а на идее равной значимости и равноценности всех народов, исповедующих ислам и внесших свой вклад в исламскую культуру [6].