Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

STUDY OF THE READINESS OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN TO INTERACT WITH PEERS IN SPORTS AND PLAY ACTIVITIES

Galimskaya O.G. 1
1 Federal State Autonomous Educational Institutional of Higher Professional Education "Belgorod National Research University"
The article presents the results of research on the readiness of senior preschool children to interact with peers and adults in sports and play activities. The study was conducted in the framework of the implementation of the Federal pilot programme of the Russian Academy of education on the basis of preschool educational institutions in the city of Belgorod. Analysis of the results confirms the existence of problems willingness to communicate with peers and the formation of a communicative component of social experience in high school. Namely, the insufficient level of independence of children, limited ideas about the possibilities of using sport and play activities in their own experience, low level of existence of social-normative behaviour. The research results are compared with previously submitted in the dissertation research data.
sports and play activities
social and communicative development
interaction
social experience
socialization
preschool
В настоящее время в психолого-педагогических исследованиях проблема социализации личности рассматривается как процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны, как процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности.

К шестилетнему возрасту у дошкольников в процессе деятельности вырабатывается не только умение оценивать поведение других детей и взрослых, но и расширяются знания социальных связей, то есть деятельность в этом возрасте помогает ребенку не просто понять, но и оценить социальные явления, приобщаться к миру взрослых. Это подтверждает их готовность к взаимодействию со сверстниками и взрослыми. При этом, под готовностью к взаимодействию, мы понимаем активно-действенное состояние личности, установку на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задачи [1].

Как свидетельствует теоретический анализ последних исследований, несмотря на то, что современные дошкольники во многом опережают в развитии предшествующие поколения своих сверстников, существуют проблемы в области социально-коммуникативного развития. У 25%  выпускников дошкольных учреждений выявлен низкий уровень социальной компетентности, неспособность к взаимодействию со сверстниками, наблюдается беспомощность в принятии самостоятельных решений в простейших жизненных ситуациях [7]. Это негативно сказывается на адаптации выпускников дошкольных учреждений в условиях освоения новой социальной роли - роли школьника. На наш взгляд, в решении этой проблемы в практике дошкольного образования не достаточно используется потенциал спортивно-игровой деятельности. В работах ряда авторов (Л.Н. Волошина [3], Л.Д. Глазырина [4], А.В. Третьяк [6]) отмечается, что знание культурных норм и правил проведения спортивных игр, владение дошкольниками спортивной терминологией, знание способов игровых действий и игровых ролей, специальных игровых сигналов позволяет дошкольникам общаться с играющими детьми в ходе спортивно-игровой деятельности и обеспечивает обогащение социально-коммуникативного развития в дошкольном учреждении.

Цель исследования

Поэтому, целью нашего исследования стало выявление уровня готовности старших дошкольников к взаимодействию в спортивно-игровой деятельности.

Материал и методы исследования

Для определения умения согласовывать свою деятельность со сверстниками, принимать общую цель,  совместно планировать работу, умения договариваться в процессе деятельности и оценивать полученные результаты применялась диагностическая ситуация с использованием подвижной игры «Где мы были - мы не скажем, а что видели - покажем» [2]. Для исследования межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста использовалась ситуация выбора «Подари открытку» [5]. Инициативность, общее смысловое поле взаимодействия, способность принимать и выполнять правила изучали в процессе наблюдения за детьми в спортивно-игровой деятельности [5]. В оценке готовности старших дошкольников к взаимодействию со сверстниками в спортивно-игровой деятельности мы будем ориентироваться на следующие критерии.

Высокий уровень (сотрудничество) (7-10 баллов): дошкольники имеют достаточный объем представлений о правилах сотрудничества. Процесс деятельности детей отличает согласованность, упорядочение действий. Общее смысловое поле взаимодействия существует непрерывно. В ходе всей деятельности, по отношению друг к другу, присутствует чувство «мы», выражающееся в функциональной взаимности, гармоничном сочетании предметных, практических, вербальных и невербальных актов. Результат совместной деятельности дети понимают и оценивают как итог общей работы.

Средний уровень (фрагментарное сотрудничество) (4-6 баллов): представления дошкольников о правилах и способах сотрудничества неполные, неточные, недостаточно осознанные. Совместные действия характеризуются принятием детьми общей цели, восприятием ситуации, в целом, как ситуации совместной задачи. Однако, процесс деятельности протекает параллельно. Отмечается наличие субъективных эталонов при выполнении задания, общие технические критерии работы между участниками не установлены. Единое смысловое поле возникает фрагментами. Регуляция участниками действий друг друга носит прерывистый, эпизодический характер. Дошкольники испытывают беспокойство за результат действий, но оценивают его с позиции индивидуального вклада.

Низкий уровень (неумение сотрудничать) (1-3 балла): дети называют единичные правила сотрудничества. Затрудняются выделить правило в соответствии с поставленной задачей. Осознанности данных представлений о правилах нет, что подтверждается отсутствием попыток их реального применения в совместной деятельности. Действия характеризуются неумением детей воспринимать поставленную в ситуациях цель как общую, отнесением ее только к себе, без ориентира на партнера либо формальным принятием цели как общей, но в процессе выполнения задания проецированием данной цели на индивидуальную программу действий. Процесс деятельности участников протекает параллельно. Каждый из них выполняет задание в индивидуальной логике и темпе. Общее смысловое поле для сотрудничества не возникает. Отсутствует регуляция действий друг друга с общим ходом выполнения работы. Отношение к результату как к итогу общей работы отсутствует.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведения методики «Где мы были - мы не скажем, а что видели - покажем» было выявлено, что только 24 % детей в экспериментальных группах (12 детей) и 18 % детей в контрольных группах (9 детей) умеют работать в командах, настроены положительно на выполнение коллективного задания. В их деятельности прослеживалось партнерство, равенство. Дошкольники спокойно выслушивали задание, согласовывали свои действия при выборе сюжета действий, договаривались при подборе способов изображения, активно вели диалог. Реплики носили характер предложения («давай станем на линию»). При выполнении задания у детей присутствовали невербальные средства коммуникации. Фигуры строили быстро, в соответствии с замыслом, что свидетельствует о достаточном уровне развития сотрудничества. В ходе всей деятельности у дошкольников присутствовало чувство «мы» по отношению друг к другу.

Проявления сотрудничества детей со сверстниками в игровой ситуации «Где мы были - мы не скажем, а что видели - покажем» выражались по-разному. По нашему мнению, они связаны с особенностями самораскрытия и самореализации дошкольников. Значительная часть дошкольников (42 % детей в экспериментальных и в контрольных группах), наблюдали за действием партнера и выполняли действие по образцу (например, Даша К., отвечая на вопрос, о том, как она выполняла задание, ответила: «Я смотрела, что делает Рома и повторяла за ним»). Смысловое поле возникало фрагментарно, когда дошкольники обсуждали какие-то элементы фигуры. Но, в основном, процесс деятельности проходил параллельно, регуляция деятельности дошкольников осуществлялась прерывисто. В конечном итоге, после споров и взаимопомощи, заданная «живая» фигура была построена.

Низкий уровень готовности к взаимодействию был выявлен у 34 % детей в экспериментальных группах (17 детей) и 40 % детей в контрольных группах (20 детей). Дети выполняли задание в индивидуальном темпе и логике, не согласовывая действия с партнером. Отсутствовало управление общим процессом выполнения задания, что показал полученный в итоге результат - построенные фигуры не были завершенными, заданная фигура («самолет», «забор») четко не прослеживалась. Дошкольники не согласовывали свои действия. Каждый хотел выполнить действия самостоятельно, не договариваясь с командой. Объясняя, как ребенок выполнял задание, многие дети говорили «а я так захотел», «мне больше понравилось быть «крылом».

Изучение статистической значимости различий средних величин, полученных в ходе проведения методики «Где мы были - мы не скажем, а что видели - покажем» показало, что средний уровень в контрольных группах составил 4,06±0,25, а в экспериментальных 4,48±0,26. Значение t-критерия Стьюдента составило 1,16. Это говорит о том, что различия между результатами в контрольных группах и экспериментальных группах статистически не значимы (p>0,05). При этом критическое значение t-критерия Стьюдента = 1,987, при уровне значимости α = 0,05, а число степеней свободы f = 98.

Полученные, в ходе проведения ситуации выбора, результаты, позволяют сделать вывод о том, что в исследуемой группе 6 и более выборов («звезды») не набрал никто из дошкольников, 3-5 выборов («принятые») набрали 24 % детей. Однако, почти половина детей (49%) получили 1-2 выборов («непринятые»). Не получили ни одного выбора - 36 % детей. Эти дети часто проявляют несдержанность своих эмоций, что провоцирует конфликтные ситуации в общении со сверстниками. Они нуждаются в помощи педагога, его поддержке. Выборы дошкольников обуславливались субъективным отношением к детям - «нравится играть» или не «нравится играть», имеющимся у них опытом общения и взаимодействия со сверстниками.

Изучение статистической значимости различий средних величин, полученных в ходе проведения методики «Подари открытку»  показало, что средний уровень в контрольных группах составил 3,56±0,17, а в экспериментальных 3,98±0,21. Значение t-критерия Стьюдента составило 1,55. Это говорит о том, что различия между результатами в контрольных группах и экспериментальных группах статистически не значимы (p>0,05). При этом критическое значение t-критерия Стьюдента = 1,987, при уровне значимости α = 0,05, а число степеней свободы f = 98.

Наблюдение за действием детей в процессе спортивно-игровой деятельности и сравнение с результатами, полученными в других заданиях, показало, что дошкольники знают культурные нормы и правила поведения, ориентируются на общепринятые ценности, но не всегда придерживаются и соблюдают их в спортивно-игровой деятельности. Только 23 % детей постоянно оказывают по собственному желанию помощь в процессе игры сверстникам и младшим детям. 77% детей испытывают затруднения в совместной деятельности при согласовании своих действий в процессе игры, не всегда сдерживают проявление своих эмоций. Могут оценить конкретную ситуацию, но не всегда принимают правильное решение и оказывают помощь по просьбе сверстника.

Изучение статистической значимости различий средних величин, полученных в ходе проведения наблюдения за действием детей в процессе спортивно-игровой деятельности показало, что средний уровень в контрольных группах составил 4,08±0,26, а в экспериментальных 4,52±0,25. Значение t-критерия Стьюдента составило 1,22. Это говорит о том, что различия между результатами в контрольных группах и экспериментальных группах статистически не значимы (p>0,05). При этом критическое значение t-критерия Стьюдента = 1,987, при уровне значимости α = 0,05, а число степеней свободы f = 98.

Вывод

Анализ полученных результатов свидетельствует о сформированности у 64% дошкольников высокого и среднего уровня готовности к взаимодействию. Однако, полученные результаты подтверждают наличие проблем готовности к взаимодействию со сверстниками, отмеченных ранее в исследованиях А.В. Третьяка [6], Д.И. Фельдштейна [7]. Так, у 38% детей выявлено существование таких проблем, как недостаточный уровень самостоятельности в организации спортивно-игровой деятельности, отсутствие регуляции действий, наблюдается ограниченность представлений детей о возможностях использования спортивно-игровой деятельности в собственном опыте [6]. Низкий уровень проявления социально-нормативного поведения детьми в  спортивно-игровой деятельности затрудняет организацию командного взаимодействия.

Изучение статистической значимости различий средних величин, полученных в ходе проведения вышеуказанных методик показало, что различия между результатами в контрольных группах и экспериментальных группах статистически не значимы. То есть дошкольники, как в контрольных группах, так и в экспериментальных группах на начало эксперимента имеют схожие показатели.

На наш взгляд, можно повысить эффективность воздействия спортивно-игровой деятельности на социально-коммуникативное развитие, если включать в занятия по физической культуре - коммуникативные минуты, проблемные ситуации, игровые ритуалы, речевые приветствия, коммуникативные беседы, рефлексию. В режимные моменты - специальные коммуникативные игры на релаксацию, коррекцию проблем в общении.

Статья выполнена в рамках научного проекта РГНФ №15-06-10569 «Социализация-индивидуализация детей дошкольного возраста в физкультурно-оздоровительной деятельности»

Рецензенты:

Волошина Л.Н., д.п.н., профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород;

Кондаков В.Л., д.п.н., профессор кафедры физического воспитания факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород.