Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение.В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства.
Российская Федерация унаследовала систему подготовки педагогических кадров, выстроенную в условиях регулируемого рынка труда, что позволяло осуществлять обязательное распределение выпускников и жестко регулировать число студентов.
На современном этапе новые требования к качеству высшего образования, выраженные в новых федеральных государственных образовательных стандартах, утверждение профессионального стандарта педагога предполагают необходимость изменения как в организации, так и содержании и технологии подготовки будущих педагогов.С одной стороны, вектор государственной политики РФ в образовании и науке сосредоточен, на повышении конкурентоспособности российских ВУЗов на международном рынке образовательных услуг средствамиразличных содержательных и законодательных реформ всех уровней образования, что напрямую связано с серьезным изменением требований к организации образовательного процесса. С другой стороны, высокий уровень конкуренции на рынке труда приводит к тому, что работодатель предъявляет конкретные требования как куровню профессиональных знаний и умений, так и к степени их владения, которыми должен обладать выпускник - в частности, направления «Педагогическое образование».
Цель исследования
При выборе по направлению «Педагогическое образование»у студентов должен бытьчеткий прогноз о ситуации на рынке труда, которая ожидает их по окончании обучения в ВУЗе что, соответственно, дает возможность прогнозироватьожидания работодателей понимания ими профессиональной конкурентоспособности будущих педагогов.
Задачи прогнозирования потребностей в педагогических кадрах по регионам и муниципалитетам, трудоустройства выпускников, выстраивание системы профессиональной поддержки и сопровождения молодых педагоговопределяют курсВУЗовна интеграцию всех аспектов образовательнойдеятельности с работодателями (Т.В.Кузьмичева [3]).
В контексте решения проблемы конкурентоспособности будущих педагогов наиболее ценным представляется создание в 2015году в Мурманской области единого крупного образовательного центра России за Полярным кругом -Мурманского арктического государственного университета, -который позволит объединить материально-технические, кадровые, образовательные и другиересурсы региона, что создаст условия для привлечения внимания молодежи к педагогическим профессиям, расширит спектр образовательных программ, даст возможность получения современных инновационных знаний, построенных на основе интегративных принципов образования.
Материалы и методы исследования
В Законе РФ «Об образовании» [1] предусмотрено обеспечение демократического, государственно-общественного характера управления образованием, в котором сочетается деятельность государственных, муниципальных органов и администраций образовательных учреждений с деятельностью органов всех субъектов образовательного процесса, направленной на развитие образовательной сферы.
В Мурманском Арктическом государственном университете действует открытая система, эффективность которой определяется как внутренними ее качествами, так и условиями окружения. Организация непрерывного сотрудничества, «встречного» движения всех участников образовательных отношений, имеющих определенный интерес к решению проблем качества подготовки будущих педагогов Мурманской области, является предпосылкой развития системы профессиональной подготовки конкурентоспособных педагогов региона.
С целью повышения качества подготовки педагогических кадров, приведения системы педагогического образования в соответствие с Профессиональным стандартом педагога и ФГОСов общего образования необходимо проанализировать, насколько однонаправлены векторы сотрудничества,- в частности, студентов направления подготовки ««Педагогическое образование»-профессорско-преподавательского состава и непосредственных работодателей, а также изучить практики высшего образования студентов направления подготовки «Педагогическое образование»[5] с позиции компетентностного подхода деятельности педагогов, планирующих работать с разными категориями детей и подростков.
Таким образом, актуальность исследования проблемы конкурентоспособного педагога высшего образования вызвана рядом противоречий:
на нормативно-правовом уровне: между общественно-государственным заказом на объективно-необходимый поиск принципиально новых, более эффективных подходов к подготовке конкурентоспособных выпускников рассматриваемых образовательных направлении и неспособностью традиционной системы высшего образования обеспечить достижение заданного уровня;
на методологическом, научно-теоретическом, уровне: между объективной значимостью проблемы создания системы подготовки конкурнетоспособных кадров в области образования и недостаточной её научной разработанностью в педагогической теории.
на дидактико-методическом уровне:между объективной необходимостью в разнообразии образовательно-технологического обеспечения системы высшего образования и ее недостаточной технологичской обеспеченностью.
на региональном уровне: между необходимостью учета региональных особенностей и ресурсов системы высшего образования, кадровой потребностью и их применения к региональным условиям.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: разработка методологических, теоретических и технологических основ, определяющих условия создания модели высшего образования, реализация которой обеспечит конкуретноспособность педагогов в условиях трансформации общества.
Для преодоления противоречий, необходимаразработка новой методологии исследования, которая интегрировала бы существующие подходы: системный (В.Г.Афанасьев, И.В.Блауберг, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин); социально-контекстный (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова, Н.Б. Лаврентьева) и теории образования: теория взаимодействия интеграции и дифференциации (А.Г.Асмолов, Л.П.Буева, Н.И.Вьюнова, А.Я.Данилюк, А.Д.Урсул и др.); теория непрерывности, последовательности, взаимозависимости всех звеньев педагогической системы образования (Н.Д.Никандров, В.А.Сластенин, Е.В.Ткаченко и др.);развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев, С.И. Кисельгоф); проблем формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В. М. Антипова, А. Я. Арет). Интеграция представленной методологии позволила бы вывести научный анализ тенденций и перспектив развития высшего образования на качественно новый уровень исследования.
На наш взгляд, создание системы профессиональной подготовки будущих конкурентоспособных педагогов может быть эффективным, если:
- осуществляется на основе социально-контекстного, системного, регионального, инновационного, интегративно-инклюзивного, медико-социального, психолого-педагогического и правового подходов всех участников образовательных отношений;
- содержательно-технологический компонент системы профессионального образования студентовбазируется на научном осмыслении требований государственно-общественного заказа к уровню обеспечения условий качества образования;
- осуществляется системный мониторинг качества высшего образования, обеспечивающий адекватные действия, направленные на ее совершенствование;
- созданы необходимые условия реализации модели конкурентоспособности выпускника Мурманского арктического государственного университета направления подготовки «Педагогическое образование».
Результаты исследования и из обсуждение.
Несмотря на обозначенную существенную актуальность ситуации, сегодня недостаточно представлены исследования, в которых были бы сопоставлены федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего образования [5]и требования рынка труда относительно профессиональной компетентности студентов направлений «Педагогическое образование», обеспечивающей их конкурентоспособность.В этом сопоставительном анализе и есть природа движения высшего образования к рынку труда с учетом запросов работодателей.
Решение проблем соответствия подготовки специалистов в ВУЗе требованиям рынка труда, соответствия сформированных профессиональных компетенций у студентов направления «Педагогическое образование», которые они получают в период обучения, тем запросам реального работодателя, который ожидает их по завершению обучения,зависят от содержания и качества используемых на практике форм взаимодействия высшего образования и работодателей.
Для оценки эффективности подготовки кадров существует основной критерий - владение выпускниками ВУЗов совокупностью ключевых, профессиональных, компетенций, которые являются результатом профессиональной подготовки в рамках реализации компетентностного подхода (А.В.Хуторской[5], И.А Зимняя [2]и др.).
Данный индикатор всегда был результатом совместной образовательной деятельности «студент-преподаватель» и выражался в показателях готовности выпускника к решению современных профессиональных задач. На наш взгляд, следует выделить уровни формирования профессиональных компетенций с позиции взаимодействия всех участников образовательных отношений в системе подготовки конкурентоспособных педагогов высшего образования, а именно: преподаватель-студент- педагог-практик-работодатель.
1 уровень (организационный). Цель- создание образовательных ресурсов подготовки педагогических кадров высшего образования. На данном уровне участниками образовательных отношений происходит проектирование образовательной деятельности в диаде «преподаватель-работодатель».
Формы взаимодействия: написание работодателями экспертных заключений на учебные планы по направлению «Педагогическое образование»; рецензирование рабочих программ дисциплин, планируемых к реализации обозначенного направления подготовки; заключение договоров о сотрудничестве и проведении практик; создание ресурсного центра с участием инновационных организаций региона, осуществляющих производственную деятельность и университета; составление заявок на написание курсовых и выпускных квалификационных работ с учетом образовательных потребностей региона; разработка системы независимой профессиональной оценки компетентности выпускников направления «Педагогическое образование».
2уровень (содержательный). Цель - реализация образовательных программ подготовки конкурентоспособных педагогов, применение образовательных ресурсов региона, в том числе сетевое взаимодействие.
Формы взаимодействия: привлечение педагогов-практиков к преподаванию дисциплин; организации практик, стажировок; написание экспертных заключений по прохождению практик студентом; участие в сопровождении карьерного роста студентов, в том числе составление портфолио обучающихся; экспертиза методических мероприятий, проведенных студентом и др.
3 уровень (рефлексивный). Цель -оценка сформированности компетентности выпускника.
Формы взаимодействия: апробация системы независимой профессиональной оценки компетентности выпускников направления «Педагогическое образование»(участие в работе государственной итоговой аттестации; профессиональное тестирование; собеседование и т.д.).
Заключение.
Таким образом, перед высшим образованием, в том числе - Мурманским арктическим государственным университетом, встает актуальная задача внедрять новые формы учебной и самостоятельной деятельности студентов не только наряду с традиционными формами и видами педагогической деятельности, но и учитывать запросы и ожидания всех субъектов образования (преподавателей, студентов, педагогов-практиков и работодателей). Благодаря «встречному» движению заинтересованных работодателей, активных студентов и компетентных преподавателей, инициации в русле сотрудничества и партнерства положительно влияют на качество подготовки профессионально ориентированного выпускника - будущего конкурентоспособного педагога, с теми профессиональными компетенциями, которые ему необходимы в конкретной образовательной организации.
Рецензент:
Жигунова Г.В., д.соц.н., доцент проректор по научной работе Мурманского арктического государственного университета, г.Мурманск.
Прялухина А.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии Мурманского арктического государственного университета, г. Мурманск.