Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

FEATURES OF THE SERVICE AND THE LEGAL STATUS OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS MIA RUSSIA

Nikolaenko E.A. 1 Makhina S.N. 1
1 Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I.D. Putilin
Настоящая статья посвящена исследованию служебно-правового положения курсантов образовательных учреждений высшего образования системы МВД России. Учитывая, что в российском обществе в настоящее время административная реформа продолжается, а вопросы оптимизации организационно-штатного построения органов внутренних дел продолжают иметь важное значение, вопросы подготовки специалистов для органов внутренних дел в образовательных организациях системы МВД России продолжают являться актуальными. Особое внимание в настоящее время необходимо обращать на четкие критерии организации построения государственной службы и место субъектов государственной службы в ней, на степень законодательной урегулированности административно-правового статуса служащих органов внутренних дел, а равно сложности в его правоприменении, что может быть устранено путем проведения соответствующей нормотворческой работы в этом направлении. Авторами проведен спектральный анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок поступления, обучения и прохождения службы в органах внутренних дел курсантами образовательных организаций высшего образования системы МВД России. По результатам исследования определены основные особенности данной категории субъектов, которые в том числе могут находить свое практическое значение при прохождении обучения в ведомственных образовательных организациях других государственных органов.
This article is devoted to the investigation service and the legal status of cadets of educational institutions of higher education of the Russian Interior Ministry. Given that the Russian society is currently the administrative reform continues, and how to optimize the organizational and staff build-enforcement bodies continue to be important issues of training for law-enforcement bodies in educational institutions of the Russian Interior Ministry continue to be relevant. Particular attention now needs to be paid to clear criteria for the organization of construction of the civil service and the place of subjects of public service in it, the degree of legislative regulation of the administrative and legal status of employees of the Interior, as well as difficulties in its enforcement, which can be eliminated through appropriate normative work in this direction. The authors conducted a spectral analysis of normative legal acts regulating the procedure for admission, training and service in the internal affairs of cadets of educational institutions of higher education of the Russian Interior Ministry. The study identified the main features of this category of subjects, which including may find their practical value by passing training in departmental educational organizations, other government agencies.
target enrollment
contract
professional selection
an employee of the Interior
service n the Internal Affairs
cadet
Эффективность правоохранительной и государственной деятельности напрямую взаимосвязана с обеспечением ее профессионалами.[1; C. 161]

Подготовка квалифицированных специалистов для органов внутренних дел на протяжении всех исторических этапов ее развития являлась и является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел, так как это создает прочный фундамент построения и успешного функционирования всей системы органов внутренних дел.

В России, как и в других зарубежных странах, на протяжении многих лет сложилась практика подготовки специалистов для органов внутренних дел в ведомственных вузах. В настоящее время в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» образовательным организациям высшего образования системы МВД России предоставлено преимущественное право подготовки специалистов для замещения должностей офицерского состава в органах внутренних дел. [2]

Анализируя сложившееся действующее законодательство, а, также основываясь на опыте организации кадровой работы в ОВД, можно утверждать, что курсантов ведомственных образовательных организаций следует определять как особых субъектов государственной службы, которым присущи следующие особенности.

1. Особое нормативно-правовое регулирование. С момента зачисления в образовательную организацию системы МВД России гражданин приобретает статус сотрудника органов внутренних дел, в основе которого лежат не только Федеральные законы «О полиции» [4], «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»[1], но и ведомственные приказы МВД России, регулирующие вопросы профессионального отбора, приема на обучение, отчисления, восстановления, перевода в другие образовательные организации и так далее, так и - статус обучающегося, основной правовой основой которого является Федеральный закон «Об образовании».

2. Особое служебно-правовое положение.

Федеральные законы «О полиции» и «О службе» законодательно закрепляют  понятия «сотрудник органов внутренних дел» и «сотрудник полиции», и в том числе определяют правовое положение сотрудника органа внутренних дел и сотрудника полиции, устанавливая их права, обязанности, ответственность, ограничения и запреты, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, исключающие возможность поступления на службу и пребывания на службе. Так, сотрудником полиции считается гражданин Российской Федерации, который осуществляет свою служебную деятельность на соответствующих должностях в органах внутренних дел и которому согласно установленному порядку присвоено специальное звание «полиции». [4] Сотрудником органов внутренних дел признается гражданин, хотя в данном случае необходимо уточнить, что именно гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства прохождения на соответствующих должностях службы в органах внутренних дел и которому присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава. [2]  По своей структуре полиция является одним из структурных звеньев всей системы органов внутренних дел в целом. В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О полиции» проходящими службу в полиции наряду с другими категориями сотрудников определены и курсанты образовательных организаций системы МВД России, в связи, с чем действие Федеральных законов «О полиции» и «О службе» в том числе распространяется и на курсантов ведомственных вузов.

До 2012 года нормативное определение понятия «курсант» закреплялось только уставами образовательных организаций МВД России.  В настоящее время Уставы ведомственных образовательных организаций с учетом требований Федерального закона «Об образовании», определяя понятие «курсант» закрепляют не только осваиваемые ими образовательные программы и наличие предусмотренного специального звания, но и форму обучения, источник финансирования, порядок возникновения правоотношений между Российской Федерацией и гражданином.  

Действующий Федеральный закон «Об образовании», определяя формы обучения, уровень осваиваемой образовательной программы, режим пребывания в образовательной организации, выделил отдельную главу, посвященную различным категориям обучающихся, одними из которых наряду со студентами впервые являются курсанты.[3]

Под ними понимаются лица, которые осваивают образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы магистратуры или программы специалитета, причем только с понятием «адъюнкт» Федеральный закон «Об образовании» связывает прохождение службы в органах внутренних дел. Специальная же глава, регулирующая вопросы реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций, дает определение понятию курсанты, рассматривая их как военнослужащих, не имеющих воинских званий офицеров, и как сотрудников из числа лиц рядового и младшего начальствующего состава.

3. Специальный порядок обязательного профессионального отбора. В настоящее время в соответствии с приказом МВД России «О некоторых вопросах поступления граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» граждане, желающие поступить в ведомственные вузы на обучение, обращаются в территориальные органы внутренних дел по месту их жительства для предоставления определенных документов и прохождения необходимых мероприятий, связанных с изучением данных о кандидате. Кандидаты на обучение изучаются в ходе медицинского освидетельствования; психофизиологических исследований, профессионального психологического отбора, тестирований; проверки достоверности сведений, предоставленных кандидатом;  сдачи испытаний по физической подготовке; оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. [5]  На первоначальном этапе изучение данных о кандидате проводят территориальные органы внутренних дел, так называемые «комплектующие органы» в соответствии с Планами комплектования.

Процедура медицинского освидетельствования граждан, поступающих на обучение, имеет свою специфику и проходит в 2 этапа: в ходе предварительного и окончательного освидетельствования. К гражданам, желающим поступить на обучение в образовательные организации системы МВД России, к состоянию здоровья предъявляются определенные требования в зависимости от факультета подготовки специалистов с учетом группы предназначения.[7] Предварительное освидетельствование проводится военно-врачебными комиссиями МСЧ МВД России, не раньше, чем за 6 месяцев до вступительных экзаменов, а окончательное освидетельствование непосредственно ВВК образовательных организаций МВД России перед их зачислением на обучение.

Профессиональный психологический отбор, являющийся одним из элементов изучения кандидата, проводится путем прохождения психофизиологических и  психологических исследований (обследований), медицинских обследований, тестирований, в ходе которых выясняются деловые и личные качества гражданина необходимые для выполнения служебных обязанностей, а также возможные факторы риска общественно опасного поведения. [6]

После успешного прохождения кандидатами на обучение всех необходимых мероприятий материалы изучения данных о кандидате направляются в образовательную организацию системы МВД России. Прием граждан на обучение осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, результатов сдачи единого государственного экзамена и проводимых образовательными организациями дополнительных испытаний. [8]

4. Особый порядок возникновения правоотношений между Российской Федерацией и гражданином. В соответствии с Федеральным законом «О службе» основания возникновения правоотношений в органах внутренних дел могут быть посредством: назначения на должность, поступления на службу в органы внутренних дел после прохождения конкурса, восстановления в должности и зачисления на обучение в образовательную организацию системы МВД России. Только с гражданами успешно прошедшими обязательный профессиональный отбор и вступительные испытания в ведомственной образовательной организации возникают правоотношения в результате зачисления на обучение. Гражданин после его зачисления в образовательную организацию системы МВД России для обучения по очной форме в должности курсанта считается поступившим на службу в органы внутренних дел.

5. Целевой прием на обучение. Территориальные органы внутренних дел с учетом перспективной потребности органов внутренних дел в квалифицированных специалистах и в соответствии с Планом комплектования образовательных организаций системы МВД России осуществляют профессионально-ориентационные мероприятия и профессиональный отбор граждан с целью их поступления на обучение в ведомственные образовательные организации системы МВД России по очной форме, предполагая их возвращение после окончания обучения в тот территориальный орган внутренних дел, который их направил.

6. Контрактная система службы. В настоящее время Федеральным законом «О службе» установлена контрактная система прохождения службы в органах внутренних дел, в связи, с чем все граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел в обязательном порядке заключают контракт о прохождении службы в органах внутренних дел. Согласно приказу МВД России «О примерной форме контракта о прохождении службы в полиции Российской Федерации» контракт о прохождении службы в органах внутренних дел заключается между гражданином или сотрудником и Министром внутренних дел Российской Федерации или руководителем, который имеет право назначения на соответствующую должность. [9]  В практической деятельности возникают спорные вопросы, связанные с заключением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел с гражданами, поступающими на обучение, в связи с тем, что комплектующие органы внутренних дел самостоятельно осуществляют профессионально-ориентационные мероприятия и профессиональный отбор кандидатов на обучение, тем самым, предполагая их возвращение после окончания обучения для дальнейшего прохождения службы в данный комплектующий орган. Данное условие является обязательным, так как соблюдается целевой прием на обучение и обеспечивается неразрывная связь кандидата с комплектующим органом, направившим его на обучение. Правом назначения на соответствующую должность обладают руководители образовательных организаций системы МВД России, а не комплектующие органы внутренних дел. В связи, с чем наблюдается практика заключения контрактов, не только образовательными организациями системы МВД России, но и территориальными органами внутренних дел. Мы считаем, что данный вопрос может быть разрешен путем разработки трехстороннего контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, который бы состоял из двух частей, заполняемый как комплектующим органом на стадии направления в образовательную организацию системы МВД России, так и образовательной организацией на стадии зачисления.

6. Несовершеннолетние сотрудники органов внутренних дел. Только при поступлении на обучение по очной форме в образовательную организацию системы МВД России возможно изучение и зачисление кандидатов на обучение, не достигших возраста 18 лет, и соответственно, заключение контракта о прохождении службы в органах внутренних дел при соблюдении обязательного условия - письменного согласия его законных представителей (усыновителей, родителей, попечителей, опекунов).

7. Финансовые обязательства обучающихся. Впервые Федеральным законом «О службе» определены основания прекращения службы в органах внутренних дел, с наступлением которых возникает обязанность сотрудника возместить МВД России затраты понесенные при его обучении в соответствии с условиями заключенного контракта о прохождении службы в органах внутренних дел. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в ведомственной образовательной организации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы. [10]   

8. Особый порядок присвоения специальный званий. Гражданам, зачисленным на обучение по очной форме в образовательные организации системы МВД России в должности курсанта, присваиваются первые специальные звания рядового состава. Исключительные случаи присвоения специальных званий курсантам определены в Федеральном законе «О службе» при переводе на последний курс в виде звания младшего лейтенанта полиции, и по окончании обучения в ведомственной образовательной организации присваивается очередное специальное звание лейтенант полиции.

9. Специальный порядок прекращения обучения и службы в органах внутренних дел. В случае наступления оснований прекращения обучения или службы в органах внутренних дел курсант подлежит отчислению из ведомственной образовательной организации, и потом возникают правовые основания либо его перемещения по основаниям, не препятствующим дальнейшему прохождению службы, либо увольнения со службы в органах внутренних дел. Если ранее действующие положения нормативных правовых актов содержали возможность откомандирования курсантов для дальнейшего прохождения службы в территориальные органы внутренних дел, направившие их на обучение, то в настоящее время порядок перевода курсанта для дальнейшего прохождения службы в органы внутренних дел предопределен, заключенным с ним контрактом о прохождении службы в органах внутренних дел. Ранее срока окончания обучения в ведомственной образовательной организации курсант может быть переведен в территориальный орган внутренних дел для дальнейшего прохождения службы исключительно только в случае отчисления из ведомственной образовательной организации не раньше третьего курса по определенным основаниям, которые не препятствуют дальнейшему прохождению службы.[9]

10. Специальные меры поощрения. В соответствии с Федеральным законом «О службе» к курсантам ведомственных образовательных организаций за добросовестное исполнение должностных обязанностей, достигнутые результаты в служебной деятельности и за успешное исполнение задач повышенной сложности наряду с общими мерами поощрения, предусмотренными для всех сотрудников органов внутренних дел, такими как: объявление благодарности, награждение почетной грамотой, выплата денежной премии, награждение ценным подарком, награждение ведомственными наградами, досрочное присвоение очередного специального звания, занесение фамилии сотрудника на доску почета или в книгу почета, присвоение очередного специального звания на одну ступень выше, награждение холодным или огнестрельным оружием, могут применяться и специальные меры поощрения, а именно:  установление именной стипендии и предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательной организации.

11. Специальные дисциплинарные взыскания, применяемые в отношении курсантов. В соответствии с Федеральным законом «О службе» сотрудник органов внутренних дел, допустивший нарушение дисциплины и в иных случаях, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности с наложением одного из дисциплинарных взысканий:  перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел, выговор, замечание, предупреждение о неполном служебном соответствии, строгий выговор и увольнение со службы. Вместе с тем, только к курсантам ведомственных образовательных организаций могут налагаться специальные дисциплинарные взыскания такие как: назначение вне очереди в наряд, лишение очередного увольнения из расположения образовательной организации, отчисление из образовательной организации.

С целью урегулирования отдельных вопросов прохождения службы и систематизации нормативных правовых актов, касающихся вопросов поступления кандидатов на обучение, прохождения курсантами обучения и службы, распределения курсантов по территориальным органам внутренних дел, перераспределения, прекращения службы в органах внутренних дел предлагается принять единый нормативный правовой акт, который бы в силу специфики данной категории субъектов государственной службы, регулировал все вопросы, связанные с ними  либо внести изменения в Федеральный закон «О службе», так как до настоящего времени на законодательном уровне некоторые вопросы остаются не урегулированными.

Рецензенты:

Самсонов В.Н., д.ю.н., профессор кафедры административно-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, Белгород.

Лобанов К.Н., д.пол.н, начальник кафедры психологии и педагогики Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина, г. Белгород.


[1] Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - далее федеральный закон «О службе»