Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF FORMATION OF THE TEACHERS´ READINESS TO HEALTH-CORRECTING ACTIVITIES AGAINST THE NEGATIVE INFLUENCE OF PUPILS’ EDUCATIONAL WORK WITH COMPUTER

Scherbakova N.B. 1
1 Nizhny Novgorod Institute of education development
This article is devoted to the questions of pupils’ health maintenance in connection with the use of information and communication technologies. The author analyzes the main negative factors of pupils’ educational work with computer: the eye strain, the physical strain, that associated with the muscle prolonged static load, the mental strain. The paper presents a model of organizational and substantive support of the system of formation of teachers´ readiness to health-correcting activities against the negative influence the pupils’ work with computer. We have developed programs of training courses in person and with using electronic learning, distance-learning technologies with the aim of formation of teachers’ readiness health-correcting activities against the negative influence the pupils’ work with computer.
pupils’ health maintenance
connection with the use of information and communication technologies
teachers´
readiness to health - correcting activities
negative influence the pupils’ work with computer
В настоящее время актуализируется проблема продуктивного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, при этом особо акцентируется внимание на вопросах безопасного применения компьютера в процессе обучения школьников. Вместе с тем, педагоги зачастую оказываются неподготовленными к деятельности здоровьесбережения обучающихся в связи с использованием ИКТ.

Изучение научно-методических публикаций позволяет сделать вывод о усугублении негативных тенденций, связанных с активизацией использования средств ИКТ в образовательной деятельности. Данные многочисленных исследований, проведённых среди детей дошкольного и школьного возраста, свидетельствуют о негативном влиянии компьютера на состояние здоровья обучающихся. В качестве основных негативных факторов, снижающих потенциал состояния здоровья школьников, исследователи выделяют: зрительное напряжение, психическое напряжение, физическое напряжение, связанное с длительным статическим напряжением мышц пользователя персонального компьютера (Е. К. Глушкова, А. Г. Долодаренко, В. Р. Кучма, Ш. К. Махмадов, Е.И. Машбиц, И. В Роберт, Р. И. Сазанюк, М. И. Степанова и др.) [1-7]. Отрицательное влияние указанных факторов обуславливает необходимость введения корригирующего воздействия посредством системы двигательных действий. Анализ публикаций, прямо или косвенно связанных с отмеченной детерминацией, позволяет констатировать явную недостаточность исследований такой системы. Недостаточность связана с тем, что имеющиеся исследования посвящены отдельным аспектам взаимодействия обучающихся с персональным компьютером: гигиеническим и физиологическим особенностям взаимодействия школьника с персональным компьютером, влиянию на зрение, нервно-эмоциональному напряжению обучающихся, особенностям использования ИКТ для внеучебных занятий, воздействию на здоровье обучающихся углубленных занятий с использованием компьютера и пр. (Е. К. Глушкова, А. Г. Долодаренко, В. Р. Кучма, Е.И. Машбиц, И. В Роберт, Р. И. Сазанюк, М. И. Степанова, Ш. К. Махмадов, Т.П. Экономова и др.) [1-7,9]. Можно утверждать, что проектирование системы физкультурно-корригирующих воздействий в целях устранения негативного влияния компьютера, не имеет системного решения. Публикации по этому поводу являются лишь предпосылками, элементами системы. Создание такой системы предполагает, во-первых, определение состава её компонентов, во-вторых - отношений приоритетности и целевой состоятельности с учетом соответствия влияющего воздействия корригирующей физкультуры с возможностями объектов воздействия.

Готовность педагога в сфере использования оздоровительных и корригирующих методов играет ключевую роль в здоровьесбережении обучающихся при работе с компьютером. Под готовностью мы понимаем «интегральное личностное образование на основе потребностей и способностей, характеризующееся нормативным уровнем преобразования общественных отношений в систему функций индивида» [8, с. 78]. Анализ результатов фонового исследования по определению уровня готовности педагогов Нижегородской области к оздоровительно-корригирующей деятельности при работе обучающихся с компьютером (было проведено анкетирование тридцати двух слушателей курсов повышения квалификации на базе ГБОУ ДПО НИРО) свидетельствует о недостаточном ее уровне. В связи с этим, нами предпринята попытка разработать модель организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером.

Указанная модель (см. Рис 1) построена на основе системного подхода, предполагающего необходимое и достаточное число компонентов, наличие прямых и обратных отношений между ними.

Анализ ситуации 1.0 предполагает изучение научно-методической литературы, результатов исследований, документов, определяющих социальный заказ общества на сохранение здоровья подрастающего поколения; мониторинг состояния здоровья школьников; проведение фоновых исследований по определению уровня готовности учителей к оздоровительно-корригирующей деятельности при работе обучающихся с компьютером; определение уровня подготовленности родителей и обучающихся к профилактической и корригирующей деятельности при использовании ИКТ. В настоящее время отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, что связывается, в частности, с недостаточной подготовленностью учителей, родителей, обучающихся к деятельности здоровьесбережения обучающихся в сфере использования ИКТ.

Вследствие этого, в предложенной модели целью 2.0 является оптимизация организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером. Основными задачами являются: проектирование, организация, реализация, контроль и рефлексия. Проектирование - определение содержания оздоровительно-корригирующей деятельности педагогов (формирование системы знаний, способов деятельности о возможностях оздоровления и коррекции нарушений в состоянии здоровья обучающихся при работе с компьютером, активизации родителей и обучающихся, формирование у них установок на ведение здорового образа жизни, интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям различного рода, совместной деятельности).

Рис. 1 Модель организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером

Организация предполагает определение оптимальной последовательности и распределение во времени основных компонентов оздоровительно-корригирующей деятельности. Реализация - осуществление оздоровительно-корригирующей деятельности педагогами, родителями, обучающимися. Контроль и рефлексия включают сверку цели, задач и результата (уровня готовности участников образовательного процесса), коррекцию социального заказа и других компонентов системы при необходимости, оценку эффективности работы системы. Компонент 2.0 состоит в прямых и обратных отношениях с 1.0: при изменении социального заказа соответственно изменятся цели и задачи системы, в свою очередь информация о невыполнении целей и задач активизирует потребность общества в корректировке социального заказа.

Для достижения поставленных цели и задач нами разработаны программы курсов повышения квалификации 3.0 для педагогов, предполагаемые к реализации в очной форме и с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на базе ГБОУ ДПО НИРО, и рассчитанные на 18 уч. ч. Обучение слушателей основано на проведении лекционно-практических занятий, семинаров, тренингов, с последующей защитой ими проектной работы по организации профилактической и корригирующей деятельности с обучающимися своего класса при работе с компьютером.

В настоящее время обучение с использованием ДОТ становится все более актуальным способом повышения квалификации, позволяющим учителям обучаться без отрыва от работы, вне зависимости от географического положения в удобное для них время. Специфика дистанционного образования заключается в отсутствии непосредственного личного контакта преподавателя и слушателя, поэтому важная роль отводится интерактивным элементам, активизирующим деятельность участников дистанционного курса (консультативным форумам, рефлексии, онлайн занятиям и пр.). Компонент 3.0 находится в прямых и обратных отношениях с 4.0: содержание программы определяет состав информационного, методического и организационного обеспечения, изменение же состава влечет за собой корректировку программы курсов. Также 3.0 находится в субординационных отношениях с 2.0: цель и задачи определяют направления разработки программ учебных курсов.

Следующим компонентом системы является обеспечение 4.0, включающее три составляющие, находящиеся в прямых и обратных отношениях друг с другом и в субординационной зависимости: информационную 4.1, методическую 4.2, организационную 4.3, что соответственно предполагает - состав информации, предъявляемой для изучения педагогам по вопросам оздоровления и коррекции нарушений состояния здоровья обучающихся при использовании ИКТ, методику обучения слушателей (использование различных форм и методов их активизации (активные методы обучения, тренинги, метод проектов, семинары)), организацию работы с ними (последовательность и объем изложения учебного материала). 4.0 находится в отношениях взаимозависимости с 4.1, 4.2, 4.3.

Реализация курсов повышения квалификации 5.0 - следующий компонент системы - предполагает их проведение в очной форме и с использованием ДОТ. При этом главной целью курсов становится формирование трех компонентов готовности педагогов - информационного, операционального, мотивационного, что соответственно предполагает формирование здоровьесберегающих знаний, способов деятельности, установок [9, с. 80]. Слушатели знакомятся с системой базовых технологий в связи с оздоровительно-корригирующей деятельностью, а также с технологией обучения для реализации данной системы. Анализ результатов анкетирования до и после обучения позволит сделать вывод об уровне сформированности готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности. 5.0 находится в отношениях взаимозависимости с 4.0 и 6.0: состав обеспечения зависит от требований программы и влияет на реализацию курсов и полученный результат 6.0 и наоборот - при изменении варианта реализации курса изменяются соответственно компоненты обеспечения.

Результат 6.0 предполагает достижение педагогами требуемого уровня готовности к оздоровительно-корригирующей деятельности, состоит в прямых и обратных отношениях с 5.0, т.е. зависит от того, насколько эффективно были реализованы курсы повышения квалификации и через обратную связь способствует корректировке процесса реализации курсов. Находится в отношениях взаимозависимости с 7.0.

Контроль 7.0 включает сверку целей, задач системы и полученного результата и соответственно находится в прямых и обратных отношениях с 2.0, а также - в прямых отношениях с 8.0 (определяет, что необходимо скорректировать при получении результата 6.0, свидетельствующего о недостаточном уровне сформированности готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером).

Коррекция 8.0 предполагает обновление информационного, методического, организационного компонентов обеспечения 4.0 учебного процесса при возникновении несоответствия между результатом процесса обучения (при констатации низкого уровня готовности педагога к оздоровительно-корригирующей деятельности) и целью, задачами системы посредством 7.0. Т. е. 8.0 состоит в отношениях взаимозависимости с 4.0 и 7.0.

Таким образом, социальный заказ общества определяет изменение компонентов системы. Обратная связь показывает эффективность каждого компонента, способствует уточнению социального заказа. Указанные компоненты состоят в прямых и обратных отношениях друг с другом, обеспечивая оптимальное функционирование системы. Готовность педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером детерминируется всеми основаниями системы. И в то же время за счет обратной связи через социальный заказ воздействует на формирование всех оснований системы, обеспечивая ее самооптимизацию.

В настоящее время приоритетной становится задача организации такого взаимодействия участников образовательного процесса, которое обеспечило бы формирование информационной культуры школьников (активное использование средств ИКТ, применение способов сбора, обработки, анализа информации и т.п.), а также - культуры ведения здорового образа жизни (рациональной организации труда и отдыха, оптимального двигательного режима, знание и применение профилактических и корригирующих мер при работе с компьютером). Решающее значение в решении поставленной задачи имеет подготовка к такой деятельности педагогов. Реализация разработанной нами модели организационно-содержательного обеспечения системы формирования готовности педагогов к оздоровительно-корригирующей деятельности в связи с негативным влиянием учебной работы обучающихся с компьютером, будет способствовать формированию продуктивного уровня готовности.

Рецензенты:

Чичикин В.Т., д.п.н., профессор кафедры теории и методики физического воспитания и ОБЖ ГБОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», г. Нижний Новгород;

Гладышева О.С., д.б.н., профессор, заведующий кафедры здоровьесбережения в образовании ГБОУ ДПО «Нижегородского института развития образования», г. Нижний Новгород.