Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE SOCIO-CULTURAL PARTNERSHIP OF THE UNIVERSITY AND MUSEUMS FOR TRAINING OF STUDENTS TO THE PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF TRADITIONAL FOLK CULTURE IN MODERN SOCIAL AND CULTURAL CONDITIONS

Baklanova T.I. 1 Medved E.I. 1 Kiseleva O.I. 1
1 GAOU VO «Moscow city pedagogical University, Moscow»
The article is devoted to one of the most urgent problems of modern pedagogical science and practice – the training of students to cultural activities by using the resources of modern museums of folk culture, the ethnographic open-air museums and others. The article reflects some results of a comprehensive study of the Department of socio-cultural activities of the Institute of culture and arts Moscow city pedagogical University on the theme "Socio-cultural partnership of universities, museums and libraries in the conditions of innovative development", completed in 2016. Important in the process of this research was devoted to the scientific rationale for updating the content of ethnocultural education of students, the development of experimental programs of study designed to prepare future bachelors and masters for ethno-cultural activities. Also studied the problem of the use of modern educational technologies of project activities, information and communication technologies for teacher training to the development and implementation of the Museum's ethno-cultural educational projects and programs.
national culture
ethno-cultural activities
ethno-cultural education
museum educational programs

Партнерство – одно из ключевых понятий теории менеджмента, где под партнерством подразумевается сотрудничество для достижения стратегически существенных целей и задач, которые являются взаимовыгодными между независимыми организациями. Под социально-культурным партнерством вузов и музеев мы понимаем их творческое сотрудничество, взаимодействие в области подготовки кадров для сферы культуры, культурно-досуговой деятельности, сохранения и развития традиционной народной культуры, других направлений социально-культурной деятельности. По определению Т.И. Баклановой, социально-культурная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность различных социальных институтов по организации и педагогическому руководству досуговой деятельностью населения в сфере культуры.

Социально-культурное партнерство вуза и музеев направлено на две взаимосвязанные цели:

  • цель музея – использование научного, образовательного, творческого потенциала вуза для развития музейных видов и форм социально-культурной деятельности;
  • цель вуза – использование музейных экспозиций, различных форм социально-культурной деятельности музеев, методов музейной педагогики для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования «Социально-культурная деятельность», «Педагогическое образование», «Народная художественная культура» и другим.

В современных Федеральных государственных образовательных стандартах по данным направлениям высшего образования предусмотрено формирование отдельных компетенций будущих бакалавров и магистров, касающихся традиционной народной культуры. Их формированию может способствовать развитие социально-культурного партнерства педагогических вузов, вузов культуры с этнографическими, краеведческими, музыкальными музеями, музеями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музеями-заповедниками народного зодчества и другими музеями, в экспозициях и образовательных программах которых отражены различные явления и процессы в сфере традиционной народной культуры и этнокультурного образования.

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) разрабатываются и внедряются несколько направлений развития социально-культурного партнерства вуза и музеев по подготовке студентов к сохранению и развитию традиционной народной культуры: в содержании образовании отражаются инновационные подходы к социально-культурному партнерству вуза и музеев в контексте этнокультурной педагогики [5,10], ведется работа по формированию средствами музейной педагогики этнокультурной компетентности студентов [7], осуществляется подготовка студентов к разработке и реализации этнокультурных образовательных программ и др.

На кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ в учебные планы подготовки студентов по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» включены дисциплины «Народное художественное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Современные модели этнокультурного образования» и др., изданы современные учебники, учебные пособия, программы для студентов, в содержании которых отражены, в частности, актуальные проблемы взаимодействия образовательных организаций и музеев по разработке музейных этнокультурных образовательных программ [4,8,9 и др.].

Актуализации и повышению научного уровня содержания этнокультурных дисциплин способствовали международные научно- практические конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (март 2015 г.), организованные кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В этих конференциях приняли участие ученые из многих городов и регионов России (Москвы и Московской обл., Арзамаса, Белгорода, Великого Новгорода, Владивостока, Горно-Алтайска, Ижевска, Йошкар Олы, Кемерово, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Твери, Ханты-Мансийска и др.), а также из Армении, Казахстана и США. В материалах конференций отражен опыт социального партнерства нескольких музеев и вузов, например, опыт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», который является методическим центром в области этнографии коренных народов Югры для этнографических, исторических, краеведческих музеев округа, имеющих в фондовых коллекциях (или собраниях) предметы материальной и духовной культуры хантов, манси, лесных ненцев. На базе музея «Торум Маа» для студентов ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся научно-практические семинары по возрождению, сохранению и популяризации традиционных занятий, таких как изготовление предметов быта, средств передвижения, орудий и сооружений охотничьего промысла, рецептов национальной кухни, с привлечением мастеров-носителей традиционной культуры обских угров. В МГПУ проблемы этнокультурной деятельности музеев входят в содержание некоторых учебных дисциплин, исследуются в курсовых и научных студенческих работах, магистерских и кандидатских диссертациях. Например, в рамках учебной дисциплины «Народное художественное творчество» наши магистранты посетили музей знаменитого во всем мире народного художественного промысла Гжели, побывав на родине отечественной керамики, гончарства, фарфора с уникальной синей подглазурной росписью. Во время музейной экскурсии они познакомились с историей этого промысла, а на мастер-классе И.В. Коршуновой, кандидата педагогических наук, представителя нашей научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», освоили основы лепки и традиционной гжельской росписи.

Также программой курса «Народное художественное творчество» была предусмотрена самостоятельная работа магистрантов в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), и в других московских музеях, хранящих народные музыкальные инструменты, произведения народного художественного творчества, различные предметы традиционного народного быта.

Особое значение для формирования этнокультурной компетентности студентов имеет дальнейшее развитие социального партнерства вузов с различными видами музеев, в экспозициях которых представлены традиционные жилища и другие памятники материальной народной культуры. Важно знакомить студентов с экспозициями, этнокультурными образовательными проектами и программами исторических, этнографических, художественных и других музеев, а также непосредственно музеев народной культуры и краеведческих музеев в разных регионах России. В них наряду с экскурсиями проходят праздники народного календаря, мастер-классы народного декоративно-прикладного творчества, фольклорные концерты, образовательные этнокультурные программы и другие мероприятия.

Разноплановую этнокультурную деятельность осуществляют музеи- заповедники деревянного зодчества и народного быта: Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгородская область), Коломенское (г. Москва), Малые Карелы (Архангельская обл.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области и др. В них не только хранятся памятники материальной народной культуры, но и «оживают» старинные праздничные и семейно-бытовые народные традиции, проходят разнообразные образовательные и игровые программы, этнографические спектакли и концерты фольклорных коллективов.

Также необходимо знакомить студентов с музеями народной культуры, созданными при участии детей и родителей в дошкольных образовательных организациях и школах. Несколько музеев русской культуры созданы в московских детских садах и школах с этнокультурным русским компонентом содержания образования, участвовавшим с середины1990-х годов в экспериментальной работе (под научным руководством Т.И.Баклановой) по созданию модели столичного образования в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование». В этих образовательных организациях, кроме музеев, имитирующих интерьеры старинной русской избы, оформлены помещения, интерьеры которых напоминают боярские палаты, а также домашний театр, музыкальную гостиную, бальный зал и картинную галерею в дворянской усадьбе. В школьном Музее московской культуры (СОШ № 683 г. Москвы) были оформлены такие тематические экспозиции, как «Москва музыкальная», «Москва театральная», «Москва литературная», «Москва живописная», «Москва праздничная» и др.[1].

Вся этнокультурная образовательная деятельность детских музеев базируется на идеях и методах музейной педагогики и этнопедагогики. В программах внеурочной этнокультурной деятельности школ все большее внимание уделяется знакомству с музейными экспозициями, отражающими различные формы традиционной народной праздничной, семейно-бытовой, игровой культуры, различные виды народного художественного творчества и т.п., применяются педагогические технологии проектной деятельности, современные информационно-коммуникативные технологии.

На кафедре социально-культурной деятельности Институт акультуры и искусств МГПУ студенты изучают содержание разработанных педагогами кафедры учебников, учебных пособия и программ для общего и дополнительного этнокультурного образования детей. Например, учебное пособие Т.И. Баклановой для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники»[3]. В него включены практические задания по посещению школьниками различных музеев, в которых хранятся старинные самодельные переносные кукольные театры –«вертепы», использовавшиеся для народных кукольных представлений в дни Зимних святок, старинные самодельные маски для народных святочных сценок, куклы фольклорного театра Петрушки, участвовавшие в ярмарочных спектаклях в дни народных праздничных   гуляний,   и   другие   экспонаты,   дающие   наглядные представления о народных традициях празднований на Руси Рождества, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и других старинных народных календарных праздников.

Методика работы по данному учебному пособию для 4 класса раскрыта в пособии для студентов, учителей и педагогов дополнительного образования «Русская культура.1–4 классы», подготовленному авторским коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. [9]. В содержании учебно-методического комплекта «Русская культура» для 1–4 классов, созданного этим же авторским коллективом, отражены многие этнокультурные программы музеев г. Москвы [2,6,9].

Для реализации рассмотренных направлений подготовки студентов к этнокультурной деятельности с использованием этнопедагогического потенциала музеев, необходимо, на наш взгляд, не только развивать сложившуюся практику формирования этнокультурной компетентности студентов, но и дополнять ее новыми компонентами. Например, разработать и ввести в учебные планы дисциплину «Музейная этнопедагогика», а некоторые практические занятия и самостоятельную работу студентов по этой дисциплине посвятить участию студентов в создании в вузе музея народной культуры как базы учебной и научно-исследовательской деятельности.

Специальное внимание необходимо уделить повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров к осуществлению этнокультурного дополнительного образования детей. Различные виды и формы такого образования осуществляются в настоящее время не только в образовательных организациях, но и в музеях, библиотеках, других учреждениях культуры, реализующих дополнительные образовательные программы детей и взрослых.

На их кадровое обеспечение направлена, в частности, новая дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Этнокультурное дополнительное образование детей» (Т.И. Бакланова, О.И. Киселева, 2016 г.). Данная программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н, по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры). Цель программы – совершенствование этнокультурных компетенций слушателей, необходимых для разработки и реализации дополнительных развивающих этнокультурных программ для детей. Данная программа может быть реализована для повышения квалификации музейных работников в условиях социально-культурного партнерства вуза и музеев.

Программа рассчитана на 72 часа, состоит их трех разделов.

Раздел 1. «Теоретические основы этнокультурного дополнительного образования детей» включает рассмотрение сущности, понятийно-терминологической системы, концептуальных основ и актуальных проблем развития данной сферы этнокультурной образовательной деятельности.

Раздел 2. «Основное содержание дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей» знакомит педагогов, музейных работников с исследованиями и практикой организации традиционных народных праздников в социально-культурных учреждениях, в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также с особенностями различных видов народного художественного творчества, отраженных в содержании этнокультурной деятельности современных образовательных организаций и учреждений культуры.

Раздел 3. «Разработка и реализация дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей». В нем рассматриваются общие требования к проектированию и реализации дополнительных развивающих программ, особенности разработки и реализации таких программ для дошкольников и школьников разных возрастных категорий, проблемы педагогического маркетинга этнокультурных образовательных программ для детей и др.

Посредством данного и других учебных курсов в МГПУ внедряется научно обоснованная инновационная система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров к этнокультурной деятельности в учреждениях культуры и образования, в том числе – к разработке и реализации музейных программ, направленных на этнокультурное образование как средство патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического воспитания граждан Российской Федерации.

Результаты и перспективы развития социально-культурного партнерства МГПУ и музеев в этнокультурной сфере планируется обсудить в рамках предстоящей в марте 2017 года Международной научно-практической конференции «Этнокультурная деятельность в современных образовательных и организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы». К участию в этом научном форуме приглашаются ученые и практики этнокультурной деятельности, включая сотрудников музеев.