Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ABOUT FORMS OF ORGANISATION OF STUDENTS’ INDEPENDENT WORK

Krasilnikova E.V. 1 Koltsova A.A. 1 Fomina O.Y. 1 Shevlyakova S.A. 1
1 Tver State Agricultural Academy
Forms of organization of students’ independent education in terms of establishment the person-centered model are investigated. Using interpretation of the content of the independent work as the planned educational and scientific work, which fulfilled during class hours and out of class hours according to task from lecturer and under control of lecturer, but without lecturer’s involvement in process. Organization of independent work is performed both as educational (class and out of class hours), and like creative work of the students, according to requirements of person-oriented model of education. it is regarded efficient types and forms of organization creative independent work promoting development personal qualities of the students. Representing experience of organization the students’ independent creative work as project activities implemented as part of work of cultural and educational Center of Tver Agricultural Academy.
independent work
person-oriented model of education
project activity

В современной научно-преподавательской среде все чаще говорят о нацеленности реформ, проводимых в российской системе высшего образования, на развитие творческо-инновационной образовательной среды, формирование личностно-ориентированной модели образования [1]. Одним из ведущих требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата заявлена организация самостоятельной работы обучающихся как важной составляющей современного образовательного процесса. Согласно новым ФГОС ВО, до 50 % от общего количества часов, отводимых на освоение каждой учебной (в частности гуманитарной) дисциплины студентами очного отделения, приходится на ее самостоятельное изучение. Еще больший процент (до 80 %) часов на самостоятельную работу отводится для студентов, обучающихся на заочном отделении и по индивидуальному плану.

Учитывая требуемый сегодня показатель качества образования выпускника вуза: не столько степень усвоения им предмета дисциплины, сколько уровень сформированности заявленной в пределах данной дисциплины компетенции, можно сделать вывод о возросшей значимости содержания и организации самостоятельной работы в системе современного высшего образования. Представляется, что в этом случае безусловно возрастает ответственность самих учащихся за уровень подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Реализация самостоятельной работы студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода увеличивает возможности личностного включения студента к освоению профессиональной деятельности, процессу формирования таких профессионально значимых качеств будущих специалистов, как креативность, культура мышления, ответственность, креативность, коммуникативность, способность к самообразованию. Вместе с тем за качество организации и курирования самостоятельной работы студентов несет большую ответственность преподаватель и вуз в целом.

Под самостоятельной работой в вузе разработчики новых стандартов понимают планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель самостоятельной работы, прежде всего, связывают с овладением обучающимися фундаментальных знаний, профессиональных умений и навыков и овладением опытом творческой, исследовательской деятельности [6].

В современной системе образования самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. При этом многие ученые-преподаватели справедливо отмечают, что эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов, и, желательно, в условиях творческо-инновационной образовательной среды [1, с.23].

Отечественной системой высшего образования накоплен достаточный опыт по организации и проведению самостоятельной работы. Многие традиционные виды и формы самостоятельной работы безусловно должны быть учтены в современной образовательной практике. Вместе с тем они должны быть и откорректированы с учетом новых образовательных стандартов, требований новой личностно-ориентированной модели образования.

В этой связи считаем необходимым и продуктивным представлять организацию самостоятельной работы не только как учебной (аудиторной, внеаудиторной), но и как творческой работы студентов. Подобное понимание самостоятельной работы, на наш взгляд, будет соответствовать и традиционно-классическим и новым требованиям личностно-ориентированной модели образования.

Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как часть учебного процесса и имела целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Подобные задачи сохраняются и в современном вузе. Так, основными видами самостоятельной учебной работы студентов в пределах аудиторного изучения учебной дисциплины остаются выполнение контрольных заданий, терминологический диктант, решение практических задач, конспектирование учебника и т.д. Во внеаудиторное время студенты выполняют курсовые работы, прорабатывают конспекты лекций, учебников, пишут рефераты, занимаются подготовкой к семинарским занятиям, к контрольному тестированию.

К основным формам организации самостоятельной учебной работы, за которую отвечает преподаватель, относятся: подготовка и издание учебно-методических разработок для студентов по самостоятельной работе; проведение консультаций в рамках присутственных часов ППС; участие в комплектовании основной и дополнительной учебной литературы, создание электронной библиотеки преподавателей кафедры.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что самостоятельная работа в пределах формирующейся личностно-ориентированной модели образования предназначена не столько для овладения учебной дисциплиной, сколько для формирования навыков самостоятельной работы вообще. В процессе самостоятельной работы происходит становление таких личностных качеств студента, как способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость творческой самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем преподаватели вузов должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для будущих специалистов, личностей, адаптированных к социальной среде, готовых отвечать на вызовы современной культуры. Согласно результатам опроса, проведенного среди работодателей, основными ожидаемыми качествами выпускников вузов называются креативность, умение самостоятельно мыслить, умение работать в команде, умение организовывать свое образование на протяжении всей профессиональной деятельности [5, с.14]. Это обстоятельство еще больше подчеркивает значение творческой самостоятельной работы студентов, в процессе которой и происходит формирование подобных личностных качеств будущих специалистов.

Преподавателями кафедры гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии накоплен достаточный опыт по организации творческой самостоятельной работы студентов-негуманитариев, будущих специалистов АПК [2]. Творческая самостоятельная работа студентов, курируемая ППС кафедры гуманитарных наук, осуществляется, прежде всего, как составляющая НИРС (научно-исследовательская деятельность студентов). В пределах аграрного вуза научное исследование гуманитарных проблем приобретает особую значимость. Будучи не специалистами в гуманитарной области, студенты, занимаясь пропедевтикой социокультурных проблем, в большей степени формируют общекультурные компетенции, связанные с личностным развитием. Являясь общеакадемической (не выпускающей), кафедра гуманитарных наук осуществляет организацию НИРС, прежде всего, в форме подготовки студентов к участию во внутри- и межвузовских научно-студенческих конференциях. Ежегодно преподавателями этой кафедры организуется работа секции гуманитарных наук, в рамках которой обсуждаются актуальные вопросы, связанные с исследованием региональной культуры, обсуждением содержания культурообразующих ценностей, реконструкцией знаковых исторических событий и памятников.

Эффективность осуществления самостоятельной работы поддерживается социокультурной средой Тверской государственной сельскохозяйственной академии [3], важным структурным компонентом которой зарекомендовал себя культурно-просветительский центр (КПЦ). Последний был создан как часть общей стратегии академии по формированию социокультурного пространства, способствующего формирова­нию личности будущего специалиста. Основными задачами культурно-просветительского центра были заявлены: гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи, по­гружение в историческое прошлое страны и своего края, ориентация в про­блемах современной социокультурной действительности; формирование национальной идентичности, знаком­ство с другими национальными культурами, воспитание толерантности; духовно-эстетическое и этическое образование, развитие креативно­сти, расширение кругозора.

Цель и задачи КПЦ определили стратегию кафедры по развитию НИРС в целом и, в частности, стратегию организации творческой самостоятельной работы. В первые годы деятельность центра заключалась в проведении отдельных мероприятий, которые позднее оформились в проекты: «Исторические юбилеи», «Мир русской усадьбы», «Святые места России», «Парад культур», «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры».

Известно, что в современной образовательной практике вуза метод проекта, представляющий собой организацию совместных действий студентов для решения профессионально значимой проблемы, зарекомендовал себя как наиболее эффективный и перспективный. Считаем, что метод проектной деятельности оправдывает себя, прежде всего, при организации и проведении творческой самостоятельной работы студентов. Главная сущность проектной деятельности сводится к развитию познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Достоинством проектного метода является формирование «проективного научного мышления», способствующего как самостоятельному овладению уже существующими знаниями, так и порождению новых, развитию творческих способностей учащихся [4, с.23]. Безусловным преимуществом метода проектной деятельности является ее совместный характер: в процессе работы над проектом студенты осваивают технологии командной работы, коммуникативные и управленческие технологии, развивают умение сотрудничать в ходе группового решения проблем, принимать собственные решения и нести за них ответственность.

Осуществление каждого научно-исследовательского проекта, заявленного кафедрой гуманитарных наук, начиналось с разработки проектного задания, составления плана работы, включавшего определение средств и методов выполнения проекта. Основным средством осуществления проекта стали выездные лекции – экскурсии по Твери, Тверской области, городам России и ближнего зарубежья; исторические семинары, круглые столы (Тверской краеведческий музей, музеи Москвы и других городов России). Самостоятельная работа студентов в большей степени представлена была на этапе реализации проекта, его презентации и защиты в ходе научно-студенческих конференций.

В числе мероприятий, проведенных в рамках проекта «Исторические юбилеи», необходимо отметить экскурсию на Бородинское поле, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года; круглый стол, посвященный 200-летию Царскосельского лицея; экскурсии, приуроченные 1150-летию российской государственности (Владимир-Суздаль), 400-летию династии Романовых (Кострома – Ипатьевский монастырь). Эти мероприятия, напрямую (очно) знакомившие студентов с памятниками исторического прошлого, безусловно, способствовали формированию исторического сознания, необходимого условия гражданской идентификации молодых людей.

Особой популярностью среди студентов пользуются мероприятия, проводимые в рамках проекта «Мир русской усадьбы». В период с 2013 по 2015 г. студенты посетили Кузьминки (усадьба Голицыных), Архангельское (усадьба Юсуповых), Кусково (усадьба Шереметевых), Остафьево (усадьба Вяземских). Главным итогом экскурсий стал выбор студентами научно-исследовательских тем, посвященных различным аспектам усадебной культуры.

Представляется, что в российской межконфессиональной культуре, особую актуальность приобретают проблемы, связанные религией и религиозным сознанием. Проект «Святые места России», в рамках которого студенты посетили Троице-Сергееву Лавру, Иосифо-Волоцкий монастырь, Новый Иерусалим, предоставил возможность студентам соприкоснуться с религиозной духовной культурой, ее ценностями, сориентироваться в сложных вопросах института религии, его истории становления и развития.

Для многонационального вуза, каким является ТГСХА, особое значение представляет проект «Парад культур», предполагающий знакомство с разными культурами, в частности, с культурами ближнего зарубежья. Поездки в Беларусь, Украину, Татарстан не только расширили культурный кругозор студентов, но, что особенно считаем важным, заложили основы толерантности, необходимой в условиях современного мультикультурного пространства.

Оценить уровень овладения студентами навыками самостоятельной работы позволили такие проекты, как «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры». В рамках этих проектов студенты обратились и изучению своей малой родины и семьи. Они самостоятельно подбирали материал, позволивший им реконструировать региональную историю, знаковые события и памятники своей малой родины, современное состояние родного города (Ржев, Кашин, Осташков, Удомля и т.д.). К изучению истории своего рода студенты также подошли творчески. Итогом их исследований стали: мини-музей семейных реликвий; фотоальбомы с комментариями, открытками, письмами и коллажами; легенды семьи и семейные традиции.

Одной из главных задач современной образовательной реформы заявлен переход от репродуктивной школы к гуманитарной, цель которой заключается в подготовке человека культуры, способного к самореализации, ориентированного на личностное самораскрытие. Совершенствование традиционных и поиск новых форм организации самостоятельной работы позволит справиться с решением этой трудной задачи.