Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TO ASSESS THE LEVEL OF MORAL EDUCATION OF STUDENTS WITH MENTAL RETARDATION

Evtushenko E.A. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow state pedagogical University
One of the problems faced by Russian special and inclusive education is the need to define criteria for assessing the formation of personality traits of mentally retarded students, enabling teaching staff to identify the impact of activities in moral education. Definitions and formulations of moral qualities of mentally retarded students, despite the urgency, relatively little studied in Russian correctional pedagogy and special psychology. The authors found that the performance criteria of the process of moral education and their development is quite an urgent problem. The rating takes into account the individual level of intellectual, emotional and behavioral development of mentally retarded students, increases the intensity of formation of moral attitudes and performance mastery of practical skills and abilities, the accumulation of knowledge about socially significant behavior. The article presents the results of research aimed at the development and implementation of diagnostic moral education of mentally challenged students as valuation procedures aimed at detecting the dynamics of essential indicators of moral education of studying the factors and conditions that contribute to these changes.
students with mental retardation
assessment criteria
moral education

В соответствии с утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации 19 декабря 2014 года Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержательный раздел адаптированной основной общеобразовательной программы должен включать программу духовно-нравственного (нравственного) развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа (ПАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 22 декабря 2015 г. № 4/15, предусматривает реализацию принципа воспитывающей направленности обучения, предполагающего формирование у обучающихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения, одобряемых современным обществом. К прогнозируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторы-разработчики относят два вида результатов: личностные и предметные. Впервые включенные в Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) личностные результаты бесспорно важны для образовательного процесса и социализации детей, поскольку предусматривают успешное овладение ими социокультурным опытом, включающим: самоидентификацию как гражданина России; любовь к Родине; толерантность и навыки межкультурного общения; адекватность самооценки и уровня притязаний; готовность к гибкому реагированию в условиях стремительно меняющейся общественной жизни; владение навыками самообслуживания и хозяйственно-бытового труда, необходимыми в самостоятельной жизни; готовность к социальному взаимодействию и общению с окружающими людьми; этические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость (эмпатию) и готовность оказать помощь другим людям.

Предлагаемая нам авторами-разработчиками АООП система оценивания достижений личностных результатов обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на решение следующих задач: ориентация всего образовательного процесса на нравственное становление обучающихся; обеспечение комплексного подхода к оценке результатов; динамический подход в оценке жизненной компетенции обучающихся. В основе оценки лежат следующие принципы: индивидуального и дифференцированного подхода, учитывающего типологические и индивидуальные особенности развития и особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью; объективности оценки; универсальности и единства критериев и используемого инструментария оценки, повышающих доступность их применения в образовательных организациях разного типа. Важным является наличие концептуального и методического обоснования осуществления оценки достижений обучающихся, включающего характеристику диагностических материалов, описание технологии их использования, сбора и систематизации полученных данных.

Получение личностных результатов, предусматривающих, прежде всего, овладение обучающимися социально-значимыми (жизненными) компетенциями, имеющими практико-ориентированный характер в различных социальных ситуациях, предполагает не столько количественные (парциальные), сколько качественные (непарциальные) формы оценки. Наиболее приемлемым при разносторонней оценке наличия у обучающихся социальных (жизненных) компетенций является метод экспертной оценки, представляющий собой процедуру совокупной оценки результатов на основе мнений группы различных специалистов (экспертов), например школьного психолого-медико-педагогического консилиума с учетом точки зрения родителей. Проведенное нами в образовательных организациях для умственно отсталых обучающихся: школы-интернаты №№ 99, 105, детский дом № 9, центр образования № 1867, школа № 991 города Москвы, в течение последних двух десятилетий исследование, охватившее более пятисот обучающихся, направленное на изучение оценки уровня нравственной воспитанности, позволило получить определенные результаты.

Диагностика нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся, как оценочная процедура, предполагает обнаружение динамики значимых показателей нравственной воспитанности обучающихся факторов и условий, способствующих этим изменениям. Специфика диагностики нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся заключается в следующем: выявление и исследование изменений состояния нравственной воспитанности обучающихся; фиксация уровня сформированности нравственной воспитанности обучающихся; определение отклонений в нравственной воспитанности обучающихся (ориентируясь на эталон общечеловеческих ценностей); поиск причин, способствующих возникновению выявленных отклонений в состоянии нравственной воспитанности обучающихся; определение степени эффективности применения коррекционно-развивающих технологий в ходе нравственного воспитания обучающихся.

В разработанной нами «Диагностической программе изучения уровней сформированности нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся» были определены критерии, показатели, признаки, способствующие распознанию и выявлению уровней нравственной воспитанности обучающихся и предполагающей ответы на следующие вопросы: наличие у обучающегося нравственных представлений, чувств и навыков поведения; успешность сформированности понятий и представлений в соответствии с Правилами поведения обучающегося; полнота интереса к общественной жизни; готовность к практическому применению знаний, полученных в образовательном процессе; сформированность волевых качеств и умение регулировать собственную деятельность; осознается ли зависимость успехов от личных усилий; готовность к различению своих просоциальных и антисоциальных поступков; направленность усилий на совершенствование деятельности; умение выделять из иерархии интересов и мотивов деятельности социально приемлемые; степень проявления личной активности в общественной деятельности; преобладающий вид общественно значимой деятельности у обучающегося; устойчивость совокупности компонентов нравственной воспитанности, проявляемых в практической, самостоятельной, досуговой деятельности; использование этических компонентов в различных видах и сферах жизнедеятельности: а) в отношениях с друзьями, одноклассниками, педагогами, другими специалистами, воспитанниками младшего возраста; б) в отношениях к трудовой деятельности: в классном коллективе, в школе, к учебному труду и т.д.; сосредоточивается ли внимание на предмете своей деятельности; наличие чувства удовлетворения от результатов собственной общественной деятельности; внимание к своему внешнему виду; стремление к развитию речевых умений; готовность в случае необходимости своевременно прийти на помощь; стремление к повышению уровня собственной нравственной воспитанности; активность в общественно-полезной деятельности: коллектива класса (группы), общешкольного коллектива. В процессе исследования нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся находят применение общие методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, изучение продуктов деятельности обучающихся, беседа, анкетирование, экспертная оценка, изучение сферы общения, предпочтений в досуговой деятельности, интересов обучающихся, социометрические методы. Комплексное использование методов диагностики, их взаимодополнение на различных этапах процесса выявления нравственной воспитанности обучающихся служит гарантией обеспечения достоверности результатов нравственного воспитания обучающихся. Разработанная «Анкета сформированности нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся», направленная на изучение специфики формирования нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся, состоит из оценки мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, деятельностного компонентов.

Личностные качества, отнесенные к первому блоку (мотивационный компонент), определяют круг приоритетов обучающегося и степень их выраженности (интересы, стремления, предпочтения). Качества, входящие во второй блок (когнитивный компонент), включают нравственные знания (представления о правилах поведения, понятия о хорошем поступке, отношениях к учителю, учебе, сверстникам и др.), характер нравственных представлений (образы возможных моделей поведения), степень выраженности интереса к приобретению нравственных знаний. К третьему блоку (эмоционально-волевой компонент) относятся особенности проявления нравственных чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, взаимопомощь, коллективизм, отзывчивость), волевые качества, необходимые для осуществления общественно-значимой деятельности, степень проявления старания в совершенствовании собственных творческих способностей; наличие убеждений в обязательности ценностного отношения к людям, потребности к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и межличностных отношений. Личностные качества, включенные в четвертый блок (деятельностный компонент), устанавливают уровни готовности к нравственной оценке собственного поведения (самооценка) и действий окружающих людей, овладение практическим опытом социальных действий, степень активности и самостоятельности при преодолении проблем (трудностей, препятствий) нравственного выбора, следуя имеющимся нравственным нормам, предписаниям и правилам поведения.

Критерии эффективности процесса нравственного воспитания и их разработка являются достаточно актуальной проблемой. Оценка, учитывающая индивидуальный уровень интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития умственно отсталого школьника, повышает интенсивность формирования нравственных представлений и результативность овладения практическими умениями и навыками, накопление знаний о социально значимом поведении. Мы считаем возможным выделение пяти уровней нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся.

Относительно высокий уровень предполагает называние умственно отсталыми обучающимися нравственных ценностей (доброта, красота, семья, дружба, любовь), наличие устойчивого интереса к ним и их изучению, убеждений в необходимости следования в жизни усвоенным ценностям. Выражают стойкое, положительно эмоционально окрашенное отношение к нравственным ценностям. Имея определенный практический опыт, следуют нравственно значимым ценностям в собственном поведении, основанном на достаточно осмысленном волевом напряжении, трудятся с удовольствием, бережливы к объектам природы, принимают активное участие в общественно-полезной деятельности. Правильно оценивают собственное поведение и поступки окружающих. Осознают взаимосвязь успехов и прилагаемые усилия, имеют положительный мотивационный настрой, соответствующий задачам нравственного воспитания; заботятся об одноклассниках; все компоненты нравственных качеств связаны устойчиво. Доброжелательны, чутки по отношению к окружающим, быстро откликаются на переживания других, готовы оказать помощь, добросовестны в выполнении как разовых, так и постоянных поручений.

Уровень выше среднего. Особенностью сформированности нравственных представлений умственно обучающихся, отнесенных к данному уровню, является их полнота и осознанность, однако в связи со слабостью познавательных возможностей возникают определенные затруднения в оперировании ими. Обучающиеся в целом осознают примерное содержание правил поведения, отличаются устойчивой толерантностью, не всегда уместной, к нарушениям поведения сверстников, но к безнравственным проявлениям окружающих относятся безразлично; в общественно-полезной деятельности активны, при наличии педагогического стимулирования; имея адекватную самооценку и положительную мотивацию, готовы к использованию более «легких путей» в достижении цели; понимают взаимосвязь успехов от прилагаемых усилий, доброжелательны в отношениях; для актуализации уверенности в любой деятельности ключевым для них является поддержка со стороны взрослых или сверстников. Готовы прийти на помощь не только родным, но и друзьям.

Средний уровень. Обучающиеся, отнесенные к данному уровню, имеют вполне ограниченный запас представлений о нравственных ценностях, который отличается бессистемностью, неточностью, поверхностностью; не готовы к применению их в собственной практической деятельности. В общественно-полезной деятельности пассивны и принимают участие лишь совместно с коллективом. Волевые качества у них недостаточно выражены; осознавая в целом зависимость успехов от усилий, допускают рассеянность, безразличие; проявление заботы о других избирательно; все компоненты нравственной воспитанности неустойчивы, нестабильны. Несмотря на это, в реальном поведении в большинстве случаев следуют принятым нравственным ценностям для ухода от возможных конфликтов с педагогами и сверстниками. При непосредственном педагогическом руководстве в состоянии дать относительно адекватную самооценку и оценку действий окружающих. Безразличны к нарушениям поведения среди одноклассников.

Уровень ниже среднего. К этой группе отнесены обучающиеся с непрочными, неадекватными представлениями о межличностных взаимоотношениях, о принятых в обществе нормах поведения, они не могут делать самостоятельных обобщений о доброте и зле, чуткости и внимательности к окружающим людям, их эмоциональная сфера слабо дифференцирована. Неактивны в общественно-полезной деятельности. Помогают другим с неохотой и то лишь при наличии настойчивой просьбы. Учиться не желают, но могут выполнить возложенные на них обязанности, исходя из эгоистических побуждений. Отношение к природе небрежное и потребительское.

Низкий уровень. У обучающихся, вошедших в данную группу, нравственные представления не сформированы, интерес к ним отсутствует; характерны нейтральное, а зачастую демонстративно злонамеренное отношение к нравственным ценностям. Практический опыт социального поведения не представлен. Самооценка поступков неадекватна. Полностью отсутствует интерес к общественно-полезной деятельности; чувства неадекватны, отмечается высокая лабильность (частая сменяемость) эмоциональных состояний, безволие, импульсивность, ситуативность поведения, зависящего от наличия заинтересованности в объекте; не принимают необходимости саморазвития личностных качеств и не проявляют в этом усилий, оказывают сопротивление установкам педагогов; социально-значимые мотивы общественно-полезной деятельности не развиты; пассивны, инертны, несамостоятельны; отказываются от учебной и хозяйственно-бытовой деятельности; избегают общения с педагогами. Для таких обучающихся свойственно проявление эгоистических потребностей, интересов, проявляющихся в иждивенческом отношении к объектам природы, другим людям. Не испытывают негативных переживаний при наличии собственных неудач, при этом проявляют грубость, демонстрируя физическую агрессию и превосходство, обижают более слабых, поэтому часто игнорируются умственно отсталыми сверстниками.

Предполагая, что охарактеризованные уровни нравственной воспитанности умственно отсталых обучающихся выступают в качестве определенных этапов личностного развития, низкий уровень представляется, чаще всего, показателем и результатом асоциального или антисоциального воспитания, негативно влияющей социальной среды.

Результаты исследования позволили констатировать на начальных этапах нравственного воспитания следующее распределение контингента по уровню сформированности нравственной воспитанности: средний уровень (34,8 %), ниже среднего уровень сформированности нравственной воспитанности (24,1 %), уровень выше среднего (10,7 %). На этапе поступления в образовательную организацию крайне редко встречаются умственно отсталые обучающиеся с нравственной воспитанностью относительно высокого уровня (7,2 %). Представленные нами критерии и показатели нравственной воспитанности обучающихся взаимосвязаны друг с другом, образуя в своей совокупности общую характеристику уровня нравственной воспитанности умственно отсталого обучающегося.