Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

TUTORING IN THE SOCIAL-EDUCATIONAL INCLUSION OF CHILDREN WITH LI-MITED HEALTH ABILITIES

Shmeleva E.A. 1 Kislyakov P.A. 2
1 Ivanovo State University
2 Russian State Social University
The article presents the results of research technology of tutoring in physical education and healt improvement children with mental retardation. The novelty lies in the fact that tutoring is implemented future teachers within the concept of socialization of children with disabilities. Describe the training program for the students "The personal trainer". The means of tutor support acts adaptive physical education. It uses technology of formation and correction of motor actions, method development and correction of psycho-functional and physical abilities, diagnosis and monitoring of psycho-functional state, secure communication technology in society. Described forms of cooperation with the family bringing up a child with disabilities. The article presents the results of the implementation of people-oriented "Peace movements - features ocean" project aimed at social adaptation of children with intellectual disabilities means of adaptive physical culture and sports.
tutoring
adapted physical education
children with disabilities
socialization

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой часть общечеловеческого потенциала. Однако их детство, отрочество и взросление подвержено неисчислимо большему количеству рисков социализации. Помочь ребенку с ОВЗ преодолеть возникающие трудности в социально-образовательном процессе и социальном становлении призван тьютор.

На сегодняшний день деятельность тьютора в образовательных организациях является новой. Межведомственным комплексным планом Минобрнауки России по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ предусмотрены разработка и внедрение профессиональных стандартов ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ, на которого возлагаются функции технического сопровождения [8]. С 2017 года планируется ввести в действие профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из обобщенных функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся. Среди требований, предъявляемых к образованию и обучению тьютора, представлены высшее и дополнительное профессиональное образование в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения с рекомендацией педагогического стажа 2 года. Поэтому тьюторство в инклюзивном воспитании основано на овладении компетенциями педагога, психолога, социального работника.

Цель исследования состоит в разработке и апробации технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в процессе их социализации и адаптации в общество.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду [8]. Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей. Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, реализация которых сопровождается поддержкой тьютора. В перечень трудовых функций тьютора входит три конкретных вида работ: педагогическое сопровождение реализации обучающихся ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов; организационно-методическое обеспечение реализации обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов.

В части сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании тьютор выполняет ряд трудовых действий: участвует в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, проектирует для них адаптированную образовательную среду и обеспечивает ее доступность с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, оказывает консультационную поддержку детям и родителям по вопросам создания условий освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, разрабатывает и подбирает методические средства для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ  и инвалидностью, разрабатывает методические рекомендации для педагогов и родителей, обновляет знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и др.

Материалы и методы. Анализ трудовых функций и действий тьютора в инклюзивном образовании и воспитании свидетельствует о необходимости его специальной психолого-педагогической подготовки. Работа тьютора ориентирована на сопровождение построения и реализации персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

В Ивановском государственном университете на базе Шуйской коррекционной школы-интерната при содействии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуются проекты «Мир движений – океан возможностей» и «Двигаюсь и развиваюсь!», направленные на развитие и коррекцию физических и психофункциональных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью средствами адаптивной физической культуры и спорта. Проект ориентирован на обеспечение их максимально возможного развития, социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Одной из центральных проблем физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является недостаточное вовлечение их в систематические занятия физической культурой, поддержание двигательной активности ребенка в течение учебного дня. При интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с нарушениями в двигательной сфере, адаптивная физкультура способствует развитию моторики, координации, внимания, подвижности психических процессов, укреплению общего соматического состояния детей. Поэтому двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, является одним из основных механизмов социализации детей с интеллектуальной недостаточностью [11].

В связи с этим в работе с детьми для реализации индивидуального маршрута формирования и развития физической культуры личности и ее социальной адаптации реализуется физкультурно-оздоровительное тьюторство. Физкультурно-оздоровительное тьюторсто – это форма взаимодействия участников физкультурно-оздоровительной деятельности по поддержке обучающихся с ОВЗ в освоении ими различных видов двигательной активности на основе учета индивидуальных психофизических особенностей состояния здоровья. Физкультурно-оздоровительное тьюторство направлено на обеспечение уровня физической подготовленности обучающихся, необходимого для развития жизненных навыков (безопасности жизнедеятельности, бытовой и пространственной ориентировки, коммуникативных практик и т.д.); повышение уровня знаний и умений обучающихся в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни; привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в режиме учебного дня; формирование у обучающихся осознанной потребности в занятиях физической культурой, в физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

Деятельность тьютора в области здорового образа жизни и физической культуры рассматривается в рамках концепции социализации обучающихся, в частности через развитие культуры здорового и безопасного образа жизни как культуры личности в целом [2]. Тьютор в области формирования социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением и укреплением здоровья, обеспечением безопасности обучающихся, развитием физической культуры, оказывает содействие обучающимся в самоактуализации и самореализации, помогает им определить особенности индивидуального стиля жизни, ориентированного на здоровье, разработать и реализовать индивидуальную программу развития в области здоровья и физической культуры [2, 7]. Тьютор в области развития физической культуры и спорта в сфере образования – это сотрудник образовательной организации, осуществляющий педагогическое или методическое сопровождение процесса выбора и реализации обучающимися здорового образа жизни, формирования физической культуры в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями, организации такого развивающего процесса, в основе которого лежит постоянное рефлексивное соотнесение достижений обучающегося с их интересами, устремлениями и возможностями [6].

В рамках программы тьюторского сопровождения процесса формирования мотивации к занятиям физической культурой и сохранению здоровья могут быть использованы различные формы и технологии психолого-педагогического сопровождения. Основными формами являются индивидуальные и групповые консультации. Большое значение отводится игровым технологиям – организации образовательного процесса, основанной на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий, и технологиям волонтерства. Несомненным является и тот факт, что одним из самых эффективных инструментов по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры являются различные методы и технологии, направленные на массовую просветительскую и пропагандистскую деятельность.

Тьюторами в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в реализуемых проектах выступают студенты направления подготовки «Педагогическое образование» и «Адаптивная физическая культура». Освоение тьюторских практик в инклюзивном образовании и воспитании представляет собой инновационную форму профессиональной подготовки студентов [3, 12, 14]. Для формирования тьюторских умений студенты прошли подготовку по программе «Личный тренер», которая включала обучение технологиям организации тьюторской деятельности, тренировке навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, социальной адаптации воспитанников коррекционных школ, психофункциональной диагностике и мониторингу детей с ОВЗ, занимающихся физической культурой, технологии гигиенического воспитания и обучения в семьях, имеющих детей с ОВЗ, а также воспитание навыков безопасного поведения в социуме [4, 7, 10]. Данная программа нацеливает на то, чтобы студенты в процессе практической деятельности сформировали необходимые профессиональные качества и освоили во время занятий инструменты для самостоятельного и ответственного выбора средств формирования здорового образа жизни и физической культуры личности обучающихся.

Результаты исследования. В ходе обучения по программе «Личный тренер» волонтеры смогли научиться развивать двигательные способности у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи различных технологий и методик адаптивной физической культуры и спорта; организовывать физкультурно-спортивную деятельность, совместную и индивидуальную деятельность воспитанников в соответствии с возрастными нормами их развития; проводить соревнования, осуществлять мониторинг психофункционального состояния детей, обеспечивать безопасность детей. В основу физкультурно-оздоровительного тьюторства положен личностно-ориентированный подход и индивидуальное сопровождение ребенка его «личным тренером» – тьютором, подготовленным из числа студентов-волонтеров. Подбор пар «тьютор – ребенок» осуществлялся на основе учета опыта его работы с детьми с ОВЗ, степени совпадений данных психолого-педагогической диагностики каждого, а также желания заниматься друг с другом. Подготовленные студенты-волонтеры обеспечивают условия соблюдения принципа индивидуализации в дозировке объема, интенсивности, времени отдыха, корректировке движений в работе с детьми [1, 10, 11, 13].

В рамках тьюторского сопровождения на основе анализе особенностей семей, имеющих детей с ОВЗ, условий семейной жизни каждого испытуемого были разработаны индивидуальные программы работы с семьей. Для организации двигательной активности ребенка в семье создана консультационная служба «Тренируюсь дома», проводились занятия с детьми и их родителями. На основе изучения проблем и анализа потребностей родителей, уровня физической подготовленности детей разработаны и реализуются программы «Двигаемся вместе», программа «Школа здоровья» по гигиеническому воспитанию и обучению семей, программа «Безопасное колесо» групповых и индивидуальных занятий с детьми и их родителями по пропаганде безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни [13], программа тренировочного процесса по подготовке детей к участию в соревнованиях Специальной Олимпиады по видам спорта.

Для достижения целей развития и коррекции психофункциональных возможностей детей разработаны и использован ряд технологий и методик: технология формирования и коррекции двигательных действий, методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей, технологии диагностики и мониторинга психофункционального состояния детей, технологии безопасного взаимодействия в социуме. В течение учебной недели проводилось три обязательных занятия по физической культуре и два дополнительных – в процессе внеучебной деятельности. Дополнительные занятия составлялись с учетом интересов школьников и проходили в виде адаптивной двигательной рекреации. Для их проведения оборудован физкультурно-спортивный комплекс, включающий: сенсорные и двигательные тренажеры, полосу препятствий, беговые песочные, галечные, травяные дорожки, мягкие игровые модули, фитболы, сухой бассейн, мини-батуты, ковровое покрытие и т.д. Разработано нестандартное спортивное оборудование, тренировочные устройства: подвесные мячи по обучению метаниям, броскам и ловле; специальная разметка для ног на полу, манжеты для крепления резиновых межсуставных жгутов для коррекции движений; лонжи для имитации движений в воздухе; сенсорные ленты по коррекции ходьбы и бега. Спортивное оборудование позволило расширить спектр двигательных действий детей, их сюжетно-ролевых взаимодействий, что способствовало сплочению коллектива, повышению социометрического статуса детей, снятию психологических барьеров (агрессивности, тревожности, эмоциональной нестабильности).

Выявлено повышение уровня развития физических качеств у детей с ОВЗ: быстроты на 4–5 % от исходного; координационных способностей – на 15–17 %; силы на – 12–14 %, гибкости на – 36 %, выносливости – на 23 %. Повысился уровень самоконтроля за соблюдением правильной осанки. 95 % детей научились правильно выполнять упражнения на профилактику искривления позвоночника. У детей в процессе подвижных игр, в учебной деятельности и жизнедеятельности отмечается коллективное взаимодействие, оказывается помощь друг другу, взаимовыручка. Увеличилось количество детей, посещающих мероприятия адаптивной двигательной рекреации в течение учебного года, изменились мотивы физкультурно-спортивной деятельности: в два раза снизилось число детей, посещающих занятия из-за социального мотива – общения (11 %), в 3 раза возросло количество детей, мотивированных на конкретный результат (27 %), 17 % детей указали мотив оздоровления своего организма. Исследование мотивации детей показало, что при оптимальном построении работы в сфере физической культуры и спорта, направленной, в первую очередь, на интересы детей, можно оказывать влияние на их мотивацию к занятиям двигательной деятельностью, формирующей поведение, выражающееся в более точном выполнении упражнений, в осознании укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и т.д. [4].

Оптимизацию качества жизни детей с ОВЗ невозможно осуществить без создания психологически безопасной среды, которая выступает гарантом их благополучия и самореализации [5]. Создание такой среды в школе обеспечило максимальное получение позитивных эмоций, способствующих удовлетворению образовательных и иных потребностей обучающихся, повышению позитивной составляющей их самоотношения, положительной социальной перцепции, что оптимизировало процесс саморазвития личности и качество ее жизни.

Регулярное участие в занятиях тьюторов стало толчком для развития коммуникативных навыков детей, расширения сферы контактов, готовности к бесконфликтному общению и поведению. Психологическая служба школы отмечает развитие психических процессов школьников (восприятия, внимания, воображения, мышления). Повысились показатели в развитии самоорганизации, самоконтроля, адекватности самооценки, саморегуляции поведения. Развитые рефлексия, антиципация и самоанализ обеспечили формирование у детей с ОВЗ навыков безопасного поведения в социуме. Родители отмечают появление у детей ярких ассоциаций об обучении в школе, занятиях физической культурой, об общении детей и педагогов. Школьный логопед отмечает усиление интенсивности речевых функций детей, развитие грамматической и лексической сторон речи.

Заключение. Обобщая описанные модели тьюторской деятельности, можно утверждать, что тьютор в области развития физической культуры личности и здорового образа жизни осуществляет сопровождение процесса социальной адаптации и продуктивной социализации детей с ОВЗ. Качественный и количественный анализ позволяет констатировать повышение у детей с ОВЗ учебной мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом, эмоционального настроя на учебу, желания ходить в школу. Возрос интерес к различным видам физической активности, появилось осознание успешности выполнения физических заданий, двигательных навыков. Раскрылись потенциальные возможности, максимально возможные с учетом их физиологического состояния. Все это способствовало социальной поддержке семей с детьми с ОВЗ для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.