Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME ASPECTS OF TESTOLOGICAL COMPETENCE FORMATION OF THE ENGLISH LANGUAGE TEACHERS

Agafonova M.A. 1
1 Kaliningrad Russian Orthodox Gymnasium
The articledeals with the issues of the peculiaruties of the testological competence formation as one of the key factors influencing the level of professional competence of the English language teachers. The issue under consideration is vital due to the transfer to the independent testing system, wide spread growth of the International qualification exams and introduction of specific demands to the English language teachers´ training and retraining precess. The structure of testological competence, some aspects of test preparation strategies is being conserned. the issue of the importance of the formation of the specific testological culture is also viewed upon. the paper confirms the importance of testological competence development as one of the priority tasks for the Russian system of education due to the substantiated necessity of choosing the optimum ways of controlling and checking the acquired knowledge and skills and also due to the implementation of the international standards of language teaching and testing.
competence
language testing and assessment
test strategies
testology

Развитие современного российского образования в условиях глобализации и интеграции в европейское образовательной пространство после подписания Россией Болонской декларации в 2003 году предъявляет особые требования к преподаванию иностранных языков. Это предполагает решение целого ряда задач по реформированию системы образования с целью повышения его эффективности. Особое место в данном вопросе занимает проблема должной оценки и систематического контроля полученных знаний и умений. В этой связи переход к системе независимого тестирования, которая вошла в образовательную практику российских школ в середине 1990-х годов является одним из направлений по повышению качества обучения. Введение единых унифицированных экзаменов, какими являются ОГЭ и ЕГЭ, распространение международных квалификационных экзаменов (KET, PET, FCE), введение в некоторых вузах международных экзаменов актуализировало вопрос профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей иностранного языка (английского в частности), через использование системы тестирования как непосредственной составляющей учебной диагностики. Однако, несмотря на широкое распространение форм тестирования, в педагогическом сообществе все еще существует определённое недоверие по отношению к надёжности и объективности результатов тестовых методов контроля и оценки. В качестве причин, объясняющих такое явление, можно привести следующие:

  • ­недостаточная осведомлённость преподавателей о принципах и методах современных средств оценки учебных достижений;
  • ­преувеличение, в том числе и в СМИ, негативного опыта использования тестирования;
  • слабо развитая структура подготовки кадров по вопросам тестирования и тестологии в рамках системы ВПО и повышения квалификации работников образовательных учреждений;
  • низкий уровень тестологической культуры учителей.

В связи с этим представляется необходимым рассмотрение вопроса о специальной подготовке современных учителей английского языка к освоению и применению тестовых технологий в образовательном процессе. Хотя за последнее время появились учебные пособия по вопросам тестирования, как показывает практика, лишь небольшая часть преподавателей готова самостоятельно осваивать новые тестовые технологии. Вполне очевидно, что в настоящее время учитель должен обладать определённым набором компетенций, которые позволяют ему не только осуществлять контроль знаний и умений учащихся, но и самому принимать участие в процессе тестирования. Подготовка учащихся к аттестации, к сдаче экзаменов, проводимых в форме тестирования, предполагает наличие у учителя определённых тестолого-методических знаний. Не секрет, что в низких результатах ЕГЭ учителя видят закономерную угрозу их профессиональной карьере и профпригодности.

Таким образом, формирование профессиональной компетентности преподавателей английского языка должно происходить непременно с учетом формирования тестологической компетенции как неотъемлемой её составляющей. Как отмечают Л. Крокер и Дж. Алгина, в современной системе образования тестирование должно быть органично вплетено во всю ткань учебного процесса, таким образом, знание его теоретических основ и прикладных методов требуется от каждого преподавателя [3]. В работах отечественных и зарубежных исследователей подчеркивается значимость специальной подготовки учителя к использованию тестирования в процессе обучения (Л. Крокер, Дж. Алгина, В.И. Звонников, А.Н. Майоров, Т.Ю. Новичкова, Н.М. Саенко, Е.В. Солонин, М.Б. Челышкова, Т.И. Шамова и др.). С точки зрения направленности на формирование тестологической компетенции их можно разделить на три группы.

К первой группе относятся работы (А.И. Ахулкова, Т.А. Гудкова, A.B. Добудько, O.A. Козырева, В.И. Кудзоева, Т.С. Мамонтова, A.Г. Мордкович, И.А. Новик, Н.Б. Паршукова, Н.В. Позднякова, Н.В. Садовникова, Л.Б. Сенкевич, С.Н. Цымбал и др.), в которых не затрагивается проблема подготовки будущего учителя к использованию тестирования в обучении. Вторую группу представляют исследования (И.Н. Андреева, B.А. Андриеш, Н.Ю. Гутарева, А.Е. Казеев, С.С. Копылова, М.А. Магомедова, И.А. Морев, A.B. Никитин, Т.Ю. Новичкова, В.П. Овчаренко, Е.В. Солонин, Л.А. Сучкова, Т.Н. Тягунова, Т.А. Устименко, A.M. Шуйцев, Н.В. Ялаева и др.), в которых рассматривается тестирование как средство управления педагогическими процессами. В данных работах подробно освещаются основные положения дидактической тестологии, разрабатываются тестовые материалы для достижения конкретных целей обучения, описываются методики использования дидактического тестирования, однако, не уделяется внимания вопросам подготовки учителя в данной области. В третью группу входят исследования (И.В. Дробышева, А.Н. Майоров, Н.М. Саенко и др.), в которых разработаны такие отдельные аспекты изучаемой нами проблемы, как: 1) знакомство будущих учителей с понятийным аппаратом дидактической тестологии; 2) формирование знаний и умений по составлению критериально-ориентированных тестов, направленных на диагностику индивидуальных особенностей учащихся; 3) определение критериев компетентности в вопросах тестирования.

Тестологическая деятельность учителя связана непосредственно с тестированием в образовательном процессе. При этом, имеет значение его тестологическая компетентность, которую вслед за Кузнецовой В.И. мы определяем как владение совокупностью организационно-управленческих и аналитико-конструктивных тестологических компетенций, личностное отношение к ним, а также к предмету и результату деятельности по использованию тестирования в процессе обучения [4]. По мнению исследователя, организационно-управленческие тестологические компетенции отражают способности педагога к постановке целей дидактического тестирования, определению времени, необходимого на выполнение отдельного тестового задания и всего теста в целом, шкалированию и интерпретации полученных результатов.

Второй вид компетенций характеризует способности педагога к воспроизведению теоретических основ дидактической тестологии, связанных с основными характеристиками тестовых материалов и особенностями их разработки, а также способности к анализу, оценке, коррекции и конструированию тестовых материалов. В связи с этим закономерно возникает вопрос о необходимости владения учителем английского языка стратегиями подготовки к тестам (Test Preparation Strategies). В данный блок (по Кристин Кум) входят определённые знания, умения и стратегии. Тестовые знания (Assessment knowledge) представляют собой знания о видах тестов и других формах лингвистической оценки, структуре, формате, критериях оценивания. Умения по подготовке к тесту (Test Preparation Skills) состоят из нескольких групп умений, которые подразделяются на психологические и учебные. Также следует упомянуть и о стратегиях выполнения теста, в которых автор выделяет претестовые ("Before The Test" Strategies), стартовые ("At The Start" Strategies), непосредственно сами экзаменационные ("During The Exam" Strategies), и послеэкзаменационные ("After The Exam" Strategies) [7]. Также представляется необходимым упомянуть о собственно тестовых компетенциях, а также об одной из её составляющих - Test Wiseness. Этот компонент, «умудренность в тестировании», приводится в работах многих исследователей и имеет большое влияние на конечный результат [8].

Рассматривая вопрос о применении педагогического тестирования и тестологической деятельности учителя, многие исследователи упоминают о важности формирования особой тестологической культуры учителя. В этой связи следует отметить исследования Н.Н. Савченковой, которая выделяет в её составе следующие компоненты: мировоззренческий, содержательно - операционный и личностно - творческий. При этом определяются также и условные уровни проявления тестологической культуры, среди которых присутствуют адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный [6].

Таким образом, формирование и развитие тестологической компетентности преподавателей английского языка является одной из приоритетных задач для российского образования в связи с растущей потребностью в оптимальных способах контроля. Требования, предъявляемые сегодня обществом к современному специалисту - преподавателю иностранного языка, подразумевают постоянное повышение своей квалификации, в том числе и через выполнение тестов. В данном случае процесс формирования профессиональной компетентности должен рассматривать включение тестологической компетентности как её составной части.