Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SCHOOLCHILDREN’S CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION

Grevzeva G.Y. 1 Tsiulina M.V. 2
1 Chelyabinsk State Institute of Culture
2 South Ural state humanitarian-pedagogical University
The article contains the effective educational technologies that promote civil-patriotic education. The article deals with one of the social and educational conditions ensuring the effectiveness of schoolchildren civil and patriotic education - use of workshop opportunities in the education of citizenship and patriotism. It is revealed essence, content, phases, workshop peculiar properties, its importance for the development of schoolchildren’ civil qualities. It is defined the concept of «socio-pedagogical conditions», «shop», «work shop», «civic education», «patriotic education», «citizenship», «reflection», «reflexive-valuable support». The role of the masteris explained in organizing and conducting the workshop. It is obtained necessary principles and rules for the workshop function. The great attention is paid to the workshopeducational potential for the schoolchildren’ citizenship and patriotism education. It is presented the workshopscontent in short, which are conducted by Chelyabinsk teachers. It is proposed workshopsthemes, social projects, methodical daysand seminars themes for teachers, headteachers. The research problem applied aspect can be successfully introduced in the educational work for the civil and patriotic education programsdevelopment.
social and pedagogical conditions
workshop
master
reflection
reflexive-valuable support
civil-Patriotic education
citizenship
civic education
patriotic education

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы образования, является объектом пристального внимания педагогов, философов, психологов, политиков. Задача эффективно организовать гражданско-патриотическое воспитание граждан, инициативных и ответственных, уважающих закон и общество, активно участвующих в гражданской, социально значимой деятельности, признается актуальной как государством, так и обществом. Важность воспитания гражданина — патриота своего Отечества подтверждается изданием нормативных правовых документов, развитием волонтерского движения, поисковой деятельности, созданием центров гражданско-патриотического воспитания, организацией мероприятий, разработкой программ и учебных пособий, в которых вопросы гражданско-патриотического воспитания находятся в центре внимания. Исследования И.С. Бессарабовой, Т.М. Гулевич, И.М. Дуранова, Н.А. Ивашкиной, Н.В. Ипполитовой, В.И. Лутовинова, А.Е. Мешкова, Д.Ю. Мордвинцева, Р.А. Мусиной, Г.Г. Николаева, Р.М. Салиховой, Т.П. Скребцовой, М.А. Шкробовой, А.В. Фахрутдиновой и иных посвящены гражданскому и патриотическому воспитанию личности.

Гражданско-патриотическое воспитание школьников станет более эффективным, если использовать комплекс социально-педагогических условий. Практика показывает, что социально-педагогические условия влияют на воспитание и развитие гражданских качеств у школьников. Под социально-педагогическими условиями гражданско-патриотического воспитания школьников мы понимаем совокупность мер воспитательного процесса, связанных с факторами, определяющими их ход, оказывающими прямое влияние на уровень гражданско-патриотической воспитанности школьников. Структура комплекса социально-педагогических условий должна развиваться в зависимости от задач, стоящих перед образовательными организациями. Несомненно, процесс гражданско-патриотического воспитания школьников связан с социально-культурной средой, деятельностью субъектов воспитательного процесса, внешними и внутренними условиями, выступающими в единстве.

В работах ученых (Н.В. Адаева [2], З.М. Абдулмуталимова [1], В.С. Горбунов [6], Г.Я. Гревцева [7; 8; 9], В.А. Купалова [10], И.А. Полищук [14], Н.А. Сиволобова [15], В.П. Лукьянова [11], М.В. Циулина [16] и др.) обосновывается значимость социально-культурных, психолого-педагогических, субъекно-управленческих и других условий. Они определяют значение следующих условий: средств народной педагогики, музейной педагогики, ценностей традиционной отечественной культуры, внешкольного образования, внеурочной деятельности, школьного самоуправления, социообразовательной среды, организации ценностно-смыслового восприятия содержания социально-гуманитарных дисциплин, участия в молодежных и детских общественных объединениях, включенность в социокультурную деятельность, сотрудничества с социумом и т.д.

Мы разделяем точку зрения В.А. Купаловой [10], которая справедливо считает, что необходимо раскрывать аспекты гражданско-патриотического воспитания школьников с учетом новых условий создания гражданского общества, международного сотрудничества и политики глобализации. Гражданско-патриотическое воспитание должно способствовать гармонизации воспитания и социализации, национальных отношений и модернизации этносов, что позволит личности жить в поликультурном пространстве.

Особое значение в процессе гражданско-патриотического воспитания школьников имеет методическое обеспечение (повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей в области гражданско-патриотического воспитания; изучение нормативных правовых документов, инструктивно-методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи, анализ, обсуждение и распространение педагогического опыта; изучение инновационных технологий, форм и методов гражданско-патриотического воспитания и т.д.).

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновационные технологии: информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные технологии, информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника, мониторинг интеллектуального развития, воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика и др.

В методической литературе рассматривается множество воспитательных технологий, которые используются педагогами в школе: шоу-технологии, диалоговые технологии, модель трудового воспитания А.А. Католикова, авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина), технология «Дебаты», «Коллаж», модели гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского, коллективного творческого воспитания И.П. Иванова, самосовершенствования личности школьника (Г.К. Селевко), воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова), индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С. Анисимов, Н.П. Капустин) и др.

На наш взгляд, одним из условий может быть использование воспитательного потенциала технологии мастерской. Опираясь на труды Н.И. Беловой [3], Е.О. Галицких [4], Т.Ю. Герасимовой [5], В.С. Горбунов [6], И.А. Мухиной [12] и иных, раскроем сущность, содержание, этапы и особенности мастерской и их значение в воспитании личности школьников.

В процессе работы мастерской ее участники включаются в исследовательскую, проектировочную, оценочно-рефлексивную деятельность. Мастерская – это рефлексивная технология, предусматривающая особую форму взаимодействия, ориентированная на личностно-деятельностный подход.

Для нашего исследования имеет особое значение работа Т.Ю. Герасимова [5], посвященная мастерской, которая является средством развития творчества, содействует диалогическому взаимодействию субъектов учебно-воспитательного процесса.

В настольной книге учителя обществознания [13, с. 142–154] представлены проекты педагогических мастерских учителей города Челябинска по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников, формирования правовой культуры, по правовому, нравственному воспитанию. Так, например, есть мастерские, посвященные гражданско-правовому образованию в условиях лингво-гуманитарного лицея, реализации образовательной программы с углубленным изучением социально-правовых дисциплин в условиях экономической гимназии, обучению правам человека и культуре мира в процессе преподавания граждановедения, обществознания и организации школьного самоуправления. На каждой мастерской был представлен интересный опыт работы школ № 2 (г. Катав-Ивановск), 104, 63, 23 (г. Челябинск). Все мастерские носили практико-ориентированный характер, особое значение в них придавалось рефлексии – анализу своих переживаний, осмыслению собственных действий. Таким образом, рефлексивность тесно связана с осмыслением собственной деятельности, способствует развитию творческих способностей, эмпатии, помогающей выявлению смыслов гражданско-патриотической деятельности. Рефлексивность позволяет преобразовать свой внутренний мир и обрести неповторимую индивидуальность.

Сущность технологии мастерских состоит в том, что социально-культурная среда позволяет участникам решать проблемы в коллективном поиске, осмысливать ценности, анализировать педагогические и учебные задачи, разрабатывать и защищать социальные проекты, принимать решения, отстаивать собственную позицию.

Ведет работу мастерской опытный педагог-практик, раскрывающий участникам мастерской практическую сторону реализации какой-либо теоретической проблемы. В трудах Г.К. Селевко, Д.Г. Левитаса, М.Г. Ермолаевой, А.А. Окунева, Л.Д. Фураевой, Е.О. Галицких, Н.И. Беловой, О. Струценко и иных характеризуются различные виды мастерской (игровая мастерская, мастерская ценностных ориентаций и т.д.).

Т.Ю. Герасимов [5] доказывает, что педагогическая мастерская является средством раскрытия творческого потенциала личности, обеспечивает диалогическое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Мастерская – рефлексивная воспитательная технология, следовательно, строится по плану или алгоритму, имеет этапы. И.А. Мухина [12] выделяет два этапа: индуктор, деконструкция, реконструкция, социализация, промежуточная рефлексия и самокоррекция; анализ, обсуждение и корректировка информации. Работа в мастерской способствует социализации школьников, развивает рефлексивные умения. Под социализацией мы понимаем процесс усвоения участниками мастерской гражданско-патриотических ценностей, навыков, освоение ими социальных ролей, позволяющих им осуществлять целенаправленную, осознанную, социально значимую деятельность.

При работе с информацией используются разнообразные педагогические приемы: элементы игры, анализ видеороликов, педагогические кластеры, сочинения-эссе, мини-исследования, бортовые журналы, экспресс-опросы и т.д. При этом правила не нарушаются, готовая информация не вводится. Мастерские несут на себе печать индивидуального авторского стиля. И.А. Мухина [12] выделяет следующие особенности: участники мастерской соблюдают правила, что гарантирует нравственно-валеологическую охрану каждого; осуществляется диалоговое обучение; осуществляется чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Участие в мастерских воспитывает коллективизм, патриотизм, нравственность, гражданственность, ответственность, активность, независимость убеждений и другие качества личности.

Опыт проведения мастерских по темам: «Реализация прав ребенка в малых городах Российской Федерации», «Социокультурный феномен детства», «Национальная безопасность страны и права человека», «Семейные традиции», «Русские народные праздники», «История семейной реликвии», «Город, в котором я живу» и иным доказывает, что воспитательный потенциал мастерских, несомненно, велик, способствует воспитанию у школьников гражданственности и патриотизма.

Гражданственность – это осознание человеком своих прав и обязанностей, чувство долга перед Отечеством, это сочетание патриотизма и нравственности, а гражданское воспитание — это одно из направлений воспитательной деятельности, результатом является гражданственность как интегративное качество личности [8; 9]. В процессе опроса школьников выяснилось, что большинство участников исследования, отвечая на вопрос «Что Вы понимаете под патриотическим воспитанием?», определяют его как воспитание любви к Родине, семье, уважение к истории, традициям, старшим, как сознательную деятельность.

Патриотическое воспитание – это процесс и результат освоения ценностей с опорой на уникальность и самоценность отечественной культуры; поэтому необходимо в мастерской ценностных ориентаций анализировать и обсуждать понятия «гражданственность» и «патриотизм», «духовные ценности в жизни человека» и др. [16]. Технология мастерских универсальная, она может быть использована в учебном процессе, во внеклассной работе, а также в работе с родителями и педагогами. Особенно популярны мастерские ценностных ориентаций.

И.А. Бирич, О.Г. Панченко дополняют еще один тип в зависимости от темы и содержательной наполненности встречи.

Мастер (руководитель мастерской) при организации мастерской вносит свои идеи, предлагает темы (например, в процессе подготовки индивидуальных социальных проектов). Возможные темы социальных проектов (индивидуальных и коллективных, аудиторных и внеаудиторных): «Заботу ветеранам!», «В здоровом теле – здоровый дух!», «Культура и образование», «Построим детский парк», «Дом от­крытых дверей для меня и друзей», «Наркомания и старше­классники», «Культура и молодежь», «Права ребенка», «Семейные праздники в нашем городе», «Проект озеленения двора», «Социальная акция», «Молодежная адвокатура», «Стресс в школе», «Молодежный интеллектуально-психологический клуб – центр социа­лизации личности», «Повышение уровня правовой культу­ры в сельской школе» и др.

Рефлексивно-ценностное сопровождение обеспечивает самостоятельность при выполнении творческого исследования. Мы трактуем педагогическое сопровождение как создание социально-культурных, организационно-управленческих условий, обеспечивающих решение ценностно-значимых, исследовательских (педагогических) задач в процессе [9].

Задача мастера — создать психолого-педагогические условия для того, чтобы «рассекретить», «разговорить» ребенка. Несомненно, мастер должен руководствоваться принципами воспитания и обучения при организации и проведении мастерской. Разделяя точку зрения И.А. Мухиной, мы опираемся на принципы и правила ведения мастерской: равенство участников, право на ошибку; безоценочная деятельность; предоставление свободы, диалог и др. Каждый участник мастерской должен получить возможность выказать свое отношение к проблеме. На этапе рефлексии можно «запустить» опросный лист, результаты которого могут быть полезны и автору мастерской, и ее участникам.

Процесс воспитания и обучения выполняет сложные функции, отвечая за определенную направленность единого явления становления школьника. При этом его становление и развитие происходит в единстве двух основных процессов: воспитания и обучения. Но тот и другой процесс трудно полностью выделить, так как между ними существуют довольно сложные взаимосвязи. Основное взаимопроникновение можно представить очень простой формулой: обучение воспитывает, а воспитание обучает (там же). В технологии мастерской нам кажется целесообразным личностно-личностный тип взаимодействия.

Мы предлагаем темы методических дней и семинаров для воспитателей, классных руководителей: гражданско-патриотическое воспитание школьников: проблемы, поиски, решения, гражданско-патриотическое воспитание молодежи: традиции и современность, педагогическая концепция гражданско-патриотического воспитания как фактор социализации школьников, рефлексивно-ценностное сопровождение гражданско-патриотического воспитания школьников, гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами этнопедагогики, социально-культурная деятельность как средство воспитания гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотическое воспитание в условиях деятельности поисковых отрядов.

Мастерская позволяет человеку саморазвиваться, самореализовываться. Коллективная работа создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, способствует воспитанию гражданских качеств (активности, ответственности, независимости суждений, толерантности, патриотизма), содействует повышению уровня коммуникативной культуры.