Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SELF-GOVERNMENT AS AN ELEMENT OF THE EDUCATION SYSTEM OF YOUNG STUDENTS IN A MULTILEVEL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Sergeeva S.V. 1 Voskrekasenko O.A. 2
1 Penza State Technological University
2 FGBOU VPO "Penza State University"
The given article shows different approaches to the concept of “self-government”. The essence of concept “self-government” is revealed. Self-government is shown as an element of the education system of young students. The authors pay attention to the program “The development of student self-government in a technical university as a multilevel educational complex” (the program was created by the authors). Its novelty is the fact that a specific character of a multilevel educational organization with a technical profile (which includes both secondary vocational education and higher vocational education levels) is taken into account. The program is based on the principles of scientific character, systematization, hierarchical order, electivity, representation, authority and responsibility, corporativity, accountability, initiative, turnover, cooperation. The principal directions to ensure the implementation of the program content are presented and characterized. The ability to use the program in other educational institutions of this kind is the practical significance of the given work.
self-government
young students
education system
multilevel educational organization
program

В современном российском обществе наблюдается возрождение студенческих организаций, которые строят свою деятельность, исходя из образовательных, профессиональных, социальных потребностей молодёжи, интересы которой они представляют. В этой связи чрезвычайно актуальным представляется формирование в образовательной организации профессионального образования нового воспитательного поля, ориентированного на совершенствование процесса самоуправления, активное включение обучающейся молодёжи в социальные процессы и поддержку на всех уровнях её общественных инициатив.

В современной научной литературе (И.Л. Анищенко, С.С. Бугров, И.Ф. Ежукова, Л.И. Коротких, В.Р. Попов, Е.Л. Сырцова, И.С. Халитова, А.Ю. Ховрин, А. Шарофеева) представлены разные подходы к определению сущности понятия «самоуправление». Одни исследователи под самоуправлением предлагают рассматривать форму организации коллективной жизнедеятельности. Другие – возможность личности обучающихся активно участвовать в управлении различными делами образовательной организации. Третьи –особого рода социальный институт, то есть устойчивую совокупность принципов, установок, правил и норм, регламентирующих определенные области жизнедеятельности человека и преобразующих их в систему статусов и ролей. Четвертые – особую форму самостоятельной общественной деятельности студенческой молодежи по управлению жизнью коллектива в соответствии со стоящими перед ним целями и задачами. Следующий ряд авторов берут за основу руководство коллективом, рассматривая самоуправление как элемент системы воспитания. По их мнению, самоуправление выступает частью целостной системы управления образовательным процессом, позволяя максимально учитывать интересы и потребности, а также мнения самих обучающихся. Оно выступает в качестве целостного механизма, позволяющего студенческой молодежи участвовать в управлении через коллегиальные органы на всех уровнях жизнедеятельности образовательной организации.

Студенческое самоуправление, являясь одним из элементов системы воспитания образовательной организации, осуществляется в рамках внеучебной деятельности и направлено на формирование у них активной жизненной позиции, а также творческого отношения к будущей профессиональной деятельности [2]. При таком взгляде на проблему студенческое самоуправление рассматривается как оптимальное условие организации и осуществления воспитательной работы со студенческой молодежью в период их обучения. Это обеспечивает дальнейшее формирование у них целого ряда личностных и профессионально значимых качеств: социальной активности, ответственности, инициативы и разумной самодеятельности, а также владения навыком выстраивать взаимоотношения в коллективе. Создаются благоприятные условия для успешной самореализации студенческой молодежи как в социальной, так и в будущей профессиональной деятельности. При таком понимании сущности студенческого самоуправления критериями его эффективности выступают сформированность данных качеств. Эффективно организованная система воспитания в профессиональной образовательной организации является, по нашему мнению, значимым ресурсом для формирования социальных компетенций студентов. В этой связи студенческое самоуправление нацелено на создание оптимальных условий для самореализации и самовыражения обучающихся в разноплановых сферах студенческой жизнедеятельности.

Анализ работ по проблемам современного студенческого самоуправления (Л.Д. Варламова, И.А. Винтин, Г.В. Гарбузова, А.И. Давыдова, Г.Б. Жанбуршина, А.Я. Камалетдинова, С.И. Карпенко, О.А. Колмогорова, И.С. Клименко, А.Н. Чиж, Л.П. Шигапова) позволяет выделить такие его значимые функции, как: обеспечение эффективной деятельности всех структурных подразделений образовательной организации с учетом интересов студентов; приобретение ими умений и навыков управления для продуктивного участия в будущей общественно-производственной и собственной деятельности [1]. Особую актуальность реализация этих функций приобретает в многоуровневых образовательных организациях, которые включают в себя уровни среднего профессионального (СПО) и высшего образования (ВО) [3; 4].

Воспитательное значение студенческого самоуправления в многоуровневых образовательных организациях состоит в психологической подготовке будущих профессиональных кадров к участию в управлении производством и, возможно, в государственном управлении. Выступая организаторами своего коллектива, студенты приобретают моральные качества, необходимые современному выпускнику: ответственность, принципиальность, требовательность, настойчивость, инициативность. Именно эти аспекты конкурентоспособности будущих специалистов среднего звена и высшей школы являются определяющими в системе студенческого самоуправления.

Исходя из значимости вышеназванных функций роли студенческого самоуправления в формировании ключевых компетенций обучающихся, появляется необходимость в создании в многоуровневой образовательной организации организационно-педагогических условий, включающих в себя: информационно-правовую и ресурсно-методическую поддержку органов студенческого самоуправления; совершенствование механизма студенческого самоуправления; педагогическую поддержку самодеятельных студенческих коллективов; развитие общественного мнения по проблемам воспитания молодёжи; разработку предложений администрации образовательной организации, государственным органам и общественным объединениям по проблемам молодёжной политики, а также контроля их реализации на практике; организацию сотрудничества студенческих объединений на всех уровнях (внутривузовском, межвузовском, межрегиональном, международном).

В этой связи в Пензенском государственном технологическом университете, представляющем собой многоуровневую образовательную организацию, включающую уровни СПО и ВО, была разработана и успешно реализуется программа «Развитие студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе» [5]. Цель программы состоит в создании организационно-педагогических условий эффективного функционирования студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации. Задачи программы заключаются в: формировании у обучающихся активной жизненной позиции, патриотических качеств и нравственных ценностей; реализации прав студентов на участие в управлении вузом и организации учебно-воспитательного процесса; активном взаимодействии органов управления вуза и органов студенческого самоуправления в мероприятиях по организации досуга и быта студентов; формировании у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, подготовка их к компетентному и ответственному участию в жизни общества; пропаганде здорового образа жизни и профилактике асоциальных проявлений в студенческой среде; обеспечении гласности жизни студенчества; трудоустройстве выпускников и т.п.

В основе построения и реализации программы лежат следующие принципы:

  • принцип научности (самоуправление выстраивается согласно новейшим знаниям по вопросам организации управления в коллективе);
  • принцип системности (профессиональная образовательная организация рассматривается как многоуровневая, взаимодействующая с внешней средой система, так и элемент этой системы по подготовке будущих специалистов; студенческое самоуправление выступает её элементом, активно взаимодействуя со всеми структурами образовательной организации);
  • принцип иерархичности (четкое соподчинение всех органов управления и самоуправления в образовательной организации в соответствии с иерархией, включая студенческое самоуправление);
  • принцип добровольности (обучающиеся по собственной инициативе участвуют в работе органов студенческого самоуправления для совместного с администрацией образовательной организации принятия решений по вопросам их жизнедеятельности, а также получения возможности для самореализации и саморазвития, самостоятельно определяя степень личного участия в различных видах деятельности);
  • принцип выборности (формирование органов студенческого самоуправления на выборной основе, а также избрание студентов, рекомендованных для работы в представительных органах образовательной организации, что открывает широкие возможности не только для демократизации их работы, но и для самореализации избранных в них студентов, воспитания чувства ответственности за происходящее);
  • принцип представительства (обучающиеся, избранные в руководящие органы самоуправления и представительные органы вуза, исполняют функции как в интересах этих органов, так и в интересах студенческой молодежи);
  • принцип полномочий и ответственности (органы студенческого самоуправления наделены соответствующими полномочиями для принятия решений по вопросам жизнедеятельности студенческой молодежи, достойно представляя себя как внутри образовательной организации, так и за её пределами, в других инстанциях, выполняя порученную работу и неся ответственность за её результат);
  • принцип корпоративности (студенческое самоуправление, как элемент системы воспитания и единой системы управления образовательной организации, осуществляет деятельность с учётом их традиций и ценностей, являясь частью корпоративной культуры);
  • принцип подотчётности (все органы студенческого самоуправления подотчетны избравшим их коллективам, не позволяя самоуправлению превратиться в средство удовлетворения амбиций руководства);
  • принцип инициативы (студенческая инициатива, дополняет инициативу руководителей в достижении поставленных целей и выступает движущей силой развития образовательной организации);
  • принцип сменяемости актива (это одно из неотъемлемых условий сохранения нравственных основ студенческого самоуправления, педагогическая ценность которого заключается в периодической смене состава актива и большего числа задействованных в самоуправлении студентов);
  • принцип сотрудничества (вовлечение всех субъектов образовательной организации в совместную творческую деятельность, направленную на профессиональную подготовку будущих специалистов).

Далее остановимся на основных направлениях реализации программы.

Направление 1. Разработка нормативно-правовых документов, регулирующих и регламентирующих основное содержание деятельности органов студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации: концепций; положений; программ; указаний и рекомендаций.

Направление 2. Оптимизация системы органов студенческого самоуправления на уровнях СПО и ВО. На уровне: студенческого конвента; студенческих советов факультетов; студенческих советов СПО (колледжей); студенческих советов кафедр; советов учебных групп и т.п.

Направление 3. Вовлечение широкого круга студенческой молодёжи, обучающейся на уровнях СПО и ВО, в процесс самоуправления через их участие в различных видах деятельности: учебной и научно-исследовательской (студенческие научные организации «Студенческий проектно-научный кампус», «Молодёжный инновационно-технологический центр», «Школа научного актива «Олимп»», «START-Парк», научные кружки при кафедрах и др.); профориентационной и трудоустройства (молодежные объединения «Студенческое электронное агентство» и Штаб студенческих отрядов «Максимум» (педагогический отряд, сервис, строительный отряд), корпоративное объединение «Выпускник» и др.); спортивно-оздоровительной и профилактической (студенческий «Спортивный клуб», «Центр ЗОЖ», «Ассоциация «Контраст» и др.); культурно-досуговой («Студия актерского мастерства», КВН, хореографическая студия, фольклорный ансамбль «Забава», «Студия эстрадного вокала», мультимедийный Центр «Stud-Mapping» и др.); волонтерской и социального проектирования (студклуб «Доброе сердце», «Школы социального проектирования» и др.); информационной («Студия журналистики», «Студия телевидения», Мультимедийный центр «Stud-Mapping» и др.); социального партнёрства (Молодежный парламент Пензенской области, Экономический совет при губернаторе Пензенской области, Молодежный совет при городской государственной думе г. Пензы, Молодежное правительство Пензенской области, Всероссийское общественное объединение «Молодая гвардия», Малая академия государственного управления, Российские студенческие отряды и др.); международной («Студия иностранных языков», Центр молодёжных международных обменов и др.); охраны правопорядка (студенческого клуба «Патриот» и др.).

Направление 4. Педагогическое сопровождение педагогами и наставниками деятельности субъектов студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации на этапах: входной диагностики развития студенческого самоуправления; формирования мотивации у студентов к участию в данном процессе; создания органов студенческого самоуправления; организации и осуществления их деятельности; итоговой диагностики эффективности студенческого самоуправления в образовательной организации.

Направление 5. Разработка учебно-методического обеспечения организации и осуществления педагогического сопровождения педагогами и наставниками деятельности субъектов студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневой образовательной организации.

Об эффективности реализации программы можно судить по разработанным внешним и внутренним показателям. В качестве внешних показателей развития студенческого самоуправления выступили: нормативно-правовое обеспечение прав обучающихся для участия в вопросах управления вузом и организации учебно-воспитательного процесса; сформированность органов студенческого самоуправления на уровнях СПО и ВО; количество обучающихся, принимающих участие в деятельности органов студенческого самоуправления на разных уровнях образовательной организации; обеспечение гласности жизнедеятельности студенческой молодежи; включенность участников органов студенческого самоуправления в различного рода мероприятия, проводимые за пределами вуза (на региональном, всероссийском и международном уровнях). Внутренними показателями выступили: сформированность активной гражданской позиции обучающихся, а также компетентностей общения и социального взаимодействия, лидерских качеств и социальной ответственности среди студентов; готовность руководителей органов студенческого самоуправления к управленческой деятельности.

Для проверки сформированности студенческого самоуправления в соответствии с вышеназванными показателями были использованы следующие методики: модифицированная анкета «Студенческое самоуправление в вузе»; тестовая методика «Способны ли вы стать руководителем?». Результаты представлены в таблице.

Уровень развития студенческого самоуправления 

 

Уровень самоуправления

Группа

Экспериментальная

Контрольная 

ВО

СПО

ВО

СПО

до

после

до

после

до

после

до

после

в группе

25,5

69,3

25,3

84,7

29,8

58,0

26,7

44,2

в образовательной организации

 

31

72,7

29,4

81,8

36,2

61,4

30,4

64,7

 

Таким образом, данные диагностики свидетельствуют о результативности разработанной программы «Развитие студенческого самоуправления в техническом вузе как многоуровневом образовательном комплексе». Новизна данной программы заключается в учете специфики многоуровневой образовательной организации технического профиля, включающей в себя уровни СПО и ВО. Возможность использования программы в иных образовательных организациях подобного рода составляет практическую значимость выполненной работы.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-58004.