Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

REGIONAL SYSTEM OF PEDAGOGICAL TRAINING AS A TOOL OF SOCIAL PROBLEMS SOLVING

Matveeva O.N. 1 Bogdanova V.P. 1
1 Tyumen State Oil and Gas University
В настоящее время проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Социальную работу можно характеризовать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций и специалистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. Генеральной парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы реагирования, соответствующие изменяющейся среде. И в этом контексте образование специалиста имеет огромное значение. Основу готовности к эффективной социальной работе и составляет личностное и социально-психолого-педагогическое образование, представляющее собой единство ценностного отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и навыков профессионального общения. При этом анализируется многообразие подходов, отражающих сложность и многомерность данной проблемы, возможности выработки эталонов, стратегий и общих подходов.
Currently, the problem of specialists training for professional work of the social worker is due to the present situation of society development. Social work can be described as professional and social activities of the state, public and private organizations and experts aimed at solving social problems of individuals and groups in society. General paradigm of formation and development of the training system for social work should be the idea of the preparation of highly qualified specialists, capable to find adequate forms of reaction, corresponding to a changing environment. And professional education is of paramount importance in this context. The basis of the readiness for effective social work and of personal and social psychological and pedagogical education, which is the unity of the valuable relation to social activities, professional knowledge and skills of professional communication. At the same time it analyzed the diversity of approaches that reflect the complexity and multidimensionality of the problem, the possibility of developing standards, policies and common approaches.
paradigm
training system
highly skilled
efficiency
social work
social
psychological and pedagogical education.

Когда в обществе на протяжении нескольких лет сохраняются условия экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для самого общества, его экономики, людей и их социальных перспектив, тогда возрастает опасность социальных конфликтов, депрессии, потерей обществом всех ценностных ориентаций. Смена политической ориентации государства и экономический кризис 90-х годов XX века затронули все сферы жизнедеятельности общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. При этом страдают все без исключения сферы жизни любого общества, и выделить какую-либо одну из них достаточно сложно.

Проблема подготовки специалистов к профессиональной деятельности социального работника обусловлена современной ситуацией развития общества. Именно поэтому главной целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник». И, конечно, это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность – социальные науки.

Глубинные преобразования в социально-экономической жизни общества определили новые требования к качеству образовательного результата в нашей стране, вызвали к жизни процессы диверсификации образования, децентрализации системы управления, изменили взгляды на ценности и цели, парадигму образовательной деятельности. Это потребовало от специалиста освоения новых функций, нового содержания деятельности, поиска и внедрения прогрессивных технологий и организационных форм, активизировало исследовательские процессы.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена новая должность «специалист по социальной работе».

Профессиональное становление специалиста – сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности будущего специалиста, формированию личностной модели движения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы к социальной работе, оформляясь в определенные направления, обычно опирались на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей [6].

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в систему отношений общества. «Вне этих отношений, – пишет А.Н. Леонтьев, – человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием производства и которые не могут реализоваться иначе, как в деятельности конкретных людей» [5].

Любая профессия характеризуется как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная в результате общей и специальной подготовки и опыта работы. И в этом контексте нельзя не согласиться с Е.А. Климовым, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности [3].

В связи с этим к современной системе образования предъявляются достаточно жесткие, а иногда и противоречивые требования. С одной стороны, она должна динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям, происходящим в стране, а с другой – быть, по возможности, устойчивой в своей психолого-педагогической основе, не подверженной изменениям.

В поиске новых подходов к организации процесса подготовки педагогов в системе профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы важно осмыслить не только внешние изменения, обусловленные открывающимися возможностями образовательной среды, но и внутренние, связанные с необходимыми изменениями в деятельности преподавателей. Поэтому подготовка и переподготовка кадров для социума предполагает организацию педагогического процесса, обеспечивающего поэтапное развитие и формирование профессионально значимых качеств личности, соответствующих специфичным целям и задачам деятельности по созданию условий для эффективного взаимодействия с социальной средой.

Совершенствование содержания подготовки специалистов с педагогическим образованием в социальной сфере предполагает разработку учебно-программной документации нового поколения. Концептуальными подходами к разработке учебных планов и программ являются: реализация требований к подготовке специалиста в соответствии со стандартом; учет требований к специалисту, предъявляемых современной образовательной практикой; реализация компетентностного подхода; включение материала, предназначенного для самостоятельного изучения. Содержание максимально ориентировано на опережающую подготовку к реализации реформирования социальной системы и осуществляется в соответствии с инновационными процессами, направлениями и тенденциями развития общества.

Повышение качества высшего образования является приоритетной задачей современного общества, обусловленной требованиями высокой профессиональной мобильности и готовности к непрерывному образованию в условиях «информационного взрыва» и развития новых информационных технологий, отвечающих потребностям общества в быстрой перестройке и развитии профессиональной компетентности, требует координальной модернизации образовательного процесса. Актуальность разработки систем социально- педагогического сопровождения личности обусловлено как пересмотром стратегических целей высшего образования, так и необходимостью разработки целенаправленной системы формирования целостного-общекультурного, профессионального и личностного развития специалиста. Исследованием систем социально-педагогического сопровождения, направленных на развитие профессионального самосознания, рассмотрены в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской, Н.В. Кузменной, А.К. Марковой.

В процессе реализации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки студенты – будущие специалисты по социальной работе, должны быть ориентированы на получение и педагогических знаний в том числе. Органически взаимодействуя с социумом, осваивая образовательное пространство и совершенствуясь в нем, они в большей степени нацелены на дальнейший процесс профессионального и творческого саморазвития и самообразования, что делает их конкурентоспособными и востребованными на современном рынке и в социуме в целом. При разработке модели организации процесса социально-педагогического сопровождения практической подготовки специалистов по социальной работе мы исходили из понимания образования как культуросообразного процесса, опирались на принципы связи образования и культуры (С.И. Гессен), целостности образовательного процесса, единства типа культурных впечатлений, поддержки индивидуальности (В.В. Розанов), свободы (Н.А. Бердяев), приоритета воспитания перед обучением (В.В. Зеньковский) и др.

Особая роль в подготовке специалистов любого профиля всегда отводилась практике, которая остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе, она представляет собой базис, на котором осуществляется глубокое усвоение проблем, имеющих место в социальной сфере.

Издавна сложившаяся традиция проведения практики на старших, выпускных курсах, когда непосредственно происходит подготовка студентов к специальности, тем самым изначально создавалась проблема отрыва теоретических знаний от практических навыков, узость и схоластичность в выработке умений специалиста.

Сложной научно-методической проблемой в современных условиях регионов является необходимость создания системы практической подготовки к социальной работе в процессе обучения. Поэтому в вузах предпринята попытка структурирования всех активных форм обучения как важных элементов практики. С этой целью в учебных планах кафедр (институтов) социальной работы предусматриваются не только сроки для прохождения практики на каждом курсе, но и отработка теоретических проблем с активным участием практиков.

Для эффективной реализации практических задач необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:

- разработка учебных планов и программ по специальным дисциплинам на основе современных научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных дисциплинах и спецкурсах;

- раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах учебной работы в вузе;

- освоение субъективной позиции, будущим социальным работником;

- обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;

- развитие таких личностных качеств у студентов, как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному самосовершенствованию, принятие творческого характера труда;

- формирование у студентов потребностей и интересов в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской работе в области социальной работы и смежных дисциплин;

- предоставление студентам возможности участия в волонтерской деятельности;

- осуществление специальной подготовки сотрудников территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество [3].

Опыт подготовки специалистов по социальной работе в системе региональных вузов показал, что целесообразно вводить практику с 1 курса обучения, основным содержанием которых являются повышение информационно-коммуникативного уровня студента, формирование начальных знаний о социальных проблемах и попытках государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки клиентам. При завершении ознакомительной практики для студентов начинается исторический курс социальной работы и курс «Теоретико-методологические основы социальной работы» [4]. На 2-м году обучения практика усложняется. В ходе проведения учебно-практических занятий преподаватели ставят своей целью формирование нравственно-целостных ориентации будущего специалиста, его гуманистического отношения к человеку, стремления к поиску инновационных подходов в социальной работе, а также степень использования педагогических методов (знаний) при работе с клиентом.

На 3-м курсе обучения преподаватели приобщают будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности, привлекая их к разработке исследовательских проектов по социальной работе. Студенты активно участвуют в социологических опросах, мониторинга, научных кружках и конференциях.

Студенты 4-го курса овладевают навыками интеграции знания в области технологий, и начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением. Углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы.

На сегодня важно обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики по направлению «Социальная работа», переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать пакет (комплект) соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников, открыть учебно-методические экспериментальные центры социального обслуживания населения.

Когда в обществе осуществляется всесторонняя реорганизация социальной сферы, обусловленная переходом государства к новым экономическим отношениям, формируются и развиваются адекватные рыночной экономике социальные институты и явления. И главным из них является социальная работа, нравственный, интеллектуальный и деятельностный потенциал которой способен продвинуть страну по пути построения социального и правового государства, гражданского общества, стать гарантом реализации конституционного права каждого человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, на государственную поддержку и заботу.