Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AWARENESS AS A FEATURE OF INDIVIDUAL REPRODUCTIVE STRATEGY

Bratukhin A.G. 1 Magazeva E.A. 1
1 Omsk State Medical University
Reproductive strategy as a generic plan of the subject actions in achieving the objective, namely, the birth and upbringing of children that is expressed in ways of changing conditions, situations in accordance with reproductive values, attitudes, and motives is analyzed in the paper. Operational characteristics, through which you can fix individual features of a person’s reproductive strategy in the life's context were selected. Awareness has been highlighted as an important characteristic of reproductive strategy, which allows not only planning future actions, and implementing them in life's circumstances. It is defined as a vision and planning of actions sequence to achieve the purpose, ways, means to overcome obstacles in different circumstances, the prediction of the goal achieving consequences, accessibility, achievement advantages. The study aimed to identify the motivational components that determine the degree of awareness of the design of individual reproductive strategies in the life's context. There is a considerable mismatch between set goals of the subjects and motives that determine their reproductive strategy. Individual motives are not set in life's challenges, indicating a low degree of reproductive strategies awareness explains the contradiction of value-semantic and the conceptual regulation of the subjects.
way of life
reproductive strategy
characteristics of reproductive strategies
awareness
motivational objects
life goals

Проблема репродуктивного поведения моло­дежи и снижения рождаемости чрезвычайно актуальна в последние десятилетия, так как является одним из факторов, суще­ственно влияющих на качество жизни, поэтому очень важ­ным является выработка и принятие эффектив­ных мер, направленных на сохранение и улуч­шение физического и психологического потенциала нации.

Цели современной социальной политики призывают к интеграции научных и образовательных усилий по разработке и пропаганде методик и технологий формирования ценностей и установок молодежи в сфере репродуктивного поведения [4].

В рамках изучения репродуктивного поведения рассматриваются различные его компоненты: потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, ценности, факторы риска и мера ответственности за реализацию репродуктивного поведения [6, 7]. Но в данных исследованиях практически не рассматривается проблема репродуктивной стратегии человека в контексте целостного жизненного планирования.

Стратегия жизни человека состоит в разработке определенных жизненных решений [1]. Намерение иметь детей можно отнести к важному жизненному решению, требующему усилий личности по его воплощению. Репродуктивная стратегия, возникая сначала как жизненный замысел, затем реализуется в выборе основного для человека направления, способа жизни, определения главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе [5].

К основным структурным элементам, определяющим личную репродуктивную стратегию, относятся: потребности, мотивы, установки, ценности, способствующие или препятствующие рождению детей, механизмы, способствующие достижению репродуктивных целей [2].

Репродуктивную стратегию мы понимаем как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящей в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.

Необходимо отметить, что репродуктивные потребности и установки, выражающиеся в желании иметь детей, являются начальными условиями возникновения активности личности, направленной на достижение репродуктивных целей и реализацию репродуктивной стратегии. Репродуктивные мотивы активизируют и направляют внутренний когнитивный потенциал субъекта, и в результате осуществляется разработка целей (конкретизация), построение мыслительной модели по их достижению, прогноз и планирование действий.

Таким образом, важной характеристикой репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно и самостоятельно планируются действия, связанные с рождением детей в контексте жизненного пути личности.

Осознание всех аспектов ситуации позволяет сделать жизненные решения оптимальными. Для того чтобы осмысление жизненных ситуаций было полным, необходимо выяснение того, что хорошо, а что плохо для личности в данной ситуации, определение способа действия, ведущего к цели, возможностей ситуации, последствий возможных решений [3]. Тем самым подчеркивается важная роль осмысления личностью значимых жизненных ситуаций и осознания возможностей по их преобразованию.

Осознанность репродуктивной стратегии является характеристикой, которая позволит не просто запланировать будущие действия, но и реализовать их в обстоятельствах жизни.

На уровне жизненного замысла руководство действием принимает на себя ментальная репрезентация принятия цели, что ведет к конструированию репродуктивной стратегии. На уровне мысленного планирования субъект представляет последовательность действий, ведущих к достижению цели, определяет структуры «средство – цель», посредством которых можно реализовать задачи, прогнозирует последствия, препятствия, преимущества своих действий и их доступность в ближайшей и долгосрочной перспективе [8].

На основании теоретического анализа мы выделили операциональные характеристики, с помощью которых можно зафиксировать особенности индивидуальной репродуктивной стратегии личности в контексте жизненного пути:

1. Представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах.

2. Прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.

3. Ожидание поддержки других людей, либо самостоятельность при принятии и реализации решения.

4. Количество задач, поставленных в ближайшей и долгосрочной перспективе.

5. Осознание своих возможностей, указание на наличие или отсутствие способностей.

Таким образом, одной из важных характеристик репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно субъект подходит к ее выстраиванию в контексте целостной жизни и соответствует ли она критериям зрелой личностной стратегии: принимается ответственность за ее реализацию, планируются осознанные, самостоятельные, своевременные действия для ее осуществления [9].

Поэтому в настоящее время значимым в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление индивидуально-психологических компонентов, определяющих конструирование репродуктивной стратегии.

Цель исследования: выявить мотивационные компоненты, определяющие степень осознанности конструирования индивидуальной репродуктивной стратегии в контексте жизненного пути.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 19 до 27 лет. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена – русскоязычный перевод и адаптация Д. А. Леонтьева [10].

Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта.

Этот ме­тод принадлежит к типу методик на завершение предло­жений, которые называются мотивационными индук­торами,сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремит­ся.

Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась на основе контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (таблица).

Особенности фиксации операционализированных характеристик репродуктивной стратегии на основании контент-анализа ответов испытуемых

(методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)

Фиксируемые показатели

Выявляемые диагностические показатели с помощью метода мотивационной индукции (МИМ);

Представление действий по достижению цели

направленность на планирование; выражение текущей активности или длящихся усилий;

Указание на наличие возможностей

направленность на развитие черт и характера;

направленность на развитие способностей;

Описание способов достижения цели

наличие структур «средство-цель»;

Описание способов преодоления препятствий

намек на возможные препятствия и способы их преодоления;

Ожидание поддержки других людей

личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других;

Оценка доступности цели

стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы.

Позитивные и негативные мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, расположены в психологическом времени. Временное кодирование в данной методике основывается на «нормальной», «средней» темпоральной локализации данного объекта в той социальной группе, к которой принадлежит испытуемый.

Таким образом, мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, располагались как в зоне задач, которые планировались для достижения в ближайшем будущем, так и в области долгосрочного прогнозирования.

Надежность результатов контент-анализа обеспечивалась тем, что в оценке ответов испытуемых по методу мотивационной индукции Ж. Нюттена принимали участие два эксперта. Кодировка ответов экспертами проводилась независимо друг от друга. Надежность кодирования измерялась путем вычисления относительного числа кодировок, совпадающих в обоих анализах.

В исследовании также использовался вопросник мотивационных объектов Ж. Нюттена, который направлен на измерение субъективной интенсивности мотивов разных типов. В данном вопроснике наряду с утверждениями, касающимися различных сфер жизни, 12 вопросов обозначали мотивы, направленные на семью и детей.

Результаты исследования

В результате контент анализа были определены категории мотивационных объектов, по которым классифицировались ответы испытуемых (рис. 1).

Рис.1. Структура и удельный вес мотивационных объектов респондентов по методике MMI Ж. Нюттена

Среди основных категорий, которые обозначались испытуемыми, выделены объекты, связанные со сферами жизни: семья, профессия, учебная деятельность. Частота встречаемости ответов, связанных с рождением детей и семейной жизнью, ниже по сравнению с мотивационными объектами, указанными в сфере учебной и профессиональной видах деятельности. В анкетах 14 респондентов вообще не обозначено мотивационных объектов, связанных с реализацией репродуктивной стратегии.

В структуре жизненных планов остальных респондентов число ближайших и долгосрочных задач, связанных с желанием иметь детей, ставится немного. Это свидетельствует о том, что данная цель для большинства респондентов не является актуальной, поэтому не осознаются необходимые действия, направленные на ее достижение, способы реализации и преодоления препятствий.

Для уточнения полученных результатов анализировались данные, полученные по вопроснику мотивационных объектов Ж. Нюттена, в котором различные мотивы, в том числе связанные с семейной жизнью и рождением детей, уже были обозначены (рис. 2).

Рис. 2. Средний удельный вес интенсивности индивидуальных мотивов респондентов, %

Выявлено, что, отвечая уже на поставленные вопросы, касающиеся репродуктивного поведения, 88,4 % респондентов показывают высокую интенсивность проявления мотивов, связанных с его реализацией. Выявлено статистически значимое различие (t=3,88; P<0,01) по интенсивности мотивов, связанных с семейной жизнью и рождением детей при сравнении с интенсивностью мотивов по всем вопросам опросника.

Обсуждение результатов и выводы

Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями респондентов и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию. Данный факт может быть связан с противоречием ценностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции поведения и может свидетельствовать о том, что мотивы, заданные извне, не соответствуют целям, определенным в жизненной перспективе. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.

Репродуктивная стратегия, таким образом, проявляется только на уровне установок и мотивов, которые не формулируются в контексте жизненных целей и задач, соответственно практически не осуществляется представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Низкая осмысленность возможностей реализации репродуктивного поведения в условиях и ситуациях жизни может являться препятствием и возможным риском и свидетельствовать также о недостаточном уровне ответственности, проявляемом при принятии важного жизненного решения, связанного с рождением детей.

Выводы:

1. Систематизированы подходы по проблеме конструирования репродуктивной стратегии и обозначено, что она определяется как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящий в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.

2. В качестве значимой характеристики репродуктивной стратегии выделена осознанность, которая рассматривается как представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах, прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.

3. Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями испытуемых и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию.

4. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.

Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости разработки социально-психологических программ, мероприятий и рекомендаций, имеющих просветительский, разъяснительный и образовательный характер, направленный на формирование репродуктивной стратегии и ответственного отношения к своему репродуктивному здоровью и поведению у молодежи.