Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CATEGORY «EDUCATION» IN THE MODERN FOREIGN RESEARCHES

Simushkina N.Y. 1
1 Siberian State University of Water Transport
The paper considers transformation of the education phenomenon in global society and suggests methodology of studying education as general humanitarian and pedagogical category. Last decades education is considered as an independent pedagogical phenomenon in scientific works of foreign and Russian scientists. Category «education» in English scientific literature is described by expressions «skills», «moral education», etc. Russian scientists consider English term «education» to includeupbringing and training in itself too. Methodological basis of comparing Russian and English scientific literature on education may be the principle of theoretical analogy. The analysis of modern papers devoted to problems of education showed that the term «education» as a native category may be used when analyzing the processes of child moral and social development in foreign schools. In late XX – early XXI centuries foreign social sciences begin to realizeeducation as a forming pedagogical phenomenon. The concepts of «moral education», «social skills», «social education» similar to traditional Russianpedagogical term«education» are introduced into the scientific turn of foreign research. In connection with the processes of globalization and standardization of educational systems of different countries the category education is being formed as a global extraparadigmal category in science.
education
phenomenon of education
global category
social skills
moral education
social education
extra paradigmal category

В исследованиях ученых-педагогов категории «воспитание» отводится одно из основополагающих мест среди педагогических понятий. Многочисленные дискуссии о судьбах воспитания, которые продолжаются в последние десятилетия, породили его многочисленные концепции и трактовки. Многозначность и многомерность социальной и педагогической реальности, в которой осуществляется современное воспитание, сказывается на процессах определения самого воспитания среди других явлений, связанных с развитием и формированием человека.

В настоящее время отечественная наука активно разрабатывает теоретические концепции современного воспитания. Вместе с тем, в связи с глобализацией социальных, образовательных процессов нельзя не учитывать тенденции, возникающие в зарубежном воспитательном пространстве. Реалии глобального постиндустриального общества требуют дополнительных знаний о самом феномене воспитания, его закономерностях, инновациях в содержании, методах и технологии.

Многозначность и многомерность социальной и педагогической реальности, в которой осуществляется современное воспитание, сказывается на процессах определения самого воспитания среди других явлений. Современные реалии требуют от науки осмысления феномена воспитания в обновленной социальной ситуации развития личности. Наше обращение к зарубежным исследованиям обусловлено тем, что неоднородность в понимании научной категории «воспитание» в отечественных и зарубежных исследованиях позволяет увидеть его новые нюансы и внести вклад в общую теорию воспитания.

Цель исследования

Целью нашего исследования является обоснование методологии изучения воспитания как всеобщей гуманитарно-педагогической категории. В центре методологии нашего исследования находится системообразующее понятие «воспитание».

Материал и методы исследования

Анализ зарубежного опыта потребовал четкой формулировки методологии исследования. Это было, прежде всего, связано с преодолением традиционных идеологических установок, строящихся на противопоставлении достижений советской педагогической науки и практики и недостатков системы буржуазного образования. Кроме того, необходимо было выявить такие методологические основания, которые могли бы преодолеть языковой разрыв в формулировке основных терминов, связанных с феноменом воспитания. Наконец, методология должна была ориентировать наше исследование на тот сегмент педагогической науки и практики, который охватывает передовые тенденции развития феномена воспитания.

Существенной причиной обновления методологических подходов к изучению феномена воспитания в современной зарубежной науке и практике выступает то обстоятельство, что продолжает существовать точка зрения о невозможности выделения воспитания в самостоятельный предмет научного исследования. Наше исследование было построено на идее актуализации воспитания как самостоятельного педагогического феномена. Данная позиция основана на работах зарубежных (Д. Уалфорд, П. Коксон, К. Генгель, Д. Кэмпбэл) [10,9,2,8] и отечественных ученых (И.А.Тагунова, М. Г. Казакина, Ю. И. Кривов) [7,3,4].

Воспитание как социальный феномен претерпело в конце XX – начале XXI века значительные трансформации. В общепедагогическом плане трансформации воспитания трактуются Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО как проявления парадигмального сдвига в теории воспитания. В отечественных педагогических исследованиях проблем воспитания стала доминировать ориентация на гуманистические подходы к воспитанию.

В контексте нашего исследования воспитание – целенаправленная деятельность педагога по созданию условий, соответствующих максимальному развитию ребенка, вхождению его в контекст современной культуры, становлению как субъекта собственной жизни, формированию его мотивов и целей, востребованных обществом, развитию качеств и способностей, способности к самовоспитанию и саморазвитию. Такое воспитание связано как с процессом индивидуализации, так и социализации.

Результаты исследования

В последние десятилетия происходила серьезная трансформация относительно целей и ценностей воспитания среди западных ученых. В XX веке считалось, что воспитание должно способствовать изменениям в сознании и поведении личности, а в XXI веке – переменам в личности, которые происходят в процессе участия в конкретной деятельности.

Распространение концепции «когнитивизма» в западной социально-гуманитарной науке в 80-х гг. XX века, фокусирующей внимание на мозговой деятельности учащихся в процессе воспитания, стало ключевым моментом в изменении представлений западных ученых о том, что нужно понимать под термином «воспитание». В конце XX века смысловая структура термина расширилась, и в результате нового толкования его содержания воспитание практически во всех западных теориях начинает входить в категорию «социализация».

Вовлечение России в глобальные цивилизационные процессы, происходящий в нашей стране цивилизационно-культурный перелом привели к кризисному состоянию современной педагогики, которая   представляет собой область сосуществования разных теоретических схем и конструкций. Педагогическое знание само по себе антиномично, т.е. содержит неразрешимые противоречия. Поэтому описывать педагогические феномены языком парадигм является неудачной. В связи с этим М.В. Воропаев предлагает для описания феноменов педагогики термин «внепарадигмальность» [1]. Внепарадигмальность обращает внимание на процесс развития, а не на набор качеств и свойств, характерных для определения воспитания в определенных национальных значениях.

В англоязычной научной литературе категория «воспитание» в его экспликационном смысле через выражения «skills», «moral education» рассматривается на теоретическом уровне в области философии, психологии, этики, теологии. Педагогика облекает результаты исследований в этих областях в разные модели воспитания. Несмотря на то, что и в отечественной, и в западной педагогике нет общепринятых определений воспитания, оно рассматривается как одна из основных педагогических категорий.

Изучая теорию воспитания и частного образования, следует обратить внимание и определить тот термин, который используется в английском языке для определения понятия «воспитание». В англоязычных странах вместо него употребляют термин «образование» (education).

Английский термин «education» означает развитие, воспитание, образование, обучение. Своеобразие этого термина объясняется тем, что именно уровень образования определяет степень воспитанности человека. В Великобритании и США вместо «воспитание» используют термины «моральное образование» (moraleducation), «религиозное образование» (religiouseducation), «гражданское образование» (socialeducation) и др.

А.В. Мудрик первый обратил внимание на одностороннюю и неточную трактовку в отечественной педагогической литературе в 1990-е годы термина «education» как образование [5]. В настоящее время у отечественных исследователей (А.В. Мудрик, М.Г. Казакина, В.И. Петрищев) нет такого мнения, что в зарубежной педагогике нет такого термина – «воспитание» [5,3,6].   Они утверждают, что термин «education» (образование) включает в себя воспитание и выделяют воспитание в самостоятельную научную категорию. Более того, отечественные ученые начинают подбирать в зарубежных научных терминах такие, которые ближе всех по смыслу термину «воспитание».

С целью понимания сущности воспитания в новом глобальном мире необходимо обратить внимание на точку зрения Ю.В. Кривова. Он на анализе определений термина «education» делает вывод, что его трактовка в отечественной педагогике как «образование» неверна. Общепринятый на Западе (в западной педагогической традиции) термин education восходит этимологически именно к идее «наставничества», «научения», «воспитания» как выведения в люди в прямом его смысле (от латинского корня educare – выводить в люди, опекать, наставлять, окормлять). В культурно-педагогическом контексте этот термин обозначает воспитание семейное (family education), религиозное (religious education); социальное (social education), осуществляемое как в учебных учреждениях, так и в социуме (в общине – community education) [4].

На английский язык термин «воспитание» невозможно перевести, сохранив при этом все нюансы этого феномена. Необходимо в нем разобраться, понять его смысл, выявить факторы, придающие ему особое значение, а затем объяснить и интерпретировать. По нашему мнению, термин «education» также наиболее соответствует русскому термину «воспитание».

И.А. Тагунова отмечала, что в Великобритании категория «воспитание» основана на теории либерализма, разработанной в рамках гуманистической концепции и направленной на социальное развитие ученика. В США в категорию «воспитание» включены четыре ценностные концепции: рациональная, развивающая, интуитивная и социальная [7].

В условиях глобализации в науке об образовании формируется глобальная категория «воспитание». В эту категорию входят такие понятия, как «индивидуальный жизненный проект», «гражданское образование», «глобальное образование», «поликультурное образование» и др.

Также при переводе и осмыслении базовых понятий следует обратить внимание, что одинаково звучащие в разных языках слова могут иметь различные ценностные окраски и разные эмоциональные характеристики.

В западных странах существует единство в подходе к определению категории «воспитание». Это единство выражается в выделении его основных аспектов: интеллектуального, нравственного, трудового, физического, эстетического, морального, экономического, полового. Содержание каждого аспекта в странах различается, варьируется и степень первичности.

Все это приводит нас к убеждению, что термин воспитание как отечественная категория может быть использована при анализе процессов нравственного и социального развития ребенка в зарубежных школах. Определение воспитания в глобальном постиндустриальном обществе возможно как принципиальное многообразие концепций и образов, в которых отражается процесс становления человека.

На основании анализа научных текстов и воспитательной практики школ Великобритании и США в период глобализации и распространения интеграции образовательных систем (Болонский процесс) нами установлено, что феномен воспитания занимает все большее место в исследованиях по педагогической компаративистике. Методологическим основанием сравнения отечественных и зарубежных текстов по проблеме воспитания выступил принцип теоретической аналогии. В связи с этим нами не подбирался термин, прямо сопряженный со словом воспитание в отечественной научной литературе, а находились английские выражения, сущностно схожие с пониманием процессов воспитания.

Общим в теории, методологии и практике воспитания последних десятилетий было признание ребенка самоценностью. Особенное проявлялось в том, что в обосновании теорий воспитания школьников утвердился полипарадигмальный подход, методологическую основу которого определяла идея смыслового воспитания. Данные трактовки сущности воспитания наиболее близки к сущностным характеристикам морального образования школьников за рубежом.

Современная компаративная наука отличается ориентацией на использование многообразия эмпирических, аналитических, статистических методов анализа в противовес традиционным методам сравнения, основанным на схемах типа «страна – страна», «социальный институт – социальный институт». Опираясь на современные исследования по компаративистике (Д. Уэлфорд, П. Коксон, К. Генгель, Д. Кэмпбэл, А.В. Мудрик, М.Г. Казакина), мы пришли к выводу, что сравнительные исследования феномена воспитания необходимо строить не на противопоставлении, а на обогащении теоретических знаний. Поэтому воспитание мы рассматривали как внепарадигмальную научную категорию.

Сущность внепарадигмальности заключается в том, что воспитание как педагогический феномен представляет собой целенаправленные педагогические действия, вносящие существенный вклад и в значительной мере обеспечивающие с воспитательных позиций развитие личности ребенка. Внепарадигмальность обращает внимание на процесс развития, а не на набор качеств и свойств, характерных для определения воспитания в определенных национальных значениях.

Заключение

Все это позволяет выдвинуть идею использования категории воспитания в процессе изучения зарубежных педагогических исследований. Воспитание на рубеже XX–XXI века начинает осознаваться зарубежными общественными науками как формирующийся педагогический феномен. Он постепенно выделяется в самостоятельную область педагогического анализа. В научный оборот зарубежных исследований вводятся понятия «moral education», «social skills», «social education»,   близкие, по своей сути традиционному российскому педагогическому термину «воспитание».

В качестве экспликационных русско-английских понятий изучения феномена воспитания применяются выражения «индивидуальный жизненный проект», «гражданское образование», «глобальное образование, поликультурное образование». В связи с процессами глобализации и стандартизации образовательных систем разных стран в науке воспитание формируется как глобальная категория. Англоязычная литература как литература международного научного коммуницирования выступает катализатором инновационных идей в исследовании феномена воспитания.

Принципами обогащения отечественной науки выводами зарубежных исследователей выступают: внепарадигмальность механизмов развития педагогического знания, всеобщность принципов и подходов воспитательной деятельности, отстаивание национальных интересов в содержании и методах воспитания.