Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF TECHNICAL COLLEGE STUDENTS WITH THE SCIENTIFIC TEXT IN POLITICAL SCIENCE

Zhuleva M.S. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
The present stage of Russian education development is characterized by orientation to individualization, strengthening of a role of informative independence of students on lessons in the humanitarian block of disciplines. In article the technique of the organization of independent work of technical college students with the scientific text (textbooks, monographs, articles) in political science is analysed. Specifics of work with politological material are shown. The conclusion is drawn that the correct organization of independent work of students will allow to awaken and mobilize their intellectual potential, to create skills of research work and to impart independence in the decision on a scientific basis of complex public problems, to train competent, initiative, competitive experts.
independent work of students
scientific text
political science
informative skills
plan
theses
summary
abstract
scientific magazine
article
Internet resources
new technologies
competitiveness.

Одной из идей модернизации образования в России на современном этапе является индивидуализация. Акцент сегодня делается на усиление самостоятельной подготовки студентов.  В технических вузах сокращается число лекций по гуманитарным дисциплинам, в том числе и по политологии. Лекционная часть превращается в установочную, дающую обобщающую, теоретическую, понятийно-категориальную и методическую информацию по наиболее существенным вопросам курса. Параллельно по ряду направлений подготовки специалистов увеличивается число практических занятий по гуманитарному блоку дисциплин (вдвое по сравнению с лекциями), а где-то они, напротив, вообще не предусматриваются и после лекций студенты сразу выходят на зачёт или экзамен.

Таким образом, для преподавателя гуманитарных наук технического вуза как никогда становится актуальной задача правильной и грамотной организации процесса самостоятельной работы студента, особая роль в этом деле принадлежит выработке умения работать с научным текстом (учебниками, монографиями, статьями, словарями и др.).

Опыт показывает, что студенты-технари, особенно первокурсники, как правило, не умеют ориентироваться в сложной и многообразной научной литературе, самостоятельно извлекать нужную информацию и правильно ее оформлять. Особенно это касается политической науки. Политология – сложная дисциплина, содержащая огромное количество разнообразных теорий по всем ключевым понятиям курса.  Освоить даже минимальный набор знаний по данной науке непросто. К тому же, сегодня можно встретить огромное количество информации по политической проблематике. Правильно и грамотно сориентироваться в таком большом потоке становится проблемой для студентов. Поэтому так важно помочь им выработать рационально-критический подход к изучаемым книгам и статьям. Он включает в себя, в том числе, понимание того, что со временем ряд информационных и теоретических материалов устаревает, требует критического отношения. С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже полезно знать. Слова, сказанные десять, сто и даже  тысячу лет назад могут и сегодня иметь большое значение. То, что говорили древние о политике, власти, каким должно быть государство, как эффективно управлять, до сих пор является актуальным.  Многие понятия, которые мы сегодня широко используем в нашей повседневной практике: политика, демократия, республика, аристократия, олигархия, меритократия, диктатура появились в глубокой древности в трудах философов. Такие работы, как «Политика» Аристотеля, «Государство» Платона, «О духе законов» Ш. Монтескье  и др. классиков  политико-правовой мысли  представляют собой обширные  источники знаний. Чтобы лучше понять настоящее, нужно знать истоки, понимать происхождение того или иного термина, причины тех или иных действий, а для этого необходимо обращаться к научному тексту, иметь навыки работы с ним.

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр научного текста (ознакомление с титульным листом, аннотацией, предисловием, оглавлением книги) позволит понять, стоит ли его читать. При ознакомлении с оглавлением книги необходимо выделить главы, разделы, параграфы, представляющие интерес, бегло их просмотреть, найти места (абзацы, страницы, параграфы), относящиеся к теме (вопросу исследования), и познакомиться с ними в общих чертах (прочесть в быстром темпе). Цель такого чтения – определить, что ценного в каждой части, к какому вопросу доклада или реферата имеет отношение информация, и как ее применить, чем дополнить.

В отличие от беглого просмотра, тщательная проработка текста – это усвоение его в такой степени, в какой необходимо по характеру выполняемой работы. Следует отметить, что прочитать текст – ещё не значить усвоить его. Текст надо обязательно понять, расшифровать, осмыслить. Вопрос об усвоении содержания книги часто понимают не совсем правильно. Многие считают, что главное – запомнить содержание прочитанного. Между тем усвоение и запоминание – разные понятия. Усвоить прочитанное – значит понять все так глубоко и продумать так серьезно, чтобы мысли автора, объединяясь с собственными мыслями, превратились бы в единую систему знаний по данному вопросу [2].

Работая с научным текстом, необходимо сосредоточиться, не отвлекаться на посторонние дела, это обеспечит глубокое понимание содержания. Нужно ясно осознавать, по какому именно вопросу вы ищете информацию, для чего она нужна. Если в тексте есть рисунки, схемы, таблицы, важно уметь определять взаимосвязь между ними. Основные мысли любого сочинения можно понять и усвоить лишь в том случае, если в полной мере уяснена схема его построения. Необходимо проследить последовательность хода мыслей автора, логику его доказательств, выделить то главное, что приводится для обоснования положений. Это уже не просто чтение, а глубокий и детальный анализ текста, который при таком подходе и удается по-настоящему понять и усвоить.

К отличительным элементам научного текста относятся сведения об авторе и заглавии книги, её типе, жанре, сведения об ответственности (редакторах, организациях, участвовавших в подготовке издания), выходные данные. Эти сведения, расположенные, как правило, на титульном листе и его обороте, помогают составить предварительное мнение о книге. Подобного рода информация очень важна для подготовки к занятиям по политологии, источники должны быть официальными, научными, иначе можно получить искаженные сведения. Лучше выбирать учебники  и монографии признанных авторов, докторов наук, заслуженных деятелей науки, чьи труды имеют гриф Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. Данный совет адресуется студентам технических специальностей, которые сами выбирают учебную и научную литературу для подготовки к занятиям по политологии.  Преподаватель, как правило, знает лучших авторов научных трудов по своей проблематике и, конечно, в зависимости от типа работы (так как есть среди заданий для самостоятельной работы студентов – подготовка аннотированного списка литературы по той или иной теме политической науки), обязан проинформировать об этом своих студентов.         

После получения первичной информации о книге, глубже понять содержание позволяет введение (вступительная статья), послесловие, предисловие, комментарии, списки литературы.

Предисловие знакомит с событиями эпохи, другими трудами автора, а также содержит справочно-информационный материал. Многие научные книги и статьи имеют в своем аппарате списки литературы, которые повышают информационную ценность издания и дают читателю возможность подобрать дополнительную литературу по исследуемой тематике. При чтении книги, снабженной комментариями и примечаниями, не следует пренебрегать этими элементами аппарата.

Если издание включает большое число материалов, ориентироваться в них помогают специальные указатели.

В процессе чтения могут попадаться незнакомые слова, многие термины используются в разных контекстах неоднозначно, не всегда ясны различного рода сокращения. Все это затрудняет чтение, может приводить к искажению смысла текста. Необходимо приучить себя к обязательному уточнению всех неизвестных понятий, по поводу которых возникают сомнения [2], а для этого следует периодически заглядывать в необходимые словари или справочники. Многие современные учебники политологии снабжены глоссарием, что облегчает работу с научным текстом. Очень помогает в работе с текстом составление собственного словаря незнакомых терминов и понятий, записанных в тетрадь или внесенных в собственную электронную базу данных.

Ведение записей прочитанного – отдельный этап изучения книги, существует несколько их форм: составление плана, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

Наиболее краткой формой записи прочитанного является план. Он представляет собой перечень вопросов, рассматриваемых в тексте. Планом удобно пользоваться при подготовке материала собственного выступления или статьи на какую-либо тему.

Тезисы, представляющие собой сжатое изложение основных положений текста в форме утверждения или отрицания, являются более сложной формой записей. Для того  чтобы их составить, требуется достаточно полное усвоение содержания произведения, четкое представление о его основной идее и главных положениях, утверждаемых автором. Располагать тезисы следует в логической последовательности, в которой наиболее правильно изложены основные идеи книги. В самих тезисах, как правило, не должно содержаться фактических данных. Но иногда бывает целесообразно дать краткий перечень фактов, которые приводятся автором для обоснования своих положений [2]. Тезисы помогают сохранить в памяти информацию и являются основой для дискуссии.

Аннотация – краткое изложение содержания – дает общее представление о книге. Резюме кратко характеризует выводы, главные итоги произведения.

Самой распространенной формой записей является конспект, то есть краткое изложение прочитанного. В буквальном смысле слово «конспект» означает «обзор». По существу, его и нужно составлять как обзор, содержащий основные мысли произведения. Частности и второстепенные сведения необходимо пропускать, слишком подробный конспект – уже не конспект. Основное содержание конспекта составляют тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами. Конспект может быть текстуальным, свободным и тематическим. Текстуальный конспект создается из отрывков подлинника – цитат. Свободный конспект основан на изложении материала в удобном для читателя порядке. В тематическом конспекте за основу берется определенная тема или проблема, он может быть составлен по нескольким источникам, последние важно отмечать (делать ссылку), чтобы было понятно, откуда вы почерпнули материал.

В ряде случаев целесообразно использовать такой конспект, где все записи вносятся в заранее подготовленные таблицы (формализованный конспект). Это удобно при конспектировании материалов, когда перечень характеристик описываемых предметов или явлений более или менее постоянен. Табличная форма конспекта может быть применена, если есть необходимость сравнения отдельных данных [2].  В политологии, например, при изучении темы «История политических и правовых учений», целесообразно как раз использовать формализованный конспект. Автор, его политические идеи и основные труды помещаются в таблицу, имеющую три колонки с обозначенными формулировками. После заполнения таблицы  можно легко сравнивать взгляды разных мыслителей относительно политической проблематики.

Разновидностью формализованного конспекта является запись, составленная в форме ответов на поставленные заранее вопросы, обеспечивающие исчерпывающие характеристики однотипных предметов или явлений.

Экономию времени при конспектировании дает использование различных сокращений, аббревиатур (для ряда тем это очень актуально: субъекты мировой политики, политические партии и т.д.).

Ведение записей позволяет лучше усвоить прочитанный текст, дает возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к данному источнику.

В целом, правильно организованная работа с книгой развивает самостоятельность мышления, умение анализировать явления политической действительности.

При изучении политологии необходимо уделять большое внимание обучению студентов работе со статьями в научных журналах. Именно в периодике сегодня можно найти самую актуальную и «свежую» информацию по базовым темам политической науки, результат анализа текущих политических явлений и процессов. На сегодняшний день самыми известными научными журналами, на страницах которых обсуждается политическая проблематика, являются: «Полис: Политические исследования», «Политическая наука», «Власть», «Россия и современный мир», «Вестник Московского университета. Серия 12.  «Политические науки» и Серия 18.  «Социология и политология»», «Общественные науки и современность».

Для того чтобы найти соответствующий материал в журнале, студенты должны ознакомиться с его содержанием. Удобнее всего посмотреть периодичность выхода журнала, найти номер, в котором помещен список статей, вышедших за прошедший год (обычно, это последние номера: № 12 или № 6, если журнал выходит 1 раз в 2 месяца). Далее уже в этом обобщенном списке (указателе статей за год) следует искать нужную проблематику (например, исследование электорального процесса в России или политическая культура студенчества, или особенности партогенеза в РФ и т.д.). Обычно слева от представленной статьи в указателе приводится номер журнала за текущий год, в котором данная статья напечатана. Так легко можно отыскать нужные источники по своей теме, не листая содержание каждого журнала, существенно экономя свое время.

Сегодня студентами широко применяются Интернет-ресурсы, это значительно облегчает им подготовку к занятиям по политологии.  Но, чтобы получить достоверную информацию в сети Интернет, следует использовать сайты официальных структур: сайты Президента РФ [5], Правительства РФ [4], Государственной Думы РФ [1], где публикуется проверенная информация. При анализе процессов и явлений текущей политики России самый лучший вариант – использовать разные источники информации: газеты («Российская газета» [6] и т.д.), научные журналы, официальные заявления лиц. Сопоставляя полученные  материалы, можно выявить подлинный ход событий.

Записывая интересные мысли из разных научных источников  в блокнот или тетрадь, студенты смогут в дальнейшем успешно использовать полученные знания в своей деятельности.

Как отмечают преподаватели Казанского технологического университета, инженерная работа предполагает возможность руководить хотя бы небольшим коллективом, а в условиях современного мира, насыщенного новыми технологиями, требует от руководителей разного уровня большого объема знаний во многих  областях науки и техники, умений и навыков пользоваться литературой, владеть компьютером и многое другое. Знания облегчают жизнь, экономят время на поиски нужной информации, поэтому необходимо тренировать и развивать память. В этом большую помощь может оказать повторение пройденного материала, являющееся важной составляющей самостоятельной работы студентов [3]. В этой связи политические знания как никогда могут пригодиться выпускникам в их последующей профессиональной и управленческой деятельности, а тот материал, который они почерпнут из научной литературы, будет хорошим багажом для успешной и эффективной работы.

В результате консультирования студентов, разъяснения им методики работы с научным текстом по политологии автору удалось добиться неплохих результатов в самостоятельной подготовке студентов к занятиям по политической науке и не только. Студенты Тюменского государственного нефтегазового университета, участвующие в межвузовской олимпиаде по Политологии, проводимой на базе региональных вузов, систематически занимают призовые места.

Таким образом, в современном российском образовательном процессе происходит изменение функций преподавателя: основой его педагогического труда становится разработка методики организации познавательной деятельности студента, а не только передача знаний. Среди разнообразных методов обучения  основным и самым эффективным остается работа с научным текстом (учебником, монографией, статьей), особенно это касается гуманитарного блока дисциплин, в том числе политической науки. Правильная организация самостоятельной работы студентов технического вуза с научным текстом по политологии позволит пробудить и мобилизовать их интеллектуальный потенциал, сформировать навыки исследовательской работы и привить самостоятельность в решении на научной основе сложных общественных проблем, подготовить грамотных, инициативных, конкурентоспособных специалистов.