Социальные потрясения, политические и культурные изменения, произошедшие в Российской Федерации (РФ) в последнее десятилетие, в условиях неустойчивого развития экономики обусловили снижение рождаемости и сопровождались значительным ухудшением состояния здоровья наиболее социально и биологически уязвимой части населения - женщин, детей и подростков. В сложившихся социально-экономических и демографических условиях Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на период до 2025 года репродуктивное здоровье определено как один из основных факторов национальной безопасности страны. [12, 13, 14, 16, 20]
По данным Минздрава РФ (2012), в возрастной структуре абортов каждый десятый аборт (10,4 %) приходится на возрастную группу 15-19 лет, каждые десятые роды в стране также приходятся на подростковый возраст. Воспроизводство населения преимущественно реализуется населением фертильного возраста 20-29 лет, на долю которого приходится 49% от общего числа прерываний беременности и 64% от общего числа родов.
Репродуктивное здоровье молодежи, наиболее подверженной негативному влиянию среды и общества, в современных условиях представляет собой сложную многоаспектную проблему. Социально детерминированные изменения репродуктивного поведения девушек России, произошедшие в последние десятилетия, способствовали распространенности и расширению спектра патологии репродуктивной сферы, повышению уровня среди молодёжи инфекций, передаваемых преимущественно половым путём (ИППП), в том числе ВИЧ-инфекции. Следовательно, одним из ключевых факторов демографического неблагополучия страны является ухудшение состояния соматического и репродуктивного здоровья девушек [2, 6, 7, 15, 28].
Студенческий возраст - один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Возрастающие интенсивность и напряженность современной жизни, связанные с кардинальными изменениями жизнедеятельности, стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывают особый отпечаток на репродуктивное здоровье студентов [4, 8,10, 17].
Патология репродуктивной системы у девушек-студенток может стать толчком к психосоциальной дезадаптации со всеми ее осложнениями. В то же время, сравнивая данные, полученные в результате наблюдения за учащимися и не учащимися девушками с патологией репродуктивной системы, можно сделать вывод, что психосоциальная дезадаптация среди студенток встречается гораздо чаще и носит более выраженный характер. Это свидетельствует об определенной роли учебной нагрузки, психологических стрессов и других факторов в ее генезе. Изучая процессы психосоциальной дезадаптации студенток, можно говорить о крайне недостаточном уровне общемедицинских знаний в целом и практическом отсутствии знаний репродуктивной функции, что, по-видимому, является одной из главных причин все возрастающего распространения патологии репродуктивной системы у данного контингента молодежи и обусловленного ею неадекватного восприятия даже незначительных нарушений репродуктивной системы в сочетании со значительными психологическими нагрузками, связанными с учебным процессом. В этом кроются причины нарушения психосоциальной адаптации с ее серьезными негативными последствиями. Наиболее ярко проявляется депрессия у девушек-студенток в случаях незапланированной беременности и может стать причиной необдуманных решений в отношении прерывания беременности. Это попытки медикаментозного ее прерывания с использованием токсических доз фармакологических веществ, но особенно опасны последствия нежелательной беременности в случае ее прерывания в немедицинских условиях, которое представляет угрозу не только здоровью, но и жизни. Еще один момент, на который следует обращать внимание при дезадаптативных реакциях, связанных с непреднамеренной беременностью девушек-студенток, - вероятность суицидных попыток [3, 5, 18].
Нарушения репродуктивной функции у девушек-студенток сопровождаются явлениями психосоциальной дезадаптации, которая усиливается под влиянием неадекватной учебной нагрузки, психологических стрессов, связанных с интенсификацией учебного процесса. Студентки старших курсов уже входят в фертильный возраст. Однако отклонения в состоянии здоровья первокурсников по вузам России приближается к отметке 60-70% от общего числа поступивших на учебу. И если известно, что с каждым годом учебы и трудовой деятельности здоровье лишь ухудшается, то каковы уровни физического развития и подготовленности и удовлетворяют ли они репродуктивным функциям будущих родителей - вопрос остается открытым. [19, 21]
И.В. Сергейко, В.В. Люцко (2014) предоставили данные анонимного анкетирования: в структуре гинекологических заболеваний у сексуально активных студенток наибольшая доля принадлежит ИППП (30 %), практически такое же количество (29 %) имеет нарушения менструального цикла. При сравнении структуры заболеваний репродуктивной системы у сексуально неактивных девушек первое место занимают нарушения менструального цикла (77 %), а на втором месте - воспалительные заболевания органов мочеполовой сферы (13 %). Особого внимания заслуживает тот факт, что 11 обследованных (4 %) до исследования уже столкнулись с проблемой бесплодия. Столь значительные данные в отношении заболеваний, передающихся половым путем, у сексуально активных девушек вероятнее всего обусловлены неиспользованием или неэффективным использованием средств личной защиты при половых контактах. Современные тенденции раннего начала половой жизни, роста количества беременностей и абортов, заболеваний репродуктивной системы и сексуальных расстройств у девушек свидетельствуют о недостаточной эффективности существующих форм работы в поликлиниках и образовательных учреждениях [11, 22, 26,].
Репродуктивное здоровье женщин и мужчин одинаково волнует общество ввиду негативного влияния комплекса биологических, экологических, социальных, экономических и психологических факторов на представителей обоих полов. Реализация репродуктивного потенциала, безусловно, определяется в первую очередь состоянием репродуктивной системы, наличием или отсутствием в разной степени выраженности нарушений в ней, а также общим уровнем соматического здоровья. Причин, приводящих к этим нарушениям, очень много, что определяет трудности, связанные с проблемой их коррекции. Это и либерализация взглядов на гендерные взаимоотношения, и сексуальность при полном отсутствии, а часто извращении информации, связанной с вопросами секса. Кроме того, социально-экономические трудности в нашей стране приводят к нарушению адаптации молодежи в микро- и макро-социальной сфере, потере ею моральных ориентиров, росту частоты проявлений сексуальной агрессии, увеличению распространенности и расширению спектра заболеваний, передающихся половым путем, к раннему началу половой жизни и тем самым - к увеличению количества непреднамеренных беременностей и, как следствие, их прерыванию с последующими осложнениями (расстройством менструального цикла, вторичным бесплодием, эндометритами и т.д.), а также к раннему, в возрасте 15-16 лет, преимущественно вынужденному вступлению в брак, который в дальнейшем нередко приводит к психосоциальной дезадаптации, очень часто с нарушением межличностных отношений, а иногда и девиантным поведением. Указанные факторы становятся причиной ухудшения репродуктивного здоровья и снижения репродуктивного потенциала молодежи, в том числе студенческой [13, 24, 25, 27].
Дальнейшие междисциплинарные исследования должны стать базой для создания современных эффективных программ по усовершенствованию системы профилактики нарушений в репродуктивной сфере и обусловливаемых ими соматических и психических расстройств в студенческой популяционной среде, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репродуктивного потенциала молодежи и улучшению медико-демографических показателей. Раннее выявление гинекологических отклонений и заболеваний среди девушек-студенток, оздоровление организма будущей матери, выделение групп риска, в которых велика вероятность развития патологии беременности, родов и перинатальных осложнений, - важнейшая задача практического здравоохранения и медицинской науки на современном этапе.
Рецензенты:
Алексеев Г.А., д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.
Денисова Т.Г., д.м.н., профессор кафедры акушерства и гинекологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова», проректор по научной работе АУ Чувашии «Институт усовершенствования врачей» Минздравсоцразвития Чувашии, г. Чебоксары.