Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ANALYSING THE CONCEPT “REFLECTION-VALUE SUPPORT OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING”

Grevzeva G.Y. 1 Tsiulina M.V. 2
1 Federal STATE budgetary educational institution of higher professional education "Chelyabinsk state Academy of culture and arts
2 Chelyabinsk State Pedagogical University
Innovation processes in the education system lead to addressing the issue of reflection-value support when training higher school students as well as the essence of its key concepts. The paper deals with the concepts “support”, “pedagogical support”, “reflection”, “reflection activity”, with the concept of “reflection support” being analysed. As a result the essence of the concept of “reflection-value support of higher school students’ professional training” is defined, with its essence and features revealing the structure including the cognitive, reflection-activity and personality-value components. Thus, the authors draw the following conclusion: the reflection-value support when training higher school students will advance the solving of a number of problems in education.
support
pedagogical support
reflection
reflection activity
reflection support
reflection-value support of higher school students’ professional training.

Проблема подготовки студентов к профессиональной деятельности возрастает в силу значимости для развития личности и формирования его готовности к профессиональной деятельности. Анализ научных трудов, нормативно-правовой документации, отражающие требования к подготовке специалистов вуза, позволяет констатировать, что компетентный специалист должен обладать и специальными знаниями и умениями, в том числе и рефлексивными, и ценностными ориентациями.

Работы З.М. Большаковой, Н.В. Кузьминой, Л.И. Савва, В.А. Сластенина, Н.Н. Тулькибаевой, Н.М. Яковлевой и др. посвящены профессиональной подготовке. В данных исследованиях выделены вопросы: новые подходы к разработке содержания профессиональной подготовки студентов; содержание учебных дисциплин, способствующих формированию готовности студентов к практической деятельности; развитие педагогических качеств в процессе профессиональной подготовки студентов; технологии эффективного формирования профессиональной подготовки студентов и т.д.

Профессиональная подготовка – это процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность – интегративное профессионально значимое качество будущего специалиста, т.е. результат подготовки.

В последние годы актуализировались такие понятия, как «педагогическое сопровождение», «рефлексивная деятельность», «рефлексивно-деятельностный подход», «рефлексивное сопровождение профессиональной подготовки» и др.

Вопросы сопровождения профессиональной подготовки в педагогике и психологии представлены в трудах В.И. Богословского [2], Н.М. Борытко [3], Т.М. Чурековой [17], Е.К.  Исакова [6]   и др. Под сопровождением авторы в первую очередь понимают создание благоприятных условий в ходе взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, направленных на решение жизненных проблем сопровождаемого.

Разделяем точку зрения Н. М. Борытко, который трактует педагогическое сопровождение как «создание и развитие разносторонних условий, для принятия воспитанником оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора» [3, c. 77]. Т.М. Чурекова в определении наравне с формированием совокупности условий акцентирует внимание на роли педагога: педагогическое сопровождение – «система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъект-субъектных отношений» [17, с. 143]. А.А. Трифонова в своем исследовании справедливо утверждает, что «с одной стороны, прогрессируют «ценностный нигилизм», смыслоутрата и отчуждение (Д.А. Леонтьев), развивается «виртуальная идентичность» (А.Г. Асмолов). С другой стороны, все более понятными становятся механизм преобразования культуры в мир личности, на которые указывал в свое время Л.С. Выготский, и вместе с тем меняются ценностные императивы педагогического труда, поскольку все более полно выявляется функция учителя как посредника между миром культуры и формирующимся миром ребенка» [14, c. 3].

Психологическое сопровождение понимается как совместное с обучаемым определение его интересов, ценностей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (Л.И. Божович).

Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности рассматривается исследователями как специфическая технология развития индивидуально-личностной сферы обучаемого (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков и др.) и имеет различные области применения. В образовательном процессе психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности реализуется, с одной стороны, как организационно-психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для самореализации личности (И.А. Смотрова, Г.Ю. Ульянова. Т.С. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.), с другой стороны, как система совместной деятельности преподавателя (воспитателя) и обучающегося, направленная на раскрытие и сохранение его индивидуальности (Т.В. Анохина, И.В. Воронкова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).

Исследования А.Е. Дружинина, З.А. Куликовой, Л.И. Черненко и др. посвящены проблеме психологического сопровождения учебно-профессиональной деятельности студентов. Психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности рассматривается исследователями как специфическая технология развития индивидуально-личностной сферы обучаемого (А.А. Деркач, Н.А. Довгалевская, А.А., Е.И. Киршбаум, В.А. Якунин, Н.В. Тарабрина и др.) и имеет различные области применения. В образовательном процессе психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности реализуется, с одной стороны, как организационно-психолого-педагогические мероприятия, направленные на создание условий для самореализации личности (И.А. Смотрова, Г.Ю. Ульянова. Т.С. Фролова, И.Д. Фрумин, И.С. Якиманская и др.), с другой стороны, как система совместной деятельности преподавателя (воспитателя) и обучающегося, направленная на раскрытие и сохранение его индивидуальности (Т.В. Анохина, И.В. Воронкова, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.).

А.А. Караванов [7] трактует психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности как динамическую систему организационно-психолого-педагогических мероприятий, направленных на социально-психологическую, дидактическую адаптацию обучаемых в вузе к новым условиям учебной деятельности, их профессиональное самоопределение, развитие профессионально важных качеств, активизацию учебной деятельности и самостоятельной работы студентов, коррекцию и совершенствование педагогической деятельности. Мы разделяем его точку зрения о том, что психологическое сопровождение учебно-профессиональной деятельности призвано выполнять компенсаторную функцию, формировать устойчивую жизненную позицию, профессионально и социально значимые качества обучаемых, активизировать учебную деятельность индивида, повышать эффективность обучения.

Несколько иная точка зрения С.В. Сильченковой, которая информационно-педагогическое сопровождение определяет как «форму партнерского взаимодействия, при котором создаются условия сопровождаемому для самостоятельного и успешного использования информации с целью удовлетворения его личных и профессиональных потребностей посредством выявления стартовых возможностей, динамики развития сопровождаемого, оказания помощи и предоставления ему, в соответствии с наличным уровнем, различного вида информации и программно-технических средств в определенной области» [13, с. 7].

Мы берем во внимание исследование В.Г. Рындак [11], посвященное проблемно-рефлексивной модели педагогического образования. В процессе обучения студентов на ценностно-рефлексивной лекции мы берем во внимание выделенные ею этапы организации обучения: ориентировочный, постановочный, поисковый, ознакомительно-установочный и контрольно-вариативный. При этом учитываем созданную на основе стандартов карту компетенций.

Для нашего исследования имеет особое значение работы последних лет: Е.С. Елоновой [5], Е.Б. Манузиной [8], Е.В. Мошкиной [9] и др. Например, Е.В. Мошкина [9] выявляет принципы и условия педагогического сопровождения студентов заочного отделения в условиях электронного обучения, Е.Б. Манузина [8] характеризует основные этапы и направления сопровождения, особое внимание уделяет индивидуальным образовательным маршрутам. Педагогическое сопровождение должно быть направленно не на личность, а на компоненты педагогического процесса.

Мы трактуем педагогическое сопровождение как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. Считаем, что ориентация на карту компетенций, личностные приоритеты, интерактивное обучение, предполагающее взаимодействие, осмысление учебной информации, рефлексивная деятельность обеспечит разностороннее развитие будущего специалиста и его конкурентоспособность. В педагогическом сопровождении мы делаем акцент на рефлексию и ценности. Для нас важно, чтобы студент в учебно-воспитательном процессе проявлял рефлексивную позицию. Проблема ценностей (ценностей-целей, ценностей-качеств, ценностей-отношений, ценностей-знаний и т.д.) важна в осмыслении сущности процесса подготовки к профессиональной деятельности.

Педагогическое сопровождение включает: проектирование педагогической деятельности, средства, которые содействуют внутриличностному развитию; формирование умений и навыков проектирования и т.д. Педагог оказывает психолого-педагогическую поддержку, учитывая особенности их профессионального самоопределения. В процессе психолого-педагогического сопровождения, несомненно, осуществляется рефлексивная оценка результатов мониторинга социализированности.

Обратимся к сущности понятий «рефлексия» и «рефлексивная деятельность».

Рефлексия позволяет личности регулировать свою активность, находить пути решения возникающих проблем, побуждает к исследовательской, творческой деятельности. В процессе рефлексии ценность, осмысленная личностью, является выражением его переживаний. Целесообразно использование разных форм (коллективных и индивидуальных) и типов (коммуникативной, личностной, интеллектуальной и т.д.) рефлексии. «В воспитательной деятельности рефлексия является частью и связующим звеном двух процессов: развития способностей и совершенствования функционально-ролевых, групповых норм, регулирующих поведение детей» [4, с. 104]. Рефлексия способствует познанию природы ценностей. Осуществление рефлексии – это признак ценностного отношения, природа которого отражает личностно-переживаемую связь человека с внешней средой, выражает активную избирательную позицию человека.

Итак, развитие творческих способностей связано с рефлексией своей деятельности, которая помогает выявлять смысл деятельности, осмыслить полученные результаты, соединить их с целью. А разработанные авторские программы педагогического, рефлексивно-ценностного сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза обеспечат готовность будущих специалистов к профессиональной деятельности.

М.Е. Белобородова «под рефлексивной деятельностью понимает особый вид внутренне аналитической мотивированной деятельности, направленной на осознание ее ценностно-смысловой, процессуальной и результативной составляющих с целью их уточнения, корректировки или их совершенствования» [1, с. 59].

Исследование Е.П. Седых [12] посвящено проектированию рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения, М.В. Белобородовой [1] – особенностям организации рефлексивной деятельности в виртуальной информационной среде. Несомненно, педагогическое сопровождение имеет особое значение для студентов заочного отделения, создает условия для смыслотворческой деятельности.

Исследования Т.П. Осиповой [10], Ю.А. Трифоновой [14] и др. посвящались механизмам развития рефлексии, развитию рефлексивного мышления, организации рефлексивной деятельности, аналитико-рефлексивной деятельности. Однако проблеме ценностно-рефлексивного сопровождения профессиональной подготовки студентов вуза не уделено должного внимания. Внося свой вклад в научное осмысление проблемы, рассмотрим возможности рефлексивно-ценностного сопровождения в процессе профессиональной подготовки разносторонне развитых конкурентоспособных специалистов, способных критически мыслить и находить пути решения педагогических задач и проблем.

Несомненно, профессиональная рефлексия способствует осознанию, осмыслению своей деятельности, поиску путей самоорганизации, самосовершенствования, самореализации. Следовательно, в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности необходимо организовать рефлексивное взаимодействие, использовать ценностно-рефлексивную поддержку, ценностно-рефлексивное сопровождение различных, в том числе специфических видов деятельности.

Особое значение имеют формы рефлексивно-ценностного сопровождения подготовки будущих специалистов: проблемно-рефлексивные лекции, рефлексивные семинары, рефлексивный диалог, мастерские ценностных ориентаций и т.д., которые содействуют процессу самовоспитания, самообразования. Ценностно-смысловой потенциал личности развивается благодаря рефлексивному диалогу, который выполняет аналитическую, эвристическую, интерпретационную и другие функции. Формирование компетенций осуществляется посредством ценностно-профессионального взаимодействия педагога и студента на основе рефлексивного сопровождения.

Рефлексивное сопровождение мы понимаем как сопровождение, при котором педагог в процессе взаимодействия учитывает индивидуальные особенности каждой личности, специфику специальности, эмоциональное, психологическое и физическое состояние, а также особенности социообразовательной среды [15; 16] и т.д.

Социообразовательная среда – это «среда, представляющая собой многомерное пространство направлений, реализующих социальные функции, включающую в себя образовательные учреждения и различные социальные институты и обеспечивающую социализацию личности» [15, с. 66]. Рефлексивное сопровождение в процессе взаимодействия субъектов образовательного процесса способствует социализации личности.

Опираясь на изложенные позиции, мы сформулировали следующее определение: рефлексивно-ценностное сопровождение в процессе профессиональной подготовки студентов вуза – это приобщение студентов к совместной творческой деятельности (проектной, аналитической, исследовательской и т.д.), в том числе к специфическим видам деятельности. Задачи ценностно-рефлексивного сопровождения: развитие субъектности, творческого сотрудничества, укрепление субъект-субъектного взаимодействия, позитивные результаты учебно-воспитательного процесса и др.

Рефлексивно-ценностному сопровождению профессиональной подготовки студентов вуза отводится особое место как условию, обеспечивающему развитие рефлексивного мышления, рефлексивных умений; как способу самопознания и самовоспитания.