Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

BASIC CONCEPTS OF ACADEMIC SUBJECTS «MUSIC» FOR PUPILS WITH MILD MENTAL RETARDATION

Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Development of updated content school subject “Music” for students with mild mental retardation, corresponding to modern requirements of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) and about the adapted basic comprehensive program of education of students with mental retardation (intellectual disabilities), is one of the domestic problems of special education. The need for these developments due to impairment of higher mental functions inherent mentally retarded students having a common character and determines the direction of correction-developing technologies, overcoming developmental disabilities, representing an opportunity for teachers to identify the effectiveness of music education. Articles comparatively little domestic research study are the basic provisions and the results of the musical education of young school-age children with mild mental retardation. The article offers the basic provisions of the subject “Music”, formulated in the course of the study, carried out in the framework organized by the Ministry of Education and Science Project “Development of software and methodical and educational and didactic ensuring implementation of the requirements of the Federal state educational standard primary education of students with disabilities and the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities) (1 additional, 1 classes)”.
mentally retarded students
task of the subject “music”
target of the subject “music”

Целью образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка» выступает педагогическая деятельность по формированию элементарной музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой составной части духовной культуры личности [1-26]. Основой музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает интегративное понятие, включающее приобретение элементарных компонентов качеств, важных для занятий музыкальной деятельностью. К подобным качествам можно отнести овладение всеми обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями музыкальными компетенциями, не предусматривающими их профессиональную подготовку к занятиям музыкой (стойкий интерес, положительно окрашенная мотивация; база простейших музыкальных знаний; наличие внемузыкальных представлений; адекватность эмоций чувствам, представленным в музыке; реализация усилий в достижении завершенного результата при овладении навыками музыкальной деятельности; «чистое» голосоведение мелодии, верное интонирование; осмысление содержания песенного контента; точность при воспроизведении метроритма, правильное звукоизвлечение при игре на музыкальных инструментах детского оркестра).

Задачи учебного предмета «Музыка»: накопить первоначальные впечатления от музыкального искусства и получить доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями); приобщить к музыкально-культурной среде, представляющей обучающимся музыкальные впечатления; сформировать потребность и привычку слушания музыки, посещения публичных выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, творческих коллективов и готовность к самостоятельной музыкальной деятельности; развивать способность получения удовольствия от прослушанных музыкальных произведений, выделяя собственные предпочтения в восприятии музыки, приобретая опыт музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной самостоятельной деятельности; развивать музыкальность, как комплекс способностей, необходимый для занятий именно музыкальной деятельностью (восприятие музыки, музыкально-когнитивные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство метроритма, звуковысотный, тембровый слух и др.); обогащать представления об отечественных, прежде всего, русских музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды, торжества), сформировать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, преданность Отчизне, патриотизм, гордость отечественной музыкальной культурой), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; сформировать элементарные представления и умения процессов сочинительства, импровизации, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, самостоятельность при использовании доступных технических средств в реализации потребности прослушивания музыкальных произведений в записи; применять психокоррекционные и психотерапевтические возможности разнообразных видов музыкальной деятельности в преодолении у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) характерного для них нарушения развития и профилактики отклонений социальногоповедения.

«Музыка» – учебный предмет, служащий формированию у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитию их музыкальных способностей, устойчивой положительной мотивации к различным видам музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть выработаны необходимые умения восприятия музыки, навыки музыкального исполнительства, приобретены сведения о творчестве композиторов, элементарные музыкально-теоретические представления. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» может быть успешно обеспечена особыми психокоррекционными и музыкально-психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах воспитательной и развивающей направленности, природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

В ходе освоения учебного предмета «Музыка» предусмотрено достижение личностных и предметных результатов. К личностным результатам мы относим: положительную мотивацию к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность творчески взаимодействовать и коммуницировать с окружающими взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе равноправия, сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми общественно приемлемыми нормами; практическое применение сформированного в урочной и внеурочной деятельности музыкального опыта, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; способность осознавать себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватную самооценку собственных музыкальных способностей; начальные навыки эффективного реагирования на текущие изменения социального мира; наличие музыкально-эстетических предпочтений, идеалов, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание и сопереживание чувствам других людей; установку на здоровый образ жизни, заботливое отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Дифференцируя предметные результаты учебного предмета «Музыка», можно выделить минимальный и достаточный уровни сформированности музыкальной культуры обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

К минимальному уровню отнесены следующие предметные результаты: изложение примерного содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и acapella (с помощью педагога); интонационно выразительное совместное с одноклассниками исполнение песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование гласных звуков при вокализации и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; различение основных жанров музыкальных произведений: песня, танец, марш; передача ритмического рисунка основной мелодии с помощью хлопков, голоса, ударных музыкальных инструментов); дифференциация характера музыкальных произведений (веселое, грустное); владение элементами представлений о нотной грамоте.

К достаточному уровню отнесены следующие предметные результаты: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и acapella; представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»:

- фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);

детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);

- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

- дирижерская палочка;

- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).