Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODS OF DEVELOPING READINESS OF FUTURE TEACHERS TO IMPLEMENTATION PEDA-GOGICAL SUPPORT OF INTELLECTUALLY GIFTED SENIOR STUDENTS

Gumashvili I.R. 1
1 Chechen state university
The paper presents a methodology of developing readiness of future teachers to implementation pedagogical support of intellectually gifted senior students: the stages of its implementation, the aims and objectives of each stage are de-scribed. Attention is paid to the method of "developing discomfort," which serves as the first pedagogical condition, the necessity for the development of future teachers stress resistance is justified. The author presents the program of elec-tive «Intellectually gifted senior student: pedagogical support technology» aimed at introduction to students not only the peculiarities of gifted children, but also the tactics of pedagogical support of such children. It is highlighted the need for passage of future teachers training and teaching practice for mastering practical aspects of working with gifted senior students in order to provide targeted assistance to a student and to find appropriate tactics of pedagogical support: tac-tics of defense, care tactics, assistance tactics or interaction tactics
vocational training
future teacher
teacher
pedagogical support
intellectual giftedness
high school student
developing discomfort

Методика развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников рассматривается нами как алгоритм, определяющие характер развития предпринимаемых действий, которые могут быть оформлены в виде конкретных приемов и способов деятельности. Ее конструирование осуществлялось в соответствии с классическими представлениями о проектировании педагогических систем [1; 2; 3].

Готовность будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников, компонентами которой являются мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и деятельностный развивалась поэтапно в методике. Благоприятную среду для развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников составляют педагогические условия, адресно направленные на развитие каждого компонента такой готовности. Рассмотрим этапы реализации методики, обозначенные в таблице.

Таблица 1. - Этапы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников

Этапы и цели

Задачи

Мотивационно-целевой

Цель: формирование ориентиров профессионального развития будущего педагога в аспекте оказания педагогической поддержки старшеклассникам с интеллектуально одаренностью, повышение мотивации в профессиональном развитии.

  • - Просвещение студентов относительно сущности педагогической поддержки и основах работы с интеллектуально одаренными старшеклассниками;
  • - Осознание и усвоение студентами ценности педагогической поддержки обучающихся;
  • - Стимулирование студентов к личностному развитию путем анализа различных жизненных и педагогических актуальных ситуаций.

Гностически-деятельностный

Цель: развитие когнитивных психических процессов, общих представлений о педагогической поддержке и психологии интеллектуально одаренного старшеклассника, реализация знаний в процессе прохождения учебной практики.

  • - Трансляция системных знаний о возрастных психологических особенностях обучающихся старшего школьного возраста;
  • - Передача информации, касающейся психолого-педагогической диагностики интеллектуальной одаренности в старшем школьном возрасте;
  • - Обучение технологии педагогической поддержки старшеклассников с интеллектуальной одаренностью.

Рефлексивно-оценивающий

Цель: оценка собственных компетенций, сформированных в результате факультативных занятий путем их отработки в результате защиты проектов и на производственной педагогической практике.

  • - Совершенствование умений выявления категории обучающихся старшеклассников с актуальной и потенциальной интеллектуальной одаренностью;
  • - Стимулирование к оказанию педагогической поддержки старшеклассников с интеллектуальной одаренностью;
  • - Развитие рефлексивных способностей студентов.

Методика рассчитана на 2 года и осуществлялась в обозначенные выше 3 этапа. Независимо от этапа реализации методики на каждом происходило качественное преобразование мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного и деятельностного компонентов готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников на основе системно-деятельностного, аксиологического, эко-психотерапевтического и акмеологического подходов.

Каждое педагогическое условие направлено на развитие определенных структурных компонентов готовности будущего педагога к педагогической поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников. В таблице 2 отражена взаимосвязь выделенных педагогических условий и структурных компонентов готовности.

Таблица 2. - Направленность влияния педагогических условий на компонентыготовности будущих педагогов к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников с учетом этапов их реализации

Компоненты

Условия

Мотивационно-ценностный

Эмоцио-нально-волевой

Когнитивный

Деятельнос-тный

 

1. Применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт»

+

+

 

 

 

Мотивационно-целевой  и гностически-деятельностный этап

 

 

2. Включение в ОП факультатива «Интеллектуальнаяодаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки»

 

+

+

 

 

 

 

Гностически-деятельностный этап

 

 

3. Учебная и производственнаяпедагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности

 

 

 

+

+

 

 

Гностически-деятельностный и

рефлексивно-оценивающий этап

 

Итак, на мотивационно-целевом этапе методики основные усилия были сосредоточены на освоении понятийного аппарата исследуемой проблемы, но в первую очередь задачей было сформировать внутренние смыслы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Для этого использовались разнообразные формы проведения учебных занятий: обзорные лекции, лекции-визуализации, семинарские занятия и практикумы. Причем наличие таких форм предполагает филигранное включение в них многообразных методов, которые предпочтительны в плане развития готовности будущего учителя к работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками и в частности оказания им педагогической поддержки. Укажем эти методы: проблемная лекция, дискуссия, кейс-методы, создание проблемных ситуаций и ситуации успеха. Для каждого из этапов предусматривается осуществление выделенных педагогических условий, напомним их: применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт»; включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности.

Первое педагогическое условие реализовывалось на первом (мотивационно-целевом) и втором (гностически-деятельностном) этапе. Рассмотрим специфику применения преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт».Этот метод подразумевает осуществление нескольких эффектов: с одной стороны его использование позволяет ориентироваться на активизацию внутренних личностных ресурсов, важных для разрешения различных проблемных ситуаций, с другой - его освоение позволяет в дальнейшем применять в практике работы с одаренными детьми. Он положительно коррелирует с методом кейс-технологий и технологией педагогической поддержки, однако его специфика заключается в том, что он был разработан московскими психологами-практиками для работы с интеллектуально одаренными детьми [6]. Нам импонирует направленность данного метода на создание сложных ситуаций, которые преодолевает ребенок с интеллектуальной одаренностью, психологические особенности которого отличаются дисгармонией. Педагогическая поддержка подразумевает не только создание максимум благоприятных условий для развития личности, но и формирование определенных условий, стимулирующих развитие социальных навыков, волевых процессов и прочее [4]. В таком обучении студент погружается в некую проблему, даже провокацию, которая не просто может дезориентировать, но даже выбить из колеи. Задача будущего педагога - достойно выйти из смоделированных искусственно или реально возникших затруднений. Причем ситуации должны быть адресованы как педагогическим затруднениям, которые могут возникнуть при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками, так и собственным возможным жизненным трудностям. Представим примерный основной список возможных подобных затруднений (Таблица 3).

Таблица 3. - Ситуации, которые можно смоделировать на занятиях, используя метод развивающего дискомфорта

Педагогические затруднения при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками

Трудности, которые могут возникнуть в учебно-профессиональной деятельности и в других жизненных сферах

- отказ старшеклассника с интеллектуальной одаренностью, который показывает высокие результаты по предмету, участвовать в олимпиаде;

- ярко выраженный страх публичного выступления школьника, который подготовил блестящий доклад для научной конференции;

- угрозы суицидального характера со стороны школьника;

- напряженные отношения старшеклассника с родителями, который обращается за помощью к педагогу в разрешении затянувшегося конфликта;

- отказ старшеклассника ходить на урок к одному из учителей и пр.

- конфликты с преподавателем вуза по поводу задолженности по зачету;

- отказ родителей давать деньги на обучение;

- просьба коменданта общежития съехать с комнаты;

- ваш парень(девушка) три дня не отвечает на звонки, при этом общается с вашими знакомыми;

- пропал интерес к учебе, возникло желание перевестись на другой факультет;

- твои родители против твоей девушки (парня);

- ты явился свидетелем вымогательства денег у соседа по общежитию его одногруппниками;

- страх выступать перед однокурсниками с докладом и пр.

Вместе с тем метод «Развивающий дискомфорт» имеет и определенный побочный эффект - возникающие страх, тревога по поводу появившихся трудностей, порой отчаяние, фрустрация, связанные с неумением решить такую ситуацию. Это может некоторых студентов не только мотивировать, но и демотивировать. Такой момент обязательно принимался во внимание преподавателем на занятиях.

Гностически-деятельностный этап реализации методики развития готовности будущего педагога к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников включал в себя, как и на предыдущем этапе, проблемные лекции, лекции-конференции, семинары с элементами тренинга. Здесь также использовались обозначенный метод развивающего дискомфорта, тренинговые упражнения, различные презентации, дискуссии, кейс-метод и практические упражнения. Так как на данном этапе подразумевается включение учебной практики студентов, то здесь студенты использовали метод ведения дневника учебной практики и составление отчета.

Помимо первого педагогического условия, на данном этапе начинают свою реализацию еще два: включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности. На данном этапе акцент делается на учебной практике, которая проходит на первом и втором курсе.

Программа факультативного курса состояла из нескольких тем: Феномен детской одаренности. Личность одаренного ребенка: возрастные проявления одаренности. Интеллектуальная одаренность: дефиниция понятия, критерии выявления, признаки, особенности личности интеллектуально одаренного ребенка. Основные методы психолого-педагогического обследования личности [5]. Психологические особенности старшеклассников. Технология педагогической поддержки. Специфика педагогической поддержки старшеклассника с интеллектуальной одаренности. Тренинговые процедуры.

Реализация учебной педагогической практики осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ (в данном исследовании участвовали школы г. Грозного, включая лицей и гимназию). Учебная практика осуществлялась на втором курсе обучения. Студенты знакомились с формами работы с одаренными детьми, среди которых: классные часы (посвященные актуальным проблемам ранней юности), портфолио учащихся, различные карты личностного роста или индивидуальные образовательные маршруты одаренных школьников, участие обучающихся с интеллектуальной одаренностью в различных конкурсах как интеллектуальной, так и творческой направленности. Студентами оценивалось осуществляется ли и каким образом консультирование родителей интеллектуально одаренных обучающихся, по каким темам и чьему запросу, включается ли ребенок с интеллектуальной одаренностью в дополнительное образование.

На рефлексивно-оценивающем этапе продолжалась реализация информированности студентов в различных формах проведения занятий, а именно проблемные лекции (лекции с заранее запланированными ошибками), самостоятельные работы студентов и производственная практика. Среди основных методов, реализуемых в данных формах работы, отметим следующие: круглый стол, мозговой штурм, ведение дневника производственной практики и составление отчета, выполнение проекта. На лекциях по психологии внимание акцентировалось на изучениивысших психических функций, рассматривались возрастные особенности обучающихся, в частности психологическое особенности старшеклассников; поднимались темы психологии общения в процессе учебной деятельности, вопросы мотивации учебной деятельности и пр. Отдельное внимание уделялось выполнению проектов, связанных с тематикой педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников («Роль классного руководителя в осуществлении педагогической поддержки интеллектуального одаренных старшеклассников», «Основные проблемные зоны в психологи старшеклассника с интеллектуальной одаренностью: пути их выделения и поддержки», «Особенности коммуникации учеников с интеллектуальной одаренностью», «Тактики педагогической поддержки с учетом актуальной проблемы для интеллектуально одаренного старшеклассника», «Методы выявления старшеклассников с интеллектуальной одаренностью» и др.).

Стоит отметить, что третье педагогическое условие (практика студентов) реализовалось и на третьем этапе развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Если на втором этапе практика носила больше пассивный ознакомительный характер с деятельностью учителя, то на третьем этапе студенты осуществляли непосредственное взаимодействие со школьниками старших классов (классное руководство, проведение уроков, классных, школьных мероприятий).

В процессе производственной педагогической практики студенты, используя комплекс методов диагностики, выявляли старшеклассников с интеллектуальной одаренностью в потенциальной форме, учились оказывать непосредственно педагогическую поддержку тем обучающимся, которые в ней нуждаются. Так если старшеклассник явился жертвой определенных обстоятельств (воспринимался как «белая ворона», ему приклеивались различные ярлыки), выбиралась тактика защиты. Здесь деятельность студента была ориентирована на помощь ребенку в формировании адекватной самооценки, поддержки его в ситуации «один против всех», грамотном выведении из конфликта, снабдив старшеклассника определенными умениями и выводами.

Тактика помощи оказывалась в ситуациях, когда в силу неуверенности и тревожности блокируется активность старшеклассника. Оказывая помощь, студенты показывали старшекласснику, что важно сделать первый шаг в пугающей ситуации, посмотреть на нее более позитивно. Тактика содействия оказывалась более стабильным старшеклассникам, которые имели адекватную самооценку, уровень тревожности у которых соответствовал норме и они не находились в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем наблюдались пассивность или негативность к преодолению некоторых затруднений. Тактика взаимодействия представляла сопровождение старшеклассников, которые отличались высоким уровнем достижения успехов в различных видах деятельности, активность которых необходимо было сохранять и поддерживать со стороны педагога. В данном исследовании студенты разрабатывали индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), где отражалось участие старшеклассника в различных конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Таким образом, освоение описанной методики на мотивационно-целевом, гностически-деятельностном и рефлексивно-оценивающим этапах с применением педагогических условий (включение в занятия метода «Развивающий дискомфорт», реализация факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и прохождение учебной и производственной педагогической практики в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности) позволило повлиять на развитие готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников.