Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN TECHNOLOGIES OF PSYCHOLOGICAL AID TO THE FAMILY OF A CHILD WITH DISABILITIES

Tkacheva V.V. 1
1 Moscow state pedagogical University
The article is devoted to the development of psychological intervention techniques used in working with families of children with disabilities (HIA). Presents the first study on the subject, in which it is stated the special nature of the problem situations in these families. This conceptual justification of the author's methods of psychological assistance to families raising children with disabilities described the factors determining the attitude to the child with disabilities a meaningful social environment. The technique is based on an integrative approach including the use of psychological techniques to various areas and an integrated approach that allows to overcome the problems of not only the child with special needs in the family and all its members. There are the following areas of work: correction of the emotional-personal and behavioral disorders in children with disabilities; correction of violations in personal and interpersonal spheres of parents of children with disabilities. Also presented: the technology "Mozart", developed by N. P. Bolotova and differential treatment by gender in work with parents of children with motor impairments described by E.V. Ustinova.
psycho
self-assessment
correction of child-parent and parent-child relationship
the establishment of harmonious marital relations
psychological assistance
psychological intervention work
family of a child with disabilities (hia)

Семья в России издавна рассматривалась как институт, осуществляющий руководство воспитанием подрастающего поколения. В течение многих столетий воспитательный потенциал семьи подпитывался и поддерживался традициями русской культуры и усилиями выдающихся отечественных педагогов (Ш.А. Амонашвили, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, С.И. Гессен, Н.А. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, М.В. Ломоносов. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.).

Проблемы, возникающие в семьях обычных детей, безусловно, сложны, но те трудности, с которыми сталкиваются родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеют особенный характер. Конец XX и начало XXI столетий в отечественной коррекционной педагогике и психологии ознаменовался поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей, страдающих физическими и психическими недостатками. В этой связи проблема оказания помощи семье ребенка с нарушениями в развитии и с особыми образовательными потребностями становится все более актуальной и востребованной дефектологическим сообществом. Интерес специалистов не ограничивается теперь лишь методическими вопросами формирования у детей тех или иных знаний и навыков. Акцент коррекционного воздействия переносится на семью больного ребенка. При этом особое внимание уделяется положительному влиянию близких на ребенка с проблемами в развитии, созданию благоприятных условий для его обучения не только в специальном учреждении, но и дома [3, 11]. Активное развитие нового направления в российской науке позволило в течение первого десятилетия XXI столетия получить сведения, характеризующие в той или иной степени семейную атмосферу и влияние ближайшего социального окружения на особенности практически каждой категории детей с ОВЗ (И.С. Багдасарьян, 2000; Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, 1997; Н.П. Болотова, 2011, О.В.Булатова, 2007; О.В. Залесская, 2009; В.З. Денискина, 2004; М.Н. Елиашвили, 2012; О.Г.Калина, 2007; Н.В. Мазурова, 2014, Д.Ю. Мостовой, 2005; В.В. Ткачева, 1999, 2005; Е.В.Устинова, 2006; А.Ю. Хохлова, 2007; Т.И. Целевич, 2008 и др.).

Первые исследования, представляющие комплексное изучение семей всех известных нозологических групп детей с ОВЗ, позволили сформулировать концепцию психологической помощи таким семьям, открывающую новое перспективное направление в специальной психологии; определить теоретико-методологические основы системы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления диагностической, консультативной и коррекционной работы [3,6].

Нам удалось разработать и апробировать на практике инновационную модель организации психологической помощи семье ребенка с ОВЗ (В.В. Ткачева, 1999, 2005). С целью изучения особенностей внутрисемейных условий и психологических особенностей родителей детей с нарушениями развития был разработан специальный психодиагностический инструментарий, а также комплекс групповых психокоррекционных занятий для родителей детей, имеющих отклонения в развитии [10,12,13]. В результате изучения психологических особенностей родителей были выделены три психологических типа, характеризующие особенности личностных девиаций родителей детей с нарушениями развития, а именно: авторитарный тип, невротичный тип и психосоматичный тип (В.В. Ткачева, 1999, 2005). Было доказано, что на отношение к ребенку с ОВЗ и его личностное развитие оказывают влияние следующие факторы:

- дефект ребенка, его выраженность, необратимость и внешние проявления;

-особенности личности родителей как лиц, организующих взаимодействие с проблемным ребенком, при этом важную роль в выборе родителями модели воспитания (модель «сотрудничество» или модель «отказ от взаимодействия») выполняют характеристики их психотипа (авторитарный, невротичный, психосоматический тип);

-ценностные ориентации родителей в отношении ребенка, специфический характер влияния родительских установок на процесс воспитания ребенка, их зависимость от семейных, национально-этнических традиций, социального уровня и образованности родителей;

-социальная среда и условия, которые способствуют или препятствуют реализации родителями своих воспитательных задач.

Концептуальные основы психологической помощи семье ребенка с ОВЗ, как направления в специальной психологии, строятся на известных положениях отечественной дефектологической науки: культурно-исторической теории Л.С. Выготского; теории деятельности А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; теории отношений Б.Г. Ананьева, М.М. Кабанова, В.Н. Мясищева; теории личности и концепции неврозов В.Н. Мясищева; учении об акцентуациях характера К. Леонгарда и А.Е. Личко [4]. Концепция психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, опирается на системный подход, позволяющий оказывать семьям комплексную всестороннюю психокоррекционную помощь, включающую их психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию [11,14].

Основной целью в психокоррекционной работе с родителями является формирование у них ценностного отношения к ребенку с ОВЗ и позитивного взгляда на его будущее [7, 8]. Психолог также осуществляет коррекцию психологического состояния родителей. Задача психолога в этой области заключается в профилактике невротизации или психопатизации родителей (особенно матерей и бабушек), оптимизации межличностных отношений в семье. Коррекция неадекватных поведенческих стратегий у членов семей включает:

-формирование адекватных моделей взаимодействия и воспитания ребенка с ОВЗ в семье;

-преодоление межличностной внутрисемейной конфронтации;

-формирование адекватных моделей взаимодействия родителей в социуме;

-оптимизацию внутреннего психологического состояния родителей, установление гармоничного взаимодействия родителя с внешним миром, предупреждение псевдоаутизации и «замыкания» на своей собственной проблеме;

-адаптацию родителя в коллективе родителей группы, класса и всего образовательного учреждения.

Методика психологической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, разработанная нами – первая отечественная технология психокоррекционной работы, обеспечивающая оптимизацию самосознания родителей и внутрисемейных условий развития ребенка с ОВЗ [11,14].

В качестве субъектов личностной психологической коррекции выступают: ребенок с нарушениями в развитии, его родители или лица их замещающие, другие члены семьи [7,9]. Предметом психологической коррекции в межличностных взаимодействиях являются отношения между членами семьи. Методика основывается на интегративном подходе, включающем использование психокоррекционных техник различных направлений и комплексном подходе, позволяющем преодолевать проблемы не только ребенка с ОВЗ в семье, но и всех ее членов. В соответствии с особенностями субъектов психокоррекционного воздействия в методике выделяются следующие направления работы:

-коррекция эмоционально-личностных и поведенческих нарушений у детей с нарушениями в развитии;

-коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах их родителей. Последнее направление представлено, в свою очередь, двумя блоками: психолого-педагогической коррекцией и психокоррекцией (индивидуальной и групповой). В процессе проведения коррекционных занятий на самосознание родителей детей с ОВЗ оказывается психокоррекционное воздействие с целью его оптимизации. Этот процесс направлен на раскрытие внутреннего психологического конфликта (недуг ребенка с выраженными нарушениями развития может быть неизлечим), на переориентировку сознания, в первую очередь, матери ребенка, с общепризнанных моделей ценностей (ребенок не может быть неполноценным, он должен родиться здоровым, интеллектуально и физически сохранным), которые были у нее сформированы в виде родительских репродуктивных установок до рождения больного ребенка, на общечеловеческие ценности: не важно, какими недугами страдает ребенок, важно то, что ОН ЕСТЬ, и он нуждается в любви и помощи родителей. У родителей происходит формирование новых жизненных ориентиров относительно будущего ребенка с ОВЗ и перспектив своей собственной жизни [14].

В начале второго десятилетия XXI столетия под нашим руководством Н.П. Болотовой была разработана психокоррекционная технология МОЗАРТ [1,2]. Эта технология представлена 3-мя методиками. Методика «Мозарт-развитие» используется в работе с детьми с ОВЗ дошкольного, школьного и подросткового возраста. Коррекционный потенциал этой методики направлен на развитие когнитивных процессов, продуктивных форм общения и сотрудничества, самоконтроля. Большое внимание уделяется развитию у детей с ОВЗ эстетического вкуса. Задания предлагаются детям в игровой форме, но с использованием средств искусства, в частности, живописи. Методика «Мозарт-развитие» эффективна в работе с детьми с ОВЗ с целью коррекции как общего психического развития, так и в области преодоления внутриличностных конфликтов.

Игровые пособия технологии «Мозарт» серии «Мозартика» – «Витраж», «Усадьба», «Подмосковный городок», «Туманы», «Русское чудо», «Дорога в космос», способствуют усвоению ребенком основных и смешанных цветов, геометрических форм, стимулируют аналитико-синтетическую деятельность мозга, развивают способность к моделированию. Игровые пособия могут быть использованы для развития речи, воображения, умения фантазировать, сочинять и т.д.

При выполнении игровых заданий и композиций из карточек с художественной составляющей у ребенка стимулируется потребность к самовыражению с помощью средств искусства. У детей с сенсорными и двигательными нарушениями в силу ограниченности своего жизненного пространства возможной компенсацией фрустрированной потребности в межличностных контактах может служить общение через обобщенные и структурированные по базовым социальным ценностям образы: природа, дом, город, деревня и др., которые заложены в «Мозарте». Дети с помощью воображения и фантазии расширяют внутреннее психологическое пространство, что позволяет снять психологические проблемы, связанные с ограничением поведенческой активности.

Методика «Мозарт-терапия» позволяет нейтрализовывать эмоциональные и поведенческие проблемы, стимулирует межличностное взаимодействие, формирует навыки коммуникации, инициируемые в процессе творчества при помощи изобразительных ресурсов.

Методика «Мозарт-терапия» может применяться как проективная психодиагностическая методика. Также может использоваться с психокоррекционными и психотерапевтическими целями. С помощью методики «Мозарт-терапия» могут быть смягчены или полностью разрешены различные проблемы: страхи, тревоги, неуверенность, низкая самооценка, трудности коммуникации, социальной дезадаптации, невротические расстройства, нетолерантное отношение к чужому мнению, иной точке зрения, внутриличностные и межличностные конфликты, психосоматические заболевания, постстрессовые расстройства, кризисные состояния, утрата, горе. Методика «Мозарт- терапия» может сочетаться с другими методиками.

Важным аспектом в психолого-педагогической коррекции детей и подростков является активное включение всех членов семьи в процесс формирования и воспитания подрастающего поколения. Методика «Мозарт – семейный ресурс» создает условия для оптимизации личностного развития детей и подростков с помощью гармонизации микросоциальной среды. Она позволяет корректировать негативные формы взаимоотношений, снимает эмоциональное напряжениев межличностных и внутрисемейных отношений.

Методика «Мозарт – семейный ресурс» корректирует детско-родительские и родительско-детские отношения, формирует принятие родителями ребенка с ОВЗ; «реанимирует» и устанавливает гармоничные супружеские отношения; оптимизирует межпоколенные отношения. Методика «Мозарт-терапия» также может сочетаться с другими методиками.

Неоспоримое значение для развития ребенка имеет и ценностное отношение к нему его родителей. Обнаружение у ребенка выраженных двигательных нарушений, осознание их стойкости, длительности, а иногда и необратимости вызывает у родителей глубокое психологическое потрясение, чувство одиночества и страха, потерянности и ощущения «конца» жизни. Психическая травматизация родителей в начальный период осознания факта заболевания ребенка оказывается более глубокой и ощущается острее в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений, и если, помимо двигательных нарушений, у ребенка обнаруживаются интеллектуальные проблемы и внешние косметические дефекты.

Дифференцированный подход по гендерному принципу в работе с родителями детей с двигательными нарушениями разработан Е.В. Устиновой [15]. Автор подчеркивает различия в позициях матерей и отцов детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и предлагает приемы коррекционной работы, позволяющие преодолевать возникающие конфликты в межличностных отношениях между членами семьи. Так, например, отцы чаще стремятся устанавливать психологическую дистанцию между собой и ребенком с ДЦП, демонстрируют тенденцию сужения родительских чувств и утрату глубокой эмоциональной привязанности к ребенку. В то же время матери в большей мере демонстрируют расширение сферы родительских чувств, фиксированы на проблемах своего ребенка, его настроении и состоянии здоровья, проблемах реабилитации и обучения, боятся потерять с ним эмоциональный контакт. Они предпочитают чрезмерно удовлетворять психосоциальные и материальные потребности детей с ДЦП и предъявляют к ним недостаточно требований и запретов. Все эти особенности требуют использования различных подходов к коррекции выявленных нарушений.