Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ON THE CRITERIA AND RESULTS OF TRAINING OF FUTURE TEACHERS TO THE IMPLEMENTATION OF MORAL EDUCATION IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

Dzhishkariani T.D. 1
1 Ivanovo State University, Shuya branch Russia, Ivanovo region
The work focuses on the priority of implementation of the educational component of the state policy in the field of education of the Russian Federation; the analysis of the relevance of the formation of readiness of future teachers to realization of activity on spiritually-moral development and education of students in the implementation of the GEF; reveals the pedagogical conditions for the successful formation of future teachers ' professional competencies in the field of education. Given the criteria for the evaluation of the levels of formation of professional competence of future teachers in the field of spiritual and moral education at different stages of its formation. Also presents experience in implementation of advanced pedagogical conditions in Shuya branch of FGBOU VPO "Ivanovo state University" in the framework of author's educational program of discipline of choice "Spiritually-moral education of schoolchildren" and analysis of the research results. The perspectives of further study of the problem of training of future teachers to the implementation of spiritual and moral education.
moral education
criteria of readiness of future teachers
to realization of activity on spiritually-moral education
morality
spirituality

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) общего и высшего образования является одним из ключевых факторов модернизации всей системы образования страны. В государственной политике становится приоритетным формирование у учащейся молодежи таких ценностей, как гражданская ответственность, духовность, исторически сложившаяся ментальность – национальная культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.

Появление воспитательного компонента в ФГОС является первым в истории отечественной системы образования, и работа по ее реализации потребует от педагогического сообщества глубокого и вдумчивого подхода к организации воспитательной деятельности. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г.) представлен «современный национальный воспитательный идеал», базовые национальные ценности и условия организации духовно-нравственного воспитания в современной школе в процессе внедрения ФГОС. Особое внимание в ФГОС ОО уделяется организации духовно-нравственного воспитания средствами урочной и внеурочной деятельности. Все это повышает ответственность перед подготовкой будущих педагогов к эффективной реализации духовно-нравственного воспитания обучающихся; необходимостью создания условий в вузах для четкого осознания этих проблем будущими педагогами. Необходимо четко осознать недопустимость грубой непрофессиональной трактовки понятий «духовность», «нравственность», «ценность», «традиция», «духовно-нравственная ценность», «духовно-нравственное воспитание», а также условий воспитания, оценки таких свойств личности, как доброта и честность, милосердие и гуманизм, справедливость и совестливость, интеллигентность, гражданственность, патриотизм, духовность и т.д.

Здесь, на наш взгляд, подготовка будущих компетентных педагогов к реализации духовно-нравственного воспитания представляется успешной, если будут реализованы следующие педагогические условия: 1) уточнение сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственное воспитание», «национальный воспитательный идеал», «базовые национальные ценности» в соответствии с требованиями ФГОС средствами дисциплин выбора; 2) создание педагогических условий эффективного использования студентами на практике полученных знаний по реализации духовно-нравственных ценностей; 3) педагогическое сотрудничество социальных институтов, ориентированных на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения (школа – вуз – церковь): встречи со специалистами и организация совместных мероприятий при участии студентов.

Вышеперечисленные педагогические условия апробированы в Шуйском филиале ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» в рамках реализации авторской учебной программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (автор, Т.Д. Джишкариани) для всех профилей бакалавриата направления подготовки Педагогическое образование. Программа курса состоит из четырех модулей: 1. «Традиции духовно-нравственного воспитания в русской классической педагогике и современная школа». 2. «Духовные основы нравственного воспитания». 3. «Значение социальных институтов школы, семьи и Церкви в духовно-нравственном воспитании». 4. «Методика организации духовно-нравственного воспитания школьников в современных условиях». Соответственно были выделены 4 дидактические единицы для определения остаточных знаний и практических умений студентов.

В рамках исследования проблемы нами разработаны критерии оценки готовности будущих педагогов к духовно-нравственному воспитанию школьников. Выделены три уровня: I уровень – пороговый (низкий); II уровень – средний; III уровень – высокий.

Требования к уровню подготовки определены в соответствии с компетенциями, представленными в ООП направления подготовки Педагогическое образование в рамках ФГОС. Конкретно в нашем исследовании изучалось формирование у будущих педагогов профессиональной компетенции, способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3) [4].

Уровни определяются по баллам «Тест-опросника для студентов», который составлен по дидактическим единицам курса по выбору (разработчик Джишкариани Т.Д.) [1, с.138]. Проверяемые следующие дидактические единицы (ДЕ):

1. Требования ФГОС ОО относительно реализации воспитательного компонента.

2. Основы духовно-нравственного воспитания.

3. Взаимодействие школы с социальными институтами в духовно-нравственном воспитании.

4. Методика организации духовно-нравственного воспитания учащихся в урочное и внеурочное время.

Представим описание критериев оценивания уровней сформированности данной компетенции на различных этапах их формирования.

I уровень – пороговый (низкий) – от 0 – 11 баллов

  • знает сущность духовной основы нравственного воспитания; плохо ориентируется в базовых национальных ценностях, современных воспитательных методах и технологиях для обеспечения качества духовно-нравственного воспитания в школе в урочное и внеурочное время в условиях реализации ФГОС ОО;
  • умеет содействовать формированию и развитию духовно-нравственного сознания воспитанников средствами урочной и внеурочной деятельности;
  • владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и неурочной деятельности (владеет недостаточно, допускает грубые ошибки).

II уровень – средний – от 12 – 17 баллов

  • знает духовные основы нравственного воспитания; оперируется научно-методическими понятиями из области знаний духовно-нравственного воспитания; осознает требования стандартизирующих документов в области духовно-нравственного воспитания;
  • умеет содействовать развитию социального сознания обучающихся на основе базовых национальных ценностей средствами урочной и неурочной деятельности; выбирать способы взаимодействия педагога с различными субъектами воспитания;
  • владеет способами планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному развитию, воспитанию и просвещению школьников средствами урочной и внеурочной деятельности (в целом ориентируется хорошо, частично допускает ошибки).

III уровень (высокий) – от 18 – 22 баллов

  • знает сущность духовной основы нравственного воспитания; ориентируется в способах планирования и организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию и просвещению школьников в соответствии с требованиями ФГОС ОО;
  • умеет проектировать, воспитательный процесс с использованием современных педагогических технологий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
  • владеет различными воспитательными подходами и технологиями организации комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся средствами урочной и внеурочной деятельности; способами организации сотрудничества с участниками воспитательного процесса школы (студент освоил все дидактические единицы).

Принцип распределения студентов по уровням: освоение всех 4 дидактических единиц – III уровень; освоение 3­–2 дидактических единиц – II уровень; освоение 0–1 – I уровень.

Анализ проведенного исследования по реализации педагогических условий

Организация учебного процесса по данному курсу носит практикоориентированный характер, поэтому особое внимание уделяется выполнению ими творческих заданий (разработке учебно-методических сопровождений, проектов и т.д.) с последующей защитой перед однокурсниками и апробацией в школе. Тематика творческих заданий составлена в соответствии с базовыми национальными духовно-нравственными ценностями России.

Исследование эффективности выявленных педагогических условий по подготовке будущих педагогов к осуществлению духовно-нравственного воспитания школьников было проведено в форме тестирования среди студентов II–III курсов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии.

Количество выборки: 84 человек. Из них: 46 студентов из формирующей группы, выбравшие дисциплину «Духовно-нравственное воспитание школьников», и 38 из контрольной группы, не выбравшие данный курс.

Таблица 1

Результаты проведенного тестирования среди студентов

Группа \ уровни

Освоили все ДЕ

Освоили 3 ДЕ

Освоили 2 ДЕ

Освоили 1 ДЕ

Формирующая

52 %

26 %

12 %

8 %

Контрольная

12 %

13 %

26 %

49 %

Представим результаты в виде диаграммы:

Рис. 1

Анализ результатов исследования показывает, что студенты, прошедшие специальную подготовку в процессе изучения дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников», показали более высокую подготовленность к духовно-нравственному воспитанию школьников. Об этом убедительно свидетельствует анализ результатов исследования в течение 78 % среди студентов историко-филологического факультета и факультета педагогики и психологии, освоившие все (1–4 ДЕ) и 3 дидактические единицы (3 ДЕ) из области духовно-нравственного воспитания средствами дисциплины выбора распределились по II и III уровням, а студенты, не изучающие данный курс, только 12 % освоили все дидактические единицы через другие педагогические дисциплины [2].

Анализ исследования уровня знаний из области духовности и нравственности среди школьников после реализации творческих разработок студентов в рамках внеурочных и урочных занятий в процессе реализации учебного модуля «Основы православной культуры».

На занятиях реализованы творческие разработки студентов: «Россия – Родина моя», «Родительский дом – начало-начал», «Малая Родина», «Добродетели и пороки или Что такое хорошо и что такое плохо?», «День матери», «Рождественский подарок» и другие.

Для изучения проблемы духовно-нравственного воспитания школьников младшего звена было организовано педагогическое исследование в виде беседы и опроса по выявлению уровня знаний этических понятий среди школьников, посещающим и не посещающим данные занятия в 3–4 классах. Количество выборки: 60 человек, из них 36 посещали данные занятия, а 24 – нет.

С помощью «Опросника для школьников» обучающимся было предложено пояснить, как они понимают представленные им слова – этические понятия: «дружба», «вина», «мужество», «жалость», «зло», «добро», «милосердие», «стыдливость», «долг», «покаяние», «справедливость».

Таблица 2

Результаты опроса среди школьников, посещающих (формирующая группа) и не посещающих (контрольная группа) кружок по ОПК

Группы \ уровни

I уровень

(высокий)

II уровень

(средний)

III уровень

(низкий)

В формирующей группе

66 %

23 %

11 %

В контрольной группе

30 %

34 %

36 %

Представим результаты исследования в виде диаграммы:

Рис. 2

После проведения опроса мы обнаружили, что у школьников, не посещающих специальные внеурочные занятия, низкий уровень знаний из области духовности и нравственности, что выражается в неумении объяснить понятия «добро», «зло», «покаяние», «счастье» и т.д.

Следует отметить, что привлечение студентов в этом направлении представляется полезным как для духовно-нравственного роста школьников, также и для профессионального становления будущих педагогов.

Удачные творческие разработки студентов были представлены также на: международной, внутривузовской научно-практических конференциях; всероссийских и региональных конкурсах научных проектов социально-педагогического характера, где они были отмечены дипломами и грамотами; по обобщению опыта имеются научные публикации [3, 5].

Открытое внеурочное мероприятие с элементами мастер-класса на тему «Рождественский подарок» студента 2 курса факультета педагогики и психологии Тихомировой К.А. было отмечено дипломом со стороны вуза. Мероприятие было проведено в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 10» г.о. Шуя. Оно было направлено на подготовку детей к пониманию духовного значения и восприятию ими традиций православного праздника «Рождество Христово» [3].

В рамках дисциплины выбора также был разработан студенческий просветительский проект «Храм Божий в храме науки» (авторы: Шлемина В., Тютяев М. – студенты 3 курса историко-филологического факультета) [5].

Студенческие творческие методические разработки вошли в сборники методических материалов по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в современной школе [6, с.66, с.64].

Это говорит о важности организации специальной подготовки студентов, будущих педагогов по формированию у них профессиональных воспитательных компетенций по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в рамках реализации ФГОС общего и высшего образования. Наше исследование в этом направлении продолжается, и о следующих результатах исследования будет сделан анализ в последующих статьях автора.