Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION IN THE SYSTEM OF NON-SPECIAL PHYSICAL CULTURE EDUCATION

Smirnov A.B. 1 Krasilnikova Y.S. 1
1 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
The article touches upon the problem of formation of physical education competence in future subject teachers. It is said that physical-pedagogical activity of a teacher serves as a social necessary approach in professional activities. As it was showed in the analysis of the scientific studies there are many subjective and diverse matters in the unveiling the essence, functions and organization of the physical pedagogical activity.The generalization of the available facts gave on opportunity to distinguish a great number of its bases: the classification of manifestations, the system of realizations, the content, principles, functions, the organization, the characteristics of achievements. The consideration of indicated bases make it possible for authors to be determined (theoretically and practically) in the concept of essence, in the concept of regulation, in the concept of an appreciation of the teacher of not sports spesialities’s results of sports and pedagogical activity. On the basis of the undertaken investigation the authors suggest ways to optimize the process of physical education of universities in the system of unspecialized physical education. The main advantage of a new model is a variety of using different means of physical education.
physical culture education of future teachers
professional-pedagogical education
physical-pedagogical activity
physical culture competence.

Физкультурная компетентность педагога является объективно необходимым условием эффективной реализации процесса воспитания, так как позволяет расширить содержание воспитательной среды. В социальном смысле физкультурная компетентность – это условие дополнительного педагогического управления развитием личности учащихся. Для того чтобы проявить себя в данном качестве, педагог должен достичь определённой готовности, то есть обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности [6,9].

Физкультурно-педагогическая деятельность учителя-предметника (не специалиста по физической культуре) имеет социально потребное и важное значение. Учителя-предметники в общеобразовательном учреждении контактируют с учениками в процессе учебно-воспитательной работы и разнообразных видов общения вне её от 20 до 30 часов в неделю. Кроме того, они общаются с родителями и через них воздействуют на учеников. Суждения, оценки, пожелания учителя-предметника по разным аспектам жизнедеятельности являются одним из мощных и главное – постоянно действующий фактор формирования в сознании учащихся ценностных ориентаций, социальных установок и потребностей [1,3].

От педагогической активности учителя-предметника по всем векторам образовательного процесса (а не только предметного) во многом зависит реализация задач социализации. Это относится и к физической деятельности (или бездеятельности) учеников. Стимулирование физкультурно-педагогической деятельности учителя должно стать неотъемлемым элементом профессионально-педагогического образования, так как это не только педагогическая проблема, но и экономическая и политическая [2,10].

Естественно, что эффективность влияющего воздействия в этом случае определяется физкультурной компетентностью учителя-предметника. Непрофессиональное физкультурное образование, осуществляемое в системе физического воспитания студентов педагогического вуза, следует понимать, прежде всего, как необходимый компонент профессиональной подготовки, а не только как средство обеспечения двигательной активности и здоровья [4,6].

Возрастает роль физкультурного образования учителя-предметника – оно является фактором прогресса в достижении всестороннего развития личности, как самого учителя, так и его учеников.

Педагог, обладающий физкультурной компетентностью, эффективно и с желанием включается не только в отдельные мероприятия системы физического воспитания в образовательном учреждении, но и в систему разнообразных педагогических отношений (учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родители, учитель – администрация, учитель – родственники, учитель – знакомые, учитель – собеседник) с использованием средств физической культуры.

Учитель-предметник должен стать субъектом физкультурно-педагогической деятельности, носителем социальных интересов в этой сфере. При этом социальные взаимодействия здесь носят опосредованный характер: происходит обмен информацией, способами деятельности, ценностными ориентациями, установками.

Физкультурная компетентность учителя-предметника в этом случае является необходимым условием для включения его в полноценный, системный процесс социализации.

Работа по формированию физкультурной компетентности будущих учителей не физкультурных специальностей начинается не с нуля. По окончании школы её выпускники должны владеть некоторым объёмом знаний. Однако эти знания не могут (по содержанию) обеспечить компетентную физкультурно-педагогическую деятельность учителя-предметника. Такое обеспечение призвана реализовать система физического воспитания студентов педагогического вуза, и в первую очередь посредством раздела теоретической подготовки. При этом следует помнить, что неудача в теоретической подготовке студентов равносильна подготовке к неудаче в физкультурно-педагогической деятельности.

Проблема формирования физкультурной компетентности у будущих учителей-предметников не является частной, дополняющей систему физического воспитания. Это серьёзная, социально значимая проблема, вытекающая из объективных потребностей обеспечения педагогического мышления, ценностных ориентаций педагога, его способности рефлексировать результаты своей деятельности, структурировать систему физкультурно-педагогических воздействий.

Следует учитывать, что решающее значение в формировании физкультурной компетентности будущего учителя-предметника имеет его теоретическая подготовка в системе физического воспитания.

Анализ показывает, что проблема теоретической обоснованности содержания процесса формирования физкультурной компетентности студентов педагогического вуза не физкультурных специальностей в большей мере поставлена, чем решена. Это, видимо, связано с представлением о вторичности теоретической подготовки в системе физического воспитания и ошибочностью представлений о решённости проблемы на основе абсолютизации субъективных представлений здравого смысла.

Можно утверждать, что система знаний теоретического раздела вузовской программы физического воспитания будущего учителя-предметника – слабо исследованная область. Это относится к содержанию, структуре, процессуальной организации.

В публикациях последнего десятилетия, связанных с этой проблематикой, отмечается необходимость усиления теоретической подготовки студентов, обоснования её содержания. Специалисты подтверждают приоритетность образовательной направленности физического воспитания студентов [3,5,7].

Организация исследования

В рамках данной проблемы нами проведено исследование, цель которого –  определение показателей готовности к физкультурно-педагогической деятельности будущих учителей нефизкультурных специальностей.

Определение уровня теоретической подготовки студентов вузов включало, во-первых, исследование физкультурной компетентности студентов, во-вторых, исследование практики содержательного и процессуального обеспечения теоретической подготовки студентов в системе физического воспитания.

Физкультурная компетентность студентов оценивалась с помощью программированного контроля с использованием компьютерных технологий. Данная технология позволяла оценить знания на уровне воспроизведения [8]. Содержание вопросов для контроля знаний было разработано на основе содержания теоретического раздела программы физического воспитания. Формулировка вопросов осуществлялась с учетом их информационной емкости, которая определялась опытно-логическим и расчетно-экспериментальным способами на основе выявления их диагностической ценности и трудности.

Система программированного контроля включала 150 вопросов и четыре варианта ответа на каждый из них, среди которых один был правильный. Предлагалось, на основе компьютерной программы случайного выбора, десять вопросов. Каждый правильный ответ оценивался в 0,5 балла. Таким образом, каждый студент мог получить максимально 5 баллов. В результате программированного опроса каждый студент получал оценочный балл с точностью до 0,5 балла в пределах 5-ти балльной шкалы. Всего приняли участие в тестировании 680 студентов 1, 2, 3 курса Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Тестирование проводилось в начале учебного года.

Материалы исследования можно охарактеризовать как фоновые, позволяющие судить об общем уровне физкультурных знаний студентов всех факультетов педагогического университета (кроме факультета физической культуры и спорта).

Результаты и их обсуждение

Показатели уровня физкультурных знаний студентов 1 курса отражают меру их теоретической подготовки в системе школьного физического воспитания. Эта мера, судя по результатам тестирования, неудовлетворительная. Значения среднего балла колеблются от 2,75 до 2,86. При этом процент студентов, показавших неудовлетворительные значения измеряемого показателя, колеблется от 45 до 49. По существу, половина тестируемых не владеет физкультурными знаниями на допустимом (удовлетворительном) уровне. Такое положение дел затрудняет организацию теоретической подготовки студентов педагогического вуза в системе физического воспитания.

Студенты 2 курса всех факультетов показали в среднем знания на допустимом (удовлетворительном) уровне. Средние оценки колеблются от 2,84 до 3,06. Усредненная оценка студентов 1 курса достоверно отличается от таковой студентов 2 и 3 курсов. Видимо, сказывается влияние обучающей деятельности в системе физического воспитания. Однако большой процент неудовлетворительных оценок (от 37 до 42) позволяет определить результаты теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза допустимыми, но недостаточно эффективными.

Полученные результаты позволяют предположить, что на уровень физкультурных знаний студентов педагогического вуза оказывают воздействие многие факторы. Среди них следует отметить недостаточность внимания к теоретической подготовке со стороны кафедр физического воспитания (усеченность объема, замена теоретических занятий практическими, заниженность требований к результату), личностные особенности обучающей деятельности преподавателей и, наконец, неоптимальное (содержательное и организационное) обеспечение теоретической подготовки в системе физического воспитания в вузе.

Особо следует отметить слабую школьную базу физкультурной подготовки студентов 1 курса. Такое утверждение базируется на результатах проведенного нами исследования. С помощью разработанной нами анкеты было опрошено 43 преподавателя кафедр физического воспитания вузов. Им предлагалось оценить базовые показатели результата физического воспитания студентов 1 курса. К таким показателям были отнесены уровень физкультурных знаний, отношение и интерес к физической культуре, уровень функциональных возможностей и физической работоспособности, уровень владения способами двигательной деятельности по разделам школьной программы (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры).

Определялся процент преподавателей, выбравших тот или иной вариант ответов на поставленные вопросы. Уровень физкультурных знаний студентов 1 курса преподаватели оценили удовлетворительно (69 %) и неудовлетворительно (23 %), т.е. большая часть студентов не имеют достаточной теоретической подготовленности. 20 % преподавателей кафедр физического воспитания вузов оценивают отношение студентов 1 курса к физической культуре как отрицательное или индифферентное.

Данное обстоятельство указывает на необходимость формирования мотивации к физкультурной деятельности, а от нее – к физкультурно-педагогической деятельности у достаточно большого числа студентов. Одним из решающих факторов обеспечения этого процесса, если определять наличие знаний как средство мотивации физкультурной деятельности, следует считать оптимизацию содержания теоретического раздела физического воспитания студентов вуза.

По мнению опрошенных преподавателей, большая часть студентов (80–90 %) имеет низкие и средние показатели функциональных возможностей и физической работоспособности. Уровень усвоения студентами 1 курса содержания школьной программы (способы двигательной деятельности) большинство опрошенных (80 %) определяют как частичный.

Таким образом, выявленный уровень физической культуры поступивших в вуз студентов (показатели физической, теоретической, технической подготовки, а также уровня интереса в физической культуре) позволяют оценить его как недостаточный.

Изучение практики теоретической подготовки в системе физического воспитания студентов педагогического вуза нефизкультурных специальностей было связано с выявлением оценивающих суждений о содержании теоретического раздела в процессе его организации и обозначением ценностных ориентаций на ожидаемый результат.

В таблице представлены результаты исследований.

В исследовании приняли участие студенты выпускных курсов педагогического университета. В результате были получены данные по оценке содержания, процесса и ценностных ориентаций на ожидаемый результат теоретической подготовки в системе физического воспитания. Анкетируемым предлагалось по 5-ти балльной шкале оценить предложенные показатели содержания, процесса и результата физического воспитания в вузе.

Распределение студентов по оценке показателей качества содержания, процесса и результата физического воспитания в вузе (%)

 

Оцениваемые показатели / оценка

Баллы

5

4

3

2

1.

Содержание физического воспитания в вузе …

 

 

 

 

 

1.1. …обеспечивает компетентность в будущей педагогической деятельности

10

34

48

8

 

1.2. …совпадает с содержанием школьной программы

14

47

30

9

 

1.3. …имеет качество, которое следует оценить на…

13

51

29

7

2.

Процесс физического воспитания в вузе характеризуется…

 

 

 

 

 

2.1.…уровнем профессионализма преподавателей, который можно оценить как…

39

49

10

2

 

2.2. …индивидуальным подходом к занимающимся

9

29

48

14

 

2.3. …новыми технологиями

7

16

37

40

 

2.4. …качеством организации

8

41

28

23

3.

Результатами физического воспитания являются…

 

 

 

 

 

3.1. …готовность выпускников к физкультурно-педагогической деятельности

12

43

39

6

 

3.2. …способность к самодеятельности

13

37

42

8

 

3.3. …улучшение здоровья выпускника

9

37

29

25

 

3.4. …знания и способность их реализации

10

46

34

10

 

Содержание физического воспитания оценивалось по показателям обеспечения компетентности, совпадения с содержанием школьных программ и качества. Большинство студентов 4 курса (56 %) полагают, что содержание физического воспитания в вузе обеспечивает компетентность в будущей педагогической деятельности на уровне удовлетворительно-неудовлетворительно. 34 % оценили обеспечение компетентности как хорошее и 10 % – как отличное. Таким образом, примерно половина выпускников не удовлетворена обеспечением своей физкультурной компетентности.

61 % опрошенных полагают, что содержание физического воспитания в вузе совпадает с содержанием физического воспитания в школе. Они оценили совпадение на 4 и 5 баллов. Только 9 % отмечают различие. С учетом данных фактов, есть основания согласиться с большинством опрошенных в том, что различия в содержании школьного и вузовского физического воспитания не существенны. Подобное обстоятельство должно быть одним из оснований в определении направлений оптимизации содержательного обеспечения физического воспитания студентов вузов.

Большинство студентов (88 %) оценивают уровень профессионализма преподавателей как отличный и хороший. В то же время 62 % и 77 % опрошенных отмечают недостаточный уровень реализации преподавателями физического воспитания индивидуального подхода и реализацию современных технологий. Мнения о качестве организации учебного процесса разделились примерно поровну – 49 % оценивают качество на 4, 5, а 51 % – на 3, 2.

Примерно также распределились оценки результата физического воспитания в вузе по показателям компетентности, способности к физкультурной самодеятельности (способности действовать не по образцам), формирования здоровья и умений реализовать физкультурные знания в педагогической практике. Полученные оценки позволяют оценить качество (содержания, процесса и результата) системы физического воспитания в вузе как допустимое, но не оптимальное. Одной из задач повышения эффективности, видимо, является задача оптимизации содержательного обеспечения теоретического раздела физического воспитания студентов вуза нефизкультурных специальностей.

Заключение

Воспроизводство физкультурной деятельности общества в целом и каждого индивида в отдельности – объективно необходимое социальное действие. Его реализация немыслима без участия в нем всех субъектов педагогического процесса, и в первую очередь учителя-предметника. Для того чтобы проявить себя в этом качестве, педагог должен достичь определенной готовности, т. е. обладать базовыми компетенциями и активизирующей мотивацией к физкультурно-педагогической деятельности.