Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

MEANS OF MORAL EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS AT LESSONS OF ART-AESTHETIC CYCLE

Sergeeva B.V. 1 Sherstyuk A.E. 1
1 Kubanskij State University, Krasnodar, Russia,
Статья посвящена проблеме нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла. Рассмотрены средства нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла. В статье представлен комплекс средств нравственного воспитания на уроках литературного чтения, изобразительной деятельности и музыки, в представленном комплексе описаны способы реализации данных средств в учебном процессе начальной школы, определены формируемые нравственные качества, параметры оценивания и продукты детского творчества. Целью комплекса является формирование у учащихся нравственных качеств: воспитанность, вежливость, правдивость, честность (честь), совестливость (совесть), внимательность к окружающим, чуткость, сочувствие, сопереживание, заботливость, доброжелательность, бескорыстие, милосердие, душевность. Выбор данных качеств обусловлен возрастными особенностями младших школьников. В статье представлены результаты педагогического эксперимента на определение уровня сформированности нравственных качеств и нравственной самооценки младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла.
The article deals with the problem of moral education of younger schoolboys at lessons of art-aesthetic cycle. Are considered a means of moral education of younger schoolboys at lessons of art-aesthetic cycle. The article presents a complex of means of moral education in lessons of literary reading, music and fine arts activity in the complex presented describes how to implement these tools in the learning process of elementary school, identified formed the moral quality parameters and evaluation of children's art products. The purpose of the complex is the formation of students' moral qualities: good manners, politeness, truthfulness, honesty (honor), conscientiousness (conscience), care for others, sensitivity, compassion, empathy, caring, kindness, unselfishness, compassion, sincerity. Selection of data quality due to the age characteristics of younger students. The article presents the results of pedagogical experiment to determine the level of formation of moral qualities and moral self-esteem of younger schoolboys at lessons of art-aesthetic cycle.
education
moral education
readings
music
fine art activities
teaching aids
junior high school students

Проблема нравственного воспитания младших школьников постоянно находится в центре внимания общества, так как, по сути, речь идёт о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, которому нужны люди не только самостоятельные, гибкие, деловые, умеющие адаптироваться к изменяющимся условиям, способные принимать быстрые и компетентные решения, но и ориентированные на общечеловеческие нравственные ценности.

Нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Социально-педагогические явления заставляют переосмыслить существующие в учебно-воспитательном процессе проблемы с точки зрения общечеловеческих ценностей: доброты, порядочности, отзывчивости, сострадания. Обучение должно быть, прежде всего, воспитывающим, воздействующим одновременно на ум, чувства и душу ребёнка. Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Поэтому воспитание в системе образования в последние годы стало одним из приоритетных направлений. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. В соответствии со Стандартом на этой ступени образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любить свой народ, свой край и свою Родину; уважать и принимать ценности семьи и общества; быть готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; быть доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение [4, с. 2]. Программа нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования направлена на обеспечение нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям и обеспечивает создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания [4, с. 7].

Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию «мораль». «Мораль (латинское mores – нравы) – исторически сложившиеся требования: нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [5, с. 87].

Нравственное воспитание – один из важнейших компонентов всестороннего развития личности, это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни ребёнка. Его «Я» начинает формироваться в семье. Именно семья закладывает нравственный потенциал человека, который впоследствии становится основой нравственного воспитания в школе [2, с. 10]. Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком [6]. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей-то несправедливости. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед учащимися начальной школы сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость. Воспитание духовной культуры открывает для младших школьников большие возможности в их развитии. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.

Целью нравственного воспитания является формирование эмоционально-смысловой сферы человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью которого является формирование мышления, и отличие от эстетического, целью которого является формирование чувств ребёнка.

Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработка умений и привычек нравственного поведения [2, с. 163]. Конечная цель и задача нравственного воспитания – выработать у каждого человека активную жизненную позицию. Таким образом, содержание нравственного воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

Нравственные (моральные) ценности (или нравственные качества, категории), – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями»: античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость, достоинство. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются воспитанность, честность, верность, сопереживание, уважение к старшим, трудолюбие, милосердие. Также к нравственным качествам относятся патриотизм, интернационализм, честь, совесть, порядочность, бескорыстие, которые не утратили своего значения, а, наоборот, в последнее время стали ещё важнее.

Целью данного исследования стало рассмотрение комплекса средств нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла.

Средства обучения, или дидактические средства – это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения [5]. Средства обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения [3]. Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.

Особенное значение в нравственном воспитании ученика начальной школы, в развитии его моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру имеют такие средства духовно-нравственного воспитания, как произведения литературы, поэзия, сказки. Они развивают нравственные качества – благородство, любовь, доброту, отзывчивость, улыбку, милосердие, служение людям, трудолюбие, щедрость; знакомят ребёнка с разнообразными проявлениями добра и зла, учат справедливости, воспитывают нетерпимость к безобразному, помогают осознать, какие сокровища души являются самыми важными для жизни. Показывая ученику красоту и многообразие человеческих чувств, возбуждают в нем ответные чувства. Художественная литература – неоценимый источник знания о прошлом народа, о духовном мире человека, об окружающей действительности: она расширяет представления о мире, знакомит с природой, развивает умение видеть её красоту, знакомит с вещами, которые постоянно окружают ребёнка.

Роль уроков изобразительного искусства в системе нравственного воспитания младших школьников заключается в следующем: средствами образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои изобразительные способности, творческое воображение, художественный вкус, эстетические чувства, учат пониманию прекрасного, воспитанию интереса и любви к искусству. Изучение искусства способствует формированию у учащихся системы знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к общечеловеческим ценностям – выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.

Воспитательное влияние музыки тем сильнее, чем более развит у младших школьников музыкальный слух, художественная требовательность к музыкальным произведениям, чем чаще их вовлекают в практическую исполнительскую деятельность, так как именно она – важнейшее средство музыкального воспитания и развития. Программа по музыке в начальных классах предусматривает развитие у школьников музыкального слуха на основе пения и прослушивания произведений в записи. Музыку нельзя потрогать или рассмотреть, поэтому при подборе музыкального материала для урока стоит отдавать предпочтение ярким зримым образам. Учителю начальных классов важно не только присутствовать на уроках музыки, но и, работая в контакте с учителем музыки на других уроках и во внеклассной работе, рассказывать о значении музыки в жизни людей.

Для определения уровня сформированности у учащихся таких нравственных качеств, как: взаимопомощь, заботливость, справедливость, уважение, отзывчивость, мы использовали методики «Диагностика нравственной самооценки» и «Сформированность нравственных качеств».

Анализ полученных результатов «Диагностики нравственной самооценки» и «Сформированности нравственных качеств» обобщенно представлен на рисунке 1,2.

Рис.1. Сравнительные результаты уровня сформированности нравственной самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе экспериментальной работы

Рис. 2. Сравнительные результаты сформированности нравственных качеств учащихся экспериментального и контрольного классов на констатирующем этапе экспериментальной работы

Анализ полученных результатов зафиксировал наличие низкого уровня сформированности нравственных качеств у учащихся контрольной и экспериментальной групп. Комплекс средств нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла представлен на рисунке 3.

Рис.3. Комплекс средств нравственного воспитания младших школьников на уроках художественно-эстетического цикла

На контрольном этапе эксперимента с целью выявления динамики сформированности нравственных качеств мы повторно использовали методики «Диагностика нравственной самооценки» и «Сформированность нравственных качеств», но с другим тестовым материалом. Анализ полученных результатов «Диагностики нравственной самооценки» обобщенно представлен на рисунке 4.

Рис.4. Сравнительные результаты уровня сформированности нравственной самооценки учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы

Анализ полученных результатов «Сформированности нравственных качеств» обобщенно представлен на рисунке 5.

Рис.5. Сравнительные результаты уровня сформированности нравственных качеств учащихся экспериментального и контрольного классов на контрольном этапе экспериментальной работы

Несомненно, показатели в экспериментальном классе более существенны, особенно важно, по нашему мнению, что в экспериментальной группе показатели низкого уровня нравственной самооценки были сведены к нулю, в то время как в контрольной группе учащиеся с низким уровнем самооценки сохранились с незначительными изменениями в сторону уменьшения показателей. Стоит также отметить, что помимо количественного изменения у некоторых учащихся экспериментальной группы отмечались и некоторые качественные преобразования нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывая свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. Как видно из приведенных результатов, динамика роста нравственности у учащихся экспериментальной группы очевидна.