Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS

Karimova L.N. 1
1 FGBOU VO Bashkir State Pedagogical University. M. Akmulla
The article is devoted to a problem of training of students of pedagogical high profile music education to the development and implementation of cultural and educational projects. Based on the identified requirements for the results of development of basic educational Bachelor programs (FGOS VO) and job functions, knowledge and skills of future teachers (professional standards of the teacher), focused on the performance of professional tasks in the field of cultural and educational activities justified the use of project method, widely used at the present time in the education system at its different levels, analyzed features and advantages of its use in higher education. The necessity of taking into account the complex nature of the method used in the organization of the project activities of students, aimed at the formation of the competences in the field of cultural and educational activities, which is regarded in the study as part of the professional activity of the teacher-musician. The concrete examples of the organization of the Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmulla design activity of students the direction of "Teacher education" profile "Music education" to develop and implement cultural and educational projects.
method of projects
cultural and educational activity
training of students of pedagogical high school

Одним из требований ФГОС ВО к условиям реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» является готовность решать профессиональные задачи, связанные с культурно-просветительской деятельностью, к которым относятся «изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства; разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных слоев социальных групп» [6].

Четкие требования к выполнению трудовых функций специалистов образовательной сферы отмечены и в Профессиональном стандарте педагога, среди которых «участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы и их использования как на занятии, так и во внеурочной деятельности; проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)», что в свою очередь обусловливает необходимость наличия следующих умений: «владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий (проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.); организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации» и знаний: «основ методики преподавания, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий» [5].

Вышеперечисленные требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата и трудовые функции, знания и умения будущего педагога, ориентированные на выполнение профессиональных задач в области культурно-просветительской деятельности, формируются в процессе обучения в высшем образовательном учреждении в рамках компетентностного подхода.

Компетентностный подход, введенный в нормативную и практическую составляющую музыкально-педагогического образования, в свою очередь, вызвал необходимость использования новых обучающих технологий, включения в образовательный процесс активных и интерактивных форм проведения занятий [1], направленности на практико-ориентированное обучение, иную организацию способов взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном пространстве вуза. Кроме этого, одним из приоритетных направлений образования, по мнению многих современных исследователей, становится интеграция образования, науки и менеджмента; заимствование лучших практик из бизнеса, обучение «в деле», а не за партой; обучение разным типам мышления и построение образования с позиций асинхронности и вариативности [4, с.126].

Мы полагаем, что всем этим требованиям отвечает метод проектов, широко используемый в настоящее время в системе образования на разных его ступенях. В практике обучения студентов различным дисциплинам метод проектов применяется в качестве технологии, позволяющей приобщить будущих учителей к исследовательской деятельности, создать условия деятельности и среду, максимально приближенные к реальным, обеспечивая формирование профессиональных компетенций студентов, инициируя их к проявлению таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, критичность/ самокритичность, гибкость, мобильность, вариативность, рефлексию.

Метод проектов в мировой педагогической практике используется давно. Впервые он был описан американским психологом и педагогом В. Килпатриком в 1918 г., хотя начал применяться задолго до этого. В нашей стране метод проектов пропагандировался русским педагогом С.Т. Шацким, а в послереволюционное время довольно широко стал применяться в школах по личной инициативе Н.К. Крупской, однако не смог занять достойного места в системе советского образования. В настоящее время метод проектов переживает свое очередное рождение благодаря смене общей концепции образования с традиционной системы обучения (усвоения готовых знаний и эксплуатации памяти) на закрепленную во всех нормативных документах, компетентностный подход, ориентирующийся на развитие самостоятельного мышления обучающихся.

Научный анализ метода проектов, данный в работах В.В. Гузеева, Н.В. Матяш, Е.Н. Ястребцовой, Е.С. Полат показал, что отличительными особенностями и преимуществами его применения в высшей школе являются: ориентированность на самостоятельную деятельность обучающихся, формирование навыков командной работы, развитие коммуникативных навыков, самообразование, самореализация и рефлексия участников проекта, что позволяет достичь рационального сочетания теоретических знаний и практического их применения в решении определенных проблем окружающей действительности в совместной деятельности, т.е. обучения в сотрудничестве и приобретение «знаний в действии».

Метод проектов предполагает интегрирование знаний и умений из разных областей. По мнению профессора Института средств и методов обучения Российской академии образования, доктора педагогических наук Е.С. Полат, метод проектов – это комплексный метод, поскольку его реализация предполагает использование совокупности других проблемных методов (рис. 1): обучение в малых группах, «мозговая атака», дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, рефлексивные методы [3].

Анализ разработанности педагогической проблемы применения метода проектов в образовательном процессе на разных его ступенях позволил нам сделать вывод о том, что организацию проектной деятельности студентов педагогического вуза, в частности их подготовка к разработке и реализации культурно-просветительских проектов, необходимо проводить с учетом комплексного характера используемого метода, что позволит добиться наибольших результатов и эффектов в формировании общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих педагогов-музыкантов.

Организация проектной деятельности студентов по разработке и реализации культурно-просветительских проектов, прежде всего, направлена на формирование профессиональных компетенций в области культурно-просветительской деятельности, закрепленных в ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»: ПК-13 – способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп; ПК-14 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы.

Исходя из этого, мы рассматриваем культурно-просветительскую деятельность как составную часть профессиональной деятельности педагога, обладающую мощным личностным, ценностным и культурологическим потенциалом. Следует отметить, что на протяжении всей истории отечественной педагогики учитель являлся активным участником культурно-просветительной работы. Нравственную сущность деятельности педагога-музыканта всегда составляла пропаганда музыки, организация музыкально-просветительских программ, популяризация научных знаний в области музыкального искусства.

В связи с этим формирование компетенций в области культурно-просветительской деятельности возможно только при условии сочетания учебных и внеучебных форм организации образовательного процесса в рамках одной дисциплины или группы дисциплин одной направленности, т.е. при условии комплексного подхода. Так, в процессе хормейстерской подготовки студентов педагогического вуза, осуществляемой на предметах цикла дирижерско-хоровых дисциплин – «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур», «Хороведение и хоровая аранжировка», «Вокальный ансамбль», «Школьно-песенный репертуар», «Организация певческой деятельности» возможности реализации учебных монопредметных и межпредметных проектов, направленных на формирование готовности решать профессиональные задачи, связанные с организацией культурного пространства, изучением и формированием потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности, а также с разработкой и реализацией культурно-просветительских программ для различных слоев социальных групп, достаточно широки.

На кафедре музыкального образования и хореографического искусства Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы в рамках дисциплины «Класс хорового дирижирования и чтения хоровых партитур» выполняются проекты-работы над вокально-хоровым произведением, включающим изучение истории создания произведения, сбор общих сведений об авторах произведения (биографические данные и характеристика творчества автора литературного текста и композитора, их основные произведения); музыкально-теоретический анализ (тональный и гармонический план, музыкальная форма, размер, темп, характер развития музыкальной мысли, особенности хоровой фактуры и ритма); вокально-хоровой анализ (тип и вид хора, диапазоны партий, тесситурные условия, орфоэпия, особенности ансамбля и строя, анализ интонационных, вокально-хоровых, метроритмических и дикционных трудностей); исполнительский анализ (связь музыки с текстом, определение цезур, установление темпа, агогики, определение характера произведения, динамики, фразировки, штрихов, кульминации) хорового сочинения; рассмотрение и отбор приемов для дирижерского воплощения замысла авторов произведения, отработку отдельных дирижерских приемов и средств с демонстрацией результатов проекта на открытых зачетах-экзаменах и конкурсе «Учитель-хормейстер», основной целью организации которых является популяризация научных знаний в области вокально-хорового искусства.

В рамках дисциплины «Хоровой класс и практическая работа с хором» ежегодно осуществляется совместная работа по проектированию хорового концерта студентов-практикантов, с его последующим представлением на итоговом экзамене и на базах практики (МАОУ Лицей №6 ГО г. Уфы РБ, МАОУ Гимназия № 93 ГО г. Уфы РБ и др.). Следует отметить, что хор музыкального отделения БГПУ им. М.Акмуллы, «выполняя функции учебного и исполнительского коллектива и практически соединяя в себе учебное содержание, цели и задачи каждого предмета дирижерско-хорового цикла, является своего рода творческой лабораторией по подготовке будущих учителей музыки к реализации своих профессиональных компетенций в области хормейстерской подготовки» [цит. по 2, с.58].

Культурно-просветительский проект «Музыка – душа поэзии», посвященный Году литературы, нацеленный на воспитание интереса к творчеству русских поэтов, приобщение к классической музыке и поэзии, любви к родному языку был разработан в рамках курсов «Школьно-песенный репертуар» и «Методика музыкального образования», включал в себя ряд мероприятий – это проведение детского музыкально-поэтического праздника «Пушкинская осень» для младших классов баз практик и Центра детского чтения Национальной библиотеки им. З. Валиди; и организация культурно-досугового мероприятия «Музыкальная поэзия осени» для обучающихся Среднего специального музыкального колледжа г. Уфы. Процесс подготовки и реализации подобных проектов позволяет студентам приобрести практический опыт в организации культурно-просветительской деятельности в социально-значимых целях, в «проектировании ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)» [5], в овладении ведущими формами организации культурно-досуговой деятельности, способствуя формированию потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности.

Интерес к исследованию проектной деятельности студентов, а также результаты уже реализованных проектов, выполненных студентами старших курсов, побудили нас к организации работы над проектом в рамках дисциплины «Содержание и формы внеурочной деятельности», изучаемой во втором семестре первого курса. В ходе обучения (январь –апрель 2016 г.) приняли участие студенты первого курса ПО_МОВ БГПУ им. М. Акмуллы (44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки»). Целью организации данной работы стало создание положительной мотивации к проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности, приобретение личностно-значимого опыта и формирования на этой основе соответствующих компетенций. Предполагалось, что это будет монопредметный учебный проект, направленный на формирование общеучебных знаний, умений и навыков, приобретение в процессе проектной деятельности навыков работы с информацией, умения работы в команде, предотвращение конфликтных ситуаций и построение эффективного взаимодействия в группе; необходимым же условием проектной деятельности студентов выступало самостоятельное выполнение всех этапов разработки и реализации проекта.

Однако уже на этапе замысла проекта стало понятно, что проект выходит за рамки одного предмета и для его реализации потребуется весь арсенал профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта. Идея проекта – 2016 Год российского кино. Основная цель – популяризация и повышение уровня и значения для каждого человека и общества в целом самых важных гуманитарных отраслей: музыка, кино, литература. Проект получил название «Музыкальная киноакадемия», а провести было решено его в форме интеллектуально-познавательной игры «Морской бой».

Студенты активно включились в исследовательскую работу, объединившись в малые творческие группы. Все данные собираются в единую информационную базу по разным рубрикам: музыкальные инструменты, песни народов мира, музыкальный ребус, угадайка, творческие задания. В каждой рубрике десять заданий. В рубрике «Музыкальные инструменты» после отгадывания загадки можно не только увидеть угаданный инструмент на экране, но и услышать его живое звучание в исполнении студентов (фортепиано, баян, балалайка, флейта, гитара, губная гармошка, бубен и т.д.), таким образом, студентам представилась возможность применить компетенции, осваиваемые на музыкально-инструментальных дисциплинах и использовать их в ситуации, близкой к будущей профессиональной деятельности.

Рубрика «Песни народов мира» тоже сопровождается сольным, ансамблевым и даже хоровым исполнением песен на разных языках, так, например, украинская и еврейская народная песня звучат в исполнении дуэта; грузинская, индийская, итальянская, башкирская и татарская сольно; русская, немецкая, негритянская (спиричуэл) звучат в исполнении хора, здесь студенты демонстрируют свои способности в области вокальной и хормейстерской подготовки, показывают готовность к коммуникации на различных языках. Исполнение сопровождается красочными иллюстрациями – национальные костюмы, танцевальные движения, характерные для определенной национальности, флаг страны и, конечно же, свойственные только определенной народности музыкальные интонации и язык. С огромным интересом студенты изучали и подбирали материал для этой рубрики, порой сами для себя делая открытия, действительно добывая «знания в действии» и демонстрируя готовность решать профессиональные задачи, связанные с культурно-просветительской деятельностью. Кроме этого, подобная форма работы с музыкальным (вокально-хоровым) материалом, предложенная, разработанная и реализованная самими студентами, способствовала формированию их ключевых компетенций, связанных с приобретением индивидуального осознаваемого личного опыта в сфере социокультурного проектирования, и готовности его использования в будущей профессиональной деятельности.

Рубрики «Музыкальный ребус», «Угадайка» посвящены песням из отечественных фильмов/мультфильмов: угадать фразу из песни, зашифрованную в картинках («Человек собаке друг» из м/ф «Бобик в гостях у Барбоса», 1977 г., режиссёр В. Попов; «33 коровы» из к/ф «Мерри Поппинс, до свидания», 1983 г., режиссер Л. Квинихидзе и т.д.). Цель рубрики – популяризация знаний в области отечественного кинематографа и содействие в сохранении лучших его традиций. Рубрика «Творческие задания» включает в себя задания по литературе, музыке, танцам, рисованию, озвучиванию немых роликов из кино/мультфильмов; есть и сектор «Приз» с двумя коробочками, и «Черный ящик» со спрятанным в нем метрономом. Проект на стадии завершения. Целевая аудитория проекта – младшие подростки школ г. Уфы.

Организация проектной деятельности студентов педагогического вуза профиля. Музыкальное образование по разработке и реализации культурно-просветительских проектов на основе компетентностного подхода привносит в образовательный процесс принципиально иную по сравнению с традиционным обучением систему взаимоотношений, иной подход к познавательной деятельности студентов, основанный на уважении их интеллектуальных и творческих возможностей, сотрудничестве, самостоятельности, инициативности и ответственности за результаты своей деятельности.