Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

REFLEXIVE EVALUATIVE TECHNOLOGIES AS A FACTOR OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENT'S YOUTH IN THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT

Grevzeva G.Y. 1 Tsiulina M.V. 2 Bolodurina E.A. 1
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
2 Chelyabinsk State Pedagogical University
The article deals with relevant at all times the problem of the education of citizen and patriot. The article examines research on the problem of civil and patriotic education of youth; the essence of the notion "citizenship", "patriotism", "civic education", "patriotic education", "socio-cultural environment", "reflection", " reflexive -evaluative technology." also the relationship between them are shown. On the basis of sound analysis of concepts, the key definition of our study – "civil-Patriotic education" - is derived.Methodological approaches, the principles of civil and Patriotic education, their characteristics in relation to the research topic are defined and presented. A set of principles determines the necessity of enhancing civil-Patriotic education of student's youth in the socio-cultural environment by means of reflexive evaluation technologies. The main areas of civil and patriotic education of students, kinds of activities, objective and subjective conditions, as well as the most effective forms, methods and techniques are emphasized. Special attention is paid to reflexive evaluation technologies, providing increase of level of civil and Patriotic education. The value of the fixed reflexive evaluation technologies, ensuring the formation of knowledge, skills, abilities and personal qualities, included in the civil-Patriotic education of the individual is revealed.
reflection
citizenship
patriotism
civic education
patriotic education
socio-cultural environment

Культурно-историческая, политическая, экономическая ситуация в стране меняется, поэтому необходимы новые подходы к содержанию гражданского воспитания студенческой молодежи. Гражданственность и патриотизм как результат гражданско-правового воспитания представляет собой социальную ценность для развития общества и личности. Гражданственность означает активную и сознательную вовлеченность гражданина в дела политического сообщества; психологическое ощущение себя гражданином, способность и готовность выступить в роли полноправного гражданина-патриота.

«Гражданственность – это комплекс гражданских качеств, который позволяет определить гражданскую позицию личности и их готовность к вхождению в социальное общество» [4, с. 17–18]. К гражданским качествам относим патриотизм, активность, ответственность, независимость убеждений, толерантность и т.д. Традиционно под патриотизмом понимают «любовь к Родине, к Отечеству, к своему народу» [9, с. 33].

Нравственный аспект личности гражданина-патриота в гражданско-патриотическом воспитании имеет особое значение, а воспитанность является не только личностной, но и общественной ценностью. Поэтому так важно овладеть инновационными технологиями, методами и приемами гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, выявить эффективные средства социализации молодежи. Это подтверждение в нормативных документах: Закон «Об образовании в Российской Федерации (2015 г.), «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.», (2014 г.), «Основы государственной культурной политики» (2014 г.), Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (2015 г.) и др., в которых «отражены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского и патриотического воспитания» [там же, с. 4]. В документе «Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 г.» – молодежь – активный субъект преобразования общества. Студенчество – специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Это период самоанализа, самооценок, романтизма чувств, творческой энергии, профессиональной социализации человека. В последнее десятилетие, в связи с расширением международных отношений России с другими странами, интернационализации образования, вопросы межкультурной коммуникации особенно важны.

Поставленные в документах задачи активизировали педагогические исследования по вопросам гражданского и патриотического воспитания (И.С. Бессарабова, А.С. Гаязов, И.Ф. Габидуллин, Г.Я. Гревцева, С.И. Беленцов, Н.А. Савотина, И.М. Дуранов, В.И. Лутовинов, Д.Ю. Мордвинцев, Г.Н. Филонов, А.В. Фахрутдинова,   М.В. Циулина и др.).

Анализ работ показывает, что гражданскому воспитанию молодежи способствуют: 1) включение в разнообразные виды деятельности с учетом интересов, склонностей, жизненных планов студентов, имеющие гражданско-патриотическую направленность, например, волонтерскую, предметно-проектировочную, поисковую, краеведческую и др.; 2) использование рефлексивно-оценочных технологий содействует развитию критического мышления студентов, актуализирует собственный опыт, побуждает к творческой деятельности, дает возможность оценить и осмыслить значение технологий для успешной профессиональной деятельности; 3) нацеливает на диалог (личный, профессиональный, общественный), в ходе которого формируется гражданская позиция, независимость убеждений, толерантность, самостоятельность в принятии решений; 4) реализация педагогических концепций [1-4; 7 и др.], проектов, программ воспитания гражданско-патриотической направленности [4-7; 11; 12и др.]; 5) использование индивидуальных, групповых, коллективных форм рефлексии и типов рефлексии (интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная) и т.д.

Гражданско-патриотическое воспитание как часть системы воспитания является фактором и необходимым этапом социализации личности, в рамках которой формируются ее ценностные ориентации. Опираясь на исследования [1-4; 5; 10-12], гражданско-патриотическое воспитание трактуем как систематический, специально организуемый, целенаправленный процесс формирования гражданских качеств (патриотизм, ответственность, активность, долг, независимость убеждений, уважение к законам государства, гражданское сознание, толерантность) у студентов, основанный на использовании возможностей социально-культурной среды.

Становление гражданина-патриота определяются: 1) субъективными условиями (усилия педагогов, родителей, общественных объединений); 2) объективными условиями (особенностями государственного устройства, уровнем нравственной, правовой и политической и культуры).

Актуальность ценностного подхода несомненна, определяется необходимостью формирования ценностных ориентаций студенческой молодежи. Методологически важными механизмами ценностного подхода, на наш взгляд, являются гражданско-патриотические ценности, их содержание, технологии и методики реализации системы гражданско-патриотического воспитания, а также единство содержания системы гражданско-патриотического воспитания и внешней среды.

Развитие ценностных ориентаций, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином своей страны. Среди приоритетных ценностей студенческой молодежи, на наш взгляд, должны стать любовь к Отечеству, долг перед своей семьей, коллективом, друзьями, трудолюбие, гуманность, уважение человеческого достоинства, справедливость, здоровый образ жизни; профессионализм и образованность, честность и обязательность, взаимное доверие, ответственность, активность, законопослушность и т.д.

Таким образом, ценностный подход содействует восхождению личности студента к общечеловеческим, гражданским ценностям, учету региональных условий, актуализирует и мотивирует смыслотворческую, гражданско-патриотическую деятельность.

Рефлексивно-деятельностный подход предполагает овладение умениями практического применения гражданско-правовых знаний в профессиональной деятельности, повышающих уровень гражданско-правового сознания, стимулирующие гражданские действия, исполнять свои права и обязанности; изучение явления как рефлексивной деятельности. Данный подход обеспечивает планирование деятельности, ее организацию и регулирование, контроль, анализ и оценку результатов.

По мнению М.Е. Дуранова, рефлексивно-деятельностный «связан с концентрацией внимания личности на себе, самосознании, самопознании» [8, c. 21]. Он справедливо отмечает, что социокультурное образование, исходя из рефлексии, переходит в саморазвитие, самообразование». Очень важно, чтобы студент в процессе гражданско-патриотической деятельности понимал самого себя, свое поведение, отношение других людей к его социально значимой деятельности, в этом случае он сможет осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию культуру отношений, что и является ядром рефлексивно-деятельностного подхода. Несомненно, рефлексия носит деятельный характер.

Рефлексия подразумевает анализ своих переживаний, осмысление собственных действий. В гражданско-патриотической деятельности рефлексия развивает творческие способности, позволяет преобразовать свой внутренний мир, выявляет потребности и совершенствует нормы, регулирующие поведение. Рефлексия выступает условием саморазвития личности.

Таким образом, рефлексивность тесно связана с осмыслением собственной деятельности, способствует развитию творческих способностей, эмпатии, помогающей выявлению смыслов гражданско-патриотической деятельности, помогает регулировать собственную активность.

Средовый подход (Ю.В. Громыко, Ю.С. Мануйлов, В.А. Ясвин и др.) позволяет учитывать специфику социально-культурной среды вуза, особенности образовательной среды, преемственность учебно-познавательной и воспитательной работы.

Студент живет в социально-культурной среде (разнообразной, меняющейся и т.д.), поэтому особое значение мы придаем умелому включению студентов в процесс активного взаимодействия с субъектами окружающего мира. Социально-культурная среда – это многообразные виды деятельности, взаимодействие субъектов, условий и возможностей (векторы, направления среды, они безграничны, поскольку непрерывно пополняются социумом) для гражданско-патриотического воспитания и развития личности.

Личность студента становится субъектом в совместной деятельности, имеющей общую цель. Его активность, несомненно, зависит от уровня его гражданско-патриотического сознания. Совместный поиск гражданско-патриотических и духовных ценностей, критический анализ достигнутых результатов в процессе общественно-значимых целей составляют содержание процесса гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.

Чтобы преподавателю раскрыть творческий потенциал студентов, необходимо основываться на принципах: 1) профессиональной субъектности, включающий студента в социально-культурную среду, которая содействует развитию его как субъекта культуры; 2) ориентации на ценности социокультурной среды, формирует ценностное отношение к профессиональной, гражданско-патриотической, креативной деятельности и позволяет студентам получить представления о ценностях; 3) рефлексивности общения, обеспечивает осмысление собственных действий, саморегуляцию и самоконтроль. Рефлексивная деятельность является основой для дальнейшего становления профессиональных компетенций и профессиональной социализации.

Процесс социализации личности происходит на уровне сознания и осознанной целенаправленной деятельности, в процессе профессиональной социализации обогащается опыт, усваиваются ценности профессиональной деятельности, осуществляется интеграция в профессиональную среду. Процесс формирования умений творческого решения воспитательных задач включает диагностическую, установочную, обучающую, рефлексивно-оценочную, контрольно-корректирующую.

Особое значение для гражданско-патриотического воспитания студентов имеют рефлексивно-оценочные технологии, т.к. освоение технологий – это критерий профессионализма. Так, например, технологии развития критического мышления, педагогической мастерской, делиберации, модерации, технологии культурно-досуговой деятельности и т.д., включают студенческую молодежь в сферу гражданско-патриотической и культурно-досуговой деятельности. Например, студенты вовлекаются в предметно-проектировочную, волонтерскую, краеведческую, поисковую деятельность, в работу педагогических мастерских и т.д.

Изучение и анализ исследований, инновационного опыта (Н.И. Белова, Е.О. Галицких, И.А. Мухина, А.А. Окунев, В.А. Степихова, Л.Д. Фураева и др.) позволяют сделать вывод, что в опыте современного отечественного образования присутствуют разные типы мастерских: мастерские конструирования, или построения знаний, мастерские письма, мастерские отношения, или позиционные мастерские, проектные мастерские и мастерские сотрудничества, мастерские ценностных ориентаций.

Значение технологии педагогических мастерских в том, что позволяет человеку саморазвиваться, самореализовываться. Коллективная работа создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, содействует повышению уровня коммуникативной культуры. Педагогическая мастерская может быть не только формой предъявления опыта, развития творческих способностей студентов, но и средством воспитания гражданских качеств студента. Работа в мастерской завершается рефлексией, которая обеспечивает достижение максимально полной осознанности изученной информации, выявляет ошибки, формирует «собственное» новое знание. Педагогическая мастерская – рефлексивная образовательная технология.

Технология развития критического мышления – универсальная технология, которую можно использовать и во внеаудиторной воспитательной работе. Концептуальная идея данной технологии – формирование у студентов позиции субъекта собственной деятельности, умений её рефлексировать, организовывать, осуществлять, достигать самостоятельно поставленных целей.

В последние годы дебаты приобретает большую популярность, спор по формализованным правилам имеет большой педагогический потенциал. Данная игровая форма имеет большое значение в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи, поскольку позволяет развивать навыки самостоятельной работы, исследовательские умения, оценивать доказательства, рассматривать проблему с разных точек зрения, делать выводы, работать в команде, умение вести диалог, работать с источниками информации и др.

Педагогические дебаты по проблеме самоуправления в вузе, воспитательных технологий, качества воспитательной работы и др. вызвали интерес у студентов. Они отмечали, что игра «Дебаты» позволяет воспитывать уважение к чужому мнению, понимание необходимости дружеской поддержки и дружеского участия; признание права на ошибку, умение даже в противоположной, подчас полностью неконструктивной позиции оппонента, находить рациональные элементы (толерантности и коммуникативности) и т.п.

Технология социального проектирования направлена на практическое решение определенной проблемы, способствует взаимо­действию студенческого сообщества с социальными учрежде­ниями и властными органами. Так, например, проекты: Закон «Об образовании в Российской Федерации» и реальная жизнь вуза», «СМИ и их влияние на формирование гражданской позиции личности» и др.

Технология «Портфолио» – стимул для самореализации, самораскрытия, самопознания, самовыражения, рефлексии собственной работы.

Среди наиболее эффективных форм, методов и приемов гражданско-патриотического воспитания: использование социальных практик, социальных проб (дискуссионные клубы «О грядущей России», «Что есть патриотизм?», «Гражданственность и гражданская культура»; гражданские и благотворительные акции «Мое Отечество», «Я – гражданин России», «Салют Победа!», «Город мастеров», «Забота – ветеранам!» и др.; участие в поисковых экспедициях, дебаты «Свобода и ответственность личности в обществе», «Традиции – основной путь социализации молодежи» и др.; дискуссии «Воспитай в себе гражданина-патриота», «Человек и культура» и др.; просмотр фильмов «Баллада о солдате», «Восхождение», «Красные дьяволята» и др., посещение выставок литературы, живописи, музыкального салона, посвященных Дню Победы; творческие встречи с общественными и культурными деятелями, с педагогами-новаторами; «Реклама воспитательной системы вуза» в стиле ток-шоу; защита педагогических проектов: «Школа толерантности», «За здоровый образ жизни» и т.д.; интерактивные экскурсии, педагогические экспедиции, гражданские форумы «Проблемы воспитания, социализации студенческой молодежи», «Добровольческая деятельность педагогических отрядов» и др.; участие в педагогических мастерских «Права человека и национальная безопасность», «Социокультурный феномен детства», «Самоуправление в коллективе: наследие А.С. Макаренко», «Гражданско-патриотическое воспитание личности в социально-культурной среде», «Моя гражданская позиция» и др.

Таким образом, практический опыт подтверждает, что рефлексивно-оценочные технологии эффективны в процессе гражданско-патриотического воспитания и способствуют формированию гражданских качеству студентов.