Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

LITURGICAL MUSICIANS´ PRACTICE OLD BELIEVER COMMUNITY SOUTH RUSSIAN FAR EAST: HISTORICAL, STATUTORY AND PERFORMANCE ASPECTS

Balanovskaya T.P. 1
1 FSAEI of HPE "Far-Eastern Federal University"
Настоящая статья посвящена комплексному исследованию богослужебно-певческой практики старообрядческих общин юга Дальнего Востока России. На основе материалов полевых исследований, проводившихся автором в 2010-2014 годах в поповских старообрядческих общинах Приморского края и г. Хабаровска, а также в общине часовенного согласия с. Дерсу, вернувшейся в Приморье из Латинской Америки, изучались этнорегиональные истоки певческих традиций общин региона, практика крюкового, гласового пения и пения «по напевке», тембральные характеристики певческого звука хоров общин и отдельных певчих. Необходимость решения различных задач в исследовании обусловило применение комплексного подхода. Выявлено, что богослужебно-певческая практика старообрядцев юга Дальнего Востока не относится в полной мере ни к одной из преобладающих певческих традиций России. Зафиксирован новый вид чинопоследования - «служебен», сформировавшийся в период гонений с целью сохранения богослужебно-певческой традиции часовенного согласия, и не имеющий аналогов в богослужебной практике иных конфессий. В певческой практике дальневосточных общин наблюдаются тенденции, сходные с иными регионами старообрядчества: переход певческой традиции исключительно в устную форму бытования, влияние внешних факторов. Назализация певческого звука, выявленная в тембре хора общины с.Дерсу и характерная для старообрядческой манеры пения, является защитным механизмом голоса и обусловлена необходимостью увеличения импеданса на уровне гортани для ослабления тонуса голосовых складок, что предохраняет их от повреждения во время длительных богослужений в помещениях с нулевой или слабой реверберацией. Автором исследования предложен новый способ графической визуализации результатов сравнительного анализа образцов песнопения, бытующего в разных старообрядческих общинах России, который позволил наглядно продемонстрировать степень сохранности напева при устной форме бытования.
This article is devoted to complex research of liturgical singing practice-Old Believer communities south of the Russian Far East. On the basis of field research conducted by the author in 2010-2014 in the priests´ Old Believer communities of Primorye and Khabarovsk, as well as in the community with the consent of the Chapel. Dersu, returning to Primorye from Latin America, studied the origins of singing traditions Ethnoregional communities in the region, the practice hook, Glasova singing and singing "by napevke" timbre sound of singing choirs and individual singers communities. The need to solve various problems in the study resulted in a comprehensive approach. It was revealed that the practice of liturgical singing-Believers southern Far East does not apply fully to any of the prevailing Russian singing traditions. Reported new kind of rite - "in services", formed in the period of persecution in order to maintain the liturgical singing tradition, the Chapel consent and has no analogues in the liturgical practice of other faiths. In practice, the Far Eastern singing community observed trends similar to those in other regions of the Old Believers: transition singing tradition only in oral form of existence, the influence of external factors. Nasalization singing sound identified in the community choir s.Dersu timbre and characteristic of the Old Believers´ style of singing, is a protective mechanism to vote and due to the need to increase the impedance at the level of the larynx to weaken the tone of the vocal folds, which protects them from damage during long church services in the areas of zero or a weak reverberation. The study´s author proposed a new method for graphical visualization of the results of the comparative analysis of samples of songs, different assumptions in the Old Believer community in Russia, which has allowed to demonstrate the degree of preservation of tune with the oral form of existence.
singing "on napevke" tone
and a hook Glasova singing
choral tradition
liturgical
old believers
Старообрядчество, как явление, связано с особенностью русского религиозного менталитета, для которого характерно ревностное отношение к сохранению традиции, обряда, внешней формы сакрального действа. Согласно теории Ю.М. Лотмана, богослужебно-певческое искусство является устно-письменной системой с устойчивым канонизированным типом кодировки, где «узелком на память» [1] служит крюковой текст песнопений, который адекватно может быть воспроизведён только носителем данного «языка». Поэтому для музыкальной медиевистики особую значимость приобретает изучение живых традиций знаменного пения, сохраняющихся до настоящего времени в старообрядческих общинах. Такие общины, в которых богослужебно-певческая традиция не прервалась после революции, изучены практически во всех регионах России. Однако на сегодняшний день музыкальная культура старообрядцев Дальнего Востока является неисследованным «белым пятном» на карте старообрядчества, так как целенаправленное собирательство и фиксация певческого материала не проводились. Тем временем, в регионе присутствует живая традиция богослужебного пения - функционирует община эмигрантов-беспоповцев, вернувшихся в 2009-2011 годах на историческую родину из Латинской Америки, где они смогли сохранить особенности богослужебного пения своих предков, а также наблюдается рост и создание новых общин РПСЦ Белокриницкого согласия, возрождающих богослужебную жизнь. Таким образом, изучение певческой практики дальневосточных общин в настоящее время является актуальным, т. к. поможет более полно представить певческие традиции старообрядчества России, сравнить современную литургическую практику общин разных регионов, а также проанализировать процессы возобновления певческих традиций, происходящие в новых общинах.

В отличие от позиции ученых XIX-XX веков, подчеркивавших интровертность и охранительную тенденцию, в современном музыкознании намечаются подходы к изучению старообрядчества как развивающейся культурной системы. Так, И. В. Полозова, предложившая исследовать региональные традиции в рамках современной методологической позиции многолинейной эволюции, выявила специфику и основные признаки эволюции старообрядческой богослужебно-певческой культуры и определила региональную традицию как сумму нескольких локусов, имеющих свою динамику развития и требующих отдельного изучения [5].

С целью осмысления особенностей функционирования богослужебно-певческих традиций в литургической практике старообрядческих общин юга Дальнего Востока России на основе комплексного исследования исторических, уставных и исполнительских аспектов, были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определить ракурс использования понятия «богослужебно-певческая традиция» в историографии изучения духовных центров старообрядцев России для комплексного выявления общих закономерностей и региональных особенностей в литургической практике общин.

2. Систематизировать исторические сведения о заселении юга Дальнего Востока России старообрядческими общинами, определив этнорегиональные корни певческих традиций, состав и конфессиональные особенности старообрядчества региона.

3. Провести анализ устава современных общин для установления соответствия богослужебному канону.

4. Сравнить собранные в результате полевых исследований и расшифрованные певческие материалы старообрядцев юга Дальнего Востока с имеющимися материалами общин других областей России и крюковыми инвариантами.

5. Выяснить способы и каналы передачи певческих традиций в общинах старообрядцев юга Дальнего Востока.

6. Исследовать исполнительские особенности (тембр хора, манеру звукоизвлечения, певческий регистр, фольклорные признаки) в богослужебном пении дальневосточных общин.

Учитывая сложность и многогранность явления, в ходе исследования был применён комплексный подход, необходимый для изучения широкого спектра междисциплинарных проблем, связанных с особенностями бытования традиций богослужебного пения в современных общинах старообрядцев региона. С целью упорядочивания и систематизации эмпирического материала использовались методологические концепции Т. Ф. Владышевской [2] и Н. Г. Денисова [3], следуя которым изучался не только собственно певческий пласт богослужения, но и такие его аспекты, как конфессиональные особенности богослужения, типы богослужебных книг и уставов, чинопоследование, исполнительские особенности. Для исследования песнопений устной формы бытования («напевки») использовался метод научной визуализации данных, где была применена собственная методика цветовой графической визуализации, заключающаяся в колористической фиксации тождественных попевочных оборотов в вариантах разных старообрядческих общин. При определении тембральных особенностей звучания хора использовались акустические методы и методы спектрографии. Исследование тембров членов общины и хоров базировалось на положениях резонансной теории В. П. Морозова [4] и методах компьютерной диагностики акустических параметров тембра А. В. Харуто [6].

Систематизировав теоретические аспекты современных исследований богослужебной практики старообрядческих общин, исторические сведения о формировании и развитии общин дальневосточного региона, а также данные о современном состоянии и типологии их богослужебно-певческой практики, были выявлены процессы, сходные с другими регионами России, а также локальные особенности развития общин юга Дальнего Востока России. Отношение старообрядцев к богослужебному пению имеет общую аксиологическую специфику, на которую указывают носители традиции, исследователи, и которая была также обнаружена в дальневосточных общинах - это понимание пения как «молитвенного делания», что приводит к преобладанию канонического, а не эстетического аспекта и неконвенциональному отношению к слову и певческому знаку. Общей тенденцией для большинства общин во всех регионах является влияние народно-певческой (фольклорной) культуры и музыкальной культуры Нового времени, замещение сложных и множественных форм реализации литургического текста «напевкой».

Старообрядческие общины юга Дальнего Востока России за историю своего существования прошли три периода развития: досоветский, советский и постсоветский. В досоветский период происходило переселение и освоение земель, и певческие традиции были связаны с местами выхода общин. В советский период в результате репрессий, произошло постепенное угасание и утрата традиций богослужебного пения. Возрождение певческой практики в поповских общинах и возвращение из эмиграции общины с. Дерсу послужило важным фактором развития певческих традиций в общинах региона.

Богослужебно-певческую культуру дальневосточных старообрядческих общин можно отнести к разряду вторичных, разновозрастных и мозаичных. Подобное определение обусловлено следующими факторами: данная культура сформировалась на основе базисных традиций других регионов, её отделение произошло в разные по хронологии временные периоды, а своеобразие переселенческой истории определило то обстоятельство, что локальная старообрядческая культура включает в себя элементы и российской и южной богослужебно-певческой традиции. Вследствие этого, единого этнорегионального истока певческих традиций старообрядческих общин края выявить не представляется возможным, богослужебное пение дальневосточных общин является наследием всей многогранной певческой культуры старообрядчества России.

В результате проведенного исследования, в богослужебном пении старообрядческих общин региона были выявлены две основные тенденции: дискретность певческой традиции и её последующая реконструкция (в поповских общинах) и континуальность традиции в беспоповской общине с. Дерсу.

Благодаря эмиграции и длительному периоду изоляции, общине, переехавшей в с. Дерсу из Латинской Америки, удалось сохранить непрерывность и преемственность традиции богослужебного пения, а также выработать собственные механизмы адаптации богослужебной практики в меняющихся исторических и социальных условиях. В ходе исследования уставных особенностей богослужения общины часовенного согласия с. Дерсу, было обнаружено уникальное для консервативного старообрядчества явление, не имеющее аналогов в богослужебной практике иных конфессий, - создание нового чина «служебен», состоящего из сокращённых и объединённых частей нескольких богослужений суточного круга. В крюковом и «гласовом» пении сохранились особенности пения «семейских» староверов - обилие мелизматики и стремление к удлинению напева, что указывает на исторические корни общины, относящиеся к одному из крупнейших духовных центров старообрядчества - Ветке и Стародубью. В пении «по напевке» выявлено сходное с общинами других регионов изменение крюкового текста при переходе в устную форму бытования. Ввиду большого объёма исследуемого материала и для лучшей наглядной демонстрации совпадений «напевки» общины с. Дерсу с «напевкой» других общин была разработана методика цветовой графической визуализации, в виде колористической маркировки совпадающих участков напева, что значительно упростило саму процедуру сравнения. В нотном тексте различными цветами очерчивались места совпадения «напевки» (каждой общине при этом был присвоен свой цвет), что при подобной цветовой маркировке позволило понять, с какими вариантами напева каких общин есть совпадения, либо они отсутствуют. В результате исследования было выявлено полное или частичное совпадение в «напевке» с. Дерсу с напевкой общин других регионов России в 46 строках из 49. Дальнейшего исследования требует гипотеза о влиянии законов комбинаторики на процессы образования «напевки», заключающаяся в предположении, что большое количество совпадений в «напевке» разных регионов России может свидетельствовать не только об общности мышления носителей традиции на уровне лада и ритма, приводящей к одинаковым отклонениям от крюкового текста, но и об ограниченном количестве звуковых сочетаний в рамках согласий, составляющих обиходный звукоряд и порождающих совпадение напева в удалённых общинах.

В общине с. Дерсу сохранилась типичная для старообрядческого пения тембральная окраска звука и манера пения, отличающаяся и от академической, и от фольклорной. Проведённое исследование тембральной специфики звучания хора сочетало теоретический и практический аспекты: с опорой на физиологические и акустические исследования певческих процессов были проанализированы образцы богослужебного и внебогослужебного пения всего хора и отдельных певчих, а также проведено экспериментальное исследование слухового восприятия данного тембра. С помощью заведующего кафедрой музыкальной информатики Московской государственной консерватории им. Чайковского, кандидата технических наук Харуто А. В., был произведён компьютерный анализ спектра певческого звука при помощи программы SPAX для ОС Windows [2] и получен результат в виде сонограмм. Суммируя результаты исследования спектра звука хора общины и его восприятия, был сделан вывод, что для хора общины с.Дерсу характерна единая манера темброобразования, использование грудного певческого регистра, основными тембральными характеристиками хорового звука общины являются назализованность, плотность, густота и резкость. Для выяснения вопроса о причинах, вызывающих носовой призвук, характерный для старообрядческого богослужебного пения, явление назализации было рассмотрено с точки зрения физиологии певческих процессов. Опираясь на исследования Р. Юссона [7, с. 99] и точку зрения вокальных педагогов и хормейстеров, сделан вывод о том, что назализация является защитным механизмом голоса, вследствие создания большого импеданса, изменяющего колебания голосовых складок и уменьшающего плотность их смыкания. По нашему мнению, на тембр хорового звука старообрядцев, в результате раскола и последующих гонений, повлияла невозможность служить в пространстве типичного для древнерусского зодчества крестово-купольного храма, обладающего особыми акустическими свойствами формирования резонанса и реверберации. Небольшие, заполненные молящимися молельные комнаты с низким потолком, в которых происходили службы старообрядцев в течение всего периода гонений, согласно формуле В. Сэбина и данным архитектурной физики [1, с. 374], являются помещениями, в которых уровень реверберации слабый или приближается к нулю. Пение в таких помещениях, по данным Р. Юссона, вызывает у певца целый комплекс неприятных ощущений, для избежания которых необходимо повысить импеданс на уровне гортани, вследствие чего старообрядцами был найден один из способов повышения импеданса - пение с назализацией. Таким образом, имеются основания полагать, что в старообрядчестве, из-за невозможности проводить богослужения в помещении храма, вынужденно сформировалась особая манера пения, не характерная для древнерусского певческого искусства, так как она возникла в принципиально иных акустических условиях.

Вследствие гонений и репрессий, проводимых советским государством в отношении старообрядчества, певческая традиция в поповских общинах региона в XX веке была утрачена. Несмотря на открытие новых храмов и создание общин, пока рано говорить о возрождении традиций. Процессы восстановления богослужебной практики, ведущиеся последние два десятилетия, можно охарактеризовать только как реконструкцию средневековой модели богослужебного пения. Усилия, направленные на воспроизведение всех канонических певческих форм, реализуются в каждой общине в разной степени, что обусловлено социальными и личностными факторами. В большинстве поповских общин юга Дальнего Востока России (кроме общины г. Хабаровска), отмечен низкий уровень крюкового и гласового пения. Основной формой реализации богослужебного репертуара является «напевка», т.е. певческая традиция отошла от письменной, «книжной» основы и перешла исключительно в устную форму бытования.

Сравнение «напевки» дальневосточных общин с общинами других регионов и между собой, выявило большое количество совпадений, что свидетельствует о типологическом единстве данной традиции и общности музыкального мышления в процессе трансформации крюкового напева.

Исследование певческой традиции, воспринятой путём контактной и надконтактной трансмиссии, показало, что при высоком уровне мотивации и музыкальных способностей, оба способа, в целом, равно эффективны для сохранения звуковысотной основы знаменной монодии, достаточно точно зафиксированной в певческих книгах. В большей степени подверглась изменениям ритмическая сторона напева. Исполнительские параметры богослужебного пения общин, певческая манера и связанные с ней тембр и регистр пения - находятся целиком в зависимости от личного певческого опыта и музыкальных способностей головщиков и членов общины, они сформировались вне традиции и поэтому чрезвычайно разнообразны. Было обнаружено, что головщики, обладающие высокими голосами, выбирают средний и даже иногда низкий регистр, что приводит к некоторой поверхностности и зажатости звука. Вероятно, причиной этого явления, кроме удобства исполнения для других голосов, является интуитивно найденная зона хорошей разборчивости текста, которая, согласно данным акустических исследований, находится в средней части диапазона для различных типов голосов. Таким образом, стремление максимально полно и отчётливо донести молитвенный текст является для поющих более важным фактором, чем красота и яркость индивидуального тембра.

Богослужебно-певческая практика старообрядцев юга Дальнего Востока представляет собой сложный феномен, сочетающий каноничность дореформенного богослужения с локальными уставными и исполнительскими особенностями. Актуальность его изучения обусловлена наличием в дальневосточном регионе как живой певческой традиции, принесённой из эмиграции вернувшимися на историческую родину старообрядцами, так и динамичными процессами восстановления певческих традиций в новых общинах. При этом, учитывая определённую конфессиональную близость между общинами, наличие одного вида книг, общего типа литургического произношения, в регионе возникла исключительно благоприятная ситуация для анализа процессов функционирования богослужебно-певческих традиций в общинах разного уровня развития. Кроме того, существование общины с непрерывной сохранившейся певческой практикой даёт возможность исследовать исполнительские приёмы средневекового культового пения, не поддающиеся письменной фиксации и передаваемые только в живой певческой практике. А наличие в регионе общин, возрождающих богослужебную жизнь, позволило исследовать механизмы и формы реконструкции певческой традиции, а также определить степень её аутентичности и соответствия каноническим образцам.

Суммируя полученные результаты, необходимо отметить, что изучение богослужебно-певческой практики старообрядческих общин юга Дальнего Востока позволило представить певческие традиции старообрядцев России более полно и обозначило дальнейшие перспективы исследования этой ещё до конца не познанной культуры.

Рецензенты:

Алексеева Г.В., д.искусствоведения, профессор, профессор кафедры теологии и религиоведения, Дальневосточный федеральный университет, руководитель образовательной программы «История искусств» ДВФУ, г. Владивосток;

Домбраускене Г.Н., д.искусствоведения, доцент, доцент кафедры истории искусства и культуры, Морской государственный университет им. Г.И.Невельского, директор Морского гуманитарного института Морского государственного университета им. Г.И.Невельского, г. Владивосток.


[1] Метафора Ю. М. Лотмана.

[2]А. В. Харуто. Свидетельство ФГУ «Роспатент» о регистрации № 2005612875 от 7 ноября 2005 г.