Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DYNAMIC CRITERIA ANALYSIS OF FORMING SOCIAL COMPETENCIES OF TEENAGERS IN SCHOOL LINGUISTIC-COMMUNICATIVE ENVIROMENT

Shabalkina S.E. 1
1 International Market Institute
Short dynamic criteria analysis of formingsocial competenciesof teenagersin the schoollinguistic-communicativeenvironmentis put in this paper. In the article we give the characteristic oflinguistic andcommunicative environment. In our study we define two components of forming social competences: 1. thecommunicative-practice, 2. procedural technology.The cognitive criteria of the development of the first component are communicative and personal teenagersachievementsusing foreign language and specialactivitiesorganized by teachers while positively interacting. The praxeological criteria of the development of the second component are personal achievements of teenagers in the ability to act, interact performing subject roles with foreign language skills. On the basis of teenagers self-realization of the "Individuality" we could see theformation dynamics of reflective criteria.
practice.
formation
linguistic-communicative environment
social competence
Анализ динамики показателей формирования социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде включал в себя анализ представлений подростков о ценностной сущности и социальной значимости изучения иностранного языка в школе и осуществлялся на всех этапах исследования. Мы определили в результате пилотного опроса подростков, что содержание представлений подростков о ценностной сущности и социальной значимости изучения в школе иностранного языка это: 1) возможность взаимодействовать на иностранном языке в социуме; 2) современная необходимость изучения иностранного языка; 3)реализация своего «Я» как развивающегося социального субъекта.

Цель исследования. Полученные данные показали, что подростки экспериментальных и контрольных групп определяют ценностную сущность и социальную значимость изучения иностранного языка в школе как средство, актуализирующее социальную потребность и возможность реализации своего «Я» во взаимодействии с другими людьми используя знания иностранного языка, необходимые современному человеку.

В исследовании мы определяем лингво-коммуникативную среду как особым образом организованное в пространстве и времени, на уроке и вне урока, межличностное взаимодействие, обеспечивающее развитие у подростков умений проявлять свое «Я» - когнитивное, «Я» - коммуникативное, «Я» - праксиологическое как успешно познающих, позитивно взаимодействующих и активно действующих субъектов социума [6].

Особое  внимание уделяем тому факту, что социальные компетенции подростков в школе формируются и проявляются в процессе освоения информации (результат освоения – знания), приобретения опыта и развития умений применять накопленные знания (результат – компетенции), инициировать социальное взаимодействие на основе знаний и опыта (результат – социальные компетенции) [6].

Материал и методы исследования. Формирующий этап эксперимента был основан на системном внедрении в практику деятельности подростков модели и программы формирования социальных компетенций подростков (ФСКП) в школьной лингво-коммуникативной среде путем актуализации социально ориентированной потребности и реализации интегрированной способности подростков проявлять себя активным субъектом социума, в частности, в процессе реализации программы «Я расту…» [5]. В программе «Я расту…» выделено когнитивное направление ФСКП (познание, уточнение понятий, развитие представлений, которое предполагает актуализацию когнитивного «Я» подростков на основе развития потребности и реализации способности осуществлять успешное познание, путем активизации их познавательной деятельности). Актуализация «Я» - когнитивного подростков проявлялась в приобретении ими знаний, представлений о сущности базовых понятий, в активном познании своего «Я» и социума.

На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод о необходимости развития коммуникативно-деятельностного компонента ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде, формирующего умения подростков осуществлять позитивное межличностное взаимодействие. Показателем развития этого компонента являются коммуникативные и личностные достижения  подростков в освоении организованных педагогами практик позитивного взаимодействия с использованием знания иностранного языка. Для диагностики этого показателя мы использовали модифицированные методики «Напиши свой портрет», «Стиль общения» для определения коммуникативных способностей, ценностных ориентаций подростков, способствующих формированию потребности реализовать себя в социуме, чувствовать, осознавать и реализовывать потребность осуществлять позитивное межличностное взаимодействие с применением знания иностранного языка.

Проведенный анализ результатов опроса показал, что подростки способны понять сущность своего развития на основе приобретенного ими опыта позитивного взаимодействия, а также и своего личностного развития в нем. По мнению подростков экспериментальных и контрольных групп, в процессе позитивного взаимодействия, которое является средством формирования социальных компетенций в лингво-коммуникативной среде, в первую очередь  развиваются следующие качества личности: понимание смысла выполняемой деятельности, активность, трудолюбие, инициатива, общительность, самообладание, умение самостоятельно принимать решения, ответственность, организаторские умения. Наглядно соотношение мнений подростков экспериментальных и контрольных групп от общего числа опрошенных после формирующего эксперимента, в процентном выражении представлено в диаграммах 1, 2. Различие во мнениях подростков обеих групп составляет: понимание смысла выполняемой деятельности – 10,2%, активность – 33,6%, трудолюбие – 33,6%, инициатива – 12,1%, общительность – 10,4%, самообладание – 14,7%, умение самостоятельно принимать решения – 15,2%, ответственность – 25,1%, организаторские умения – 10%.

Это логичный результат, так как процесс успешного познания ценностной сущности и социальной значимости изучения иностранного языка  подростками экспериментальных групп совершается в определенных временных и пространственных рамках. В качестве пространственно – временного ограничения выступает особым образом организованная педагогами лингво-коммуникативная среда в школе, которая является для подростков «центром социума, в котором он живет, действует в очень важный период своей жизни – взросления и самоопределения» (А.В.Кирьякова) [1].

Диаграмма 1

Мнения подростков экспериментальных групп о качествах личности, развиваемых в процессе позитивного взаимодействия в школьной лингво-коммуникативной среде

Диаграмма 2

Мнения подростков контрольных групп о качествах личности, развиваемых в процессе позитивного взаимодействия в школьной лингво-коммуникативной среде

На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод о необходимости развития процессуально-технологического компонента ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде, формирующего умения подростков приобретать опыт выполнения индивидуальных ролей в активной, креативной социально ориентированной деятельности. Показателем развития этого компонента являются личностные достижения  подростков в умениях действовать, содействовать, взаимодействовать, сочувствовать, сопереживать другим людям, выполняя субъектные роли с использованием знания иностранного языка. Следовательно, нами была установлена динамика формирования праксиологического показателя социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде.

Действенно-практическое направление самореализации подростков как социальных субъектов в процессе ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде актуализирует подростков на реализацию своего «Я» - праксиологического в активной социально ориентированной деятельности путем освоения лингво-коммуникативных практик успешного познания, позитивного межличностного взаимодействия и приобретения опыта выбора и выполнения индивидуальных ролей: инициатора деятельности, проектов, акций, презентаций, соревнований, новых идей, предложений; организатора деятельности, взаимодействия, общения, способного объединять подростков на достижение цели; креативного исполнителя, реализующего цели, продуктивно корректирующего получаемые задания, улучшающего их исполнение;  рефлексирующего зрителя, воспринимающего, оценивающего, активно выражающего, эмоционально проявляющего свое отношение к происходящему (В.Г. Асафов, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Е.И. Тихомирова, Л.И. Уманский).

Подростки осваивали роли во время различных мероприятий: акций, конкурсов, смотров, а также в процессе регулярно организуемой в школе познавательной, культурно-массовой, спортивной, благотворительной, творческой деятельности в лингво-коммуникативной среде. В активной социально ориентированной деятельности подростки приобретали опыт, осознавали ценности традиций воспитания в школе (содружество, сообщество, сотрудничество), учились презентовать себя родителям, социальным партнерам, младшим школьникам, сверстникам, старшеклассникам во время внеурочной деятельности на иностранном языке: неделя иностранного языка в школе, конкурсы на лучший журнал, стенгазету, рисунок, перевод, исполнение песни; самопрезентация «Мои достижения»; посвящение; смотр социально ориентированных проектов и др.

На этапе формирующего эксперимента все подростки экспериментальных групп были включены в познавательную, творческую, игровую, социально ориентированную деятельность, поэтому факт участия был у всех подростков, а степень участия, отношение к выполняемой деятельности были разные. Динамика праксиологического показателя ФСКП в школе в лингво-коммуникативной среде, полученная на основе результатов наблюдения и тестирования подростков экспериментальных и контрольных групп в процессе освоения ими индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности представлена в таблице 1.

В начале опытно-экспериментальной работы были подростки, проявляющие себя  как инициаторы деятельности, которые сами активно предлагали новые формы деятельности,

Таблица 1

Динамика праксиологического показателя формирования

социальных компетенций  подростков в экспериментальных группах

 

Осваиваемые индивидуальные роли в активной социально ориентированной деятельности

Экспериментальные группы / контрольные группы (% от общего числа)

Подростки 6-х классов

Подростки 7-х классов

Подростки 8-х классов

Начало экспер.

Конец экспер.

Начало экспер.

Конец экспер.

Начало экспер.

Конец экспер.

Автор идеи, инициатор деятельности

27,3 /12,9

92,9/ 55,9

17,9/ 12,8

89,8/55,6

22,8/13,2

88,3/57,3

Организатор деятельности, руководитель

26,3 /12,9

82,2/62,9

17,4/12,8

85,9/32,8

25,6/13,2

88,3/46,3

Креативный

исполнитель деятельности, практик

32,8/17,6

97,7 / 72,4

33,1/22,2

94,9/63,3

33,3/21,9

97,2/61,3

Рефлексирующий зритель, аналитик

55,5/47,1

52,8 / 44,1

58,5/52,8

56,2/47,2

48,3/37,5

47,1/36,1

Значение t - критерия Стьюдента при крит. значениях в пределах 2.45 -  3.71

 

3.8/ 3,6

 

3.8/2,1

 

3.8/3,6

проекты (27,3%  - подростки 6-го класса, 17,9% – 7-го класса, 22,8% – 8-го класса); как организаторы деятельности, которые умело организовывали деятельность младших и сверстников, реализуя предложения и проекты инициаторов (26,3% - подростки 6-го класса, 17,4% – 7-го класса, 25,6% – 8-го класса);как творческие, инициативные исполнители, обеспечивающие процесс выполнения деятельности и ее результат (32,8% - подростки 6-го класса, 33,1% – 7-го класса, 33,3% – 8-го класса). Были и подростки – зрители (55,5% - подростки 6-го класса, 58,5% – 7-го класса, 48,3% – 8-го класса), которые исправно выполняли роли наблюдающих за действиями других, выражали свое одобрение или относились индифферентно к процессу деятельности, т.е. осуществляли рефлексию [6].  Следует отметить, что часть подростков проявляла себя одновременно во всех ролях: автор идеи, организатор, руководитель и креативный исполнитель деятельности. Были подростки, генерирующие идеи, но не участвовавшие в общественных мероприятиях, но с удовольствием выполняли монопроекты. Это объясняется индивидуальными личностными особенностями каждого подростка (экстраверты, интроверты), что мы и учитывали при организации каждого задания.

По результатам формирующего эксперимента количество подростков, проявляющих умения инициировать, организовывать, руководить, исполнять деятельность в процессе изучения иностранного языка в экспериментальных группах  увеличилось почти на 60% в каждом классе. В контрольных группах число подростков, проявляющих себя и как инициаторы, и как организаторы, и как творческие исполнители было в среднем 13%. К концу эксперимента число таких подростков возросло почти на 40%.

Для нашего исследования важно было создать мотивацию подростков на участие в разных видах деятельности, которая обеспечивает формирование социальных компетенций, в частности, в активной социально ориентированной деятельности – на благо других людей, в которой реализуется возрастная потребность подростков проявить себя в социально значимых делах (Б.З. Вульфов, В.А. Караковский, А.В. Мудрик). Этот факт объясняется тем, что активная социально ориентированная деятельность, основанная на традициях российского социума – помогать, поддерживать, взаимодействовать, обеспечивает освоение подростками практик и  приобретение подростками опыта социально ориентированной деятельности уже в школе[2;3;4;5].

Результатыисследования и их обсуждение. Включение подростков в активную социально ориентированную деятельность на основе реализации модели ФСКП в школьной лингво-коммуникативной среде позволило достичь желаемой тенденции в формировании социальных компетенций подростков: развитие познавательной активности и самостоятельности; увеличение инициативных предложений; стремление  практиковаться и приобретать опыт освоения разнообразных ролей; ориентация на позиционирование своих достижений на основе адекватной самооценки, познания, рефлексии.

Результатом целенаправленной активной социально ориентированной деятельности подростков в школе на благо младших школьников, сверстников, старших школьников  явились победы подростков в конкурсах, инициирование проектов на соревнованиях, реализация проекта «Сюрприз на память!» для младших школьников, «Дебаты» - для сверстников, «Театрализованное ШОУ» - для всех учеников школы и др.

Заключение. Нами была установлена динамика формирования рефлексивного показателя социальных компетенций подростков в школьной лингво-коммуникативной среде на основе самооценки подростками реализации своего «Я» в процессе выполнения индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности, участвовавших в формирующем эксперименте. Подростки экспериментальных групп проявили умения достигать и анализировать свои результаты успешного познания, позитивного межличностного взаимодействия, активной социально ориентированной деятельности по следующим параметрам: 1 - реализация своего «Я» в активной социально ориентированной деятельности; 2 – приобретение опыта освоения подростками индивидуальных ролей в активной социально ориентированной деятельности; 3 – готовность подростков к инновационной социально ориентированной деятельности; 4 – развитие коммуникативных умений подростков; 5 – готовность подростков к самостоятельной организации.

Рецензенты:

Водоватова Т.Е., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой германских языков.Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка»,    г. Самара;

Стуколова Л.З., д.п.н., профессор кафедры социального управления и организации работы с молодежью. Частное образовательное учреждение высшего образования «Международный институт рынка», г. Самара.