Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

THE QUESTION ABOUT THE TRENDS IN THE CONTENT OF SCHOOL EDUCATION

Bogdanova V.P. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
В последнее время все большее внимание в дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых путей его развития. Традиционная система образования, основным смыслом которой является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях и в значительной степени разрозненных знаний, тоталитарна как по форме, так и по содержанию. В ней нет установок на личностное самоопределение, не предусматривается личностное развитие. Это обусловливает смену парадигмы «образование – обучение» парадигмой «образование – становление», имея в виду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование. Подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств.
Recently great attention is paid to the form of a fairly rigid critical assessment of classical educational paradigms, concepts, models, institutions, and finding new ways of its development. The basic meaning of the traditional education system is training, which is understood as a mere development of students a certain amount of disparate knowledge accumulated by mankind in various fields. The traditional system of education totalitarian both in form and content. It has no facilities to personal self-determination, it does not provide for personal development. This makes changing «education-training» paradigm to «education – formation». Here we are talking about the formation of man, his spirituality, self-creation, self-formation. Such a change in the very essence of education inevitably entails adequate change applied forms of educational activities and the types of educational spaces.
keywords: paradigm
spirituality
identity
educational activities

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития.

Понятие «содержание образования» первоначально относили преимущественно к дидактике и понимали под ним совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся (Ю. К. Бабанский, Б. Н. Есипов). Однако с конца 80-х – начала 90-х гг. XX века трактовка этого понятия изменилась, и под ним стали подразумевать педагогически адаптированный социальный опыт человечества, передаваемый младшему поколению в процессе обучения (И. Я. Лернер, В. М. Меньшиков, В. А. Сластенин).

В терминологическом поле категорию «содержание образования» применительно к государственным средним образовательным учреждениям в исследуемый хронологический период можно рассматривать как модель социального опыта, включающую в себя три уровня: общетеоретический (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений); предметный (знания, умения и навыки по учебным предметам) и уровень конкретного учебного материала (контролируется официальной идеологией). Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени – разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

Когда образование выполняет функции простой трансляции культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не является его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они в таких условиях однозначно должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента, с помощью которого содержание станет смыслосодержащим, способным формировать личность, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей.

Понятно, что многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся реалиям. Но при этом надо понимать, что в области образования, как ни в одной другой области, сложилось большое количество стереотипов. Так, например, широко известен тезис о гуманистическом характере образования (как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик). Новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма. Но сознание людей осталось прежним – коллективным, причем по причинам, имеющим глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает некоторую борьбу и противостояние.

Безусловно, нужно обратить внимание на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, хорошее и справедливое, но вряд ли осуществимое. Поскольку, начиная свой жизненный путь, человек вряд ли способен выстраивать свою жизненную траекторию развития, способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения [3].

Следующая проблема, требующая безусловного разрешения в новом образовании – это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Понимая, что человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей, массовость в образовании, однако, неизбежна. Поскольку на протяжении уже нескольких десятилетиях вопрос переполненности классов не только обсуждался, но и принимались решения на государственном уровне, по-видимому, он так и не будет решен (в ближайшие годы).

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом, а конкретно – экономика страны. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Сегодня общеизвестный факт: сокращение государственного финансирования вне зависимости от экономической системы страны. Безусловно, это не только сказывается на содержании образовании, но и отбрасывает его назад [5].

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение с ориентацией «на среднего ученика» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение [4].

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту. Ключевые блоки материала и семинарские (для студентов и школьников), практические занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании». Ст. 2).

  1. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллекту­альными, моральными и физическими качествами
  2. Индивидуализация. Реализация этого принципа проявляется, в первую оче­редь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, систем­ного подхода к воспитанию и обучению детей обусловле­но не только естественным развитием педагогической на­уки, которой, как любой области человеческой деятель­ности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение про­цесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником.
  3. Демократизация – создание предпосылок для раз­вития активности, инициативы и творчества участни­ков образовательного процесса (учащихся и педаго­гов), широкое привлечение общественности к управ­лению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной си­стемы образования – переход от государственного к госу­дарственно-общественному управлению образованием, ос­новная идея которого состоит в том, чтобы объединить уси­лия государства и общества в решении проблем образова­ния, предоставить учителям, учащимся, родителям боль­ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образо­вательных учреждений.

  1. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновремен­ное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государствен­ных, так и негосударственных.
  2. Психологизация современного образовательного про­цесса. Кроме задачи формирования у учащихся знаний, уме­ний и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача разви­тия мыслительных способностей, которые позволят ребен­ку получать их. Если формирование поля ЗУН – это педа­гогическая задача, то формирование мыслительных свойств – это психолого-педагогическая задача.

Для решения этой задачи необходимо проведение спе­циальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тен­денцию к практической интеграции педагогики и психоло­гии.

  1. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научно­го поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся.
  2. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания едино­го уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как си­стема основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.
  3. Индустриализация обучения, т. е. его компьютери­зация и сопровождающая ее технологизация, что по­зволяет создавать и использовать новые модели обу­чения и проверки результативности усвоения его со­держания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного про­цесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные уч­реждения [7].

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании [6].

К первой тенденции можно отнести осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного (по А. А. Вербицкому).

Ко второй тенденции он относит индустриализацию обучения, т.е. его компьютеризацию и сопровождающую ее технологизацию, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

К третьей тенденции относим переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А. А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».

Четвертая тенденция связана, по А. А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:

- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.