Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

USE OF SOME ASPECTS OF ECOLOGICAL - ECONOMIC SECURITY IN THE STUDY OF THE ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY OF RUSSIA

Garaeva M.V. 1 Gaysin I.T. 1
1 Kazan (Volga region) Federal University
В статье рассматриваются некоторые аспекты экологической и экономической безопасности в условиях устойчивого развития регионов страны при изучении курса «География России. Население и хозяйство» в общеобразовательных учреждениях. В современных обстоятельствах улучшение условий жизни и удовлетворение потребностей человека происходят за счет увеличения неконтролируемого использования природных ресурсов. Поэтому на планете интенсивно развиваются процессы антропогенного загрязнения всех оболочек биосферы. Усиленное вовлечение новых природных ресурсов в техногенную деятельность оказывается губительным для окружающей среды и способствует углублению экологического кризиса. В этих условиях важным направлением государственной политики должно стать обеспечение эколого-экономической безопасности как отдельного человека, так и конкретных регионов страны и общества в целом. Поэтому при изучении экономической и социальной географии необходимо уделять значительное внимание проблемам эколого-экономической безопасности учащейся молодежи. Особенно при изучении межотраслевых комплексов: топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, агропромышленного, транспортного и др. Эколого-экономическая политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время базируется на программных документах, принятых на конференциях ООН в Йоханнесбурге (2002), Рио-де-Жанейро (2012), а также на Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию» (1996), на «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (2009), Государственной программе Российской Федерации «Охрана окружающей среды» (2014) и многих других нормативно-правовых актах.
The article discusses some aspects of the environmental and economic security in the context of sustainable development of the regions in the training course «Geography of Russia. The population and economy» in schools. In modern conditions the improvement of living conditions and the satisfaction of human needs due to the increase in the uncontrolled use of natural resources. Thus, the global processes of anthropogenic pollution of the biosphere are developing intensively. Increased participation of new natural resources in human activities harmful to the environment and contributes to the deepening ecological crisis. Under these conditions, an important area of public policy should be to ensure ecological and economic security of both individual and specific regions of the country and society as a whole. Thus, in the study of economic and social geography at school need to pay great attention to the environmental and economic security. Especially in the study of cross-industry systems: fuel and energy, smelting, chemical, forestry, agriculture, transport and others. Environment and Russia in the field of federal economic policy environment and natural resource management is currently based on policy documents adopted at the UN Conference in Johannesburg (2002), in Rio de Janeiro (2012) and Decree President "on the approval of the Federation of Russia's transition to the concept of sustainable economic development" (1996), "the Russian national security strategy" (2009), State Programme "environment" Russia (2014) and many other legal acts.
country
industry
agriculture
transportation
region
concept
ecosystem
environment
sustainable development
environmental and economic security
economic and social geography of russia.

Экологическая безопасность как составная часть национальной безопасности государства является обязательным условием устойчивого развития, выступает основой сохранения природных систем для поддержания требуемого качества окружающей природной среды. Важно обеспечить глубокими знаниями в сфере эколого-экономической безопасности обучающихся для принятия оптимальных решений с учетом экологических, экономических и географических особенностей регионов; показать необходимость природоохранной деятельности, так как состояние окружающей среды и ее компоненты все в большей степени влияют на экономическое развитие регионов, здоровье и продолжительность жизни населения.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании значимости использования некоторых аспектов эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической и социальной географии России.

В процессе исследования использовались теоретические методы: научно-теоретический анализ педагогической, географической, экономической литературы по исследуемой проблеме, нормативной и методической документации.

Актуальность исследования вызвана приоритетностью направления подготовки экологически и экономически грамотных обучающихся с учетом состояния эколого-экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Соответственно можно отметить то, что новое экологическое сознание меняет отношение молодежи к окружающей природе, то есть антропоцентрический тип экологического сознания на экоцентрический. Раньше природа всегда воспринималась только как объект человеческих манипуляций, как обезличенная «окружающая среда» [3]. Начиная с 70-80-х годов ХХ века природа как окружающая среда достаточно полно представлена в современном экологическом образовании, где возможно формирование знаний об эколого-­экономической безопасности.

В России был принят Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991), который заполнил пробел экологического законодательства и определил основные пути решения противоречий, возникающих между экологией и экономикой. Данный Закон предусматривает право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и т.д. [6; 7].

В настоящие время эколого-экономическая проблема является отражением противоречий, возникающих в системе связей общества и природы в результате интенсификации, где происходит воздействие на человека в условиях его жизнедеятельности (социально-политических, экономических, природоохранных и др.). Ввиду этого в средствах массовой информации начали уделять серьезное внимание вопросам экологической и экономической безопасности регионов и страны в целом.

По мнению В.И. Данилова-Данильяна, экологическая безопасность - это процесс обеспечения защищенности важных интересов человека и общества от реальных или потенциальных угроз, создаваемых антропогенным или естественным воздействием на окружающую среду [7]. Следовательно, экологическая опасность - это угроза разрушения среды обитания человека, связанных с ним растений и животных в результате неконтролируемого развития экономики, отставания техники и технологии, естественных и антропогенных аварий и катастроф и т.д. Таким образом, для поддержания экологической безопасности большое значение имеет прогнозирование состояния окружающей среды конкретного региона и страны в целом. А основным критерием для экологической безопасности является наличие определенных опасностей, которые могут нанести ущерб в настоящем и в будущем, особенно в условиях рыночной экономики [2; 4; 6].

Учителя географии в школах и гимназиях уделяют значительное внимание экологическим вопросам при изучении отраслей топливно-энергетического, металлургического, химико-лесного, машиностроительного, агропромышленного комплексов. Хозяйственная деятельность человека оказывает большое влияние на окружающую природу, и в результате природная среда претерпевает значительные изменения [1; 3; 8; 9]. Поэтому для поддержания состояния экологической безопасности в отдельных регионах, крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях большое значение имеет прогнозирование состояния окружающей среды конкретного района, региона и страны в целом. Основным критерием для экологической безопасности является наличие определенных опасностей, особенно крупных аварий и катастроф, которые могут нанести ущерб в настоящем и будущем, особенно в условиях рыночной экономики [1; 6; 8].

Как показывает проведенный анализ источников литературы, качество окружающей природной среды резко отличается по экономическим районам страны. Около 65% территории России характеризуется как не затронутые хозяйственной деятельностью человека, полностью сохранившие биопродуктивность и биоразнообразие [4; 7]. Несмотря на это, в последние годы в России увеличивается количество экономических районов и регионов с критической эколого-экономической ситуацией. В этих регионах, по мнению Ю.В. Новикова, спад промышленного производства в конце ХХ и в начале XXI веков не сопровождается пропорциональными снижениями техногенной нагрузки на окружающую среду. Для того чтобы качество жизни населения улучшалось, а воздействие на окружающую среду оставалось в доступных пределах, необходимо соблюдать следующие условия: усиление контроля над увеличением численности населения; оптимизация промышленного производства на предприятиях топливной, энергетической, химической и нефтехимической промышленности; оптимальное использование природных ресурсов; информирование населения в сфере экологической и экономической безопасности [2; 4; 5; 10].

По мнению С.Н. Бобылева, Э.В. Гирусова, Р.А. Перелет, Н.С. Крецу, А.Т. Зверева, устойчивое развитие – это такое развитие общества, при котором условия жизни человека улучшаются, а его воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная среда функционирования человечества не разрушается [4].

В последние годы в обществе возникает комплексная экологическая, экономическая, правовая и научно-техническая проблема - обеспечение эколого-экономической безопасности населения. Целью обеспечения эколого­-экономической безопасности является не только решение экологических и экономических задач, но и повышение социальной защищенности человека и окружающей среды, стабильности и устойчивости производственно-­хозяйственной деятельности страны, регионов. В опубликованных документах по итогам конференций ООН в Рио-де-Жанейро (1992), в Йоханнесбурге (2002), вновь спустя 20 лет в Рио-де-Жанейро (2012) говорится, что основами устойчивого развития являются следующие компоненты: экономическое и социальное развитие, охрана окружающей среды и др. [6]. Таким образом, эколого-экономическую безопасность можно рассматривать как комплекс взаимодействия компонентов, обеспечивающих эколого-экономический баланс на локальном, национальном, региональном и на глобальном уровнях.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому экономическому развитию (1996) говорится, что механизмы разработки и принятия решений должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты. Указывается полная оценка затрат, выгод и рисков, с соблюдением следующих критериев: никакая хозяйственная деятельность не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает вызванного ущерба; ущерб окружающей среде должен быть на столь низком уровне, какой может быть достигнут с учетом экономических и социальных факторов [6].

В Концепции национальной безопасности РФ (1997) отмечается, что угроза ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов находятся в зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность проблем [9]. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного исследования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры населения [5; 6; 9].

В данной Концепции в разделе IV «Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации» перечисляются основные приоритетные направления деятельности государства в сфере экологии: рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, ликвидация последствий, произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безотходных производств и др.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы (2014) политика субъектов Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды должна ориентироваться на достижение общей цели по повышению уровня экологической безопасности и сохранению природных систем.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009) и целями по обеспечению экологической безопасности и рационального природопользования необходимо осуществить сохранение окружающей природной среды и обеспечить её защиту в условиях возрастающей экономической активности и ликвидировать экологические последствия хозяйственной деятельности.

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (2012) определяют экологическую направленность государственной политики. Ввиду этого основным является решение социально-экономических задач, обеспечивающих рост экономики, ориентированный на сохранение благоприятной окружающей среды, для удовлетворения потребностей населения страны, сохранения биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также повышения уровня экологического сознания населения.

Проблемы эколого-экономической безопасности, имеющие связь с развитием производительных сил, условно можно разделить на три группы: локальные, комплексные и межрегиональные. Размещение производства, оптимизация взаимосвязей на уровне регионов является важнейшим инструментом в решении эколого-экономических проблем в отдельных субъектах и экономических районах Российской Федерации.

Например, в Республике Татарстан с начала 80-х годов ХХ века интенсивно развивается химическая и нефтехимическая промышленность. Построены и работают крупные химические и нефтехимические предприятия в городах Казань, Нижнекамск, Менделеевск, где наблюдаются интенсивные процессы загрязнения окружающей природы различными отходами промышленного производства. Поэтому для городов становится актуальной проблема защиты окружающей среды. В 2006 году в Республике Татарстан была принята Концепция экологической безопасности до 2015 года [5]. Данная концепция была направлена на сбалансированное решение задач социально­-экономического и демографического развития, обеспечение благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений,

Актуальность решения проблем эколого-экономической безопасности на региональном уровне связана с формированием территориально-производственных комплексов с их географическими и эколого-экономическими особенностями. Нами проанализирован курс «География России. Население и хозяйство» (9 класс), соответствующий Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по географии [З]. Целями данного курса являются: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства, о роли России в современном мире; развитие географического мышления, где возможно использование некоторых вопросов эколого-экономической безопасности с учетом быстрого развития экономической, политической обстановки, с учетом  уровня предшествующей подготовки учащихся [4; 8; 9]. Учебник включает две части курса: «Общая часть» и «Региональная часть курса», а также приложения и словарь терминов.

В общей части в теме 1 «Место России в мире» раскрываются важные понятия:  «экономико-географическое положение», «физико-географическое положение», «политико-географическое положение»; влияние географического положения на окружающую природу, расселение населения, развитие экономики, сотрудничество с другими странами. Раскрываются некоторые вопросы эколого-экономической безопасности в процессе изучения экономической географии России. В теме «Географические особенности экономики России» изучаются вопросы: Россия в современной мировой экономике; проблемы развития экономики России. В темах «Машиностроительный комплекс», «Топливно-энергетический комплекс», «Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества», «Агропромышленный комплекс», «Инфраструктурный комплекс» затрагиваются вопросы, обусловленные актуальностью и важностью эколого-­экономической безопасности: влияние изучаемого комплекса на окружающую среду; размещение на территории России; проблемы и перспективы комплекса; оценка основных источников загрязнения окружающей среды, пути решения экологических проблем в эксплуатации данного комплекса; роль комплекса в развитии хозяйства; экологические, технологические, экономические, технические проблемы комплекса; проблемы, связанные с внедрением новейших технологий.

Во второй региональной части учебника идет речь об особенностях регионов России, где темы соответствуют названиям регионов России, и изучаются некоторые вопросы эколого-экономической безопасности: состав территории и особенности экономико-географического положения; влияние природных условий и ресурсов на развитие хозяйства района; экологические и экономические проблемы.

Учитывая некоторые проблемы эколого-экономической безопасности, необходимо обновить ранее полученные знания по экологии и охране окружающей среды, экономике. В связи с переходом к рыночной экономике, расширением коммерческой деятельности и частной собственности необходимо уделять больше внимания вопросам эколого-экономической безопасности в сфере образования школьников.

Выводы. Эколого-экономическая безопасность является необходимым условием устойчивого развития и основой для сохранения природных систем и охраны окружающей среды. Соблюдение эколого-экономической безопасности в хозяйственном комплексе страны и ее регионов способствует безопасному развитию промышленности, сельского хозяйства, транспорта и коммунального хозяйства; рациональному использованию природных ресурсов; сохранению и восстановлению уникальных природных комплексов при решении территориальных проблем. Однако, несмотря на проводимую работу, в учебно­воспитательном процессе при изучении экономической географии России все еще уделяется недостаточное внимание некоторым аспектам экологической и экономической безопасности отраслей промышленности и сельского хозяйства, транспорта в отдельных регионах страны, связанных с ухудшением экологического состояния окружающей среды.