Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THEORETICAL BASES OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE TO THE ART STUDENTS OF THE INSTITUTION FORESTRY PROFILE

Maslennikova S.F. 1 Bormotova O.A. 1
1 Urals state forester university», Yekaterinburg, Russia
The article discusses some aspects of artistic-aesthetic education of students of higher education institution forestry profile as of particular importance to nurture cultural identity, having a broad Outlook and a focus on aesthetic, humanistic, moral values and the development of value attitude to culture and art. The article reveals the essence of the concept "value," "valuing art", "formation of the valuable relation to art students of the University forestry profile. Discusses the features of professional training of future bachelors in the field of wood technology. Analyzed Federal state educational standard of higher education in this field of study. The authors consider the theoretical basis, highlighting features, refining the criteria, indicators and levels of formation of value attitude to art among students in the process of studying the Humanities and art disciplines.
value attitude
value
culture
arts
forestry education

Сегодня кризис, разразившийся во всем мире и затронувший все сферы общественной жизни (политическую, экономическую, культурную и т.д.), коснулся и России. По мнению отечественных ученых, наиболее опасные его проявления, заключающиеся в снижении интеллектуального и культурного уровня общества, девальвации общепризнанных, традиционных духовно-нравственных ценностей и искажении ценностных ориентиров, свидетельствуют о «гуманитарном кризисе» [11, c.5]. Для преодоления этих негативных явлений насущной проблемой становится вопрос воспитания человека культуры с широким мировоззрением, ориентированным на гуманистические, нравственные и эстетические ценности, в системе которых взаимодействие с окружающей средой, природой, искусством носит не потребительский, а созидательный характер.

В связи с этим современное российское общество и государство проявляют крайнюю озабоченность воспитанием подрастающего поколения и молодежи, формированием их личностной структуры ценностей, развитием духовно-нравственных качеств, эстетических чувств и пр. Ряд государственных документов (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и др.) отмечает необходимость планомерного развития человека, его личностно и профессионально значимых качеств. В «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» отмечается, что гражданам РФ гарантирован доступ к «знаниям, информации и культурным ценностям» [11, c.14].

Огромная роль в обучении и воспитании молодежи отводится системе высшего образования. Принятые в последние годы Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) закрепляют компетентностный подход в профессиональной подготовке, сущностной характеристикой которого является нацеленность обучения на формирование качеств личности, способной к успешной профессиональной самореализации. Компетентностный подход признан наиболее продуктивным в практике лесотехнического образования, имеющего особое значение, определяемое ролью инженерных кадров в обеспечении развития и процветания общества.  Поэтому подготовка компетентных специалистов становится  одной из приоритетных целей образования. Важно, что политика государства отражает необходимость ориентации образовательного процесса не только на передачу нового материала, информации, но и на освоение гуманитарных личностно-развивающих знаний и умений, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и людям [9].

Концепты «ценности» и «ценностные отношения» всегда интересовали ученых. Понятие «ценности» впервые затронул в своих философских трудах И. Кант в XVIII в., обозначая должное и отличая его от сущего, того, что есть [6]. Во второй половине XIX в. понятие ценности, подразумевая под ней значимость чего-либо для человека, вводит немецкий философ Г. Лотце [1]. В это же время появляется самостоятельная научная дисциплина – аксиология. Философы – неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт развили в своих трудах учение о ценностях. В. Виндельбанд предметом философского изучения утверждает ценности, которые сформировались в процессе развития человечества и, передаваясь из поколения в поколение, становились основой духовной жизни личности, общества [4].

Активно занимались изучением феномена «ценность» отечественные исследователи. Известный советский философ М.С. Каган под ценностью понимает «внутренний, эмоционально освоенный субъектом ориентир его деятельности, и потому воспринимается им как его собственная духовная интенция, а не имперсональный, надличностный, отчужденный от него регулятор поведения» [5, с.164]. Авторитетные представители  российской педагогической науки В.А. Сластенин и Г.А. Чижакова определяют ценности как вещественно-предметные свойства явлений, характеристики человека и общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для индивида и общества [10]. Они выделяют различные виды ценностей – экономические, социальные, психологические, нравственные, эстетические, познавательные и др. При всем разнообразии трактовок сложного понятия «ценность» многие ученые отмечают ее главные особенности: ценность всегда связана с человеком и имеет сложную структуру, в которую входят сознание, отношение, поведение [1; 2].

Ценности становятся ориентиром деятельности и поведения человека только при условии сформированности у него ценностных сознания и отношений. Ценностное сознание – это форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей. Именно оно является основой нового типа мировоззрения, строящегося на отражении и проектировании реальной жизни людей, их устремлённости в будущее с учётом опыта предшествующих поколений и позиции всеобщего блага [10]. Ценностное отношение, по мнению В.А. Сластенина и Г.И. Чижаковой, – это внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой свойство последнего не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам человека или поставленной им цели. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как  оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром [10].

Советский психолог, исследователь проблем человеческих отношений В.Н. Мясищев рассматривал личность как субъект, сознательно относящийся к окружающему миру, с одной стороны, и как субъект общественных отношений, с другой. Кроме того, по мнению автора, отношение всегда имеет предмет, выражением отношения является практическое действие, а мерой – поступок. В.Н. Мясищев выделяет три типа отношений человека: к миру вещей и явлениям природы; к людям и явлениям социума; к самому себе [7].

Особый интерес у ученых вызывает проблема ценностного отношения к искусству. М.С. Каган отмечал, что «искусство образно моделирует реальное ценностное отношение», а также способно сформировать к вещам отношение как «к носителям нравственно-эстетических ценностей» [5, с.114]. По мнению автора, понятия «эстетические и художественные ценности» неразрывно связаны с искусством [8]. Молодой исследователь С.С. Важенина, обобщая взгляды различных ученых на происхождение и сущность ценностей и ценностного отношения, трактует ценностное отношение к искусству как «внутреннюю позицию личности, отражающую переживаемую связь человека с  искусством, характеризующуюся эстетической значимостью для него искусства, практического интереса к нему, которая основана на его художественном опыте, формируется в процессе художественной деятельности и художественного общения» [3, с.36].

Формирование ценностного отношения к искусству у будущих бакалавров Уральского государственного лесотехнического университета (УГЛТУ), обучающихся по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки»), является необходимым, поскольку область их профессиональной деятельности связана с производством полуфабрикатов и изделий из древесины и древесных материалов, проектированием технических условий, стандартов, технических описаний новых лесозаготовительных процессов и процессов изготовления изделий из древесины, разработкой проектов новых и реконструкции действующих лесозаготовительных и деревоперерабатывающих участков с учетом эстетических параметров и т.д. Выпускникам предстоит работать на предприятиях, занимающихся производством продукции из дерева: на мебельных фабриках, в сувенирных мастерских, компаниях по строительству недвижимости и т.д. Глубокие знания не только технологии деревообработки, но и художественных стилей, языка искусства, специфических приемов декора, традиционных способов художественной обработки древесины и т.д. позволит специалисту по деревообработке сделать свою продукцию конкурентоспособной и максимально приближенной к запросам потребителя, которого привлекает экологичность, универсальность и эстетичность [12].

Сформированное у студентов лесотехнического университета ценностное отношение к искусству позволит выполнить требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 35.03.02 «Технология лесозаготовительного и деревоперерабатывающего производства» (профиль «Технология деревообработки») и обеспечить успешное усвоение обучающимися некоторых общекультурных компетенций: способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1), анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2), способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5), способность толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-6) [8]. Освоению этих компетенций будет способствовать изучение гуманитарно-художественных дисциплин («Философия», «История», «Культурология», «Основы дизайна», «Проектирование и моделирование мебели», «Дизайн мебели и интерьера», «Специальные виды отделки»), имеющих ярко выраженную аксиологическую направленность. Именно через содержание этих дисциплин обучающимся раскроются сущность понятий «культура», «искусство», «художественный стиль», «художественная и эстетическая ценность», многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии. Кроме того, они узнают лингвистическую систему, как средство межкультурного общения и инструмента познания культуры определенной национальной общности, в том числе лингвокультуры, выработают умение рассуждать об искусстве, художественных шедеврах разных видов искусства, давать объективную оценку различным социальным явлениям и культурным процессам и т.д. [12].

Из вышеприведенного анализа следует, что ФГОС ВО по направлению 35.03.02 «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» содержит предпосылки создания необходимых условий для освоения не только фундаментальных, технических знаний и приобретение технологических умений и навыков обучающихся. Будущий бакалавр в области технологии деревообработки имеет возможность овладеть гуманитарными знаниями, художественными и эстетическими ценностями, что, в свою очередь, будет способствовать развитию у него чувства прекрасного, эстетического вкуса и представлений и пр. На производственной практике, изготавливая сувенирную и иную художественную продукцию, будущий специалист получит необходимый опыт художественной деятельности. Таким образом, сформированное ценностное отношение к искусству даст возможность обучающимся по профилю «Технология деревообработки» приобрести профессиональные знания и навыки, а также способность применять их на практике с помощью погружения в атмосферу искусства.

На основе анализа научно-педагогической литературы считаем необходимым  предложить следующее определение: формирование ценностного отношения студентов вуза лесотехнического профиля к искусству – это целенаправленный педагогически организованный процесс становления и развития жизненной позиции личности,  отражающий осознание и эмоциональное восприятие ею ценностей искусства, направленный на приобретение художественного опыта, формирующегося в результате художественной деятельности. Следует отметить, что формирование ценностного отношения к искусству у обучающихся в вузе лесотехнического профиля способствует расширению знаний и опыта в будущей профессии, развитию художественных, эстетических, творческих способностей обучающихся, дает возможность глубокого изучения наследия народных мастеров и позволяет выработать собственный стиль в художественной деятельности. В результате проведенного исследования разработаны критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля (таблица).

 

Критерии, показатели и уровни сформированности
ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля

Критери­и

Показатели

Уровни

1

2

3

Когнитивный

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины широки, разносторонни и систематизированы

Высокий

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины не систематизированы и ограничены стандартными подходами, связанными с пониманием искусства как необходимости приспособления к жизни в данном обществе

Средний

Знание о ценностях  искусства, стилей,  основных материалов, технологий, необходимых для создания изделия из древесины поверхностны, фрагментарны или отсутствуют

Низкий

Эмоционально-волевой

Сформированы умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства, оценивания художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей

Высокий

Умения осознанного и эмоционального восприятия ценностей искусства проявляются непостоянно, оценивание художественных произведений с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей вызывает затруднение.

Средний

Студент неспособен осознанно и эмоционально воспринимать ценности искусства, оценивать художественные произведения с точки зрения воплощения в них эстетических ценностей.

Низкий

Практически-действенный

Студент проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, воплощению ценностного содержания произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Высокий

Студент не всегда проявляет готовность и способность к созданию художественных продуктов, ему не всегда удается воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Средний

Студент не готов к созданию художественных продуктов, не способен воплотить ценностное содержание произведений искусств в индивидуальных/коллективных творческих проектах.

Низкий

 

Разработанные нами диагностические материалы (критерии, показатели и уровни) позволят определить динамику формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля при условии создания комплекса педагогических условий для воспитательных воздействий на молодёжь. Педагогические условия формирования ценностного отношения к искусству у обучающихся должны включать 1) учет межпредметных связей инженерно-технических и гуманитарно-художественных дисциплин; 2) усиление внимания к формированию представления об искусстве как способе ценностного освоения окружающего мира; 3) организация внеаудиторной (экскурсионной, выставочной) деятельности студентов; 4) использование активных методов воспитания, включающих студентов в ситуации эмоционально-катарсического переживания художественных образов – носителей художественно-эстетических ценностей.  Средством формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля может выступать художественная деятельность как один из основных видов деятельности бакалавров в области технологии деревообработки, предполагающая изготовление различных изделий из древесины, сувенирной продукции, художественную обработку изделий из древесины и т.д.

Подытоживая, следует отметить, что изучение теоретических основ формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля позволило определить и научно обосновать актуальность исследования, раскрыть его понятийный аппарат, выявить критерии, показатели и уровни сформированности ценностного отношения у обучающихся. На основе этих данных в дальнейшем нами будет разработана методика формирования ценностного отношения к искусству у студентов вуза лесотехнического профиля.