Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NORMATIVE-ORGANIZATIONAL BASIS FOR THE PROTECTION OF LIFE AND HEALTH OF STUDENTS IN THE NATIONAL EDUCATION SYSTEM

Akimova L.A. 1
1 Orenburg State Pedagogical University
Conducted content-analysis of normative documents of the national system of education on the protection of life and health of students. The analysis was subjected to the GEF General education, GEF IN the areas of training teacher education, the Professional standard "Teacher". It is determined that the protection of life and health of students is one of priority directions of educational policy in the reproduction of a viable population in the regulations of the national education indicated the system requirements for the implementation of the investigated process. The reasons that reduce the effectiveness of health-saving educational process: the lack of a statutory system of quality assessment, the insufficient competence of the teachers, the ambivalence of professional motives, the lack of incentives and encouragement. Among the activities of educational organizations for the implementation of requirements of FSES of General education in the aspects of protecting the life and health of learners: creation and implementation of a system for monitoring the effectiveness of the protection of life and health of learners, a culture of healthy and safe lifestyle (regional, municipal, local level); training of teachers, the dissemination of best teaching practices via Congress and grant activities; training and methodological support; implementation of system of incentives and rewards; to minimize stress environment, health care and pedagogical workers.
protection
life
health
students
federal state educational standard

Современный этап развития отечественной системы образования характеризуется позитивными тенденциями в решении проблем сохранения, укрепления здоровья обучающихся, обеспечения безопасной здоровьеформирующей образовательной среды, базирующимися в основе своей на конкретизации и систематизации требований к образовательным организациям в выделенных императивах и подготовке педагогических кадров, обладающих здоровьесберегающей компетентностью [2].

Проблема охраны жизни и здоровья обучающихся в отечественной системе образования впервые возникла на рубеже XIX – XX вв. вследствие понимания ведущей роли учителя в организации здоровьесберегающего образовательного процесса. А.С. Виренеус выделял особую роль в гигиеническом переустройстве школы врачу-педагогу (прообраз валеолога), вводимому в штат школы, которому предписывались профилактическая, лечебная, образовательная и исследовательская функции. Однако врач-педагог, вводимый в штат школы, со своей миссией не справлялся, исполняя лишь лечебные обязанности, не участвовал ни в хозяйственном комитете, ни в педагогическом совете – школьные программы, планы преподавания, распределение занятий проходили без участия врачей [1, с. 34]. Тогда с упразднением врача-валеолога велась серьезная подготовка учителей по школьной гигиене. А.П. Доброславин разработал программу преподавания гигиены, вопрос о ее преподавании был поднят на III Пироговском съезде (1888), в середине 90-х г. – разработана программа для женских средних учебных заведений.

На рубеже XX-XXI вв. проблема охраны жизни и здоровья обучающихся вновь актуализируется. 1996 г. - утвержден ГОС ВПО по специальности 040700 — «Валеология» (квалификация: врач-валеолог-преподаватель и педагог-валеолог), с этого времени в вузах открываются кафедры валеологии, вводятся спецкурсы, выпускаются специализированные журналы, учебно-методические труды, проводятся научные исследования валеологической тематики, форумы, конференции, семинары для педагогических работников, дисциплина «Валеология» внедряется в учебный процесс общеобразовательных, средних и высших учебных заведений России. Однако в декабре 1999 г. ведущими учеными, общественными и религиозными деятелями подписано открытое письмо министру образования РФ с требованием упразднения дисциплины, в 2001 г. - дисциплина «Валеология» исключена из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «Педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

Несмотря на формальную ликвидацию валеологии, начало XXI в. ознаменовано ориентацией образовательной политики на проблему охраны жизни и здоровья обучающихся с валеологических позиций.

Сегодня система образования рассматривается как широкая и многофункциональная социальная сфера, призванная наряду с обучением, воспитанием и развитием выполнять функции здоровьесбережения, обеспечения безопасности, социальной защиты, культурного сохранения и воспроизводства, определяя пути развития общества. Наряду с гуманистическим ярко проявляется ее социально-личностный характер под воздействием социальной среды, усиливая актуальность задач воспитания. Общепризнанно, что современное образование должно носить опережающий характер, поскольку готовит нынешних обучающихся - будущих граждан, работников, деятельность которых в различных социальных сферах российского общества будет определяющим фактором национальной безопасности государства [2].

Среди нормативных документов, определяющих направленность российской системы образования в отношении здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, необходимо отметить: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (воспитатель, учитель))», Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н. [3; 7-10].

Контент-анализ нормативно-правовых документов общего образования позволяет выделить требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах как основы для здоровьеформирующей деятельности педагогического сообщества и учителя.

В примерных ООП общего образования обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся представлено дуально: с одной стороны, как самоцель – осуществление охранных мероприятий и формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, с другой - как условия для познавательного и эмоционального развития обучающихся, достижения планируемых результатов образования, обеспечения его качества. В документах выделены направления деятельности образовательной организации, которые комплексно интегрируют всю профессиональную деятельность работников в направлениях: обеспечение здоровьесберегающей инфраструктуры образовательной организации, рациональной организации труда и отдыха, организации физкультурно-оздоровительной работы, реализации дополнительных образовательных программ, осуществление работы с родителями и педагогическими работниками по вопросам здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности [2].

Требования к системной организации обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся носят непрерывный характер и охватывают все ступени общего образования. На начальной ступени общего образования (помимо содержания образовательных предметов, ориентированных на формирование здоровьесберегающих компетенций и компетенций в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, таких, например, как «Окружающий мир», «Физическая культура») обязательным требованием является разработка и реализация комплексной программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, обеспечивающей системный характер деятельности педагогических работников в обозначенном контексте, способствующей формированию у обучающихся личностных ориентиров, установок, знаний о нормах поведения, детерминирующих сохранение и укрепление здоровья в триединстве его составляющих - физического, психического, социального. На ступенях основного и среднего общего образования обязательной является разработка и реализация программы воспитания и социализации обучающихся, направленной на духовно-нравственное развитие, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в контексте целевых приоритетов воспитания, социализации и профессиональной ориентации.

Система базовых национальных ценностей в основе воспитания экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни включает в себя: жизнь во всем ее многообразии; экологическую грамотность, культуру, этику, ответственность, ресурсосбережение, обеспечивающие безопасность; здоровье в единстве его составляющих: физическое, психическое, социально-психологическое, физиологическое, репродуктивное, духовное; гармонию с природой, обеспечивающую устойчивое развитие общества.

Таким образом, с переходом системы общего образования на новые стандарты требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в деятельности образовательной организации приобрели системный характер.

Вместе с тем в нормативном поле, регламентирующем деятельность общеобразовательных организаций по обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, имеется допущение, обусловливающее инертность здоровьесберегающих и здоровьеформирующих процессов в образовании - отсутствие в их управлении нормативно закрепленной системы оценки качества. В реалиях основными направлениями и целями оценочной деятельности является оценка образовательных достижений обучающихся, оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров. Вокруг умения учиться строится и основное содержание оценки метапредметных результатов обучающихся. Вместе с тем результаты здоровьеформирующего образования обучающихся (сформированность ценностных ориентаций, знаний, универсальных действий как компонентов экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, проявляющихся в самоопределении, смыслообразовании, морально‑этической ориентации) в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Успешность реализации выделенных направлений зависит от учителей, их умения не только системно организовать здоровьесберегающую работу в урочное и внеурочное время, но и от здоровьесберегающей компетентности, обусловливающей качество педагогической тактики по охране жизни и здоровья, достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в контексте формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Однако «шаг новизны» с введением ФГОС общего образования нового поколения, масштабы культурных новшеств оказались больше приемлемы для основной массы педагогической общественности, обладающей программами воспроизводственной деятельности, сформированными в конце прошлого века, не удовлетворяющими социокультурную ситуацию сегодняшнего дня, и тем более не обеспечивающими опережающее развитие. Опыт педагогов системы образования (в т.ч. высшего педагогического), в большей части приобретенный в период господства знаниевой парадигмы, под идеологическим давлением однопартийной системы в изоляции страны от внешнего мира, детерминирует инерционность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате. Часть педагогической общественности не способна к обновлению культурных программ воспроизводственной профессиональной деятельности, что приводит к нарушениям требований СанПиН [7] к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся, выражающимся в иррациональной организации учебных и внеучебных занятий (учет статической и динамической нагрузки в течение дня, недели, четверти, года, шкалы трудности предметов, частоты и плотности проведения контрольно-измерительных процедур и т.д.), игнорировании норм использования ТСО, недостаточности физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработки и реализации здоровьесберегающих технологий, реализации дополнительных образовательных программ развивающей направленности и т.д.

Инертность охраны жизни и здоровья обучающихся усугубляется в силу субъективных (личностных) причин, ведущая из которых - амбивалентность профессиональных мотивов, вызванная недостаточной представленностью (или полным отсутствием) здоровьесберегающей компоненты в оценке качества педагогического труда и стимулирования педагогических работников на обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся (в единстве физического, психического, социального аспектов), как внешней мотивации ее реализации. Качество труда учителя, как правило, оценивается по образовательным достижениям обучающихся, фиксируемым результатами ЕГЭ, победами в олимпиадах и конкурсах и т.д. Это провоцирует возникновение ситуации амбивалентности мотивов при осуществлении профессиональной деятельности – мотивы здоровьесбережения уступают мотивам достижения качества обученности (в знаниевом формате). К субъективным причинам также можно отнести недостаточную когнитивную, методическую, организационную, технологическую, диагностическую подготовленность, выражающуюся в неумении разрабатывать и реализовывать образовательный процесс в контексте гармонизации связи «образование – здоровье».

Таким образом, современные требования к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в системе общего образования отражают объективную потребность к полифункциональной подготовке учителя как педагога, воспитателя, организатора, методиста, исследователя, готового к реализации охранной, развивающей и формирующей стратегий по воспроизводству здорового народонаселения нашей страны, что отражено в ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование», Профессиональном стандарте «Педагог».

Так, ФГОС ВО направления подготовки «Педагогическое образование» ориентирует на подготовку педагогических кадров, обладающих: способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (общекультурной компетенцией ОК-9), готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (общепрофессиональной компетенцией ОПК-6).

Компетентностноориентированная подготовка будущих педагогов в аспектах охраны жизни и здоровья соотнесена с требованиями ФГОС общего образования и с трудовыми функциями Профессионального стандарта «Педагог» [6]. Предполагается, что современный выпускник педагогического вуза будет готов к:

  • участию в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;
  • регулированию поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды;
  • формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • освоению и применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами обучающихся;
  • оказанию адресной помощи обучающимся;
  • взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;
  • освоению и адекватному применению специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.

Однако реализация требований ФГОС ВО по воспроизводству педагогических кадров, готовых к охране жизни и здоровья обучающихся, требует обновления научных, организационных, технологических, методических основ деятельности современных вузов.

Резюмируя вышеизложенное, можно перейти к следующим обобщениям.

Охрана жизни и здоровья обучающихся является одним из приоритетных направлений образовательной политики в деле воспроизводства жизнеспособного населения.

В нормативных документах системы общего образования обозначены требования в стратегическом, содержательном, средовом, технологическом аспектах, обусловливающие системность и комплексность охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате, как процесс и результат интериоризации школьниками ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, развитие опыта и универсальных действий обучающихся в деле наращивания и экономного расходования здоровьесберегающего потенциала, обеспечивающих жизнеспособность.

В контексте достижения результатов охраны жизни и здоровья обучающихся в здоровьеформирующем формате возрастает роль и ответственность учителя как организатора управления взаимодействием участников образовательного процесса по интериоризации ценностей экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося, что отражено в ФГОС ВО, Профессиональном стандарте «Педагог».

Ведущими направлениями деятельности общеобразовательных организаций по реализации требований ФГОС общего образования в аспектах охраны жизни и здоровья обучающихся выступают следующие:

  • создание и реализация системы мониторинга эффективности деятельности по охране жизни и здоровья обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни (региональный, муниципальный, локальный уровень);
  • повышение квалификации учителей, распространение передового педагогического опыта через конгрессную и грантовую деятельность;
  • учебно-методическое обеспечение;
  • система стимулирования и поощрения;
  • минимизация стрессогенной обстановки, забота о здоровье педагогических работников.