Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PRAKSIOLOGICAL PREPARATION TRAINED TO PROFESSIONAL ACTIVITY: PEDAGOGICAL REGULARITIES AND PRINCIPLES

Devyatlovskiy D.N. 1
1 Lesosibirskiy branch FGBOU VO "Siberian State Technological University"
The praxiological process of preparation of students in the University imposes qualitatively new demands on its organization, content and method determines the search direction of the pedagogical ways to improve its effectiveness. In this context, it becomes urgent solution to the educational challenges associated with the identification and justification of the pedagogical laws and principles that influence the praxiological process of student training that will build this process is the most optimally and effectively for a successful professional activity of students in various fields. This defines the essence and content of the terms "praxiological pedagogical patterns of training of students and the pedagogical principles of praxiological training of students" identified and characterized a set of pedagogical patterns and principles that affect the process of praxiological prepare students for successful professional activity.
students
pedagogical patterns
pedagogical principles
praxiological training

Процесс праксиологической подготовки обучающихся в вузе предъявляет качественно новые требования к его организации, содержанию и методике, определяет направление поиска педагогических путей повышения его эффективности. Одной из важнейших проблем высшего профессионального образования в современных условиях является обеспечение высокого качества профессиональной подготовки будущих бакалавров и магистров на основе сохранения её фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Данная проблема связана с повышением требований к выпускникам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации, а значит необходимостью принятия мер по улучшению эффективности вузовской подготовки и, соответственно, осуществлению праксиологической подготовки к успешной профессиональной деятельности. Оптимизация образовательного процесса в вузе требует выявления педагогических закономерностей и принципов, оказывающих влияние на процесс праксиологической подготовки обучающихся, что позволит построить данный процесс наиболее оптимально и эффективно для успешной профессиональной деятельности студентов в самых различных областях.

Анализ психолого-педагогических трудов показал, что ученые не уделяют специального внимания изучению педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся, что проявляется в  отсутствии специальных теоретических исследований, посвященных данной проблеме. По этой причине в нашем исследовании в качестве теоретической основы мы будем опираться на работы, посвященные общим закономерностям педагогического процесса, которые контекстно связаны с исследуемой областью. С нашей точки зрения, выявление и характеристика педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся в вузе позволит нам построить данный процесс наиболее оптимально и эффективно для успешной профессиональной деятельности студентов в самых различных областях.

Остановимся на общих характеристиках понятия «педагогические закономерности».

В  педагогической литературе понятие «педагогические закономерности» чаще всего рассматривается как объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (это выражение действия законов в конкретных условиях) [1; 3-6].

В рамках проводимого исследования понятие «педагогические закономерности» рассматривается как объективные, существенные, необходимые, общие, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами педагогической системы, отражающие механизмы самореализации, функционирования и саморазвития педагогической системы. Соответственно, «педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся» – это объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами праксиологической подготовки обучающихся, отражающие механизмы формирования, самореализации, функционирования и саморазвития праксиологической подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности.

Привязывая представления о педагогической закономерности к процессу праксиологической подготовки обучающихся, отметим, что закономерность отражает единство компонентов праксиологической подготовки, ориентирования на праксиологическую подготовленность к успешной профессиональной деятельности посредством формирования праксиологических знаний, умений, личностных качеств, опыта праксиологической деятельности.

Проанализируем с учетом общих теоретических предпосылок [2] и теоретико-методологических подходов исследуемого процесса (компетентностный, синергетический, аксиологический) и сформулируем педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности.

Цели и задачи праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности обусловлены требованиями государства, общества и личности к подготовке выпускников, обладающих праксиологической подготовленностью и способных к успешной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов за счет сознательного выбора средств, приемов и методов работы, обеспечивающих результативность труда, активизирующих творчество, побуждающих их к активной преобразующей деятельности. Это конкретизируется через структурно-содержательные компоненты праксиологической подготовки обучающихся: познавательный, аксиологический, организационный, творческий, в их единстве и взаимосвязи. Мера педагогической поддержки обучающихся в процессе их праксиологической подготовки соответствует уровню овладения обучающимися общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. С учетом сказанного в качестве одной из закономерностей исследуемого процесса выделяется вхождение обучающихся в процесс их праксиологической подготовки через активные усилия их самих при педагогической поддержке со стороны преподавателей или других участников образовательного процесса, и как результат – формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности. Следовательно, данная закономерность связана с необходимостью педагогической поддержки обучающихся в процессе их праксиологической подготовки в условиях бакалавриата. В условиях магистерской подготовки их праксиологическая подготовка осуществляется за счет самоорганизации данного процесса самими обучающимися без педагогической поддержки со стороны.

Перейдем к определению следующей закономерности. Содержание праксиологической подготовки обучающихся вариативно, и ее осуществление происходит сообразно овладению студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. При этом преподаватель использует учебно-профессиональные задания праксиологического характера разного уровня сложности с постепенным переходом от регуляции к саморегуляции. Его функция поддержки в процессе осуществления праксиологической подготовки обучающихся в вузе к профессиональной деятельности сменяется функцией сопровождения, что выражается в осуществлении пролонгированной педагогической деятельности в процессе праксиологической подготовки. Отметим, что также происходит смена деятельности обучающихся: первоначально при поддержке преподавателей или других участников образовательного процесса они изучают основные и специальные праксиологические приемы и  операции, опыт праксиологической деятельности; далее – активно включаются в процесс праксиологической подготовки, пополняют знания об  основных и специальных праксиологических приемах и операциях, систематизируют их с целью успешного решения профессиональных задач и формирования собственного опыта праксиологической деятельности. Следовательно, данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: осуществление праксиологической подготовки обучающихся и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит последовательно по мере формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций со сменой форм пролонгированной педагогической деятельности – от педагогической поддержки и содействия в изучении основных и специальных праксиологических приемов и операций, опыта праксиологической деятельности к организационно-педагогическому сопровождению в процессе обогащения собственного опыта праксиологической деятельности. Данную закономерность обозначим как организацию пролонгированной педагогической деятельности в виде организационно-педагогической поддержки, содействия и сопровождения праксиологической подготовки обучающихся.

Переходим к следующей закономерности. Последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза способствует формированию их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности. Данный процесс рассматривается как поступательное продвижение: от осуществления студентом праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях, которая способствует приумножению их собственного опыта праксиологической деятельности. Данное продвижение способствует формированию праксиологической подготовленности обучающихся к успешной профессиональной деятельности, что сопровождается переходом с критического уровня сформированности их праксиологической подготовленности на допустимый и далее – к продуктивному. Следовательно, данная закономерность может быть сформулирована следующим образом: последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит поступательно: от осуществления праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях за счет поступательного приумножения собственного опыта праксиологической деятельности. Данную закономерность можно выразить в кратком формате как последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности за счет поступательного приумножения их собственного опыта праксиологической деятельности.

Реализация рассмотренных выше педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся в образовательном процессе вуза позволяет рассматривать праксиологическую подготовку как целостное явление, обеспечивающее результативную подготовку обучающихся к успешной профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, все выявленные закономерности праксиологической подготовки обучающихся диалектически взаимосвязаны между собой.  Это усложняет и одновременно гармонизирует праксиологическую подготовку студентов. Данные закономерности определяют направления деятельности преподавателей и студентов в ходе праксиологической подготовки в высшем учебном заведении.

Далее остановимся на раскрытии сущности и содержании педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся в вузе, поскольку на основе педагогических закономерностей базируются педагогические принципы. Если закономерности проявляют существенную связь между причиной и следствием, то принципы являются основными требованиями, которые определяют общее направление педагогического процесса.

В рамках проводимого исследования понятие «педагогические принципы» рассматривается как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями, которые позволяет эффективно решать проблемы всестороннего развития. Соответственно, «педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся» - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с ее педагогическими целями и закономерностями.

Анализ научной литературы показал, что в педагогике принципы обучения пока не получили глубокого научного обоснования и каждый ученый считает нужным изложить свою классификацию педагогических принципов обучения. Так, С.И. Зиновьев к педагогическим принципам относил:  научность; связь теории с практикой, практического опыта с наукой; системность и последовательность в подготовке специалистов; сознательность, активность и самостоятельность студентов в учебе; соединение индивидуального поиска знаний с учебной работой в коллективе; сочетание абстрактности мышления с наглядностью в преподавании; доступность научных знаний; прочность усвоения знаний [5].

 В.И. Андреев предлагает следующую систему педагогических принципов: наглядности, сознательности и активности в обучении, систематичности, последовательности, доступности, научности [1].

И.Ф. Исаев, В.Л. Ортинский, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов  к принципам педагогического процесса относят принципы: гуманистической направленности педагогического процесса; комплексности различных видов деятельности; коллективного характера обучения; сочетания педагогического руководства с организацией совместной деятельности; учета индивидуальных особенностей студента во всем педагогическом процессе и его подсистемах; принцип сознательности, активности, самодеятельности, креативности студентов и другие [7; 8].

По мнению И.И. Черкасовой, Т.А. Ярковой, педагогическими принципами обучения в высшей школе являются: ориентированность высшего образования на развитие личности будущего специалиста; соответствие содержания вузовского образования современным и прогнозируемым тенденциям развития науки (техники) и производства (технологий); оптимальное сочетание общих, групповых и индивидуальных форм организации учебного процесса в вузе; рациональное применение современных методов и средств обучения на различных этапах подготовки специалистов; соответствие результатов подготовки специалистов требованиям, которые предъявляются конкретной сферой их профессиональной деятельности, обеспечение их конкурентоспособности [9].

К педагогическим принципам, по мнению Е.В. Демкиной, относятся: принцип диспозиционной личностной и профессиональной ориентации, определяющий целевые установки образовательного процесса на развитие и саморазвитие студента, способного свободно ориентироваться в сложных ситуациях, ответственно и профессионально действовать в современных условиях; принцип программируемости процесса передачи и усвоения профессионального опыта, предполагающий организацию учебно-профессиональной деятельности студентов с усвоением способов решения заранее обозначенных профессиональных задач; принцип инновационно-опережающего обучения, подразумевающий подготовку студентов в инновационной среде вуза; принцип целостности образовательного процесса, предполагающий единство и взаимосвязь внутренней и внешнепредметной деятельности студентов, теоретического и практического обучения [3].

В целом, подводя итог вышерассмотренным классификациям педагогических принципов обучения, реализуемых в вузе, можно констатировать, что учеными выделяется следующая их традиционная совокупность: научности; систематичности и последовательности; связи теории с практикой; наглядности и образности обучения; сознательности, активности и ответственности студентов; совместной деятельности (взаимодействия) преподавателей и студентов; соединения самостоятельной работы студентов с учебно-познавательной деятельностью в аудитории; профессиональной направленности обучения; гуманизации; гуманитаризации и др.

Однако при выделении педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся необходимо, прежде всего, учитывать основные положения компетентностного, синергетического и аксиологического подходов как теоретико-методологических оснований осуществления данной подготовки в вузе.

Таким образом, к педагогическим принципам праксиологической подготовки обучающихся отнесены следующие:

- принцип прикладной направленности;

- принцип профессиональной подготовленности;

- принцип эмерджентности;

- принцип ценностно-смысловой определенности. Кратко опишем их содержание.

Компетентностному подходу соответствует принцип прикладной направленности. Сущность данного принципа заключается в том, что осуществление праксиологической подготовки обучающихся в вузе направлено на подготовку квалифицированных, конкурентоспособных на рынке труда выпускников, способных к успешной профессиональной деятельности на уровне мировых стандартов, решению познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, готовых к постоянному профессиональному росту, профессиональной мобильности, и формирование у обучающихся праксиологических компетентностей, компонентами которых являются праксиологические знания, умения, личностные качества и опыт праксиологической деятельности.

Синергетическому подходу соответствует принцип профессиональной подготовленности. Данный принцип предполагает индивидуальность праксиологической подготовки обучающихся и индивидуальную траекторию формирования их праксиологической подготовленности в рамках праксиологической подготовки, темп их обучения, достижение разного уровня сформированности праксиологической подготовленности, выбор форм и методов их формирования, индивидуальных средств и педагогических методик в соответствии с уровнем их профессиональной подготовки (бакалавриат, магистратура).

Принцип эмерджентности предполагает формирование у обучающихся праксиологической подготовленности, возникшей в результате объединения компонентов праксиологической подготовки (познавательный, аксиологический, организационный, творческий) в единую систему. Предполагается, что компоненты до объединения не обладали подобным свойством. Одновременная реализация всех компонентов праксиологической подготовки обучающихся и объединение их в единую систему приводит к подготовке высококвалифицированного выпускника, соответствующего потребностям общества и государства. Причем реализация каждого отдельного компонента данной подготовки не дает того нового результата в профессиональной деятельности выпускника, которое возникает за счет реализации всех компонентов праксиологической подготовки и объединения их в систему.

Аксиологический подход согласуется с принципом ценностно-смысловой определенности. Данный принцип определяет ценность осуществления праксиологической подготовки обучающихся для их успешной профессиональной деятельности и выражается в формирования у них ценностного отношения к изучению основных и специальных праксиологических приемов и операций, к овладению компонентами праксиологической подготовленности как профессионально значимыми, к освоению и выбору целесообразных действий на основе их профессиональной значимости.

Выделенные педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности реализуются в тесной взаимосвязи, взаимообусловливают друг друга, ни один из них нельзя задействовать отдельно. Комплексная реализация представленных педагогических принципов обеспечивает результативность праксиологической подготовки обучающихся в рамках их профессиональной подготовки в вузе и формирование всех компонентов праксиологической подготовленности обучающихся, ведущих к успешной профессиональной деятельности.

В целом анализ научной литературы позволил сделать следующие теоретические выводы.

Во-первых, понятие «педагогические закономерности праксиологической подготовки обучающихся» рассматривается как объективные, существенные, устойчиво повторяющиеся связи между компонентами праксиологической подготовки обучающихся, отражающие механизмы формирования, самореализации, функционирования и саморазвития праксиологической подготовленности студентов к успешной профессиональной деятельности.

Во-вторых, выделена совокупность педагогических закономерностей праксиологической подготовки обучающихся: вхождение обучающихся в процесс их праксиологической подготовки осуществляется через активные усилия их самих при педагогической поддержке со стороны преподавателей или других участников образовательного процесса, и как результат – формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности; осуществление праксиологической подготовки обучающихся и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит последовательно по мере формирования их общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций со сменой форм пролонгированной педагогической деятельности – от педагогической поддержки и содействия в изучении основных и специальных праксиологических приемов и операций, опыта праксиологической деятельности к организационно-педагогическому сопровождению в процессе обогащения собственного опыта праксиологической деятельности; последовательное осуществление праксиологической подготовки обучающихся в образовательном пространстве вуза и формирование их праксиологической подготовленности к успешной профессиональной деятельности происходит поступательно: от осуществления праксиологической деятельности, освоенной в процессе собственной жизнедеятельности, к воссозданию праксиологической деятельности по образцу и с помощью других участников образовательного процесса и далее – к осуществлению студентом праксиологической деятельности в нестандартных профессиональных ситуациях за счет поступательного приумножения собственного опыта праксиологической деятельности.

В-третьих, «педагогические принципы праксиологической подготовки обучающихся» характеризуются как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы праксиологической подготовки обучающихся к профессиональной деятельности в соответствии с ее педагогическими целями и закономерностями.

В-четвертых, выделена совокупность педагогических принципов праксиологической подготовки обучающихся: прикладной направленности, профессиональной подготовленности, эмерджентности, ценностно-смысловой определенности.