Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTEGRATED APPROACH TO THE FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE, HEALTHY AND SAFE LIFESTYLE STUDENTS

Kokaeva I.Yu. 1 Kalustyants K.A. 1
1 North Ossetian State University ofK.L. Khetagurov
In accordance with the GEF VPO (2014) discusses the need for a comprehensive formation of ecological culture, healthy and safe lifestyle of students. Based on the theoretical analysis of the author argues that at this stage only a healthy person with an ecological mindset can harmonize the relationship between man and nature and to ensure national security and the transition towards sustainable development, development of the noosphere. For example, the training of students of the North Ossetian State Pedagogical Institute in the direction of preparation 050100 – Teacher Education, the author shows the possibility of complex formation of ecological culture, healthy and safe lifestyle in the process of learning, extracurricular, research, volunteer and other activities of modern higher education. The results of the introduction of the concept of integrated development of ecological culture, healthy and safe lifestyle of students - future teachers have confirmed its effectiveness.
training
design and research activities
environmental culture
healthy lifestyle
safe lifestyle

В современном мире год от года растет уровень техногенного воздействия на окружающую среду, число катастроф, аварий и чрезвычайных ситуаций. Все это отражается на состоянии здоровья и на общем экологическом состоянии. Поэтому на систему образования возлагается ответственная задача – сформировать экологическую культуру, здоровый и безопасный образ жизни молодого человека, целесообразное и безопасное поведение в социоприродной среде.

Цель работы – проанализировать общекультурные и профессиональные компетенции подготовки 44.03.01. Педагогическое направление (2015) и обосновать необходимость комплексного формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов – будущих педагогов.

Следует отметить, что вопросы формирования экологической культуры обучающихся не новы в педагогической науке. Однако в современных условиях возникает необходимость новых подходов [2, С.119] к формированию ответственного отношения каждого человека к природе, здоровью человека, образу жизни. Поэтому у будущего педагога, который будет у своих воспитанников комплексно формировать эти качества, необходимо закрепить эти компетенции, в том числе и для преодоления экологического кризиса и перехода общества к устойчивому развитию [3].

В сознании и поведении людей экологическая культура формируется непрерывно, на протяжении жизни и деятельности поколений, способствуя здоровому образу жизни [6, С. 50], экологической безопасности страны и каждого человека. Поэтому, говоря о необходимости формирования экологической культуры, мы добавляем необходимость формирования безопасного образа жизни, подчеркивая, что осознанное отношение человека к природе обеспечивает сохранение, обогащение окружающей среды и создает благоприятные условия для жизни и здоровья человека [8]. Важным компонентом экологической культуры, по нашему глубокому убеждению, является знание и соблюдение безопасного образа жизни.

Экологическая культура является основой постепенного формирования безопасного и здорового образа жизни [1]. Вся жизнь человека проходит в непрерывной связи с внешней средой, поэтому здоровье человека нельзя рассматривать как нечто независимое, автономное. Здоровый и безопасный образ жизни – это состояние, которое позволяет сохранить равновесие и гармонию с окружающей природной и социокультурной средой.

Гармонию между средой и человеком нарушают загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия, вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральные и психические нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень. Не меньшую угрозу для всего человечества представляет антропогенное вмешательство людей: химическое, радиоактивное и бактериологическое загрязнение воздуха, воды, почвы, продуктов питания, а также шум, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и т.д. Такое вмешательство отражается на организме людей тяжелыми патологическими явлениями, глубокими генетическими изменениями, а на экологическом состоянии – нарушением дисбаланса.

Между окружающей средой, безопасным образом жизни и здоровьем людей лежат сложные, но очень тесные взаимосвязи. Они могут быть описаны одинаковыми уровнями: локальными, региональными и глобальными.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова» осуществляется в ООП 44.03.01 Педагогическое образование, в рамках базовой учебной дисциплины: «Безопасность жизнедеятельности», «Возрастная анатомия и физиология», «Физическая культура» и вариативной – «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Методика преподавания интегрированного курса “Окружающий мир”».

В содержании этих дисциплин сочетаются материалы по экологии, безопасности жизнедеятельности, валеологии, освещаются проблемы сохранения среды обитания, рассматриваются пути решения экологических проблем в плоскости будущей профессиональной деятельности бакалавров.

Содержание дисциплин дает возможность затрагивать вопросы экологической культуры, здоровья и безопасной жизнедеятельности. Это не предполагает необходимости выделения дополнительного времени на сообщение новой информации, но предусматривает изменение подхода к изложению курса с учетом новой модели образования.

Творческая деятельность преподавателя в формировании экологического образования и воспитания состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшие достижения поставленной цели – научить экологически мыслить, сформировать экологическое самосознание, суть которого в том, что человек должен не бороться с природой, а сотрудничать, взаимодействовать с ней, предвидеть последствия своих действий [4, С. 51].

Важнейшей частью системы подготовки студентов высшего педагогического учебного заведения к профессиональной деятельности является дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», которая предусматривает подготовку студентов по обеспечению безопасности жизни своей и будущих воспитанников, охране их здоровья, а также развитию культуры безопасного образа жизни. В ходе изучения этой дисциплины будущие учителя знакомятся с проблемой воспитания безопасного поведения детей в социоприродных условиях РСО-Алания. Наиболее эффективными педагогическими технологиями в процессе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов являются:

 - обучение в сотрудничестве, когда формируются малые группы по два-три студента, с учетом индивидуальных и психологических особенностей, пожеланий;

 - деловая игра – актуализация, накопление и трансформация знаний в умения и навыки, накопление профессионального опыта;

 - диспут, или научная полемика – используются для изучения различных точек зрения по какой-либо проблеме с целью установления истины, содействуют  устранению трудностей общения;

 - проблемное обучение – развивают познавательную активность, творческую самостоятельность;

- индивидуально-дифференцированное обучение – позволяет учитывать индивидуальные потребности личности, создает оптимальные условия для выявления задатков личности, развивает интересы и способности студентов;

- развивающее обучение – развивает личность по способностям в различных видах деятельности;

- активное (контекстное) обучение – обеспечивает активность по содержанию будущей профессиональной деятельности [7].

Эффективной формой занятий студентов является работа в творческих группах, в зависимости от выбранного ими вида опасности. В рамках каждой темы студенты выполняют предлагаемые задания: подготовка презентаций, защита проектов («Твой безопасный мир», «Мой безопасный дом» и др.), подбор дидактических игр для ознакомления детей разного возраста с правилами безопасности, анализ конспектов занятий по безопасности жизнедеятельности, изготовление необходимых материалов (атрибутов), составление рекомендаций для родителей по воспитанию безопасного поведения детей.

При проведении занятий используются как традиционные, так и не­традиционные: занятия – семинары, конференции, деловые игры, экскурсии и др. Нетрадиционные занятия несут в себе элементы нового, рассчитаны на совместную работу преподавателя и студентов. Использование проблемных лекций, уроков-конференций, дискуссий, деловых игр, обсуждение видеоматериалов позволяет повысить дидактическую эффективность при обучении [5, С.119].

Одним из инструментов повышения качества экологического образования студентов является эффективное применение мультимедийных технологий при обучении. Мультимедийные технологии позволяют внедрять более эффективные модели образовательного процесса и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности студентов.

Внеучебная работа со студентами является неотъемлемой частью процесса качественной подготовки бакалавров и проводится с целью формирования у студентов гражданской позиции, сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, выработки навыков конструктивного поведения на рынке труда, сохранения и возрождения традиций университета.

Система внеучебной деятельности по формированию готовности студентов к работе по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включает ряд направлений: культурно-просветительная работа; практическая природоохранная деятельность, эколого-валеологическая деятельность. Она осуществляет функции профессионально-педагогической подготовки, а также функции развития личности будущего педагога: формирует его гражданские, идеологические позиции, вовлекает в активную общественную деятельность.

Комплексному формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни способствует научно-исследовательская деятельность будущих педагогов. По результатам учебно-исследовательской и проектно-исследовательской деятельности студенты совместно с педагогом разрабатывают и проводят эколого-валеологические мероприятия с обучающимися: международные праздники экологической направленности «День чистого воздуха», «Международный день Земли (Воды)», «День биологического разнообразия».

Важное значение в профессиональной подготовке выпускника имеет система практик (введение в специальность с выполнением психолого-педагогических заданий); практика по внеучебной воспитательной работе; летняя практика; практика пробных уроков и занятий по профилю специальности; практика «Первые дни ребенка в школе»; практика одного рабочего дня). В рамках практики предполагается:

- закрепление и углубление научно-теоретических знаний по экологии, здоровому и безопасному образу жизни;

- приобретение практических умений и навыков в организации природоохранной деятельности;

- реализация задачи экологического содержания и применение их в профессиональной деятельности.

В ходе педагогической практики осуществляется интегрированный подход к определению и разработке видов деятельности, направленных на формирование различных уровней экологической компетентности с учетом набора профессионально значимых знаний, навыков и умений.

В процесс формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов СОГУ активно вовлекаются другие вузовские подразделения: учебно-методическое управление, библиотека, кафедра физкультуры и спорта и другие.

Экологическая культура и безопасный образ жизни объединяют человека и природу, создают базу для развития экологической безопасности социоприродной системы. Формирование экологической культуры и безопасного образа жизни – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе и всему ее многообразию, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также материальные богатства или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды, осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Экологическая культура, здоровый и безопасный образа жизни – составляющие и неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающие в себя совокупность системы определенных знаний и умений, уважительное, гуманистическое отношение к окружающей среде (экологическое сознание) и безопасный образ жизни по отношению к ней и самому человеку (экологические убеждения), систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это личностные качества и компетенции, которые являются показателем общей культуры человека и проявляются в способности к гуманному взаимодействию с окружающим миром, в ориентации на природу как материальную и духовную ценность, в бережном отношении к природе и своему здоровью, в соблюдении моральных и правовых норм в природной и социокультурной системах.

Таким образом, экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни – это комплексное новообразование, необходимое для обеспечения национальной безопасности и устойчивого коэволюционного развития общества.