Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

GENESIS OF PROFESSIONAL VALUES` FORMATION OF THE STUDENTS IN HIGH SCHOOL

Larionova L.A. 1 Zhdanko T.A. 2
1 FGBOU VO "Irkutsk National Research Technical University"
2 Moscow State linguistic University, Eurasian linguistic Institute
Some theoretical analysis of the researches have been put into practice, that has traced genesis of professional values` formation of the students in high school. It is shown here the examined position of the authors, studying the values in various fields. In the early 1990s some researchers characterized the value categories (labor, individual, society, relationships), from the middle of 1990s to the early 2000s the locus of researches shifted to professional values, professional value orientation and value attitudes. In the middle of 2000s some researchers realized the necessity of the professional values` formation process as well as the process of professional value orientations and attitudes of different directions` specialists. The experience of formation of professional values, value orientations and attitudes was primarily examined on the examples among the students of pedagogical professional orientation at different levels of education. Then the area of research moved into the field of activity of social workers, social educator, psychologists, future military and Interior Ministry officials. The last five years the researches are carried out in different fields of activity: the future engineers, economists, musical workers, health workers, etc. The professional values` development among the students allows them to identify their professional place intelligently and purposefully, moreover, to carry out their professional activities effectively.
professional values
genesis
professional value orientations
professional value attitudes

Для формирования профессиональных ценностей необходим определенный инструментарий. В настоящее время накоплен определенный опыт использования различного инструментария в изучении и формировании ценностей в разных сферах, в том числе и профессиональных ценностей, однако, он не представляет целостной картины формирования профессиональных ценностей, профессиональных ценностных ориентаций и установок. Цель исследования – проанализировать генезис профессиональных ценностей в разных науках: философии, педагогики, психологии и др. Метод исследования – теоретический анализ.

В последние десятилетия в России происходят изменения социально-экономической и социально-культурной ситуации, которые влекут за собой изменения ценностей в обществе.

Именно в этот период появляется ряд диссертационных исследований по изучению ценностей в разных сферах. Прежде всего, исследования проводятся в рамках философии (С. В. Полутин, А. П. Вардомацкий, В. М. Селезнев, Н. А. Ястребова, В. В. Папушина, Е. В. Плотникова, В. Ю. Копылова, Л. В. Токмакова, А. М. Воронина, О. М. Панфилов, П. И. Смирнов, А. Э. Петросян и др.), появляются исследования ценностей в педагогике и психологии (А. Н. Пиянзин, О. Маленда, Л. Г. Десфонтейнес, Н. В. Иванова, В. В. Колосова и др.). Авторами рассматриваются такие ценностные категории, как труд, личность, общество, отношения. В научных трудах представлено разновекторное рассмотрение проблемы формирования ценностей в философии, педагогике, психологии и др. науках.

Нами проанализированы основополагающие идеи, научно-методологические подходы, инструментарий по формированию профессиональных ценностных ориентаций, ценностных установок для разных профессий. Авторы отмечают, что в образовании происходят большие изменения: меняются парадигмы и ценности. Ценности отражают социальную ситуацию в обществе, которое и является заказчиком образования. Становится актуальным исследование ценностей, которые лежат в основе формирования профессиональных ценностей будущих специалистов. Первоначально выдвигались идеи рассмотрения ценностных ориентаций у специалистов или студентов, их ценностное отношение к изучаемым дисциплинам, в том числе изучались ценности зарубежных студентов.

А. Н. Пиянзин (1992) провел исследование по воспитанию ценностного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре. Он выдвинул идею о том, что для учителя ценность физической культуры особенно важна, так как отражает избирательное, субъективно-оценочное и эмоционально-окрашенное восприятие результатов познавательной и практической деятельности, интериоризирует их и представляет собой взаимосвязь потребностей и мотивов, целей личности и ценностных ориентаций, которые побуждают будущего учителя к социокультурному и профессиональному развитию. По его мнению, основным механизмом воспитания этого ценностного отношения является процесс трансформации социально значимых ценностей в индивидуально значимые, которые выступают мотивацией поведения и в целом составляют «концепцию жизнедеятельности учителя» [11].

А. М. Булынин (1998) проанализировал эволюцию ценностей высшего педагогического образования. К данной теме обратиться его побудил факт, что, несмотря на множество научной информации, ему не удалось обнаружить работы, в которых бы отражалось целостное изучение развития ценностей в системе высшего педагогического образования. По его мнению, ценности являются основой высшего педагогического образования. Приоритетными направлениями в подготовке учителя будет являться формирование профессиональных ценностных ориентаций. Именно ценностные ориентации фиксируют отношение к педагогической деятельности и оказывают значительное влияние на предпочтение форм профессионального поведения. Ценностные приоритеты личности будущего учителя тесно связаны с социально-экономической и идеологической ситуацией в обществе [2].

Перейдем от характеристики профессиональных ценностных ориентаций к модели «академической зрелости как интегральной ценности и показателя готовности студентов к профессиональной деятельности» [16,27], предложенную С. Тадеушем (1999). По его мнению, именно академическая зрелость позволяет осознавать предпочитаемые ценности, которые в итоге составляют основу профессиональных ценностей. Исследователь проанализировал в вузах России и Польши осознание студентами ценностей, которые указывают на академическую зрелость. С. Тадеуш предложил рассматривать академическую зрелость как ценность, проявляющуюся в сознании студентов. Как интегральная ценность она будет включать в себя системную интерпретацию ценностей [16].

З. А. Кокарева (1999) предложила использовать педагогические условия для развития профессиональных ценностей учителя. Исследователь считает, что именно эти ценности являются основным компонентом педагогического профессионального самосознания. Профессиональное самосознание учителя отражается в виде определенных отношений к педагогической деятельности. Формируются эти отношения в результате педагогического образования, поэтому основным фактором развития профессиональных ценностей учителя и будут являться педагогические условия, которые повышают интерес и мотивацию к самому педагогическому процессу. Поэтому для педагогов является важным постоянно повышать свою квалификацию, именно в процессе их обучения будет происходить реализация этих условий [5].

Н. С. Лапханова (2000) исследовала «формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя на примере естественно-географического факультета» [8, 32] . Главная идея данного исследования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс будущих учителей, в том числе на естественно-географическом факультете, несет в себе реальные возможности направленного формирования профессионально-ценностных ориентаций у студентов [8].

Е. Г. Слободнюк (2000) считает, что ценностные ориентации являются основным фактором «успешного развития профессионально-личностного потенциала» [15,25] будущего педагога. Именно ценностные ориентации связывают личность и социум, лежат в основе активизации деятельности, нацеливают не просто на познание педагогического мира с его задачами, но и в целом определяют эту деятельность и способы, с помощью которых значимые педагогические ценности используются. Исследователь уделяет внимание тому, что кардинально изменившиеся ценностные ориентации в обществе, в образовательной сфере остаются достаточно консервативными; что необходимы новые комплексы педагогических условий высшей школы для эффективного формирования личности современного учителя. Е. Г. Слободнюк пришла к выводу, что система педагогических ценностей имеет взаимосвязь с компонентами готовности к педагогической деятельности [15].

В 90-ые годы ХХ столетия популярными становятся факультеты, проводящие подготовку социальных работников, социальных педагогов, психологов. Для будущих специалистов данных профессий актуальным является развитие профессиональных ценностей и профессиональных ценностных ориентаций, так же как и для психологов, поскольку эти специалисты в процессе своей профессиональной деятельности транслируют общечеловеческие ценности. Ряд исследователей рассмотрели, как формируются профессиональные ценности у будущих специалистов по социальной работе и психологов.

А. В. Кучина (2002) рассмотрела, как формируются профессиональные ценностные ориентации у будущих специалистов по социальной работе в образовательном пространстве вуза. Она считает, что в Российском обществе наблюдается ситуация ценностной многополярности, т. е. отсутствием единой сущностной системы ценностей, хотя бы в своей основе. В современном обществе происходит возрождение религиозных ценностей, часто принимающее ритуальный характер, с утратой внутреннего гуманистического смысла религиозности. Исследователь отмечает разноплановость ценностей социалистического общества, их скрытый характер, различие декларируемых ценностей и реально нормативных. Крупными общественными группами высказывается стремление вернуться к социалистическим ценностям, но их содержание часто сводится к уравниванию и порядку за счет интересов и свободы личности. Затруднено распространение демократических ценностей в связи с недостаточностью «среднего класса» населения, потенциально готового принять эту идеологию. Из-за отсутствия единой социально позитивной системы ценностей возрастает стихийность формирования ценностных ориентаций личности, которая приводит к антиобщественным результатам. Противоречивость собственных ценностей педагогов, смысловая растерянность в хаотичной идеологической обстановке приводит к нерегулируемому процессу их ценностных ориентаций. По мнению исследователя, профессиональная деятельность социального работника имеет объемный ценностный потенциал, поэтому может реально влиять на изменение общества. Социальная работа – это особый вид деятельности, так как люди обращаются за помощью к таким специалистам, когда находятся в трудной жизненной ситуации, в это время у них снижена критичность к действительности. А специалисту «делегируется роль человека, неспособного на ошибку» [7, 22].

Е. А. Ходырева (2002) проследила динамику ценностных ориентаций в процессе формирования профессиональной позиции психолога-практика. Ей разработана структура ценностных ориентаций студентов. Исходя из этой структуры, определяется направленность профессиональной позиции студента, а также, какие он выбирает способы и средства для реализации психологической помощи. Исследователь описала «стратегии профессионального поведения» [18, 8], определяющие успешность деятельности будущего психолога. Она предложила ряд различных методов (ценностно-ориентированные тренинги, психологическое сопровождение студентов и др.), которыми можно выявить динамику ценностных ориентаций, а также соотношение между декларируемыми и реализуемыми в поведении ценностями. Она считает, что формирование ценностных ориентаций студентов-психологов основывается на развитии способностей к рефлексии взаимодействия, которое является своеобразным индикатором для выбора нравственных, психологических и операциональных ориентиров (ценности, смыслы, действия) личностно-профессионального роста. Важным будет являться то, что развитие способности к рефлексивному анализу должно сочетаться с формированием у студентов определенными компонентами профессиональной позиции: когнитивным, эмоциональным, поведенческим. По мнению Е. А. Ходыревой, в процессе формирования профессиональной позиции будущих психологов снижается значимость ценностей «утилитарного «клиентского» плана и повышается значимость ценностей социального и индивидуально-личностного плана, такова динамика ценностных ориентаций» [18, 8].

И. А. Макарова (2006) описала аксиологические основы формирования профессиональных ориентаций студентов – будущих социальных педагогов и социальных работников в системе высшего профессионального образования. Она считает, что в профессиональном образовании уделяется недостаточно внимания формированию профессиональных ценностных ориентаций, так как, безоговорочно принимая устоявшиеся профессиональные ценности, сотрудник воспринимает в итоге их формально, что не допустимо для социальных педагогов и социальных работников, ведь им приходится иметь дело с детьми-сиротами, с престарелыми [9].

С. А. Коваль (2006) рассматривает «формирование профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы в процессе его профессиональной подготовки» [4,14]. Для формирования профессионально ценностных ориентаций исследователем разработаны организационно-педагогические условия, которые заключаются во включении студентов в самостоятельный поиск информации, в том числе и самоинформации. В этом процессе активизируется ценностное сознание. Кроме того, предложено создавать проблемно-развивающую среду, которая в процессе обучения и самообучения будет выступать как цель принятия профессиональных ценностей, их рефлексия. Это будет и условием для формирования установки, исходя из её ценностных ориентиров для преобразования профессиональной деятельности [4].

И. Ю. Меньщикова (2008) также исследовала то, как формируются профессиональные ценности при получении специальности по социальной работе. Она предложила «структурно-функциональную модель формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов по социальной работе» [10, 5] для специальности «Социальная работа» при изучении ряда дисциплин: «Профессионально-этические основы социальной работы», спецкурса «Ценностные основы социальной работы» и при прохождении учебной практики. Эта модель реализуется при условии, если организована междисциплинарная ценностная направленность контента образования; уделяется внимание самовоспитанию студентов через стимулирование их рефлексии в процессе учёбы; при участии студентов в волонтерской деятельности, которая ориентирована на развитие профессиональных ценностей на практике, что в дальнейшем обеспечит адаптацию к профессии [10].

Последующий анализ научной литературы позволил нам определить генезис профессиональных ценностей, происходящих в формировании профессиональных ценностей у студентов разных специальностей.

Т. В. Бай (2009) описала «структурно-логическую модель формирования профессиональных ценностей у будущих специалистов домоведения в условиях образовательного маркетинга вуза» [1,1]. Образовательный маркетинг – это деятельность, которая реализует образовательные услуги, направленные на удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, исходя из ценностей выбранной специальности. Эффективность функционирования данной модели определяется комплексом организационно-педагогических условий, которые включают: контекстно-интегративную направленность содержания профессионально-практической подготовки домоведов; ценностное погружение в профессию, свободу выбора идей, форм, средств и методов создания, коррекцию и презентацию предмета профессиональной деятельности; участие студентов в мониторинге, в котором отслеживается сформированность профессиональных ценностей [1, 16].

Н. Н. Ключникова (2009) обратилась к описанию идеи формирования ценностных ориентаций в процессе профессионального развития студентов технического вуза. По её мнению, в ценностных ориентациях отражена личностная значимость явлений окружающего мира, вещей, сфер различной деятельности, социума, т. е. все это наполнено определенными эмоциями и смыслом, которые сказываются в потребностях, а также во всех целях и мотивах личности.

Особую значимость проблема формирования профессиональных ценностей имеет в процессе профессионального развития студентов технических вузов, так как по статистическим данным «до 40 % выпускников этих вузов работают не по специальности» [3, 12]. Автор убеждена, что причина этого в том, что у студентов технических вузов неправильно формируются ценностные ориентации. Общество находится в кризисе морально-ценностных приоритетов, происходит тотальное разрушение устойчивых ценностей молодежи, а новая система ценностей всё ещё продолжает находиться в стадии формирования. Этот фактор в значительной степени снижает качество работы профессорско-преподавательского состава технического вуза [3].

В. В. Сильвачев (2010) разработал модель «актуализации личностно-профессиональных ценностей курсантов-пограничников» [13,24]. Эта модель заключается в развитии ценностной сферы личности, которая является основным потенциалом в профессиональном росте военнослужащего, а также в понимании общественных ожиданий в отношении военных. Для этого необходимы педагогические условия, которые бы актуализировали в процессе учебы личностно-профессиональные ценности курсантов. Именно на основании этого формируется ценностная позиция военнослужащего. Трансформация ценностей является переходом к новому качественному состоянию аксиосферы личности [13].

И. С. Скляренко (2011) предложила концепцию «процесса формирования профессиональных ценностных установок у курсантов высших учебных заведений МВД России» [14,2]. Исследователь определила принципы наполнения контента обучения, которые учитывают формирование компетенций, направленных на профессиональные ценностные установки в общении [14].

А. Л. Позднякова (2011) рассмотрела формирование ценностного отношения будущего специалиста (экономиста) к профессиональной деятельности. Она предложила использовать аксиологизацию изучаемых дисциплин, чтобы будущие экономисты осознавали значимость своей профессии в процессе учёбы, для этого следует активно использовать позиционное обучение, составление фреймов [12].

Е. Г. Штенникова (2011) описала формирование «гуманистических ценностей у будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности» [19,7]. Она предложила поликомпонентную структурно-содержательную модель формирования гуманистических ценностей студентов, будущих профессиональных музыкантов в интегрированной учебной и внеучебной деятельности. В музыкально-образовательной среде содержатся, по мнению автора, достаточно средств, методов и форм работы, гуманистически ориентированных, которые направлены на интериоризацию гуманистических ценностей студента через вовлечение в значимую деятельность музыканта, которая формирует самоуважение и уважение к другим людям, а также развивает гуманизм. Для того чтобы оценивать сформированность этих ценностей, следует использовать критерии, соответствующие структурным компонентам, таким, как когнитивный, эмоционально-чувственный, мотивационно-ценностный, коммуникативный, деятельностно-поведенческий и рефлексивный [19].

О. А. Тимофеева (2013) внедрила модель формирования общечеловеческих культурных ценностей у курсантов вузов МВД России в ходе профессиональной подготовки. Эта модель определяет содержание компонентов этого процесса: целевого, содержательного, деятельностного и результативно-критериального, а также представляет его специфику в системе, предопределенную направленностью на общее культурное развитие курсантов [17].

Т. А. Корнаухова (2015) описала модель формирования нравственно-профессиональных ценностей будущего медицинского работника в процессе обучения в колледже. Данная модель предусматривает психолого-педагогическое условие: первоначально провести обучение преподавателей медицинского колледжа современным образовательным технологиям, затем ввести контроль за внедрением данных технологий преподавателями в образовательный процесс. Социально-педагогическое условие заключается в коррекции содержания производственной преддипломной практики и организации работы добровольческих и волонтерских отрядов [6].

Представленный генезис формирования профессиональных ценностей специалистов разной направленности отражает инструментарий в виде педагогических условий, технологий, моделей.

Заключение

Генезис формирования профессиональных ценностей, ценностных ориентаций и установок определен тем, что они рассматривались в предметном поле разных наук: философии, педагогики, психологии и для разных профессий. С начала 90-ых годов ХХ столетия исследователями начинают рассматриваться ценностные категории (труд, личность, общество, отношения), с середины 90-х годов до начала 2000-ых годов анализируются эволюция, динамика профессиональных ценностей, профессиональных ценностных ориентаций и установок. С середины 2000-х годов исследователи приходят к необходимости изучения процесса формирования профессиональных ценностей, профессиональных ценностных ориентаций и установок.