Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF THE CONCEPTS OF CREATIVITY AND CREATIVE ACTIVITY AT BACHELOR OF TOURISM, SERVICE AND HOTEL BUSINESS AS A PREREQUISITE FOR THEIR SUCCESSFUL PROFESSIONAL IMPLEMENTATION

Voytenko M.V. 1
1 Altai State University
The article discusses the problem of the formation of ideas about creativity and creative activities at the Bachelor of Tourism, Service and Hospitality Management. The features of professional work of experts in this field are considered and elaborated. The author suggests that during the process of obtaining higher professional education it is necessary to form the students' conception about their future work, prepare them for creative activities, and develop their creative potential in order to achieve a successful professional development. One of the techniques that contribute to this, is working with projects. The basic unit, the core of the educational project in this case showcases a professional-developing situation, which comprises a full cycle of development of creative design thinking of the future expert, from the formulation of the problem, the emergence of cognitive motivation, finding ways to solve the problem through reflection and demonstration of the appropriateness and the correctness of the decision.The author analyses the results of the survey conducted among students dealing with creativity and creative activity and their importance for the future of the profession.
creativity
creative activity
project method
professionally-developing situation
professionalization

Объективная социальная потребность в творческих кадрах определяет актуальность проблемы развития творческих способностей и творческого потенциала личности в условиях высшей школы. Кроме того, особенности профессиональнойдеятельности в сфере туризма состоят в том, что для достижения профессионального роста и лучшей социальной адаптации этот специалист должен владеть несколькими профессиями, находящимися на одной социальной ступени; пройти «карусель профессий» [3, с. 473].

Цель исследования. Определить возможности формирования представлений о творчестве и творческой деятельности в высшем профессиональном туристском образовании с целью будущей успешной профессионализации. Исследование проводилось на базе Алтайского государственного университета, среди студентов (будущих бакалавров туризма) 1 – 5 курсов дневного и заочного отделения.

Методы исследования: теоретические (анализ философской и психолого-педагогической литературы, изучение трудов по педагогике туризма, нормативных документов и нормативно-правовых актов); прогностические (моделирование и проектирование педагогических объектов); обсервационные (прямое, косвенное наблюдение).

Задолго до современных социокультурных изменений М.Н. Скаткин справедливо указывал на тот факт, что только целенаправленное обучение и воспитание позволяют обеспечить развитие заложенных природой творческих способностей человека, его творческого потенциала [9].

Для успешной профессиональной карьеры необходимо быть творческим человеком, развивать свой творческий потенциал на протяжении всей жизни. Необходимость и возможность реализовать природные задатки в условиях профессии или социальной жизнедеятельности, в условиях выхода за пределы достигнутого с целью найти нестандартное решение проблемы побуждает человека интегрировать действия по преобразованию реальности в действительность[2].

Готовность студента вуза к творческой деятельности проявляется в его способности решать нестандартные профессиональные задачи, находить для этого оптимальные средства и методы, и, по мнению исследователей, в этом творческом процессе самосовершенствоваться и самореализовываться, определять перспективы собственного профессионального развития, т.е. становиться субъектом деятельности [4, 5, 8].

Однако, как показывают исследования ученых в течение последнего десятилетия, «желание работать творчески» выразили до 36 % выпускников классических университетов, до 22 % студентов педвузов и лишь 16 % студентов технических вузов. Крайне низкий уровень творческой развитости современных студентов отмечают в своих диссертационных исследованиях Л.Р.Симсон, Е.Е. Туник, Е.Л. Яковлева и др. На основании своего социологического исследования Г.Н. Соколова и В.Г. Дракохруст утверждают, что до 75% молодых специалистов показывают, что традиционная система образования снимает ориентацию на творчество уже в самом процессе обучения, а до 70 % выпускников представляют свою будущую работу по специальности как добросовестный исполнительский труд, не предполагающий самостоятельных творческих решений.

Эта проблема весьма актуальна для профессионального туристского образования, тем более что этот вид профессионального образования существует в России сравнительно недавно.

Успех в бизнесе гостеприимства требует не только технических, управленческих и коммуникативных навыков, но также определенного типа личности: открытой и энергичной, дипломатичной и креативной, непринужденно чувствующей себя в различной социальной обстановке, обладающей профессиональной мобильностью и способной к достижению профессиональных и личностных вершин.

Между тем анализ состояния теории и практики профессионального туристского образования позволил выделить противоречия между:

  • увеличивающимся с каждым годом количеством дипломированных специалистов и бакалавров по туризму, сервису и гостиничному делу и в то же время все более ощущающейся нехваткой творческих и высококвалифицированных кадров. Особенно остро эта проблема проявила себя в связи с кризисом в туристской отрасли, когда от работников сферы туризма потребовались творческие умения: умение принимать решения в нестандартных ситуациях, личная инициатива, готовность индивидуально подходить к потребностям каждого туриста;
  • отсутствием в предлагаемых компетенциях высшего туристского образования отдельно выделяемых «творческих» компетенций, преимущественной ориентированностью уже сложившейся системы профессионального образования на «знаниевую» концепцию и сложностью перехода к личностно ориентированным технологиям обучения;
  • многопрофильным и, как правило, творческим характером деятельности работника туризма и пока недостаточно адаптированной к этому характеру будущей деятельности современной системы профессионального обучения.

Становится очевидным, что важнейшей частью современного обучения должно стать развитие творческого потенциала личности, под которым мы понимаем «способность и готовность человека преодолевать в деятельности реальные противоречия, барьеры и затруднения; а также те силы, которые побуждают его действовать и тем самым развивать свое «Я» (С.Л. Рубинштейн). Саморазвитие – это способность уверенно, на основе самооценки и планирования нужных навыков управлять своей карьерой и личностным ростом. Молодые специалисты должны обладать творческим потенциалом и «иметь широкий профиль», т.е. обладать множеством профессиональных умений и быть готовыми к приобретению новых.

Проведенное на базе Алтайского государственного университета исследование запросов будущих работодателей сферы туризма, гостиничного деле и сервиса позволилонам выделить следующие необходимые личностные и профессиональные качества будущего специалиста:

  • осознание себя субъектом творческой деятельности и готовность к самооценке своих способностей (в первую очередь, творческих) правильного выбора сферы профессиональной деятельности в сфере туризма и сервиса;
  • способность к самоопределению в профессиональной деятельности, к самостоятельному планированию профессионализации и карьеры в туризме, к поиску необходимой профессиональной информации,
  • наличие мотивации, направленной на собственный профессиональный рост, а также удовлетворение запросов туристов, выражаясь языком американских профессиограмм, наличие «искреннего желания услужить»;
  • познавательный интерес, обусловленный быстро меняющимися реалиями современной сферы туризма, появлением новых туристских дестинаций, новых запросов потребителей, развитием информационных технологий и связанных с этим особенностями построения карьеры в туризме.

Несомненно, для будущего работника сферы сервиса и туризма крайне необходимы такие личностные и профессиональные качества, как:

  • направленность на творческий характер деятельности, что позволит ему в будущем правильно относиться к решению поставленных задач, положительно воспринимать необходимость нестандартных решений, направленных на улучшение туристского сервиса, на расширение профессиональных обязанностей, на изучение новых сторон профессиональной туристской деятельности;
  • развитые коммуникативные способности, позитивный настрой на общение, искренний интерес к людям, умение работать в команде, желание и умение общаться, способность к эмпатии, толерантность, стремление к знаниям по психологии.
  • профессиональная мобильность, т.е. возмож­ность и способность успешно переключаться на другую деятель­ность или менять вид труда.

Исходя из необходимости развития творческих способностей и творческого потенциала студентов – бакалавров туризма, гостиничного дела и сервиса, мы изучили представления о творчестве и творческой деятельности у студентов первого-второго курсов, обучающихся на направлениях подготовки 43.03.01 «Сервис», 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело». В опросах приняли участие студенты дневного и заочного отделения, общее количество участников исследования – 192 чел.

Предварительные беседы со студентами показали, что термин «творчество» студенты относят только к деятельности людей искусства: художников, музыкантов и т.п. Поэтому на этом этапе важной задачей мы определили для себя прояснение понятий «творчество» и «творческая деятельность» в жизни любого специалиста. Анкетирование, проведенное среди студентов кафедры туризма, позволило выявить их представления о сути творчества, о необходимости или бесполезности, с их точки зрения, творческого отношения к деятельности в будущей профессии.

Студентам предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • Что такое творчество?
  • Перечислите творческие, на ваш взгляд, профессии.
  • Нужны ли творческие качества личности в будущей профессиональной деятельности (обоснуйте свой ответ).

Данные, полученные при ответе на вопросы, показали, что:

1) Немногие студенты правильно понимают суть творчества: лишь 17 % опрошенных главным признаком творчества считают «создание чего-то абсолютно нового, изобретение или открытие». Остальные опрошенные на вопрос о сути творчества предоставили примерно следующие ответы: «Творчество – это вид человеческой деятельности, основанный на выражении своих чувств и мыслей» или: «Это отличительная черта характера человека, проявление его духовных качеств».

2) В представлении большинства студентов творчество связано в первую очередь с творческими в сознании большинства людей профессиями: актер, художник, композитор. Кроме этих, традиционно и признанно творческих профессий, были названы также профессии повара, парикмахера, дизайнера, фотографа и т.п. Ни один из опрошенных не назвал свою будущую профессию творческой.

3) Однако при ответе на третий вопрос анкеты о том, нужны ли творческие качества личности в их будущей профессии, студенты ответили положительно. При этом обоснование такого решения выглядит у большинства опрошенных (примерно 80%) следующим образом: «Творческие качества позволяют сделать нашу работу значительно интереснее и ярче»; «В туризме и сервисе важно творчески подходить к делу, т.к. нужно уметь предложить людям что-то новое», «Наша профессия требует творческого подхода к людям». Как видим, значение творчества для успешности жизненного и профессионального пути студентами почти не осознается.

Очевидно, что в процессе получения высшего профессионального образования необходимо формировать у студентов представления о творчестве, готовить их к творческой деятельности, развивать творческий потенциал. Это необходимо для успешной профессионализации будущих работников сферы сервиса, туризма и гостиничного дела.В период обучения в высшей школе именно учебный процесс для студентов любых направлений подготовки – главная сфера профессионального, личностного и умственного становления.

В современной психологии и педагогике профессио­нальной деятельности большое внимание уделяется проблемам про­фессиональной подготовки, профессионализации личности, а также проблеме становления будущего профессионала (К. А. Абульханова, В. А. Бодров, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Б.М. Теплов и др.). Большой интерес вызывает в данном случае возможность формирования представлений о творчестве и творческой деятельности, собственного стиля деятельности уже на этапе получения высшего образования. По мнению В.А. Бодрова, важнейшим итогом должно стать «обеспечение достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных усло­виях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности» [1].

Таким образом, профессионализация – это процесс приобре­тения субъектом труда таких свойств и качеств, которые по­зволяют ему успешно решать будущие производственные задачи профессиональной деятельности.

А.К. Маркова называет профессиональное становление профес­сионализацией, подчеркивая, что в целом профессионализация – это одна из сторон социализации [6]. Эффективность профессио­нализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, в том числе и на этапе обучения в высшей школе.

Для профессионального туристского образования важнейшим качеством, определяющим успешность будущей профессиональной деятельности, является, по нашему мнению, способность к творческой деятельности.

Одним из методов, способствующих развитию представлений о творчестве и формированию умений творческой деятельности, является метод проектов. Это комплексный метод, содержащий в себе элементы обучения и исследования, научного познания и профессиональной деятельности. Он воссоздает социальное и предметное содержание будущей профессиональной деятельности через моделирование. В проект могут быть внесены элементы, характеризующие человеческое измерение научного познания: метафорические, экспрессивно-эмоциональные, игровые, образно-модельные элементы. При этом пристрастное, личностное отношение распространяется не только на конкретное предметно-научное содержание, но и на идеалы, нормы, принципы, ценности профессионального поведения и общения, которые осваиваются через проекты.

Основной единицей, ядром учебного проекта является профессионально-развивающая ситуация, которая содержит в себе полный цикл развития творческого проектного мышления будущего специалиста: от постановки проблемы, порождения познавательной мотивации – до нахождения способов разрешения проблемы, осуществления рефлексии и нахождения способов и доказательств правильности этого решения, что способствует развитию творческих способностей и профессионализации бакалавра [7].

По мысли С.А. Новоселова, профессионально-развивающая ситуация – это особый развивающий педагогический механизм, который ставит студента в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требует от него новой модели поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переоценка сложившейся ситуации. Специфика творческого развивающего эффекта состоит в наделении смыслами предложенной или сотворенной самим студентом профессиональной или социальной ситуации, то есть происходит заметный рост профессионального сознания и самосознания, а также развиваются способности к творческой деятельности.

Опыт работы посредством метода проектов показывает, что в структуре самосознания диагностируются следующие компоненты, связанные с освоением будущей профессиональной деятельности:

  • освоение принципов и механизмов самостоятельной творческой инициативы, формирование творческих умений;
  • усвоение смыслов своей будущей трудовой деятельности, ее ценностей, оценок, критериев и других концептов деятельности, формирование профессионального кредо, концепции будущей трудовой деятельности (ценностно-смысловой аспект);
  • соотнесение себя с неким профессиональным эталоном, овладение всем спектром профессиональных ролей, установка на кооперацию и сотрудничество (коммуникативный аспект);
  • развитие способности к рефлексии как способа своего существования и карьерного роста, овладение приемами саморегуляции и самосохранения (рефлексивный и валеологический аспекты).

Таким образом, профессионально-развивающая ситуация нами рассматривается как усвоение опыта профессиональной деятельности (или его фрагмента) и придание этому профессиональному содержанию образования личностного смысла, построение собственного оценочного суждения, выработка индивидуального стиля будущей трудовой деятельности, а также как овладение способом творческого самовыражения через эту деятельность. Кроме того, профессионально-развивающая ситуация способствует развитию профессиональных установок и профессионально важных качеств, формированию инновационно-профессионального мышления проектного типа и тем самым формирует творческие умения студентов; прививает навыки самоуправления учением в инновационном режиме, то есть инициирует процессы профессионально-личностного саморазвития и самоэффективности не только в профессии, но и в жизни.

Студент, осознавая себя носителем самостоятельности и свободы, начинает ценить эти свойства в других людях, что развивает в нем позицию толерантности и сотрудничества.

После окончания изучения дисциплин профессионального цикла («Технология и организация экскурсионной деятельности», «Анимационная деятельность в туризме», «Организация гостиничного дела»), а также после прохождения студентами производственной практики на предприятиях туризма и сервиса было проведено повторное анкетирование.

Оно показало, что представления о творчестве и творческой деятельности претерпели значительные изменения у большинства студентов. При ответе на первый вопрос 84% опрошенных ответили, что творчество – это «готовность к нестандартному решению повседневных задач», «умение предложить свое решение проблемы», «найти нестандартный выход из ситуации». К творческим профессиям 96 % респондентов отнесли профессию, «связанную с туризмом и сервисом», «профессию, которая предполагает ежедневное общение с людьми, т.е. сферу сервиса» и т.п. При ответе на третий вопрос 100 % респондентов сочли свою будущую профессию, несомненно, творческой.