Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

COMPONENTS AND LEVELS OF FORMATION OF RESEARCH SKILLS OF STUDENTS IN TERMS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

Zenina N.V. 1 Aleksandrina N.A. 1 Petikova T.N. 1 Rodionov M.A. 2
1 Moscow Finance and Law University, Volgograd
2 Volgograd state agricultural University
The present article is devoted to the study of problems of formation of research skills of students. The authors review research skills as basic components of personality of future specialist. Research skills Express leading characteristics of the process of professional formation. The article raises a topical issue of formation of research skills of University students in terms of professional identity, as one of the most important factors contributing to the productive career of the graduate, his professional worth as Spezia-sheet. The paper presents the results of the analysis of the current state of problems of formation of research skills in psychological and pedagogical literature. The authors propose to use active learning methods for the effective formation of research skills in high school. The authors examine educational and research activity as an integral system, in which there are the following components: substantive, operational and procedural, motivational, organizational and methodological. The article presents the authors developed criteria for the levels of development of research skills in teaching and research activities of students.
Research skills
systematic approach
professional self-determination of personality
research
professional development
active learning
problem situation.

Как известно, современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к подготовке специалиста. Выбор профессии – один из важнейших шагов молодого человека в определении своего будущего, так как определить смысл своего существования, утвердить свое место и роль в преобразовании мира личности можно только через свою профессиональную деятельность.

Информационный бум последних лет требует от образованного человека способности ориентироваться не только в полученных в вузе знаниях, но и в тех, которые исходят из массовых источников информации. Общество остро нуждается в молодых специалистах, которые могли бы существенно превзойти своими знаниями, умениями, креативностью, интеллектом учителей, в молодежи, которая без страха и недоверия идет на контакт с новыми гаджетами и оборудованием.

Научно-технический прогресс сопровождается непрерывным поглощением новой информации, следовательно, возникает потребность в специалистах, способных самостоятельно ориентироваться в непрерывном потоке меняющейся информации, способных проводить сравнение, анализировать, находить оптимальные варианты решений. Таким образом, научно-технический прогресс изменяет характер производственной деятельности человека, создавая благоприятные условия для развития его исследовательских способностей, для формирования исследовательской личности [5].

Вместо объективных, проверенных общественной практикой непротиворечивых знаний он должен быть подготовлен к тому, что придется систематизировать и получать информацию - сведения любого характера, не обязательно достоверные и совпадающие друг с другом. Научить собирать и извлекать из разрозненной информации то, что можно будет назвать знанием, причем не подобранным кем-то другим, а именно персонифицированным знанием - это важнейшая задача высшего образования.

В связи с этим наибольшую актуальность приобретают вопросы педагогических исследований, направленные на реализацию эвристического и исследовательского методов в учебном процессе.

Возникновение потребности в самоопределении свидетельствует о достижении индивидуумом довольно высокого уровня развития, для которого свойственно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре профессиональных, эмоциональных, информационных и иных связей с другими людьми.

Профессиональное самоопределение личности не заканчивается на этапе избрания профессии, а профессионализация продолжается на протяжении всей его жизни. По времени период выбора профессии совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Следовательно, профессиональное самоопределение рассматривается как самоопределение подрастающего поколения - будущих специалистов.

Профессионально-личностное самоопределение является динамичным процессом, который зависит, в первую очередь, от внешних условий: в период профессиональной подготовки изменяются требования к профессии, структура основных мотивов ее выбора и приобретения, профессиональный менталитет, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с развитием научно-технического прогресса и пр.

Принимая во внимание действия, главенствующие при формировании исследовательских умений непосредственно в процессе обучения, мы выделяем следующие группы исследовательских умений: прогностические (умения прогнозировать, проектировать; определять цели и задачи; составлять и прорабатывать планы и проекты их решения и т.д.), аналитико-синтетические (умения использовать научные методы познания и описания явлений; самостоятельно изобретать способ действия, используя знания из разных областей науки, техники, искусства и т.д.; самостоятельно найти недостающие сведения в информационном поле и т.д.), гностические (умения выдвигать цели; формулировать проблему и гипотезу; составлять библиографию; разработать и спроектировать эксперимент и т.д.), контрольно-оценочные (умение осуществлять саморегуляцию исследовательской деятельности; анализировать и контролировать результат своей деятельности с целью ее совершенствования и т.д.).

С точки зрения основных компонентов личности, исследовательские умения определяют ведущие характеристики процесса профессионального становления, поощряют способности к творческой самореализации, выявляют результативность познавательной деятельности, способствуют перенесению знаний, умений и навыков исследовательской деятельности в различные области познавательной и практической деятельности. Согласно документам по преобразованию высшего профессионального образования, исследовательские умения во взаимосвязи с учебным и аналитическим мышлением составляют научно-исследовательскую подготовку будущего специалиста.

Специфической особенностью специалистов в настоящее время становится умение подходить творчески к своей деятельности, готовность к изменению профиля работы или полной переподготовке в соответствии с изменениями сферы труда и занятости. Таким образом, возникает прямая зависимость между качеством подготовки специалиста и его трудоустройством, дальнейшей профессиональной карьерой. Следовательно, при разработке модели подготовки будущего специалиста предполагается использование методов обучения, способствующих эффективному развитию имеющихся и формированию новых навыков исследовательской деятельности, системности мышления, способности быстро адаптироваться в современном стремительно меняющемся мире.

В период глобальных изменений в сфере структуры и содержания российского образования происходит смещение общеобразовательных аспектов на обучение и воспитание личности обучающегося как основного субъекта учебно-воспитательного процесса, тяготеющего к саморазвитию и самореализации.

Наиболее полно отвечающим таким требованиям мы считаем активное обучение, отличительная особенность которого заключается в возможности конструирования процесса будущей профессиональной деятельности обучающихся с целью приобретения ими профессиональных умений и навыков, а также профессионального опыта еще в процессе аудиторной учебной деятельности, предшествующей практической деятельности непосредственно на производстве.

Необходимость и значимость применения личностно ориентированного подхода в обучении обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных методов и форм обучения к методам, ориентированным на бережное отношение к личности студента, на развитие его познавательных способностей, умственной и творческой активности посредством самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Такими методами являются активные методы обучения (АМО).

Использование АМО позволяет повысить продуктивность обучения посредством интенсификации усвоения учебного материала, повышения результативности самостоятельной работы, возможности разработки системы контроля с четко выраженной развивающей функцией.

На каждой стадии профессионального самоопределения в качестве средства формирования исследовательских умений мы предлагаем применять активные методы обучения: дискуссии, эвристические беседы, поисковые лабораторные работы; для развития познавательных интересов и способностей - самостоятельную работу, решение производственных ситуационных задач, анализ производственных ситуаций. Причем каждый метод призван решить не одну узконаправленную задачу обучения, воспитания или развития, а и обеспечить их решение в комплексе. Кроме того, в ходе использования того или иного метода упрощается решение то одной, то другой задачи.

Для эффективного формирования исследовательских умений требуется, во-первых, преподаватель, который сам владеет исследовательскими умениями и способен сформировать их у студентов; во-вторых, нужна программа обучения, в которую заложены такие формы и методы, которые бы позволяли формировать у будущих специалистов исследовательские умения, способность анализировать, сравнивать, оценивать, исследовать процесс, явление или ситуацию с различных точек зрения, учить их прогнозировать свою работу и т.д.

Таким образом, современное состояние подготовки специалистов в высших учебных заведениях диктует необходимость поиска новых путей повышения качества их теоретической подготовки, готовности к самостоятельному творческому труду, а главное - средств и методов подготовки выпускника к практической и профессиональной деятельности.

Использование таких методов обучения обуславливает, в определенной мере, реализацию исследовательской деятельности студентов.

Изучая труды известных педагогов и психологов, приходим к выводу, что обучение исследовательской деятельности состоит из усвоения процедур исследовательской деятельности, а также развития умений и навыков, являющихся предпосылкой успешной исследовательской деятельности. Успех исследовательской деятельности студентов зависит от уровня развития умственных операций и приемов, которые они используют в своей деятельности. Таким образом, в ходе исследовательской деятельности у студентов развивается опыт аналитико-синтетической мыслительной деятельности и формируется качество мышления.

Исследовательская деятельность всегда связана с открытием нового знания – в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветительско-познавательной, информативно-осведомительной: исследование всегда предполагает наличие некой проблемы, некоего противоречия, белого пятна, которые нуждаются в изучении и объяснении. При этом первым и одним из самых важных моментов исследовательской деятельности является нахождение проблемы, требующей решения, обнаружение этого белого пятна, поэтому познавательная потребность, мотивация исследовательской деятельности являются неотъемлемой ее характеристикой.

Целью исследовательской деятельности всегда является получение нового знания о нашем мире. Это знание может иметь как частный, так и обобщающий характер, но это всегда сущностная характеристика, такая информация, которая не может быть получена на уровне простого восприятия. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности.

Научно-исследовательская деятельность студентов позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Важно отметить, что процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле [3]. В связи с этим будущий специалист должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. А в свою очередь, готовность к научно-исследовательской деятельности позволит в дальнейшем в профессиональной работе и на научном уровне решать производственные задачи [4].

В.И. Андреев определяет исследовательскую деятельность как «организуемую педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельностью обучающихся, направленную на поиск объяснения и доказательства закономерных связей и отношений, экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, в которой доминирует самостоятельное применение приемов научных методов познания и в результате которой обучающиеся активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и способности» [1].

Проанализировав различные трактовки понятия «исследовательские умения», и учитывая тот факт, что исследовательская работа является творческой деятельностью и средством развития творческих способностей будущих специалистов, под организацией исследовательской деятельности студентов мы понимаем комплекс мероприятий, проводимых администрацией учебного заведения с целью формирования у студентов знаний, развития профессиональных навыков и исследовательской компетенции, позволяющих видеть область профессиональной деятельности с позиций исследователя и способствующих максимальному индивидуальному развитию личности.

Проанализировав и обобщив ряд исследований, мы определили учебно-исследовательскую деятельность как деятельность студентов, организуемую педагогом с использованием дидактических средств, направленную на выполнение учебных исследовательских заданий, требующих поиска объяснения и доказательства закономерных связей и отношений экспериментально наблюдаемых или теоретически анализируемых фактов, явлений, процессов, задач, в которой доминирует самостоятельное применение приёмов научных методов познания и в результате которой студенты активно овладевают знаниями, развивают свои исследовательские умения и навыки, формируют познавательные мотивы и организационные качества.

Мы рассматриваем учебно-исследовательскую деятельность как целостную систему, в которой выделяем следующие компоненты: содержательный, операционно-процессуальный, мотивационный, организационный и методологический, с одной стороны, и цели, продукты, способы (в широком понимании, включающие как идеальные способы (знания в том числе), так и материальные (задачи)) - с другой стороны. Выделение таких компонентов учебной деятельности наиболее продуктивно для реализации системного подхода.

Эти пять компонентов учебно-исследовательской деятельности тесно связаны между собой. Соответствующий уровень развития каждой из них является необходимой предпосылкой и следствием развития остальных. Говоря об учебно-исследовательской деятельности, мы также отмечаем тот факт, что исследовательская деятельность оказывает влияние на свойства личности. С другой стороны, мы отмечаем важность анализа следующих компонент исследовательской деятельности: целей, продуктов, средств и задач.

Проанализировав дидактическую суть исследовательской деятельности, а также учитывая собственные наблюдения, мы пришли к выводу, что в результате организации в учебном процессе исследовательской деятельности мы формируем у студентов исследовательские умения.

В своем исследовании мы выделяем четыре уровня сформированности исследовательских умений в учебно-исследовательской деятельности студентов: низкий, средний, достаточно высокий и высокий.

На низком уровне студенты под руководством педагога проводят анализ исследовательской задачи, анализ данных, по сформулированной педагогом проблеме выявляют основополагающие теоретические факты, проектируют ее решение и проводят его по программе поэтапных действий, по заданию преподавателя. При этом используют мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения.

На среднем уровне студенты самостоятельно анализируют исследовательскую задачу, ее условие, требование. На основе сформулированной проблемы делают попытку выдвинуть различные предположения. По рекомендации преподавателя проектируют решение и проводят его, проверяют и анализируют результаты с помощью педагога. Проводят аналогии, делают обобщения.

На достаточно высоком уровне студенты самостоятельно анализируют исследовательскую задачу, систематизируют методы решения, известные ранее для выбора оптимального метода решения задачи, по большей части самостоятельно проводят решение, самостоятельно проводят анализ решения, полученных результатов, проверку.

На высоком уровне студенты выполняют требования достаточно высокого уровня. Самостоятельно проводят теоретический анализ исследовательской задачи, самостоятельно формулируют проблему, выдвигают гипотезы, идеи, с построением моделей, с рациональным использованием мыслительных операций. Самостоятельно осуществляют проверку и анализ полученных результатов. На этом этапе для студентов характерно абстрагирование от конкретных количественных отношений и пространственных форм, конкретизация, оперирование формальными структурами.

Для выявления уровней сформированности отдельных групп исследовательских умений мы использовали коэффициент уровня сформированности учебных исследовательских умений [2]:

,

где Xi - варианта уровня, ni - количество студентов с i-м уровнем сформированности умений, N - количество студентов, выполнявших работу, X - максимальное значение варианты уровня.

Для определения полноты выполняемых операций, из которых складывается деятельность, мы пользовались коэффициентом полноты выполнения операций [2]:

,

Где Pi - количество операций, выполненных группой студентов, mj - количество студентов в j-й группе, N - количество студентов, выполнявших работу, P - количество операций, которые должны быть выполнены.

Поскольку наше исследование направлено на развитие исследовательских умений в условиях профессионального самоопределения, то целесообразно говорить об учебной исследовательской деятельности, которая направлена на решение профессиональных задач.

Создание проблемной ситуации, направленной на активизацию творческой деятельности студентов, – одна из важных задач, стоящих перед преподавателем. Таким образом, происходит формирование прогностических умений: умения ставить цели и видеть задачи; формулировать проблему и гипотезу; строить эксперимент и т.д., разрабатывать планы и проекты их решения и т.д.