Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EXTERNSHIP STUDENTS - HEALTH: HOW TO IT BE?

Krasnikova N.V. 1 Shemetova G.N. 1 Perminova T.A. 1
1 Saratov State Medical University n.a. V.I.Razumovskyyof Minzdrav
The technique of passing the pre-diploma practice in the Saratov State Medical University in compliance with the new federal state educational standards of higher education. For the first time will be issued with a qualified specialist " General practitioner," which increases the requirements for the theoretical and practical training of students. All students received professional competence (skills of organizational, administrative medical, preventive and rehabilitative activities) will be fixed during the passage of pre-diploma practice. Mainly required during the pre-diploma practices are structured keeping a diary with the daily fixing of work under the supervision of a mentor; the presence of a mastered skills list; specifications, signed by the heads of medical organization. Certification upon completion of practice includes: providing a diary made creative work (case report, presentation, essay, sanitary bulletin, memo to the patient, etc.), computer-based testing and interview results.
pre-diploma practice of medical students practical skills

После присоединения России к Болонскому процессу изменились подходы к подготовке специалистов, произошла смена парадигмы – от приобретения профессиональной квалификации, обучения профессии к формированию специалиста с развитыми коммуникативными способностями, способного справляться с разнообразными ситуациями, возникающими в процессе трудовой деятельности. Модель выпускника, описываемую через ЗУНы (подготовка студента через заданные заранее знания, умения, навыки) сменил компетентностный подход в подготовке специалиста.

Ориентация на компетентностный подход позволила разработать профессиональные компетенции, включающие в себя не только знания, умения, навыки, но и систему сформированных ценностных ориентаций, способность к профессиональному росту, личностное отношение, личную ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных, типовых, но и незапланированных ситуациях, опыт самостоятельной деятельности и коммуникативную культуру [1; 7].

В связи с изменением концепции обучения и внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО), предусматривающего выпуск специалиста с квалификацией «Врач общей практики», существенно повысились требования к уровню теоретической и практической подготовки специалистов, которую необходимо закрепить и оценить при проведении преддипломной практики студентов.

На выпускающих кафедрах основной научно-методической задачей у выпускников является создание механизма формирования профессиональных компетенций. Значительная роль в процессе формирования профессиональной компетентности студентов отводится ее практической составляющей, которая реализуется в ходе учебных и производственных практик в медицинских учреждениях.

Среди практических навыков, которые потребуются выпускнику медицинского вуза уже в первый день работы на этапе первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), можно выделить: навыки общения с пациентом и навыки работы с медицинской документацией (заполнение амбулаторной карты, листка нетрудоспособности, выписка рецептов, заполнение санаторно-курортной справки и санаторно-курортной карты, направления на госпитализацию, направления в МСЭ, заполнение информирования согласия пациента).

Во время практики закрепляются следующие навыки медицинской, профилактической и реабилитационной деятельности [2-5]:

  • распознавание наиболее распространенных в амбулаторной практики клинических синдромов;
  • постановка клинических диагнозов в ПМСП;
  • использование МКБ – 10;
  • ведение пациентов разных возрастных и социальных групп – лиц пожилого и старческого возраста, беременных женщин и др.;
  • организация и оказание реабилитационной помощи пациентам в условиях ПМСП;
  • оказание медицинской помощи при наиболее распространенных неотложных и угрожающих жизни состояниях (в том числе шок, кома, остановка сердца, базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация);
  • правила назначения и использования медикаментозных средств в условиях ПМСП;
  • профилактика заболеваний и укрепление здоровья: выявление и коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, вакцинации, проведение диспансеризации и диспансерного наблюдения пациентов в ПМСП;
  • организация и оказание паллиативной помощи инкурабельным пациентам в условиях ПМСП;
  • этика и деонтология в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и родственниками.

Преддипломная практика организуется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 27 ноября 2015 г. N 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» [6]. Преддипломная производственная практика в качестве помощника врача ПМСП предусматривает наличие достаточного количества клинических баз, заключения договоров с соответствующими амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Основными требованиями при прохождении преддипломной практики являются: ведение структурированного дневника с ежедневной фиксацией работы, под контролем наставника; наличие перечня освоенных навыков; характеристики, подписанные руководителем медицинской организацией. Аттестация после завершения практики включает в себя: предоставление дневника, выполненной творческой работы (описание клинического случая, презентация, реферат, санитарный бюллетень, памятка для пациента и т.п.), результатов компьютерного тестирования и собеседование.

 Преддипломная практика у студентов 6 курса лечебного факультета, основанная на отработке профессиональных компетенций врача, будет проводиться в июне перед Государственной аттестацией. Продолжительность практики составит 2 недели (12 рабочих дней) с ежедневным 6-часовым рабочим днем. Планируется работа студентов в первичном звене здравоохранения с оказанием амбулаторно-поликлинической помощи населению. Работая в поликлинике с различными специалистами (терапевтом, хирургом, неврологом, окулистом, ЛОР-врачом и др.), выпускники смогут отточить полученные знания и реализовать профессиональные компетенции [8; 9].

На 6 курсе Саратовского государственного медицинского университета выпускается порядка 400 студентов лечебного факультета. Планируется, что из них около 300 студентов будет проходить практику в поликлиниках города и 100 человек пройдут практику по месту жительства. Следовательно, для обеспечения рационального прохождения практики студентам необходимо предоставить 15-20 баз (поликлиник), при учете, что на базе будет работать от 16 до 20 студентов.

Со всеми главными врачами поликлиник, принимающих участие в проведении преддипломной практики студентов, будут заключены договора.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, будут назначаться руководители практики из числа профессорско-преподавательского состава кафедры поликлинической терапии, и руководители практики из числа работников поликлиник.

В обязанности руководителя практики от организации входит:

  • составить рабочий график (план) проведения практики;
  • разработать индивидуальные задания для студентов, выполняемые в период практики;
  • провести распределение студентов по рабочим местам и видам работ в организации;
  • осуществлять контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ФГОС;
  • оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к творческой работе, проводимой в ходе преддипломной практики;
  • оценивать результаты прохождения практики студентами.

Руководитель практики от профильной организации (поликлиники):

  • согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
  • предоставляет рабочие места студентам;
  • обеспечивает безопасные условия прохождения практики студентам, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
  • проводит инструктаж студентов по технике безопасности, ознакомлению с требованиями охраны труда, правилами внутреннего трудового распорядка и пожарной безопасности [6].

При проведении практики в профильной организации руководителем практики от организации и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

Направление на практику оформляется распорядительным актом руководителя организации или иного уполномоченного им должностного лица с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

Основная работа студентов будет проходить с участковым врачом-терапевтом, также они смогут отработать свои профессиональный компетенции, работая с кардиологом, неврологом, хирургом, окулистом, эндокринологом, ЛОР-врачом, что позволить приобрести навыки работы врача общей практики.

В результате освоения программы и прохождения преддипломной производственной практики у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
  • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
  • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК- 3);
  • способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
  • готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);
  • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-6);
  • готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-7);
  • готовностью к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-8).

Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

  • готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
  • готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
  • способностью использовать основы экономических и правовых знаний в профессиональной деятельности (ОПК-3);
  • способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности (ОПК-4);
  • способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения профессиональных ошибок (ОПК-5);
  • готовностью к ведению медицинской документации (ОПК-6);
  • готовностью к использованию основных физико-химических, математических и иных естественно-научных понятий и методов при решении профессиональных задач (ОПК-7);
  • готовностью к медицинскому применению лекарственных препаратов и иных веществ и их комбинаций при решении профессиональных задач (ОПК-8);
  • способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);
  • готовностью к обеспечению организации ухода за больными и оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи (ОПК-10);
  • готовностью к применению медицинских изделий, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи (ОПК-11).

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета.

Медицинская деятельность:

  • способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
  • способностью и готовностью к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения (ПК-2);
  • способностью и готовностью к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
  • способностью и готовностью к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения (ПК-4);
  • готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);
  • способностью к определению у пациента основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);
  • готовностью к проведению экспертизы временной нетрудоспособности, участию в проведении медико-социальной экспертизы, констатации биологической смерти человека (ПК-7);
  • способностью к определению тактики ведения пациентов с различными нозологическими формами (ПК-8);
  • готовностью к ведению и лечению пациентов с различными нозологическими формами в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (ПК-9);
  • готовностью к оказанию медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи (ПК-10);
  • готовностью к участию в оказании скорой медицинской помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (ПК-11);
  • готовностью к ведению физиологической беременности, приему родов (ПК-12);
  • готовностью к участию в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-13);
  • готовностью к определению необходимости применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-14);
  • готовностью к обучению пациентов и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, навыкам самоконтроля основных физиологических показателей, способствующим сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний (ПК-15);
  • готовностью к просветительской деятельности по устранению факторов риска и формированию навыков здорового образа жизни   (ПК-16).

Организационно-управленческая деятельность:

  • способностью к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-17),
  • готовностью к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-18);
  • способностью к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-19).

Научно-исследовательская деятельность:

  • готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20);
  • способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21);
  • готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-22).

За время прохождения практики студенту необходимо будет выполнить творческую работу (кейс-стади) в виде клинического случая с представлением на зачет презентации с разбором больного. При работе над кейсом студенту будет необходимо изучить дополнительную литературу, проанализировать клиническую ситуацию, разобраться в сути проблемы, решить поставленную задачу (диагностика, лечение и ведение пациента по стандартным требованиям). Выступление студентов с презентацией позволит провести обмен полученными результатами, погрузить студентов в клиническую ситуацию, сформировать эффект умножения знания.

Вся проделанная работа (согласно программе практики) отражается в дневнике студента, который представляется на зачет. Дневник подписывается врачом, заведующим отделением или ответственным по практике и главным врачом поликлиники. Оценка работы студента в организации отражается в характеристике студента, которая подписывается заведующим отделением и главным врачом. Дневник и характеристика заверяются печатью учреждения.

Зачет с оценкой сдается в последние два дня практики на кафедре поликлинической терапии с использованием фонда оценочных средств для проведения аттестации студентов по преддипломной практике. Фонды оценочных средств созданы с учетом общекультурных и профессиональных компетенций, которыми должны овладеть студенты. Зачет включает в себя собеседование по билету, проверку дневника, компьютерное тестирование, выступление с презентацией по учебно-исследовательской работе.

Во время прохождения практики студенты пользуются учебной литературой и ресурсами сети Интернет, с которыми можно ознакомиться на образовательном портале СГМУ, сайте кафедры поликлинической терапии, также на сайте кафедры в разделе «Преддипломная практика» выставляется «Программа практики», требования к написанию дневника и творческой работе, вопросы к зачету. Созданные интернет-ресурсы позволят студентам подготовить разбор клинического случая, вести пациентов на участке, подготовиться к зачету.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что преддипломная практика позволит студентам 6 курса выбрать направление своей медицинской деятельности, повысить профессиональный уровень, развить коммуникативные способности и совершенствовать общекультурные навыки.