Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT TECHNOLOGY AND THE EVALUATION CRITERIA OF SOCIAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF HIGH SCHOOL STUDENTS' SOCIALIZATION PROCESS

Novikova A.A. 1
1 Tyumen Industrial University, Tobolsk Industrial Institute (branch)
The article reveals the most important aspects of the methodological problems of high school students' social competence formation related to the searching of modern educational technologies, adequate system of criteria for its determination and the formational level. Social competence is explored in the context of the person's socialization process, because the developed high level of social competence contributes to personality successful mastering and thinking over the new «social roles», defines and creates «positive» personal characteristics. The formed high level of social competence is often associated with the «samotranstsendentnost» phenomenon when there is a need for positive society transformation and social stability maintaining, broadcasting the best intentions and personal qualities that is directly correlated with «social stability» and «social development» concepts. In the paper «social competence» construct is presented as an integral part of the socialization process in high school educational space; described the structure, given adequate diagnostic methods as well as the author's matrix diagnosis and determination of students' social competence formed level.
social competence
samotranstsendentnost» phenomenon
diagnostic methods
matrix diagnosis of formed social competence level
socialization.

Компетентностная парадигма в образовательном процессе адекватно решает задачу как подготовки профессионально и культурно ориентированного специалиста, так и формирования позиции «успешности» личности во всех сферах жизнедеятельности общества, что отвечает потребности общества в обеспечении социальной стабильности и процветании социума, а также продуктивной самореализации личности.

В структуре ключевых компетенций значительное место занимает ее социальное содержание, выражающееся в готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, в социальной адаптивности и адекватной интеракции; развитии социально значимых качеств и характеристик личности, необходимых для организации качественной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности [3]. Представляется целесообразным актуализировать социальную составляющую в процессе формирования общекультурных и профессиональных компетентностей в образовательном пространстве высшей школы, которое, в свою очередь, является социализирующей средой обучающихся.

Цель. Автор статьи считает целесообразным: рассматривать формирование социальной компетентности обучающихся в высшей школе как неотъемлемую составляющую процесса социализации личности; выявлять эффективные технологии формирования и методики определения социальной компетентности в современной высшей школе.

Обзор источников. Понятие «социализация» имеет комплексный характер, в контексте анализируемого вопроса к наиболее значимым областям научного знания целесообразно отнести социологические и психолого-педагогические исследования. Предметом интереса психологии являются коммуникационные и когнитивные процессы, эмоциональные реакции и т.д. Яркими представителями классических теорий, связанных с изучением социализации, являются А. Ватерман, З. Фрейд, М. Шериф, Э. Эриксон и др. [6, с. 107].

Социология, в свою очередь, выделяет «социальное» в «процессе социализации». Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятой обществом системой норм и ценностей. В процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление, т.е. возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей. Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида.

Значительный вклад в разработку теории социализации внесли такие классики социологии, как Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Дж. Г. Мид, И. Гофман, М. Кун, П. Бурдье и др. Классические теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона рассматривают процесс социализации как механизм усвоения социальных ролей и общепринятой культуры, обеспечивающих сохранение общества и его социальной структуры.

Педагогический аспект социализации рассматривается интегративно, в силу чего социализация не сводится только к развитию или только к воспитанию. Наряду с разнообразными организованными воздействиями общества на формирование личности, социализация включает элементы стихийного, неорганизованного влияния среды на человека.

Развитие концепции социальной детерминации прослеживается в работах С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого. Социализация как педагогическая проблема рассматривается в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. А.В. Мудрик определяет сущность процесса социализации личности как многофакторность влияющих условий: мегафакторы; макрофакторы; мезофакторы и микрофакторы [5].

На основе анализа педагогической литературы можно констатировать, что социализация рассматривается как педагогическое явление с присущими ему педагогическими закономерностями влияния на человека средствами обучения и воспитания. Педагогику интересуют уровни социализации, следовательно, какими формами и методами можно управлять переходом из одного уровня социализированности человека в другой. В социализации ученые отмечают такие свойства, как стихийность и управляемость. Разумеется, педагогика как наука о закономерностях педагогического воздействия на человека, не отрекаясь от стихийности социализации, в большей мере заинтересована в управляемой ее составляющей. Педагогика, в отличие от социологии и психологии, исследует такие качественные образования, как приобретение личностью обучающегося в ходе приспособления к социальной среде новых персональных характеристик, умений [2].

В образовательном пространстве высшей школы осуществляется адаптация обучающихся к новым жизненным условиям, развивается новая форма социальной активности и самоопределения. Индивид уже освоил процесс интериоризации и открыт для сбалансированной интеграции в систему общественных отношений, имеет определенный уровень сформированности социальной компетентности, однако не совсем достаточный для успешной социализации в социуме. Поэтому одной из ведущих проблем современной высшей школы является поиск эффективных технологий формирования социально значимых компетенций студента.

Представляется, что в рамках компетентностного подхода, внедренного в образовательное пространство высшей школы, гуманистическая парадигма является эффективным фактором формирования таких социальных компетенций, как: культура здорового образа жизни; образовательная и самообразовательная мотивация; развитие ценностных ориентаций, коммуникативности, гуманности, толерантности, адекватности самооценки и стремление к реализации внутреннего потенциала, гражданских качеств, социальной ответственности и самоорганизации и др. [6].

Единого, принятого всеми определения социальной компетентности нет, поэтому часто выделяют отдельные задачи, которые решаются с использованием данного конструкта: способность индивида эффективно и адекватно разрешать различные проблемные ситуации, с которыми он сталкивается; эффективность индивида в повседневном взаимодействии со своим окружением; способность пользоваться ресурсами социального окружения и личностными ресурсами с целью достижения хороших результатов [8]; способность эффективно участвовать в сложных межличностных взаимодействиях, понимая и используя других людей, и др.

Проблематика компетентности человека в социальном взаимодействии также разрабатывается в рамках гуманистической и позитивной психологии (А. Маслоу, Дж. Роттер, Р. Райан, Р. Харре и др.). При этом учеными постулируется наличие у индивида стремления к обретению компетентности, продиктованного потребностями в саморазвитии, самодетерминации, признании и уважении со стороны окружающих. Р. Сельман относит социальный интеллект к тому элементу психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности [9].

Материалы и методы исследования. Проведенное исследование связано с выявлением социального опыта индивида, определением факторов социальной компетентности личности, разработкой механизмов ее формирования и развития, поиском критериев оценки и определением уровней ее сформированности.

На основании анализа источников представляется целесообразным определить социальную компетентность как интегрированную категорию, качественное новообразование, свойство личности, включающее в себя совокупность социальных знаний, умений, навыков, способов деятельности, а также социально значимых качеств и характеристик личности, необходимых для качественной продуктивной профессионально-общественной и личностной жизнедеятельности.

Базируясь на теории компетентностного подхода, разработанной Г. Халаж, В.И. Байденко, А.А. Вербицким, И.А. Зимней, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторским и др., отметим, что социальная компетентность включает в себя политическую и социально-экономическую, поликультурную, социально-коммуникативную, индивидуально-личностную, информационно-инструментальную компетентности, т.е. компетентности, овладение которыми обеспечивают успешность жизнедеятельности личности в социуме – «ключевые социальные компетентности». Персональные характеристики определяют успешность овладения личностью социальными компетентностями.

Социальную компетентность можно представить в виде структуры, включающей функционально-содержательные компоненты и личностно-психологические характеристики (схема). Ценностные ориентации (ценности, установки, система диспозиций); когнитивные способности (индивидуальность мышления, социальные знания, умения); поведенческие и эмоционально-волевые подсистемы (опыт; навыки общения, саморегуляции; культура поведения) способствуют овладению личностью социальными компетенциями (рефлексии) и определяют успешность ее социального развития.

Структура социальной компетентности

На основании изучения источников и анализа феномена «социальная компетентность» можно сделать вывод о том, что адаптивно-социализирующий компонент структуры социальной компетентности, включающий в себя общественно одобряемые нормы, правила

поведения, а также интуитивное понимание социально-психологических механизмов его функционирования, может быть определен посредством выявления уровня развитости коммуникативной толерантности индивида. Методики оценки эмоционального интеллекта личности позволяют выявить такие составляющие конструкта социальной компетентности, как: умение управлять своим эмоциональным состоянием и влиять на эмоции других, уровень эмпатии, мотивации и самомотивации. Поведенческий компонент может быть выявлен через изучение интерактивного потенциала индивида. Ценностно-смысловой компонент структуры социальной компетентности может быть выявлен с помощью методик определения убеждений, установок, ценностных ориентаций и личностных качеств индивида [7].

Для определения уровня сформированности социальной компетентности обучающихся в вузе представляется целесообразным применять следующие диагностирующие методики, предварительно адаптированные к практике вузов: методику изучения жизнестойкости (опросник жизнестойкости С. Мадди); методику личностного дифференциала ((ЛД) Д.А. Марьяненко); опросник самоорганизации деятельности; опросник толерантности-интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова); тест на эмпатию В.В. Бойко; опросник коммуникативной толерантности В.В. Бойко; тест рефлексии А.В. Карпова [1].

Результаты. С целью диагностики сформированных социально-психологических характеристик социальной компетентности обучающихся в высшей школе и определения динамики автор данной статьи разработал собственный инструментарий. Авторская методика направлена на оценку следующих компетенций: «умение работать в команде», «мотивация, достижения», «уверенность в своих силах, действиях», «уровень самоконтроля, стрессоустойчивости», «умение принимать решения», «креативность, творчество», «коммуникативная компетенция», «социальная активность, понимание политического, социально-экономического развития», «потребность личностного роста в самообразовании, саморазвитии», «взаимодействие с представителями других культур», «информационно-инструментальные умения», «личностные качества». Респонденту предлагается ответить на вопросы анкеты, которые способствуют выявлению уровня сформированности определенных компетенций. Затем предлагается анкета «оценки сформированных компетенций глазами другого человека» из малой группы общения. Оценка уровня сформированности социальной компетентности конкретной личности обучающихся определяется на основании разработанной автором шкалы посредством выявления среднеарифметического значения результатов «тестирования» респондентов.

Авторская методика определения уровня развитости социальной компетентности личности включает в себя анкету и шкалу определения уровня сформированности социальных компетентностей студентов. Динамика социальной компетентности обучающихся в вузе осуществляется посредством проведения диагностик на первом и последних курсах обучения. Более полная картина определения уровня развитости социальной компетентности личности складывается посредством матрицы сложения результатов диагностик социальной компетентности личности и «малой группы общения», а также результатов интервью или анкеты «Мнение эксперта» (работодателя).

Результаты авторской методики позволяют ранжировать сформированные социальные компетенции по уровням: «высокий», «средний», «низкий».

Анализ научной литературы и собственный практический опыт педагогической деятельности позволили к достаточно эффективным технологиям формирования социальной компетентности отнести: качественное социально-гуманитарное образование в вузе, включая разнообразные курсы по выбору; факультативные занятия; культуру образовательного пространства высшей школы, включая культуру поведения преподавателей, наставников; предоставление возможности для самореализации личности обучающегося в интеллектуальной, спортивной, культурной областях жизнедеятельности; организацию психолого-педагогических тренингов, направленных на раскрытие внутреннего потенциала и мотивацию обучающегося, социальных тренингов («методики стрессоустойчивости», «организация тайм-менеджмента» и др.).

Таким образом, целенаправленная работа в вузе способствует достижению высокого уровня сформированности социальной компетентности обучающегося. Это, в свою очередь, обеспечивает развитие «самотрансцендентности», когда возникает потребность в позитивном преобразовании общества, направленности на «другого», самореализации и саморазвитии.