Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PROBLEM OF ART-CREATIVE ACTIVITY OF STUDENTS IN ARTISTIC AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Alieva N.Y. 1
1 U.D. Aliev Karachay-Cherkessia State University
Significant changes in artistic and pedagogical education actualize the problem of professional training of the teacher of the fine arts. Mastering the basics of learning technologies in the field of fine art is possible only when provided with versatile conditions for successful art-creative activity of students in the process of training. Researchers of the problems of artistic and creative activities emphasize the complexity, multidimensionality and multifunctionality of this phenomenon. Artistic and creative activity - is, above all, one of the forms of human activity. Artistic and creative activities as a way of organizing the educational process are aimed at mastering the students of methods and techniques of artistic and creative activities and learning experience of creative activity, as close to a professional. Comprehending the laws of creativity, studying art-expressive means of various types of arts, students gain experience in artistic and creative activity, which is important in their training.
artistic and pedagogical education
art and culture
artistic and creative activities
art
forms of artistic and creative activities

Изменение требований, предъявляемых обществом к высшей школе, вызвало необходимость пересмотра организации, содержания, форм и методов художественного образования студентов вуза. Современные условия диктуют необходимость соединения профессионального становления на основе овладения необходимыми компетенциями и личностного развития, предусматривающего самореализацию и способность к творчеству через всестороннее развитие индивидуальных склонностей и способностей, установление гармоничных отношений с собой, со сверстниками и внешней средой, способность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. В концепции развития художественного образования в Российской Федерации одной из главных задач обозначена подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования.

Предполагается широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества посредством использования возможностей искусства, художественно-творческой деятельности. Одним из путей реализации концепции художественного образования в России называется повышение качества и развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с учетом реальных общественных потребностей, новых тенденций в развитии российской художественной культуры, мирового опыта.

Поиск новой парадигмы развития культуры породил на современном этапе интерес к проблемам художественного освоения действительности [10]. Ученые обращают особое внимание на творческую деятельность как возможность становления личностной активности. Творчество сегодня не считают уделом избранных, начинают признавать творческую деятельность особым фактором формирования личности.

В этой связи происходят существенные изменения в художественно-педагогическом образовании: осваиваются новые содержание, методы и технологии; содержание образования в вузе соотносится с современными процессами в искусстве и в художественной культуре. Актуализируется проблема профессиональной подготовки учителя изобразительного искусства.

Научно-теоретические основы подготовки педагога изобразительного искусства, формирования его профессиональных качеств, овладения художественно-педагогическими компетенциями в процессе обучения и дальнейшей педагогической и творческой деятельности нашли отражение в работах ученых А.А. Алёхина, К.Ж. Амиргазина, К.Е. Ералина, Л.А. Ивахновой, В.П. Зинченко, А.И. Иконникова, Д.А. Кемешева, В.С. Кузина, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, А.С. Пучкова, В.У. Плюхина, И.М. Раджабова, Н.Н. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, А.А. Унковского, Е.В. Шорохова, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. Разработаны важные теоретико-методологические аспекты и практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в условиях высших учебных заведений и педагогических колледжей. Исследователей  интересуют проблемы, связанные в основном с развитием педагогической направленности процесса обучения студентов отдельным дисциплинам (В.В. Абрамова, А.А. Милюков, М.А. Попова, И.В. Солодухин, А.Е. Терентьев, Н.К. Шабанова). Работы Н.Н. Ростовцева, Е.И. Игнатьева, Н.Г. Боголюбова, Т.С. Комаровой, В.С. Кузина, С.П. Ломова, В.В. Корешкова, Н.П. Сакулиной, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Шорохова, В.С. Щербакова, А.С. Хворостова, Ю.В. Хижняк, Б.П. Юсова посвящены вопросам развития изобразительного творчества детей, в которых учителю отводится главная роль.

Специфика художественного образования такова, что основные направления педагогической работы заключаются в воздействии, с одной стороны, на эмоциональную сферу обучаемого, его подсознание и интуицию, с другой – на его логику, рациональное мышление, способность к осознанию поставленных задач. На наш взгляд, овладение основами обучающих технологий в области изобразительного искусства возможно лишь в том случае, когда обеспечиваются разносторонние условия для успешной художественно-творческой деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки.

В этой связи рассмотрим сущность самого понятия «художественно-творческая деятельность».

В научной литературе смысл этого понятия раскрывают через ряд характерных признаков, а именно:

– социальная процессуальность, связанная с духовно-практическим освоением действительности, способствующим воплощению содержания деятельности в эмоционально-образной форме и обеспечивающим эстетическое восприятие действительности (А.Я. Зись [5], А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новиянская и др. [11];

– самореализация и самовыражение личности, включающие все физические и духовные силы человека (А.В. Бакушинский и др.) [2];

– создание духовных ценностей, обладающих как объективно общественной, так и субъективно-личностной значимостью (Д.Б. Кабалевский, Б.П. Юсов [15], Д.Б. Богоявленская и др.) [3].

Исследователи проблемы художественно-творческой деятельности подчеркивают сложность, многоаспектность и полифункциональность данного явления. Так, Д.Б. Богоявленская выделяет три уровня творческой деятельности по их качественным характеристикам: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный.

Художественно-творческая деятельность включает в себя два направления: процесс изображения, создания художественного произведения автором – это художественно-изобразительное творчество; процесс восприятия выработанного художественного образа зрителем – это художественное сотворчество с автором.

По мнению М.С. Мырзаканова, художественно-творческая деятельность обучающихся – это сложный, многоступенчатый процесс познания и творчества, а руководство этим процессом – деятельность, требующая знания целого ряда аспектов: психологических особенностей возраста, психологии творчества, знаний в области изобразительного искусства, владения практической художественной деятельностью, знания методики, современных технологий обучения искусству [12].

Отметим, что художественно-творческая деятельность – это, прежде всего, одна из форм человеческой деятельности. В этом смысле деятельность в философском аспекте понимается как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование [16]. Неотъемлемыми компонентами любой деятельности являются цель, средства, результат и сам процесс деятельности. Калюжная Е.Г. считает, что одна из основных характеристик деятельности – это ее осознанность. Однако, по ее мнению, основание самой цели лежит вне деятельности, в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей (культуры), которые одновременно и детерминируются деятельностью, и сами выступают в качестве ее границ. Критерием деятельности исследователь называет, с одной стороны, ее ценностную ориентированность, с другой – ее влияние на человеческое существование. Мы согласны с мнением Калюжной Е.Г. о том, что гармония человека и его деятельности возможна на основе наполнения деятельности ценностным содержанием и значимости как объективных результатов, так и результатов с точки зрения субъекта деятельности [9].

Среди типов деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту исследователи выделяют эстетическую деятельность, которая связана с восприятием и созданием произведений искусства и предполагает трансляцию смыслов, определяющихся как ценностные ориентации личности.

В связи с художественно-творческой деятельностью актуальными являются понятия «эстетическая деятельность», «эстетическое сознание», «эстетический и культурный опыт», которые тесно связаны с вопросами ценностных ориентаций и творческого развития личности, детально исследованными в работах М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ю.Б. Борева, Н.И. Киященко. Исследователи понимают эстетическую деятельность как особого рода эстетические отношения человека к действительности. Эти отношения касаются эмоциональной сферы, когда эмоциональные реакции преобразуются и соответствующим образом оформляются в культурный опыт личности. Искусство как человеческая деятельность, удовлетворяющая эстетические потребности духовной жизни личности и формирующая сферу эстетических отношений между людьми, является высшей формой эстетических отношений. «Эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве», – писал М. Бахтин [1]. В искусстве эмоциональная рефлексия приобретает креативный статус художественного творчества. При этом художественное понимается исследователями как вид человеческой деятельности, направленный на достижение совершенства объектов этой деятельности, а творчество определяется как создание нового результата созидательной деятельности, направленной «на совершенствование бытия во всей его полноте» [14], генерирование уже существующих ценностных смыслов и обретение новых, получение неочевидного (нетривиального) результата, обнаружение нестандартных решений, реализация человеком собственной индивидуальности. Понятие «творчество» не имеет жестких критериев, различающих творческую и нетворческую деятельность [6].

Художественная деятельность носит синкретический характер, что порождает ее корреляции с остальными четырьмя видами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, преобразовательной и коммуникативной [7].

Анализ научной литературы по проблеме художественно-творческой деятельности позволил констатировать, что художественно-творческая деятельность развивается как стройная система различных видов, взаимосвязанных между собой.

Видами художественно-творческой деятельности являются исторически cложившиеся формы, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Их многообразие обусловливается структурой объективного мира, многогранность которого не может быть в полной мере решена средствами одного какого-либо вида. Разделение художественно-творческой деятельности на виды заключается в самом ее предмете и носит глубоко закономерный характер, а также представляет собой объективную зависимость от его выразительных средств.

Многие исследователи отмечают общие черты, присущие развитию художественно-творческой деятельности, которая:

– является выражением человеческой активности и направляется определенными мотивами для достижения конкретных целей;

– представляет собой сложное, полиструктурное образование;

– носит осознанный характер: личность способна ставить перед собой цели и достигать их.

Проблема развития и функционирования художественной деятельности как условие формирования художественной личности является весьма важной для теоретических и экспериментальных исследований.

В искусстве соединяются выше перечисленные виды деятельности, что позволяет говорить об органической целостности художественной деятельности, ее интегративном характере.

В процессе художественно-творческой деятельности как вида ее активности самоактуализируется личность. Активность личности направлена на создание и/или восприятие произведения искусства с целью генерирования новых средствами художественного освоения мира [9].

Компоненты деятельности («субъект», «мотив», «цель», «предмет», «средства», «действия», «результат») воспроизводимы и в структуре художественно-творческой деятельности. Принимая во внимание общую структуру любой деятельности, отражающую взаимосвязь цели, предмета и средств, и учитывая общие характеристики любой деятельности: целенаправленность; предметность, инструментальность, Калюжная Е.Г. представила логическую цепочку взаимосвязи структурных элементов художественно-творческой деятельности: субъект художественно-творческой деятельности → потребность в эстетическом освоении действительности → создание целостного образа действительности / художественного образа →изобразительно-выразительные средства → последовательность операций по созданию целостного образа действительности / художественного образа → творческий продукт (новый образ) как результат деятельности. Субъектом художественно-творческой деятельности становится личность с активным творческим отношением к миру и мотивационно-ценностной ориентацией на создание и/или восприятие произведения искусства с целью генерирования новых смыслов или обязательного внесения новизны в продукт деятельности (результат) средствами художественного освоения мира [8; 9].

Художественно-творческая деятельность как способ организации учебного процесса направлена на овладение студентами методами и приемами художественно-творческой деятельности и усвоение опыта творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной.

Постигая законы творчества, изучая художественно-выразительные средства различных видов искусств, студенты приобретают опыт художественно-творческой деятельности, что важно в их профессиональной подготовке.

. В связи с этим становится актуальным овладение выпускниками данного направления методами и приемами творческой деятельности, что способствует формированию профессиональной компетенции педагога в области изобразительного искусства.

По мнению Л.Л. Малинской, цель профессиональной подготовки будущего преподавателя изобразительного искусства – формирование его профессиональной компетентности, которая осуществляется в процессе реализации психолого-педагогического и художественно-творческого компонентов образовательного процесса. При этом будущий учитель должен быть готов руководить художественно-творческой деятельностью школьников, в результате которой происходит формирование различных видов опыта у обучающихся: опыта познавательной, художественно-творческой, практической деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений, что в итоге приводит к художественно-творческому развитию личности ребенка.

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства к руководству художественно-творческой деятельностью школьников имеет свои особенности: это обращение к внутренним механизмам, способствующим успеху художественно-творческого процесса учащихся; умение моделировать творческий процесс у учащихся, развивать творческий подход к процессу обучения изобразительному искусству – выбору заданий, методов и приемов обучения, а не вооружать готовыми методическими приемами и рекомендациями; осознание этапности процесса изображения, с одной стороны, и через интуитивный подход к созданию образа, с другой. Это касается как собственно творчества студентов, так и подхода к организации творческого процесса у школьников.

Таким образом, категория художественно-творческой деятельности в педагогике художественного образования является центральной. Основная задача, стоящая перед художественным образованием, – подготовка активной творческой личности, способной к полноценной художественно-творческой деятельности.