Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTRODUCTION OF THE PROJECT OUR NEW SCHOOL (ON THE EXAMPLE OF MOBU SOSH № 9 OF YAKUTSK)

Mikhaylova A.V. 1 Popova L.N. 1
1 FAGOU VPO "Northeast federal university of M. K. Ammosov", Financial and economic institute
Development of an education system in the Republic of Sakha (Yakutia) is directed on creation of such educational system which most would meet inquiries and needs of the people living in the region, territorial and geographical, economic, cultural-national features of the republic, life and activity in the conditions of the North. Now on the basis of federal strategic documents, such, as: the priority national Education project, a national educational initiative "Our new school" take root federal educational standards at educational schools of the city of Yakutsk. Article purpose on the example of MOBU SOSh No. 9 of Yakutsk to consider introduction of federal standards in educational process on the example of the national program "Our New School", results of introduction are shown.
monitoring of a control system of educational institution.
social efficiency
system effectiveness of management
educational institutions
education system
Актуальность исследования. Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и уровне образовательного учреждения в соответствии с документами заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт,  т.е. ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, реализуемых учебным заведением. Также успешной деятельности муниципального образовательного учреждения, эффективного управления учреждением разрабатываются новые подходы, новые методы. Одним из них является Программа развития национальной инициативы «Наша новая школа» [3]. Данная программа определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».

В республике Саха (Якутия) в настоящее время 653 школы, в том числе 637 – дневных, 16 – вечерних общеобразовательных учреждений. 73% дневных школ находятся в сельской местности, в них обучаются 55862 учащихся, что составляет 41 % от общей численности обучающихся. Численность педагогических работников – 30 255. Средняя наполняемость классов в сельской местности постепенно снижается за счет миграции в города и составляет – 11,3 чел., в городе – 23, 9 человек. В целях обеспечения равных прав детей на получение общего среднего образования ежегодно утверждается Перечень малокомплектных школ с учетом труднодоступности и удаленности учреждений, действуют законы Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах» и «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений». Типовые здания имеют 65 %  школ,  приспособленные помещения – 35%,   67 % школ размещены в деревянных зданиях  (в основном в сельской местности).В республике ежегодно вводится по 10-12 новых зданий школ. Государственная программа развития образования на 2012-2016 годы предусматривает значительную модернизацию инфраструктуры дошкольного и общего образования. Благодаря принимаемым мерам на сегодня более 70 % школ соответствуют современным требованиям [1]

Также факторами, содействующими соответствию системы образования требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального обучения, государственной поддержки агропрофилированных школ и др.

Важным достижением системы общего образования республики является удовлетворение разнообразных потребностей учащихся в профильных, дуальных, кочевых, лицейских, гимназических школах. Создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агрошкол, школ, имеющих подсобное хозяйство. Вместе с тем состояние системы образования не в полной мере соответствует требованиям инновационного развития республики.

Цель статьи – на примере анализа объекта исследования разработать практические рекомендации внедрения новых образовательных стандартов в образовательный процесс. Объект исследования – МОБУ СОШ № 9 г. Якутска, предмет исследования – переход на новые государственные образовательные стандарты. Методы исследования – анализ документов, анкетирование, опрос.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 им. М.И. Кершенгольца» г. Якутска была образована в 1920 г. В 1999 году школе присвоено имя ветерана Великой Отечественной Войны, одного из директоров школы, – М.И. Кершенгольца. На 01.09.2014 года в МОБУ СОШ № 9 г. Якутска работает 33 педагогических работника, в среднем контингент учащихся составляет 550 учеников с 1 по 11 классы [4]. Школа является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет круглую гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в банковских и иных кредитных учреждениях. Имеет свое обособленное имущество в оперативном управлении.

Организационная структура школы представлена на рисунке 1.

 

 

http://school76.ucoz.ru/Table_1.png

 


       

Рис. 1 - Организационная структура СОШ №9  

В данной модели организационной структуры управления (Рис. 1) видим, что  в основную ветку управления входят директор школы (Черных Нина Петровна), заместители директора по учебной и воспитательной части (Кузьмина А.А., Шишкина И.П.), заместитель директора по административно-хозяйственной части (Помаз Г.В.), учителя, классные руководители, учащиеся. Сформированы отдельные группы: совет школы, методические объединения, ученическое самоуправление, попечительский совет, аттестационная комиссия. Такая линейно-функциональная модель управления школы является наиболее подходящей для осуществления различных вариантов организации образовательно-воспитательного процесса. Из данной схемы видно, что структурой управления предусмотрено разделение сфер влияния на учебную, хозяйственную, финансовую.

С целью исследования удовлетворенностью условиями труда в сентябре-октябре 2013 года было проведено анкетирование сотрудников. Были заданы вопросы по трем основным показателя:

1.                  удовлетворенность оплатой труда

2.                  удовлетворенность психологическим климатом СОШ.

3.                  общая удовлетворенность от результатов деятельности.

 

 

 

Рис. 2 - Удовлетворение оплатой труда

46% респондентов неудовлетворенны уровнем заработной платы, в настоящее время (2015) доля неудовлетворенных работников снизилась, одним из факторов повышения показателя стала мотивация учителей.  Анализ показал, что в рассматриваемой школе недостаточно каких-либо компонентов альтернативного поощрения. В тоже время среди сотрудников (учителей) существует устойчивая потребность в дополнительных компонентах системы материального стимулирования. 24% респондентов считают уровень оплаты труда и систему вознаграждения удовлетворительной.

 

 

Рис. 3 – Удовлетворенность психологическим климатом

50% респондентов считают, что социально-психологический климат в коллективе находится на среднем уровне. Это первый звонок о том, что руководству объекта исследования необходимо обратить внимание на инструменты корпоративной политики. 

 

 

Рис. 4 - Общая удовлетворенность от результатов деятельности

В целом, 39 % респондентов оценивают результаты деятельности образовательного учреждения на высоком уровне.

Оценку эффективности управления образовательным учреждением мы провели по следующим блокам:

Блок 1: Организация работы директора ОУ;

Блок 2. Работа с кадрами;

Блок 3. Планирование работы ОУ;

Блок 4. Изучение, внедрение передового педагогического опыта и работа по преемственности.

Блок 5. Контроль за воспитательно-образовательной работой ОУ;

Блок 6.Взаимодействие ОУ с семьей;

Блок 7. Материально-техническая база ОУ.

По каждому блоку, исходя из изучения конечных результатов деятельности, ставятся баллы по 10-бальной шкале. Результаты оценки показаны на рисунке 5.

 


 

Рис. 5 – Оценка эффективности управления ОУ

Как видно из рисунка, наибольший балл поставлен по блоку 3 – «Планирование работы ОУ». Остальные 1, 2, 4, 5 блоки – оценены на 8 баллов, блок 6 «Взаимодействие ОУ с семьей» и блок 7 «Материально-техническая база ОУ» - оценены на 7 баллов.

Коэффициент эффективности, как по каждому виду управленческой деятельности, так и по всей деятельности составил:

К =  х 100% =  55/ 70 х 100% = 78,57

Если   коэффициент   эффективности   управленческой деятельности составляет 100%-75%, то деятельность образовательного учреждения считается оптимальной.

Таким образом, образовательная система школы (объекта исследования) ориентируется на воспитательный потенциал окружающей школу социальной, исторической, предметно-эстетической и природной среды. За последние годы в школе сложился крепкий, сплоченный коллектив, который работает ровно,
спокойно.

Проблемы, сложившиеся в объекте исследования, совпадают с задачами программы развития национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»:

·         Проблема повышения качества образования. Создание комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса для развития компетенций.

·         Проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий.  Активное внедрение новых ИКТ в образовательный процесс.

·         Проблема доступности преподаваемого материала, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Она заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным.

·         Проблема сохранения психологического здоровья – ключевая проблема в  развитии школы, так как ее решение позволит достичь максимальных результатов в решении выше перечисленных проблем.

В рамках реализации в РФ проекта «Новая школа» меняются требования к руководству школы. «Исследование позволило выявить неожиданный факт: в большинстве наиболее успешных образовательных систем директора, особенно небольших школ, до 80% рабочего времени ежедневно посвящают работе с учителями и учениками, демонстрируя образцы эффективного поведения и передавая накопленный опыт» [5, С. 45].

Итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают, показали, что большинство современных директоров в РФ и в регионах имеют высокие управленческие компетенции [2].

Для МОБУ СОШ № 9 г. Якутска был разработан и внедрен проект на переход к новым стандартам, состоящий из трех этапов:

1.Подготовительный этап - 6 месяцев (февраль-август 2013г.)

2.Первый этап «Информационный» - 2 месяца (август-октябрь 2013г.).

3. Второй этап «принуждение и поддержка» - 3 месяца (октябрь-январь 2014 г.).

4. Третий этап «сохранение и распространение успешного опыта» - 2 года (май 2014 - май 2015гг.).

Основные задачи отражены в таблице 1.

Таблица 1

Реализация программы

Задачи

Содержание

Ответственные

Организационные

 Разработка  программы «Переход на новый ФГОС начальной школы» 

Зам.директора по УР

МО учителей нач.

 Классов

Разработать  систему обучения, обеспечивающую  готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Анализ воспитания и развития качеств личности, отвечающего требованиям информационного общества.

Анализ запросов семьи как участника образовательного процесса в обучении  школьников.

Анализ особенностей личностного психолого-педагогического развития учащихся начальной школы.

Зам. директора по УР

 МО учителей

 начальных классов

Зам директора по ВР

Социальный педагог

 

 

Реализация стратегии социального проектирования и конструирования

Разработка содержания и  определяющих технологий образования на основе образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Зам. директора по УР

 

Осуществление развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира

Разработка эффективной системы учета достижений ученика.

 

Зам. директора по УР,  рабочая группа

Обобщение опыта развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды района.

Все субъекты образования

Обобщение опыта участия обучающихся, их родителей и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды

Участие учеников в  организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Зам. директора по УР

Основные результаты внедрения программы  «Наша новая школа» в МОБУ СОШ № 9 г. Якутска:

- рост качества образования, успешное освоение 100% учащимися образовательной программы;

- становление новой системы повышения квалификации педагогических кадров, основанной на новых содержаниях и информационных технологиях;

- повышение результатов педагогической деятельности, активное использование возможностей современных информационных и коммуникационных технологий 100% педагогов школы;

- создание банка данных «Инновационный опыт системы образования ОУ в условиях обновления содержания образования»;

- увеличение количества творчески работающих учителей, участников профессиональных конкурсов;

- приобретение опыта самостоятельного творчества и самовыражения;

- создание электронного паспорта школы в рамках национального проекта [6].

Таким образом, предложенная модель, включающая различные компоненты интегрирует усилия всех заинтересованных сторон в образовательном процессе.


Рецензенты:

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Рац Г.И., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой "Международные экономические отношения", Финансово-экономический институт, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.