Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

RESEARCH APPROACHES FOR THE RECREATIONALLY-ECOLOGICAL TRAINING OF SPECIALISTS IN TOURISM

Korchagina G.A. 1
1 Russian-British Institute of Management
Проведен анализ подходов к исследованию рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму. Во введении приведены определения рекреационно-экологической подготовки, выделена специфика, освещены существующие исследования в области анализируемой проблемы. При выборе методологических подходов учитывалось требование характеристики деятельности педагога и студента, ориентация системы на понимание и утверждение ценности человеческой жизни и гармонии с окружающей средой. В ходе анализа было выявлено, что для качественного и результативного решения проблемы рекреационно-экологической подготовки наиболее подходят позиции системного, технологического, деятельностного и аксиологического подходов. Более подробное исследование позволило синтезировать подходы в системно-технологический и деятельностно-аксиологический. Проанализированные выводы привели к конструированию четкого систематизированного учебного процесса, основанного на общечеловеческих ценностях, что дало возможность раскрыть этапы и особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса и получить гарантированный высокий результат – сформированную рекреационно-экологическую компетенцию.
The analysis of research approaches for the recreationally-ecological training of specialists in tourism was done. The introduction contains the definitions of recreationally-ecological training, its specifics and the descriptions of the existing researches in the area. Methodological approaches were chosen with due respect of the description of teacher and student activities, focus on understanding and establishing the value of human life and harmony with the environment. The analysis revealed that effective quality solution of the problem of recreationally-ecological training is best obtained on the position of system, technological and axiological approaches. A more detailed study provided synthesized system-technological and activity-axiological approaches. Conclusion analysis resulted in constructing a clear systematized curriculum based on general human values, so the stages and specifics of curriculum agents interactions were revealed and the guaranteed high result of the formed recreationally-ecological competency is obtained.
recreationally-ecological training
specialists in tourism
secondary professional education
recreationally-ecological competency

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту 43.02.10 «Туризм» специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: предоставление турагентских услуг, предоставление услуг по сопровождению туристов, предоставление туроператорских услуг, управление деятельностью функционального подразделения предприятия, предоставление экскурсионных услуг [5]. Действующий стандарт не содержит требований к знаниям и навыкам по экологичной организации рекреационной деятельности. В то время как в обществе, в связи с неблагоприятной экологической ситуацией и высокими психоэмоциональными нагрузками, растет потребность в восстановлении духовных и физических сил на лоне природы, относительно нетронутой антропогенным воздействием.

Рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму – это вид профессиональной подготовки в организациях среднего профессионального образования к формированию, продвижению и реализации комплексного туристского обслуживания, обеспечивающий ведение туристско-рекреационной деятельности в целях воспроизводства жизненных сил человека с учетом экологической конъюнктуры и в условиях квазиприроды.

Экологическая конъюнктура – сложившееся на данный конкретный момент времени общее состояние природной среды с точки зрения условий проживания людей и существования животных и растений.

Квазиприрода включает в себя все элементы природной среды, искусственно преобразованные, модифицированные людьми и характеризующиеся неспособностью к системному самоподдержанию: без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека воссозданные элементы природной среды постепенно разрушаются [4].

По мнению И.В. Зорина, экологический туризм имеет рекреационную основу и должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, максимизирующий не столько коммерческую эффективность, сколько уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды [1]. Следовательно, во-первых, экологический и рекреационный туризм взаимосвязаны; во-вторых, без должного состояния окружающей среды развитие рекреационного или экологического туризма становится невозможным.

В рамках подготовки кадров необходимо учитывать предыдущие выводы и готовить к специфичной профессиональной туристской деятельности, учитывающей экологическую ситуацию и потребность населения в рекреации.

Специфика рекреационно-экологической подготовки состоит в целенаправленной подготовке к сознательному ведению рекреационно-экологической туристской деятельности как наиболее приемлемой в современной экологической конъюнктуре и в условиях квазиприроды.

В результате обучения студенты проявляют осознанную готовность к оказанию туристско-рекреационных услуг без нарушения экологического баланса дестинаций, содействуют улучшению состояния посещаемых туристами территорий за счет эколого-рекреационной пропаганды местного населения, организации экологических акций и мероприятий. Рекреационно-экологическая подготовка может стать необходимым стандартом профессиональной годности современных специалистов по туризму [3].

В настоящее время индустрия туризма остро нуждается в квалифицированных кадрах, подготовленных в соответствии с конъюнктурой рынка и мировыми тенденциями устойчивого развития общества. Существующая система подготовки специалистов по туризму опирается на Федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения [5], основой которого является компетентностный подход. Документ отвечает насущным потребностям рынка и ориентирован на самостоятельные и практические занятия.

Современные исследования в области подготовки специалистов по туризму ведутся в рамках выявления наиболее актуальных компетенций будущих работников туриндустрии. Так, Д.С. Ермаков исследовал устойчивое развитие и формирование экологической компетенции, В.Н. Фефелова – формирование управленческой компетенции специалиста по рекреации и туризму, Т.А. Нечаева – формирование геоэкологической компетенции, А.Н. Кондрашкин разработал рекреационно-дидактическую модель туристской деятельности. Нередко изучается и советский опыт подготовки кадров в сфере туризма: Е.Л. Пименова анализировала историю становления экологического туризма, Ю.В. Копылов – советский опыт подготовки кадров в туристской сфере.

Следовательно, рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму не изучалась в полной мере и в едином контексте, большинство из проведенных ранее исследований относятся к высшему образованию, в то время как специалисты со средним профессиональным образованием наиболее востребованы в современных экономических реалиях.

Между тем за рубежом все большее внимание уделяется охране окружающей среды, экологической рациональности и ответственному туризму. Ежегодно увеличивается число неправительственных организаций, занимающихся развитием целого ряда исследований в области экологического и устойчивого туризма, что приводит к появлению его новых видов.

В последние годы во всем мире наибольший интерес представляют изыскания по подготовке кадров туриндустрии в рамках устойчивого развития, экологического туризма и рационального использования туристских ресурсов. Современные исследования в этой области ведут В. Ламанаускас, Н. Бертхет и другие. Виктором Т.С. Мидлтоном и Р. Хоукинс была написана книга «Устойчивый туризм» (1998) о влиянии туриндустрии на окружающую среду. Внедрение устойчивости в образовательные программы специалистов по туризму и гостеприимству изучали Б.Б. Болей, Б.Ф. Канзианиa, С. Сенмезa, Ю.Д. Се, Э.Т. Берд и другие. С 2001 г. в США выходит журнал «Journal of Teaching in Travel and Tourism» – официальный журнал Международного общества педагогов по туризму (ISTTE).

Следовательно, зарубежные коллеги активно занимаются вопросами рекреационно-экологической подготовки кадров для туриндустрии. В Германии, Австралии, США и Великобритании ведется подготовка по программам высшего образования с получением степени бакалавра, магистра, мастера бизнес-администрирования (MBA) и доктора наук по устойчивому туризму [2].

Для эффективной реализации основной цели исследования необходимо построить технологичную модель подготовки специалистов по рекреационно-экологическому туризму, обеспечить характеристику деятельности преподавателя и студентов, сориентировать систему на понимание и утверждение ценности человеческой жизни и гармонии с окружающей средой. Анализ существующих подходов выявил необходимость использования системно-технологического и деятельностно-аксиологического подходов.

Системно-технологический подход состоит из системного и технологического компонентов, одновременное использование которых приведет к наиболее результативному и качественному решению проблемы рекреационно-экологической подготовки.

Системный подход – это направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода: элемент, целостность, связь, системообразующие факторы. Методология системного подхода была представлена в трудах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Э.Г. Юдина и других. Системный подход в педагогике предполагает изучение внутренних и внешних системных свойств и связей объектов. Его применяли В.П. Беспалько, В.А. Сластенин, В.А. Якунин и другие. Системный подход позволит поставить цель, определиться с содержанием рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму, определить системообразующие факторы, связи и структуру.

Технологический подход – это направление методологии научного познания, суть которого заключается, во-первых, в ориентации на достижение диагностично поставленной цели, спроектированной с учетом особенностей субъектов учебно-воспитательного процесса и возможностей образовательного учреждения; во-вторых, оптимальной алгоритмизированности в отношении образовательных методов, средств и форм, а также информационных, временных и межличностных характеристик.

В технологическом подходе главным элементом служит технология, посредством которой осуществляется взаимодействие педагога и учащихся. Стержневые понятия в рамках данного подхода: технологичность, концептуальность, системность, управляемость, эффективность. У истоков технологизации педагогики стоял А.С. Макаренко. Основы технологического подхода представлены в работах В.П. Беспалько, В.П. Власова, М.В. Кларина и других. По мнению И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, технологичность, все больше определяя современную жизнь человека, позволяет перейти на качественно новую ступень эффективности, оптимальности, наукоемкости [6]. Использование технологичного подхода при исследовании рекреационно-экологической подготовки позволит спроектировать четкий алгоритм действий, выстроить управляемый образовательный процесс обучения по специальности «Туризм» с учетом современных тенденций экологизации общества.

Системно-технологический подход – это направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование технологии как системы, что позволяет спроектировать учебный процесс на основе четкого упорядочивания целевых установок и в результате получить более высокий результат с меньшими затратами.

Системно-технологический подход в нашем исследовании позволяет задать цель рекреационно-экологической подготовки, разбить ее на этапы, подготовить информационное обеспечение, организовать ход обучения в соответствии с целью, выделить критерии, связи этапов, определиться с оценкой и корректирующими мероприятиями для получения конечного результата – сформированной рекреационно-экологической компетенции.

Результаты использования системно-технологического подхода:

  1. рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму является частью подсистемы профессиональной подготовки по специальности «Туризм»;
  2. рекреационно-экологическая подготовка – это педагогическая система, обладающая целостностью и взаимосвязанностью когнитивного, операционального и ценностного компонентов, объединенная системообразующими факторами: региональные особенности развития туристской индустрии, экологического состояния окружающей среды;
  3. рекреационно-экологическая подготовка – это организация обучения по приобретению рекреационно-экологической компетенции, имеющая свою цель – готовность к оказанию туристско-рекреационных услуг, не наносящих вред окружающей среде; выстроенная в виде системных задач поэтапно; имеет указанные способы взаимодействия преподавателя и студента – формы и методы реализации, ограниченные подготовкой специалистов по туризму в рамках среднего профессионального образования; предполагает постоянное мотивационное и информационное обеспечение, а также использование нетрадиционных технических средств и методов: вебинары, мастер-классы, встречи с заинтересованными лицами и представителями туриндустрии, кейс-стади, решение экологических ситуаций;
  4. процесс приобретения рекреационно-экологической компетенции выстроен последовательно, в три этапа, каждый из которых определяется функциональными свойствами: целеобразующими, информационными, воспитательными, обучающими, развивающими, оценочными и корректирующими, при этом значение имеет совокупность всех приобретаемых компонентов компетенции;
  5. рекреационно-экологическая компетенция – это система, которая состоит из когнитивного, операционального и ценностного компонентов, содержащих: знания строения и функций экосистем, технологии разработки рекреационно-экологических путешествий, способов экологического регулирования туристско-рекреационной деятельности в мире и в России; умения разрабатывать и реализовывать рекреационно-экологические путешествия, способы определения целей и задач рекреационной и экологической туристской деятельности как факторов гармоничного развития личности, укрепления здоровья человека; формирование отношения к природе как высшей ценности для человека, отождествление ценности разработки и реализации рекреационно-экологических путешествий как способа решения экологических проблем современности; развитие ценностных установок к собственной экологоориентированной туристской деятельности.

Системно-технологический подход позволяет разработать последовательный алгоритм реализации рекреационно-экологической подготовки с позиции педагогической системы, однако необходимо учесть деятельность обучающихся как объектов образовательного процесса. Применение деятельностно-аксиологического подхода, также соответствующего образовательным тенденциям подготовки специалистов по туризму, позволит рассмотреть основные компоненты деятельности педагога и обучаемых с единых методологических и ценностных позиций, и тем самым раскрыть природу и содержание их взаимодействия.

Деятельностный подход – это методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных феноменов, подлежащих научному рассмотрению с позиции категории деятельности. Основные понятия в рамках деятельностного подхода: цель, объект, субъект, средства, методы, этапы и результат. Предпосылки подхода складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. В педагогике данный подход использовали В.А. Кан-Калик, Т.С. Полякова, В.А. Сластенин и другие.

Применение деятельностного подхода позволяет рассмотреть содержание деятельности преподавателя  и студента с единых исследовательских позиций для успешной реализации рекреационно-экологической подготовки.

Аксиологический подход – это направление научного исследования  на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности. Основным для аксиологического подхода является понятие «ценность». Разработкой данного направления методологического исследования занимались С.З. Гончаров, М.С. Коган, М.С. Яницкий и другие. В педагогике данный подход был развит в работах В.А. Сластенина, Л.В. Вершининой, Д.А. Горбачевой. Использование аксиологического подхода позволяет рассматривать рекреационно-экологическую подготовку как ценность, направленную на удовлетворение потребностей людей в рекреации, и подчеркивает значимость решения экологических проблем, в том числе при помощи туризма.

Деятельностно-аксиологический подход – это методологическое направление научного исследования, предполагающее изучение и описание особенностей функционирования субъектов образовательного процесса, раскрытие этапов их взаимодействия на основе общечеловеческих ценностей и самоценности личности.

Деятельностно-аксиологический подход в исследовании – это направление методологии, позволяющее описать, объяснить и спроектировать систему рекреационно-экологической подготовки с позиций ценности для человечества, а также сформировать ценностные установки по отношению к природе, собственной рекреационно-экологической туристской деятельности у специалистов по туризму.

Результаты использования деятельностно-аксиологического подхода:

  1. рекреационно-экологическая подготовка – это упорядоченная непрерывная смена видов образовательной деятельности, имеющая цель – приобретение рекреационно-экологической компетенции; средства – учебный турофис, тренинговая фирма по предоставлению туристских услуг, информационные ресурсы, экологические акции и проекты, портфолио реализованных проектов и заданий; процесс преобразования объекта – специалиста по туризму; способы оценки и коррекции результатов с позиции ценности рекреационно-экологической подготовки для современного общества;
  2. рекреационно-экологическая подготовка представляет собой ценность для современного образования, воспитания и развития личности обучаемых благодаря использованию базовых принципов деятельностно-аксиологического подхода: «человек», «жизнь», «отечество», «мир», «природа», «безопасность», «отдых»; свойств подхода: рекреационно-экологическая подготовка связана с деятельностью по удовлетворению туристско-рекреационных потребностей, имеет социально-исторический характер, управляет поведением человека, направляя на выбор экологичных действий; функций: экологическое просвещение и образование, выбор экологоориентированных ценностей, экоцентрическое сознание как ценность современного общества;
  3. основные компоненты педагогической деятельности в рамках рекреационно-экологической подготовки выстроены через проекцию на общечеловеческие ценности, современные образовательные проблемы, квазиприроду и экологическую конъюнктуру;
  4. рекреационно-экологическая компетенция – это результат деятельности по формированию ценностных установок по отношению к природе, к собственной экологоориентированной туристско-рекреационной деятельности, готовности оказывать туристско-рекреационные услуги в условиях квазиприроды и в неблагоприятной экологической ситуации дестинаций, решать экологические проблемы с помощью туризма.

Одновременное использование деятельностно-аксиологического и системно-технологического подходов позволяет сконструировать четкий систематизированный учебный процесс, основанный на общечеловеческих ценностях, дает возможность раскрыть этапы и особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса и получить гарантированный высокий результат – сформированную рекреационно-экологическую компетенцию.

Сложившаяся негативная экологическая ситуация в стране и мире требует особой подготовки специалистов по туризму, способных организовывать рекреацию населению без нанесения вреда окружающей среде, что свидетельствует о практической потребности в таких выпускниках. Есть необходимость в создании условий для эффективной реализации рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму через включение такой подготовки.

Мы рассчитываем, что рекреационно-экологическая подготовка специалистов по туризму позволит готовить работников туриндустрии, обладающих рекреационно-экологической компетенцией для организации рекреации населения без нанесения вреда окружающей среде в процессе своей профессиональной деятельности.