Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVELOPMENT OF THE SOCIAL RESPONSIBILITY OF BACHELORS IN LAND MANAGEMENT AND CADASTRE

Seryakova R.E. 1 Minin M.G. 1 Yanushevskaya M.N. 1
1 National Research Tomsk Polytechnic University
Social responsibility bachelors directions Land Management and Cadastre considered from the point of view of labor-demand functions. The development of social responsibility bachelors during study at the university is proposed to implement in three interrelated stages: the first stage – the general theoretical (1–4 semesters), the second - professional (4–6 semesters), the third – the integral (6–8 semesters). Social Responsibility content Bachelor in Land Management and cadastre includes a group of components at every stage of development: the general theoretical stage – the value-semantic and motivational-activity components; professional stage – analytical and design components; integrated – design and innovative, assessment and forecast, communicative components. For the most successful development of social responsibility as a multifactorial component of professional image of the bachelor have been used predominantly active learning methods – project tasks and case studies.
social responsibility
components
design tasks
case studies

В условиях всё большего вовлечения земель в хозяйственный оборот, учащения проявления экологокризисных ситуаций совместно с увеличением количества земельных правонарушений от бакалавра в области землеустройства и кадастров сегодня требуется осознание социальной ответственности за преобразование в результате профессиональной деятельности природо-социального пространства, адекватная оценка контролирующих возможностей недопущения вреда, а также умения работать с людьми, осознавая себя лицом профессионального сообщества или государства.

Проведенный авторами опрос 67 ключевых работодателей (органы кадастрового учета субъектов Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, директора проектных организаций разного профиля в г. Томске и др.) показал, что степень сформированности социальной ответственности инженеров в области землеустройства и кадастров не всегда удовлетворяет требованиям заинтересованных сторон.

Так, все опрошенные работодатели указали на то, что социальная ответственность у выпускников развита недостаточно, однако 42 % работодателей затруднились выделить дефицитные компоненты, 22 % указали на недостаток в части качественного оказания консультативных услуг, 16 % в области устойчивого экологически и социально-эффективного проектирования, 20 % в оценке потенциальных материальных и нематериальных общественных рисков. При этом по результатам анализа вакансий требование работодателей по обладанию данными компонентами профессиональной деятельности появилось сравнительно недавно.

Несмотря на глубокую общественную важность и потребность рынка труда в развитии социальной ответственности бакалавров – будущих инженеров в области землеустройства и кадастров, вопрос о том, что именно понимать под данным термином и как его можно оценить, остается открытым.

Вышеперечисленные факторы актуализировали цель исследования – определить компоненты и оценочный аппарат развития социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров.

Необходимость развития социальной ответственности у бакалавров в области землеустройства и кадастров в учебном процессе можно рассматривать с нескольких непротиворечащих позиций. Во-первых, как развитие общекультурной компетенции, входившей в федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) вплоть до третьего поколения. Во-вторых, как на необходимый результат обучения с точки зрения аккредитационных критериев ассоциации инженерного образования России, ABET, инициативы CDIO. В-третьих, как восполнение потребности общества и профессиональных сообществ в инженерах, осознающих социальные эффекты своей профессиональной деятельности.

Мы придерживаемся мнения, что социальная ответственность бакалавра должна выражаться через конкретные трудовые функции, выполнение которых затрагивает права и обязанности конкретного индивидуума или группы личностей или имеют экологическое, экономическое, социальное влияние. Для их выявления были изучены профессиональные стандарты «Специалист в сфере кадастрового учета» [4], «Землеустроитель» [5]. Исходя из выявленных трудовых функций, определялось содержание социальной ответственности и соответственно, структура компонентов её развития.

Развитие социальной ответственности бакалавра не требует выделения отдельной дисциплины, а возможно в рамках модулей (тем) дисциплин разных циклов учебного плана для наиболее полного использования ресурсов образовательного процесса. Это позволит решить основную проблему осознания бакалаврами социальной ответственности будущей профессиональной деятельности – избежать излишне глобального или наоборот точечного (локального) представления о ней [1].

Процесс «развития» социальной ответственности предполагает наличие определенной «динамики», которую мы предлагаем выявлять на трёх взаимосвязанных этапах по мере изучения дисциплин учебного плана (таблица).

Компоненты развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров

ЭТАП

Компонент

Характеристика

Общетеоретический (1,2,3,4 семестры)

К1 Ценностно-смысловой

- Осведомлен о системе норм и ценностей будущей профессиональной деятельности.

К2 Мотивационно-деятельностный

- Успешно работает в качестве члена команды, проявляет общественные взаимодействия;

- приобретает и актуализирует знания самостоятельно.

Профессиональный (4,5,6 семестры)

К3 Аналитический

Знает:

- нормативно-правовое регулирование профессиональной деятельности и следит за изменениями в законодательстве;

- методы организации рационального использования земельных ресурсов, выявляет критерии эффективности использования земель;

- основы экологических, экономических и социальных экспертиз;

- цели, задачи и процедуры проведения земельного контроля, землеустройства, градостроительной и кадастровой деятельности.

К4 Проектный

Создает чертежи:

- земельных участков с учетом инженерно-геологических, геоэкологических условий, рельефа, прав и обязанности смежных землепользований и др.;

- инженерного обустройства и планировки населенных мест.

Интегральный (6,7,8 семестры)

К5 Проектно-инновационный

Применяет мировой опыт проведения мероприятий по:

- повышению эффективности использования земель, созданию стратегий, программ и проектов социально-экономического развития территории;

- снижению антропогенного воздействия на территорию и охране культурного, археологического и иного наследия, включая территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации, региона.

К6 Оценочно-прогнозный

Оценивает:

- материальные и нематериальные эффекты (включая репутационные) принятых решений в перспективе на несколько лет;

- рыночную и кадастровую стоимость объектов недвижимости.

К7 Коммуникативный

- Аргументировано строит устную и письменную речь, в том числе на иностранном языке;

- умеет проектировать, организовывать и проводить деловое общение, переговоры, совещания, активно и эффективно слушать оппонента, преодолевать коммуникационные барьеры, возникающих в ходе общения;

- проводит анализ аудитории, устанавливает обратную связь с участниками коммуникации.

Первый этап - общетеоретический (1, 2, 3, 4 семестры), характеризуется формированием у студентов общего понятия об актуальности развития социальной ответственности инженера на глобальном (планетарном) уровне, путем освоения унифицированных дисциплин гуманитарного, социального, математического и естественнонаучного циклов и дисциплин «Геодезия» и «Введение в инженерную деятельность» из профессионального цикла. Содержание дисциплин направлено на мотивацию студентов к развитию социальной ответственности.

Второй этап – профессиональный (4, 5, 6 семестры), достигается во время изучения дисциплин профессионального цикла, иностранного языка и характеризуется формированием навыков социальной ответственности в конкретных профессиональных областях (ситуациях).

Третий этап – интегральный (6, 7, 8), характеризуется получением новых и применением комплекса ранее полученных общетеоретических и профессиональных знаний и навыков для освоения дисциплин и сопутствующего развития социальной ответственности. Этап отличается превалированием дисциплин, обладающих и технической, и гуманитарной направленностью, для успешного освоения которых необходимы развитые общекультурные и профессиональные компетенции.

Компоненты общетеоретического этапа были интегрированы в дисциплины «Введение в инженерную деятельность» и «Творческий проект», изучаемых в рамках всемирной инициативы инженерного образования CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate / «Планировать – Проектировать – Производить – Применять») в целях подготовки бакалавров к инженерной деятельности начиная с первого семестра.

Ценностно-смысловой компонент (К1) – включает социальную осведомленность об общественной и профессиональной культуре как о системах норм и ценностей. В характеристике критерия отсутствует общественная культура, так как бакалавр был ознакомлен с ней во время обучения в школе. Систему профессиональных норм и ценностей предполагается изучать на дисциплине «Введение в инженерную деятельность», а контролировать в виде составной части промежуточного контроля – реферата.

Мотивационно-деятельностный компонент (К2) направлен на формирование мотивации и самомотивации к развитию социальной ответственности, посредством командной работы при выполнении «Творческого проекта», в рамках которого развиваются умения работы в команде, сопряженные с развитием организаторских способностей, умениями нести персональную ответственность за общий результат. Так как данная дисциплина изучается студентами самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя, но под его контролем, студенты получают навыки самостоятельного приобретения и актуализации знаний. Процедура контроля включает самооценивание работы команды, а также публичную защиту презентации выполненного проекта.

Ценностно-смысловой и мотивационно-деятельностный компоненты служат базисом для развития социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров.

Компоненты профессионального этапа в рамках исследования апробированы при изучении дисциплин «Экология землепользования», «Основы кадастра недвижимости и типология объектов недвижимости», «Землеустроительное проектирование (часть 1)», «Градостроительство и планировка населенных мест».

Аналитический компонент (К3) включает профессиональные знания и умения, обеспечивающие выполнение выявленных трудовых функций, связанных с социальной ответственностью. Формируется при изучении лекционного материала дисциплин «Экология землепользования», «Основы кадастра недвижимости и типология объектов недвижимости», «Землеустроительное проектирование (часть 1)», «Градостроительство и планировка населенных мест». Контроль осуществлялся с помощью выполнения кейсов и решения тестов.

Аналитический компонент (К3) сопряжен с проектным (К4), включающим применение полученных теоретических знаний при выполнении практических и курсовых работ в виде проектов с использованием программных продуктов MapInfo, AutoCAD. Для диагностики развития социальной ответственности были изменены системы оценивания для графических частей практических работ и пояснительных записок к ним. В пояснительные записки был добавлен раздел «Социальная эффективность», оценивание характеристик проектного критерия вошли в фонды оценочных средств дисциплин.

Достижение бакалавром в области землеустройства и кадастров интегрального этапа развития социальной ответственности детерминировано компонентами общетеоретического и профессионального этапов.

Проектно-инновационный компонент (К5) включает умения разработки эффективных и рациональных проектных решений социальных проблем в рамках будущей профессиональной деятельности на основании анализа положительного мирового опыта. Интегрирован в проекты дисциплины «Землеустроительное проектирование». При выполнении проектов происходит сопутствующее развитие навыков работы в команде, получения и актуализации знаний, совершенствование умений работы в профессиональной программном обеспечении.

Оценочно-прогнозный компонент (К6) в части оценки эффективностей принятых профессиональных решений интегрирован в дисциплины «Землеустроительное проектирование» и «Инновационный менеджмент в землеустройстве», а в части рыночной и кадастровой оценки в дисциплину «Экономика землеустройства».

Характеристики коммуникативного компонента (К7) определяются потребностями рынка труда, выявленными при опросе работодателей и анализе вакансий по профилю землеустройство и кадастры. Данные результаты были также подтверждены другими исследователями в области инженерной педагогики [2, 3]. Контролируются при публичных защитах курсовых работ, научно-исследовательских работ студентов, выпускных квалификационных работ бакалавров.

Результаты

В результате наблюдений за динамикой развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров было выявлено увеличение числа статей по проблематике ответственности будущей профессиональной деятельности на конференциях, проводимых в Томском политехническом университете (Международный симпозиум им. М.А. Усова) по сравнению с прошлыми годами обучения (2013 г. – 2 тематики, 2016 г. – 15 тематик). Увеличилось число тематик научно-исследовательских работ студентов (НИРС), связанных с вопросами распределения ответственности разработчиков и руководителей проектов, а также посвященных анализу социально-экономической и (или) экологической эффективности проектных решений (2013 г. – 0 тематик, 2016 г. – 10 тематик).

Положительная динамика рассмотрения вопросов социальной ответственности на конференциях и в рамках НИРС позволила говорить о междисциплинарном, комплексном развитии у бакалавров данного компонента профессионального облика.

Для подтверждения положительных результатов произведен повторный опрос работодателей. В итоге, только 72 % работодателей согласились, что социальная ответственность у бакалавров развита недостаточно, из них 35 % не смогли выделить конкретных недостающих компонентов, на дефицит в части качественного оказания консультативных услуг указали 15 %, в области устойчивого экологически и социально-эффективного проектирования 10 %, 12 % в оценке потенциальных материальных и нематериальных общественных рисков, что от 100 % работодателей составляет 25 %, 10 %, 7 %, 9 % соответственно.

В графическом виде результаты констатирующего опроса работодателей можно представить в следующей форме (рисунок).

Динамика уровня удовлетворенности работодателей развитием социальной ответственности бакалавров вобласти землеустройства и кадастров

Положительную динамику развития социальной ответственности бакалавров в области землеустройства и кадастров можно улучшить путем дальнейшей реализации мероприятий в учебном процессе.