Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT IN THE MASTERY OF DISCIPLINE "PHARMACEUTICAL CHEMISTRY"

Chekryshkina L.A. 1 Berezina E.S. 1 Slepova N.V. 1 Dozmorova N.V. 1
1 GBOU VPO "Perm State Pharmaceutical Academy" Health Ministry of Russia
In the article on the example of one of the special disciplines of pharmaceutical profile of the university the importance of a number of factors for the optimal organization of the educational process at the correspondence departmentis considered. The most important of them is the relationship «teacher-student», the professionalism of the teaching staff, the variety of forms and approaches to the organization of independent work of students directedon their interest in the successful development of such a time-consuming and practically significant for specialist disciplines as pharmaceutical chemistry, the need to combine learning and practice, the integration of pharmaceutical chemistry with general and special disciplines. We give specific directions of the teaching staff distance learning experience at the Perm State Pharmaceutical Academythe educational process, influencing the formation of a specialist – pharmaceutical college graduates.
studing process
distance learning
pharmaceutical chemistry
specialist training

Качество образования определяется соответствием результатов системы образования социальным задачам и характеристикам, предъявляемым к специалистам в обществе. Критерием подготовки выпускников высших учебных заведений принято считать профессиональную компетентность, формирование которой предполагает развитие у студентов необходимых как обществу вцелом, так и отдельному человеку знаний, умений и качеств личности, определяющих способность и готовность специалиста к профессиональной деятельности [2].

Качество образования определяется многими факторами – внешними и внутренними (требованиями государственного стандарта, содержанием учебных планов и программ, состоянием материально-технической базы образовательного учреждения, квалификацией профессорско-преподавательскогосостава и т.д.), которые существенным образом влияют на учебно-воспитательный процесс [1].

Заочное обучение, основным компонентом которого является самообразование, позволяет формировать такие качества специалиста, которые в полной мере отвечают современным требованиям. При такой форме обучения имеют значения следующие особенности студентов-заочников:

  • осознанное отношение к процессу своего обучения;
  • необходимость самостоятельного и осмысленного обучения, что обеспечивает мотивацию;
  • практическая направленность в обучении, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков;
  • наличие жизненного и определенного профессионального опыта – важного компонента обучения;
  • влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.

Однако заочное обучение имеет и свои негативные стороны, затрудняющие подготовку специалистов. К ним можно отнести следующие: состав контингента обучающихся студентов, окончивших в разное время фармацевтические или медицинские колледжи; разница в возрасте (более старшим студентам сложнее усваивать материал, чем молодежи); большая нагрузка в период сессии; отсутствие у многих базового фармацевтического образования и производственного опыта; весьма ограниченное количество часов, отводимых учебным планом на аудиторную работу.

Фармацевтическая химия на заочном факультете изучается на 4, 5 и 6 курсах, однако еще на 3 курсе студентам читаются установочные лекции, которые играют важную роль в предварительной подготовке к самостоятельному изучению материала, включенного в учебные планы в соответствии с Учебно-методическим комплексом (УМК) дисциплины.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) третьего поколения фармацевтическая химия относится к профессиональному циклу дисциплин, определяющих профиль специалиста-провизора.

Это достаточно сложная дисциплина, изучающая способы получения, свойства и способы оценки качества лекарственных средств, процессы, происходящие при их хранении и многое другое. Фармацевтическая химия – это прикладная наука, которая находится в постоянном развитии в соответствии с достижениями химии и медицины. На ее изучение и освоение согласно ФГОС отводится 936 часов, которые включают 684 часа базовой части, 108 часов – вариативной и 144 часа производственной практики в организациях, производственная и научная деятельность которых связана с оценкой качества лекарственных средств: аптеки, предприятия-изготовители лекарственных средств, научные учреждения соответствующего профиля.

Согласно квалификационной характеристике специальности 060301 «Фармация» провизоры должны управлять системой контроля качества лекарственных средств на стадиях разработки, изготовления, распределения, транспортировки, хранения и потребления для обеспечения соответствия показателей качества продукции требованиям действующих государственных стандартов на лекарственные средства [3].

Как следует организовать учебный процесс, вызвать интерес к обучению, учитывая особенность обучающихся и значительную трудоемкость дисциплины? С нашей точки зрения, основой успешного освоения фармацевтической химии могут служить следующие факторы:

- взаимоотношения «преподаватель – студент»;

- личность преподавателя;

- значимость дисциплины в структуре образовательного процесса и последующей практической деятельности обучаемого;

- организация самостоятельной работы студента;

- содержание оценочных средств;

- критерии производственной практики;

- значимость аудиторных занятий в период очной части каждого учебного года.

Качество подготовки специалиста во многом связано не только с совершенствованием учебных программ, разработкой новых учебных планов, но и с реальными изменениями в системе взаимоотношений всех участников учебного процесса. По нашему мнению, среди многочисленных факторов, влияющих на качество учебного процесса, основным следует считать межличностные отношения между преподавателем и студентом. Как правило, студент оценивает преподавателя по комплексу критериев.

Внешность, пол и возраст. Если это и играет какую-то роль при отношении к преподавателю, то явно не главную. Даже очень симпатичный лектор, будь он молодым человеком или девушкой, не сможет удержать внимание студентов в течение более одной лекции, если не сумеет заинтересовать своим предметом.

Общительность. Как следствие – умение найти общий язык с любым человеком, быть хорошим психологом. Если человек любит людей: семью, родственников, друзей и знакомых, для него не будет проблемой относиться к другим людям с доброжелательностью и пониманием.

Профессионализм. Разносторонние знания, начитанность, высокий творческий потенциал, умение быть на уровне современных тенденций развития общества, владение новыми информационными технологиями и умение их использовать в учебном процессе должны поражать и одновременно воодушевлять студентов на получение большего количества информации в целом и по определенной специальности в частности. Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, настоящий мастер преподавательского дела, который готов учиться вместе со студентами. Он допускает наличие у студента собственного мнения и толерантен даже к ошибочным высказываниям.

Форма подачи материала. Занимает решающее значение при понимании и запоминании. Каждый преподаватель должен быть прекрасным оратором. Однако дело не должно ограничиваться лишь «трансляцией» знаний. Важно использовать современные технологии обучения, способствующие более глубокому усвоению материала. Как показывает практика – это оптимальное соотношение между традиционными и инновационными формами учебного процесса.

Особенно важны хорошая дикция и громкий спокойный голос лектора. Чтобы атмосфера в аудитории во время занятий была более доверительной и непринужденной, нужна связь между студентом и преподавателем, чаще всего она достигается при небольших паузах во время лекции, когда студент отдыхает от постоянного письма, а лектор рассказывает что-нибудь интересное или забавное, таким образом, мы можем сделать вывод о чувстве юмора педагога.

Чему преподаватель хочет научить студента. Получаемые знания устаревают через несколько лет, поэтому важно научить студента мыслить, умению выделить в огромном потоке информации то необходимое и значимое, что будет способствовать оптимизации профессиональной деятельности. Так что, может быть, не всегда столь важно, что именно знает студент, а большее значение имеет приобретенная студентом система знаний и навык самостоятельно получать информацию и правильно ее трактовать.

Подводя итоги, можно сказать, что главными качествами преподавателя являются коммуникабельность, профессионализм, эрудиция, свободное владение словом, логика, дикция, чувство юмора и постоянная работа над собой. Преподаватель должен быть интересным человеком, тогда и его предмет станет интересной наукой, а не рутинной начинкой[4, 5].

Кто такой студент современного вуза? Лет 15–20 назад, выстраивая социально-психологический портрет «идеального» студента, на первое место ставили преимущественно такие качества, как прилежание, дисциплинированность и ответственность. В настоящее время преподаватели считают важнейшим качеством студента способность самостоятельно мыслить. Современный студент – это, как правило, человек «продвинутый», владеющий современными информационными технологиями, видящий свое место в последующей профессиональной деятельности, человек активной жизненной позиции.

Кафедра фармацевтической химии ведет учебный процесс на заочном факультете, а студент-заочник имеет существенные отличия и особенности по сравнению со студентами очной формы обучения. Здесь важен индивидуальный личностно-ориентированный подход к студенту. Следует учитывать возраст обучаемых, должностное положение, сферу деятельности, стаж работы, способность к восприятию нового материала и др. Немаловажным является и тот факт, что основная часть в освоении ими материала приходится на самостоятельную работу.

В период очной сессии на лекциях обсуждается наиболее сложный материал по всем значимым темам учебного плана. На лабораторных занятиях студенты выполняют необходимый минимум практических заданий, для того чтобы получить представление о фармацевтическом анализе, его особенностях, на коллоквиумах обсуждаются вопросы, касающиеся применения полученных знаний в последующей деятельности выпускников – провизоров. Материал, предлагаемый студентам для изучения, постоянно обновляется и актуализируется.

На кафедре фармацевтической химии ФДПО и ФЗО академии работают квалифицированные, опытные, имеющие большой стаж не только педагогической, но и научной работы преподаватели, что позволяет расширить рамки учебного процесса, вовлекая студентов в творческую работу, направленную на решение задач практической фармации. Это отражается в подготовке дипломных работ, часто выполняемых в комплексе с другими профильными кафедрами, что позволяет более разносторонне решить поставленную задачу.

Процесс обучения студентов на заочном факультете состоит их двух циклов: заочного, включающего самостоятельную работу и занимающего значительный период учебного года (около 8 месяцев), и очный, когда студенты на базе академии прослушивают цикл лекций, выполняют определенный перечень лабораторных занятий по утвержденному плану. Самостоятельная работа над материалом дисциплины предполагает обеспечение каждого студента учебниками и другой литературой, соответствующей изучаемой дисциплине. Однако недостаточное количество экземпляров учебников и специальной литературы в библиотечном фонде академии, периодическое обновление перечня изучаемых групп лекарственных средств требует от преподавательского состава постоянной работы по созданию и последующему совершенствованию учебных пособий и методических материалов. Для оказания всесторонней помощи студентам в период заочной части обучения кафедрой подготовлено большое количество разнообразного методического материала (курс лекций, учебные пособия, справочные материалы и др.), оказываются индивидуальные консультации по вопросам, возникающим при выполнении контрольных работ. Преподавателями создано более двадцати наименований подобных изданий, включающих изложение теоретического материала, в которых рассматриваются отдельные положения фармакопейного анализа и внутриаптечного контроля, задачи различных типов на примере конкретных практических ситуаций, методические указания по производственной практике и т.д. Подобные материалы, изданные в типографии академии, позволяют обеспечить каждого студента комплектом всей необходимой учебной, методической и справочной литературы. Высокий уровень выпускаемых кафедрой изданий подтверждается тем, что 7 из них рекомендованы Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для использования в учебном процессе фармацевтических вузов России, некоторые из них удостоены дипломов и наград на книжных выставках, в т.ч. за рубежом. Для организации самостоятельной работы студентов 4 и 5 курсов в период очных циклов обучения подготовлены «Рабочие тетради», в которых представлены планы лекций и лабораторных занятий, изложены методики практических работ, вопросы для подготовки к занятиям, итоговым коллоквиумам, на которых каждый студент в результате устного собеседования с преподавателем имеет возможность оценить уровень и качество освоения определенного раздела программы; здесь же приведены типовые вопросы и ситуационные задачи для подготовки к экзамену, который проходит в устной форме. Именно эта форма экзамена позволяет студенту показать умение грамотно излагать суть физических и химических процессов, протекающих при получении и последующей оценке качества лекарственных средств. Для проведения коллоквиумов, зачетов и экзаменов на кафедре разработан банк разнообразных оценочных средств.

Существенное значение в плане формирования специалиста высокого уровня имеет сочетание вузовского обучения и производственной практики, в процессе которой студент видит уровень своей готовности к решению тех или иных профессиональных задач. Каждый студент перед прохождением практики получает «Методические указания по производственной практике “Контроль качества лекарственных средств”», в которых изложены цель и задачи практики, перечень конкретных выполняемых работ в зависимости от базы практики, примеры описания различных типов выполняемых работ, оформление отчетной документации. Производственная практика дает возможность закрепить умения и навыки, полученные в процессе обучения, освоить новые, не предусмотренные учебным планом.

Согласно ФГОС третьего поколения, студентам старших курсов по каждой специальной дисциплине предусмотрено выполнение курсовых работ, в т.ч. и по фармацевтической химии. В курсовой работе студентам на основе индивидуально полученной темы требуется показать знание теоретического материала применительно к решению разнообразных практических задач, возникающих при оценке качества лекарственных средств.

Безусловно, при подготовке специалиста в области оценки качества лекарственных средств решающим фактором является интеграция обучения как с основополагающими химическими и медико-биологическими дисциплинами, так и специальными, каковыми является фармакогнозия, токсикологическая химия, фармацевтическая и промышленная технология, организация и экономика фармации. В значительной степени вопросы интеграции необходимы в заключительный период обучения на 6 курсе, когда усилия преподавательского состава и студентов направлены на обобщение всех знаний и умений, формирующих профиль специалиста. На этом этапе кафедра совместно с другими специальными кафедрами формирует банк тестовых заданий к экзаменам по практическим навыкам и междисциплинарному собеседованию. Типовые задания на основе подготовленных материалов приведены в «Учебно-методическом пособии для подготовки студентов VI курса ФЗО к итоговой государственной аттестации по специальности «Фармация» (Фармацевтическая химия)», примеры которых являются образцами формирования ответов на междисциплинарном собеседовании в период Итоговой государственной аттестации.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что учебный процесс – система многогранная и в ней следует учитывать различные факторы, в той или иной степени влияющие на качество подготовки специалиста.