Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MODEL OF THE SYSTEM OF FORMATION AT CADETS OF VALUES RELATED TO SECURITY TO MILITARY-PROFESSIONAL ACTIVITY

Pereverzev A.G. 1
1 Chelyabinsk State Pedagogical University
The article considers the development of a model system of formation of students of secondary professional military education valuable attitude to security in the military-professional activities. Defines the purpose and tasks of a software system. Examined components of the model, each of which has its own function, purpose, objectives, substantive content, expressed in the forms, methods, means of pedagogical work with students. Held characteristic of each component of the system. The result of the system is reflected in achieving each component of the value attitude to security in the military-professional activities of a certain level. Developed a criteria-level scale of values related to security to military-professional activity of students of secondary professional military education. Highlighting the four levels, specifying the degree of prominence formation.
мodel
value attitude
military-professional activity
cadets
professional military higher education.

Формирование у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности является специально организованным процессом, имеющим цель, задачи, соответствующую структуру и обязательный компонентный состав, включающий педагогическую диагностику, целеполагание, мотивирование, организацию педагогического взаимодействия, оценку, анализ, корректировку, то есть является, по сути, педагогической системой. Она обладает внешними связями с более широкой системой – системой военно-профессионального образования России, в котором выделяется ступень среднего военно-профессионального образования, направленного, как уже отмечалось ранее, на подготовку специалиста, способного и готового решать сложные профессиональные задачи в рамках своих должностных обязанностей.

Для проведения разработки модели системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности использован метод моделирования, предусматривающий создание аналога исследуемого объекта, тождественного ему в наиболее существенных для данного исследования характеристиках. В ходе моделирования использовались положения, высказанные В. Г. Афанасьевым [1], В. А. Вениковым [4], Б. А. Глинским [5], И. Б. Новиком [7], В. А. Штоффом [10] и др.

Модель системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определяется как графическое и словесно-логическое описание, позволяющее реализовывать систему в образовательном процессе учреждения среднего профессионального военного образования и управлять ее функционированием.

На основании анализа материалов исследований В. П. Беспалько [3], В. В. Гузеева [6], Г. К. Селевко [8], М. А. Чошанова [9], характеризующих процессы целеполагания, выразим следующие требования к постановке цели и задач разрабатываемой системы:

- реальность и достижимость;

- проверяемость через объективные показатели;

-детализируемость и возможность формулировки четких педагогических задач через поддержку соответствующим ресурсом и методом педагогической деятельности.

С учетом этих требований определена следующая цель системы: сформировать у курсантов ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности.

Поскольку результатом функционирования системы должно стать ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов, то задачи должны означать реальные шаги по достижению этого результата:

  1. Сформировать у военнослужащего необходимый комплекс знаний и представлений об угрозах его безопасности, безопасном типе поведения при выполнении задач военно-профессиональной деятельности и себе как ее субъекте, обладающем определенной степенью безопасности;
  2. На основе личного опыта военнослужащего, полученных им умений и навыков, добиться уверенного владения способностью принятия и реализации наиболее безопасных вариантов решения профессиональных задач по управлению высокотехнологичным вооружением и техникой, а также первичными воинскими коллективами;
  3. Развить психологическую устойчивость военнослужащего к воздействиям опасных и вредных факторов военно-профессиональной деятельности и среды, воспитать у него эмоционально-волевые качества и дисциплинированность, необходимые для неуклонной реализации наиболее безопасного, но эффективного варианта решения задач военно-профессиональной деятельности.

Свойства системы возможно разделить на два разряда: общие и специфические. Общие свойства относят разработанную нами систему к классу педагогических систем: целостность, управляемость, целенаправленность, функциональность, эмерджентность. Специфические свойства подчеркивает особенность нашей педагогической системы, ориентированной на собственную специфическую цель: формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. К специфическим свойствам отнесены:

интегративность – междисциплинарный характер формирования, включающий в себя единство теории и практики, учебного и воспитательного процессов;

нелинейность – учет влияния различных факторов военно-профессиональной деятельности, как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.

Как было выявлено в ходе теоретико-методологического анализа, компонентами системы, обладающими специфическими функциями, выступают мотивационно-целевой, ресурсно-содержательный, организационно-методический, диагностико-оценочный компоненты. Каждый компонент имеет собственные функции, цель, задачи, содержательное наполнение, выражающееся в формах, методах, средствах педагогической работе с курсантами. Проведем характеристику каждого компонента системы.

Мотивационно-целевой компонент состоит из действий по формированию мотивов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности, а также определяет цели формирования как прогнозируемые результаты деятельности. Целью компонента выступают мотивы ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: мотивирующая, стимулирующая, поддерживающая.

Под мотивом в нашем исследовании понимается причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий активности курсанта по овладению ценностным отношением к безопасности в военно-профессиональной деятельности.

Схематично взаимосвязь компонентов в модели системы представлена на рисунке.

 

Взаимосвязь компонентов системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности

 

Функция мотивации основана на необходимости актуализации в процессе среднего профессионального военного образования мотивов и мотивационных комплексов безопасного типа поведения и самостоятельного развития безопасного типа поведения. Формами реализации мотивационно-целевого компонента являются интерактивные мероприятия. Интерактивная форма – это диалоговое взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого происходит пробуждение интереса у обучающихся, обеспечивается их активная и инициативная позиция, возрастает самостоятельность.

К формам организации работы с курсантами отнесены: круглый стол; кейс-ситуация с симуляционными действиями; деловая и ролевая игра; мастер-класс; техническое учение.

Ресурсно-содержательный компонент состоит из совокупности источников и средств образовательного процесса среднего военно-профессионального образовательного учреждения, обеспечивающих мотивацию, целеполагание, эмоционально-волевую и познавательную деятельность курсантов по формированию ценностного отношения к безопасности. Целью компонента является ресурсное обеспечение процесса формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: обеспечивающая и поддерживающая.

Обеспечивающая функция включает в себя: нормативно-правовое обеспечение, формирующее правовое поле, в котором организуется и реализуется разрабатываемая технология; кадровое обеспечение, отражающее требования к составу и квалификации специалистов, востребованных для реализации технологии на практике; научно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность научных основ и методически оформленных инструментов реализации технологических задач, а также управления разрабатываемой технологией; материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения, которые могут быть использованы в процессе формирования безопасного типа поведения военнослужащих; информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в процессе обучения, воспитания и самообразования военнослужащих, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена.

Организационно-методический компонент заключается в непосредственной реализации программы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Этот компонент объединяет в себя содержание деятельности педагогического состава.

Педагогические действия, содействующие активизации и закреплению внутренних детерминант безопасного типа поведения, могут осуществляться через:

  • целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;
  • необходимым образом организованную военно-профессиональную деятельность субъектов;
  • самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.

Методическим обеспечением решения задач выступает совокупность специально подобранных форм, методов и средств, которые применяются преподавателем в образовательном процессе в каждом блоке программы.

Теоретический блок содержит в себе комплекс теоретических знаний о безопасности, безопасном типе поведении, опасных и вредных факторах военно-профессиональной деятельности и среды, требованиях безопасности при выполнении профессионально-квалификационных задач, а также о себе как субъекте безопасности. Основу содержания, включенного в данный блок, составляют единицы, определенные уже действующими приказами, положениями, инструкциями, программами боевой и командирской подготовки.

Формы: лекции, семинары, коллоквиумы, контрольный урок, самостоятельная работа, консультация, видео-урок, конференция.

Методы: рассказ, объяснение, изложение, анализ, синтез, обобщение, демонстрирование, иллюстрация, пример.

Средства: видеофильмы, учебная, познавательная, научная литература, Интернет-ресурсы в соответствии с программами дисциплин, мультимедийные презентации.

Блок опытно-практический включает в себя умения и навыки безопасного поведения в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности; умения принятия наиболее рациональных с точки зрения безопасности управленческих решений (не снижающих эффективность выполнения задачи); способы физической и психологической защиты от опасных и вредных факторов, уклонения от них; способы восстановления и самостоятельной реабилитации; способы помощи пострадавшим; алгоритмы наиболее безопасных действий при выполнении задач согласно должностному предназначению. Кроме того, к данному блоку мы отнесли собственный или интериоризированный опыт военно-профессиональной деятельности, а также методы поиска, обработки и использования информации для самообразования.

Формы: практические занятия, полевые сборы, технические учения, круглый стол, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра.

Методы: поощрение, оценка, стимулирование, практическая работа, упражнение.

Средства: военная техника, компьютерное оборудование, лабораторная техника.

Блок тренировочный объединяет часть содержания подготовки по специальным учебным дисциплинам, содержания групповой и индивидуальной воспитательной работы, которая может влиять на эмоционально-волевые качества, нервно-психическую устойчивость и дисциплинированность военнослужащего. В силу того, что перечисленные качества являются универсальным личностным основанием большинства профессиональных компетенций, их развитие предусмотрено уже существующими стандартами и учебными программами. Акцент на вопросы проявления перечисленных качеств в учебной деятельности достигается разбором действий и рефлексией.

Формы: технические учения, тренинг, консультации, практические работы, кейс-ситуация.

Методы: тренировка, упражнение, беседа, проблемный вопрос, личный пример, воспитывающая ситуация, поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Средства: тренинговые комнаты, комплекты кейс-заданий, техническое и лабораторное оборудование.

Диагностико-оценочный компонент заключается в интерактивном взаимодействии субъектов педагогического процесса относительно диагностики исходного и итогового уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Целью компонента является определение уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Функции компонента: диагностическая и оценочная.

Результат функционирования системы отражается в достижении каждой составляющей ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определенного уровня. В обобщенном виде ожидаемый результат представлен как совокупность мотива ценностного отношения к безопасности, эмоционально устойчивого поведения, оценочной позиции курсанта к безопасности в военно-профессиональной деятельности и интереса к овладению способами безопасного поведения. Каждая из перечисленных составляющих результата должна быть достигаема, диагностируема и прогнозируема в своих достижениях.

Поскольку необходимо изучить ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов со всех сторон, возникает потребность разработки критериев этого явления, отражающих весь спектр его характеристик.

Воспользуемся следующими требованиями к критериям, сформулированными А. В. Барабанщиковым, В. П. Давыдовым, Э. П. Утликом, Н. Ф. Феденко: во-первых, критерии должны быть объективными, то есть отражать признаки, присущие изучаемому предмету независимо от сознания и воли субъекта; во-вторых, необходимо, чтобы критерии содержали существенные признаки предмета; в-третьих, эти признаки должны быть постоянными и устойчивыми; в-четвертых, характерным признаком критериев является их повторяемость в предмете; в-пятых, при выработке критериев необходимо исходить из целей, задач, функций, содержания конкретного педагогического исследования [2].

Ориентируясь на данные требования, мы разработали критериально-уровневую шкалу ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. При этом выделено четыре уровня, конкретизирующих степень его выраженности сформированности.

Низкий уровень обусловлен сознательным выбором военнослужащим небезопасных способов решения задач военно-профессиональной деятельности, а в повседневной жизни сознательным осуществлением действий, несущих потенциальную или реальную угрозу для него или для окружающих.

Средний уровень характеризуется отсутствием, наличием умеренного стремления у военнослужащего к безопасному поведению; при выборе способа решения задач военно-профессиональной деятельности военнослужащий в основном руководствуется соображениями безопасности, а в повседневной жизни может действовать все-таки угрожающе для себя или для окружающих, ситуативно проявляя ценностное отношение к безопасности.

Уровень выше среднего определяется преимущественно внешними детерминантами, моральными правилами, требованиями со стороны, а также боязнью санкций.

Высокий уровень характеризуется активностью и устойчивостью внутренних детерминант безопасного типа поведения военнослужащих.

Таким образом, критериально-уровневые описательные характеристики ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности позволили завершить целостную картину модели системы формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности.