Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

DESIGN CASE-TASKS AS ASSESSMENT TOOLS

Perevoschikova E.N. 1 Lekomtseva A.A. 1
1 FGBOU VPO NGPU of K. Minin
Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой изменение основных компонентов образовательного процесса подготовки бакалавра педагогического образования: целей, содержания, методов, технологий, форм обучения и контроля. В настоящей статье раскрыты подходы к конструированию оценочных средств и представлен пример разработки кейс-задания «Составление школьного расписания с учетом гигиенических норм» для оценки достижения образовательных результатов по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». Выделены основные этапы конструирования оценочных средств, определена форма представления оценочных средств, разработаны три составных части такой формы: организационно-методическая, содержательная и критериально-оценочная. Приводятся показатели и критерии оценивания на основе использования представленного кейс-задания – это степень полноты и правильность решения задачи, степень обоснованности (аргументация способа решения задачи), соответствие профессиональному стандарту.
The introduction of the Federal State Educational Standard of Higher Education (GEF IN) towards the preparation of "Teacher education" and professional standard of the teacher inevitably entails a change in the main components of the educational process Bachelor teacher education: objectives, content, methods, techniques, forms of training and supervision. In this article the approaches to the design of assessment tools and is an example of the development of case-job "Making school schedule taking into account the hygiene standards" to assess the achievement of educational outcomes on the discipline "Anatomy, physiology and hygiene." The basic stages of designing assessment tools, picked presentation assessment tools are highlighted in three parts of this form: organizational and methodological, and substantive criterion-estimated. Provides indicators and assessment criteria on the basis of the use-case presented by the job - is the degree of completeness and correctnessof the solution of the problem, the degree of validity (the argument method for solving the problem), compliance with professional standards.
case-job evaluation tools
expertise
labor actions
educational results.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки «Педагогическое образование» и профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой изменение основных компонентов образовательного процесса подготовки бакалавра педагогического образования: целей, содержания, методов, технологий, форм обучения и контроля. Основным ориентиром в подготовке будущего педагога становится формирование его профессиональных качеств, способностей применять полученные знания в практической деятельности, представленных в ФГОС ВО в виде компетенций [5]. Это означает, что реализация образовательного процесса подготовки педагогов должна обеспечивать достижение новых образовательных результатов, сформулированных на основе синтеза компетенций и трудовых действий [3]. В этом смысле важным методологическим ориентиром при проектировании учебных дисциплин и соответствующих образовательных технологий становятся системный, деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы [2].

Опираясь на деятельностный подход, структуру планируемых образовательных результатов можно представить в виде следующих компонентов: знания, необходимые для выполнения действий; трудовые действия; умения, как личностная характеристика освоенности действий. Такой подход позволяет соотнести компетенции и трудовые действия и сформулировать образовательные результаты, которые можно измерять и оценивать. На основе сказанного можно определить понятие «образовательные результаты» как показатели деятельности обучающегося, характеризующие то, «что должен будет знать, понимать и/или быть в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения или его части» [4, с.8].

Цель исследования

Целью данной работы было создание формы представления оценочных средств для оценки образовательных результатов на основе инновационных методов обучения.

Материалы и методы исследования

В условиях модернизации педагогического образования системный подход ориентирует на установление взаимосвязей всех компонентов образовательного процесса. Значимым становится отбор и конструирование инструментария для оценки достигнутых образовательных результатов [1]. С этих позиций перспективной представляется идея использовать для оценки образовательных результатов инновационные методы и технологии обучения, направленные на формирование компетенций. Раскроем суть этого подхода на примере конструирования кейс-задания в качестве оценочного средства.

Проблема внедрения метода case-study в практику подготовки педагога является весьма актуальной, так как использование этого метода направленона формирование профессиональных компетенций, на реализацию межпредметных связей и применение знаний и навыков в новой нетиповой ситуации. Кейс-задание представляет собой ситуацию, моделирующую определенную профессиональную задачу, в процессе решения которой обучающийся приобретает навыки анализа профессиональных ситуаций, критического оценивания различных точек зрения, умение работать с информацией, моделировать решение профессиональной задачи. Практика показывает, что использование метода кейсов повышает эффективность профессионального обучения. В рамках данного метода можно непосредственно диагностировать уровень самостоятельности, инициативности обучаемых, умения работать в команде, находить рациональные решения и другие аналитические способности.

Однако, чтобы кейс-задание можно было использовать в качестве инновационного средства оценивания, необходимо раскрыть структуру такого задания, описать технологию его конструирования, определить критерии и показатели оценивания достигнутых результатов.

Результаты исследований и их обсуждение

Кейс-задание должно быть построено так, чтобы его решение было направлено на проверку сформированностипрофессиональных компетенций,необходимых для осуществления трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога. В структуре кейса необходимо выделить три следующие части: организационно-методическую; содержательную и критериально-оценочную. Раскроем структурные компоненты кейс-задания и основные этапы его конструирования как оценочного средства.

  1. На первом этапе конструирования кейс-задания начинается построение организационно-методической части оценочного средства. Прежде всего,указывается раздел учебной дисциплины, при изучении которого формируются конкретные компетенции и соответствующие трудовые действия. На основе выделенных компетенций и трудовых действий формулируются образовательные результаты, подлежащие оценке с помощью кейс-задания.
  2. Далее при конструировании первой организационно-методической части разрабатывается сам кейс, задания к нему, указывается базис решения (что должен знать и уметь студент, какими навыками владеть, чтобы выполнить данное задание). Также в первой организационно-методической части приводится решение каждого задания кейса. При необходимости к заданию дается приложение, в котором обучающийся может получить дополнительную информацию.

Например, кейс на тему «Составление школьного расписания с учетом гигиенических норм» направлен на проверку степени освоения компетенции ОПК-6: готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся.В профессиональном стандарте педагога названной компетенции соответствует трудовое действие A/01.6: участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.

  1. На основе выделенных компетенции и трудового действия формулируется образовательный результат. Применительно к рассматриваемому примеру кейса образовательный результат формулируется следующим образом: демонстрирует владение гигиеническими нормами составления школьного расписания для охраны жизни и здоровья обучающихся разных возрастных групп.
  2. На следующем шаге первого этапа формулируется текст кейса, в котором дается описание профессионально значимой ситуации.

Так, для рассматриваемого кейса ситуация может быть представлена следующим образом. «Учитель математики в 6 классе заметила, что успеваемость школьников по ее предмету во второй четверти заметно снизилась. Когда она проанализировала расписание, то оказалось, что три дня в неделю – понедельник, среда и пятница ее предмет в расписании стоит последним уроком после физкультуры. Учительница обратилась к завучу по образовательному процессу с предложением об изменении школьного расписания согласно гигиеническим нормам». В приложении к этому кейсу приводится фактическое расписание для данного 6 класса, учебная нагрузка и шкала трудностей предметов.

  1. Следующий шаг в конструировании кейс-задания для оценки образовательных результатов связан с формулировкой вопросов (задач), требующих соответствующей реакции испытуемого (ответов или решения). Как правило, формулируются от 2 до 5 вопросов. В зависимости от содержания и трудности вопросов определяется минимальное время для решения кейса.

Так, для рассматриваемого примера, сформулированы следующие вопросы: 1) укажите не менее 3-х конкретных ошибок в фактическом расписании 6 класса и обоснуйте свой ответ; 2) приведите хотя бы один пример расписания, которое удовлетворяет гигиеническим нормам, и обоснуйте свой ответ.

В качестве базиса для решения приведенного кейса выступают знания гигиенических норм и рекомендаций к составлению расписания уроков на основе учебного плана, понятие недельной и суточной работоспособности, владение основами здоровьесберегающих технологий.

Завершается организационно-методическая часть описанием ответов на сформулированные в задании вопросы. Приведем кратко эти ответы.

Студент, ознакомившись с проблемой, при ответе на первый вопрос (укажите не менее 3-х конкретных ошибок в фактическом расписании 6 класса и обоснуйте свой ответ) должен раскрыть следующие моменты:

1) наибольшее количество баллов за день по сумме всех предметов в расписании приходится на четверг, что уже будет приводить к переутомлению школьников среднего звена. По нормам максимальная дневная нагрузка должна приходиться на вторник и (или) среду;

2) в приведенном расписании в понедельник, среду и пятницу урок по физической культуре стоит не последним уроком, а предпоследним и предшествует математике. По нормам эту дисциплину рекомендуется предусматривать в числе последних уроков, и после физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями;

3) по расписанию в понедельник на втором уроке – музыка, в среду на втором и третьем уроках – технология, а математика изучается на последних уроках, хотя современными научными исследованиями установлено, что биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал с 10 до 12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для обучающихся II и III ступени образования основные предметы должны проводиться на 2, 3, 4-х уроках.

  1. Вторая и третья части кейс-задания предназначены для студентов.

Во второй, содержательной части оценочного средства, приводится кейс, содержащий описание ситуации и задания, указывается время выполнения кейса и дается инструкция для студентов о том, как работать с кейсом.

  1. В третьей, критериально-оценочной части кейса приводятся критерии, уровни и шкала оценивания.

Применительно к рассматриваемому кейсу для оценки ответов на первый вопрос предложены следующие критерии и показатели оценки.

Критерии оценки:

  1. Степень полноты и правильность решения задачи.

Показатели и максимальная оценка в баллах по первому критерию: проведен анализ расписания, верно выделено не менее 3 ошибок – 2 балла; проведен анализ расписания, верно выделено не менее 2 ошибок– 1 балл; ошибки, допущенные в расписании, указаны неверно, ответ отсутствует – 0 баллов.

  1. Степень обоснованности (аргументация способа решения задачи).

Показатели и максимальная оценка в баллах по второму критерию: оценка ошибок апеллирует к расписанию и аргументирована гигиеническими нормами СанПиН – 2 балла; только одна или две ошибки аргументированы на основе требования СанПиН – 1 балл; ответ отсутствует или аргументы не связаны с ошибками в расписании – 0 баллов.

  1. Соответствие профессиональному стандарту.

Показатели и максимальная оценка в баллах по третьему критерию: представлена вся последовательность профессиональных действий в анализе фактического расписания – 2 балла; последовательность профессиональных действий в ходе анализа фактического расписания представлена частично – 1 балл; пропущены ключевые действия в ходе анализа расписания, анализ отсутствует – 0 баллов.

Таким образом, оценка ответов на первый вопрос кейса составляет от 0 до 6 баллов.

Второе задание (приведите хотя бы один пример расписания, которое удовлетворяет нормам и обоснуйте свой ответ) оценивается следующим образом.

Применительно к рассматриваемому кейсу для оценки ответов на второй вопрос предложены те же самые критерии, что и для первого вопроса, но показатели отражают специфику действий испытуемого при ответе на второй вопрос.

Критерии оценки:

1.Степень полноты и правильность решения задачи.

Показатели и максимальная оценка в баллах по первому критерию: расписание составлено верно и полностью – 2 балла; в расписании имеются 1-2 ошибки– 1 балл; в расписании имеются 3 и более ошибки, расписание не составлено – 0 баллов.

2. Степень обоснованности (аргументация способа решения задачи).

Показатели и максимальная оценка в баллах по второму критерию: обоснование проведено верно на основе расчета дневной и недельной загруженности и соответствия учебному плану – 2 балла; обоснование построенного расписания проведено с учетом описания только суточной или только недельной нагрузки – 1 балл; обоснование отсутствует или содержит ошибки в расчетах и в применении шкал и таблиц расписания – 0 баллов.

3. Соответствие профессиональному стандарту.

Показатели и максимальная оценка в баллах по третьему критерию: представлена верная последовательность профессиональных действий при составлении расписания – 2 балла; последовательность профессиональных действий в процессе составления расписания представлена частично – 1 балл; пропущены ключевые профессиональные действия в процессе составления расписания – 0 баллов.

Таким образом, оценка ответов на второй вопрос кейса, как и в первом случае, составляет от 0 до 6 баллов.

  1. На завершающем этапе конструирования критериально-оценочной части оценочного средства необходимо выделить уровни достижения образовательных результатов и сопоставить каждому уровню оценку в баллах за ответы на все вопросы. Для такого сопоставления можно использовать следующую шкалу оценки (таблица).

Шкала оценки и уровни достижения образовательных результатов

Уровни

Оценка в баллах

Процент выполнения всех заданий

Оптимальный

12–10

Не менее 85 %

Допустимый

9–8

Не менее 70 %

Критический

7–6

Не менее 50 %

Недопустимый

меньше 6 баллов

Менее 50 %

На основе таблицы можно сформулировать выводы.

Если результат выполнения кейса составляет от 10 до 12 баллов, то образовательный результат достигнут на оптимальном уровне. Если результат выполнения кейса составляет 8 или 9 баллов, то результат достигнут на допустимом уровне. Если результат выполнения кейса составляет 6 или 7 баллов, то результат достигнут на критическом уровне. Если результат выполнения кейса составляет меньше 6 баллов, то образовательный результат не достигнут.

Выводы

Проведенный анализ подходов к отбору объектов оценивания и выделенные этапы конструирования оценочных средств позволяют определить оценочные средства как специально разработанные контрольно-измерительные материалы, которые направлены на корректное установление соответствия достигнутых результатов нормативным требованиям ФГОС ВО и профессиональному стандарту педагога, и оценить достигнутые результаты. Структуру оценочного средства определяют три взаимосвязанные части. Организационно-методическая часть строится преподавателям и служит основание для определения валидности задания. Содержательная и критериально-оценочная части оценочного средства выдаются студенту на этапе аттестации по разделу или по дисциплине. Третья часть обеспечивает требования объективности и открытости процедур оценивания.