Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE ROLE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF LABOR SKILLS STUDENTS WITH DISABILITIES WITH A COMPLEX DEFECT

Belotelkin Y.G. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
The reform of the Russian system of special education students with disabilities involves the optimization of vocational guidance and training, employment assistance, contributing as much as possible to use their potential and integrate into the society of the population. The Convention on the Rights of Persons with Disabilities is the right to work, the available programs of vocational guidance and vocational training, including the use of information and communication technologies in education. The article presents the results of the Master's study on the identification of the role of information and communication technologies in the work of professional orientation of students with disabilities with a complex defect, performed as part of scientific research carried out by Moscow State Pedagogical University in the implementation of the project «Development of scientific and methodological support of alternative models professional orientation of the system with students from the disabilities with a complex defect» in the framework of the State the task of the Ministry of education and science of Russia in the sphere of scientific activity at research work № 27.133.2016 / NM.
information and communication technologies
vocational guidance
vocational training
students with disabilities with a complex defect

Результатом проведенного нами в январе 2015 г. на базе ГБОУ РОЦ № 105 г. Москвы констатирующего эксперимента стало выявление затруднений у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом в формировании общетрудовых умений, таких как усвоение теоретического материала, запоминание и произношение специальной терминологии, названий деталей, операций, действий, анализ образца; овладение приемами мышления, позволяющими представить образ будущего результата работы, прогнозировать необходимые условия и результаты последующей деятельности (знакомство с образцом изделия как пассивное рассматривание); неготовность обучающихся к планированию предстоящей трудовой деятельности, а также выполнению изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции; отсутствие навыков адекватного самоконтроля и самооценки, что приводит к выполнению бесцельных, хаотичных действий, приводящих к негодности изделия. Среди возможных путей оптимизации процесса формирования общетрудовых умений и коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом является наряду с традиционными методами использование ИКТ. Целью формирующего эксперимента стало выявление эффективности использования ИКТ в развитии общетрудовых умений обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, таких как ориентировка в задании, планирование, самоконтроль. Формирующий эксперимент проходил с февраля 2015 г. по апрель 2016 г. и включал три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Был определен следующий круг задач формирующего эксперимента: создать благоприятные для успешного развития общетрудовых навыков условия с помощью предметно-развивающей среды, разработать программу «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений; определить этапы работы по развитию общетрудовых умений; подобрать практические задания, игры, упражнения, способствующие развитию общетрудовых умений; организовать совместную работу с родителями по развитию общетрудовых умений. Опираясь на результаты констатирующего эксперимента, выявившего низкий уровень сформированности общетрудовых умений у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, мы разработали программу по столярному делу с использованием ИКТ «Самоделкин», направленную на развитие общетрудовых умений. В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что внедрение ИКТ в систему специального образования прежде всего представляет возможность для улучшения качества трудового обучения, повышения мотивации к формированию общетрудовых навыков у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, поскольку у них, помимо системных нарушений речи, имеется дефицит познавательных процессов, вербальной и невербальной памяти, внимания, словарного запаса, представлений об окружающем мире. ИКТ «оживляют» образовательный процесс за счет реализма и динамики изображения, новизны, включения анимированных изображений, элементов игр. При использовании ИКТ общетрудовые умения формируются по разным каналам восприятия (зрительным, слуховым), а значит, усваиваются более эффективно и запоминаются на более долгий срок.

Подготовительный этап формирующего эксперимента был направлен на разработку и внедрение авторской программы «Самоделкин», решающей задачу профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом, физического, эстетического и нравственного развития, способствующей формированию доступных технических и технологических знаний, общетрудовых и профессиональных навыков и умений, необходимых для работы по специальности. Слабость познавательной активности у обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом умеренной степени (включая умственную отсталость легкой степени) требует прежде всего реализации принципов доступности, стимулирования положительного отношения к учению, оптимального сочетания групповых и индивидуальных форм обучения. Основными приемами обучения являются объяснение, опорные слова, работа по образцу, конструирование изделия, определение формы и точных размеров его частей, соединение деталей, отделка, характеристика назначения изделия и материала, из которого оно изготовлено, демонстрация готовых изделий. Использование ИКТ (показ слайдов готовых изделий, образцов) способствует развитию общетрудовых умений. Реализуемая программа была рассчитана на один год обучения и предусматривала освоение обучающимися с ОВЗ со сложным дефектом знаний, умений и навыков по столярному делу на базовом уровне, а также общетрудовых навыков, таких как ориентировка в задание, планирование, самоконтроль. Рабочая программа включала все необходимые компоненты, предусмотренные ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), построена на основе линейно-концентрического принципа, предусматривающего повторяемость пройденного учебного материала с постепенным введением нового. Содержание программы учитывало степень готовности детей в возрасте 12–14 лет, учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида, к овладению программными требованиями, наличие у них круга конкретных представлений, связанных с социальным, природным миром. Преподавание базировалось на знаниях, полученных обучающимися на уроках математики, русского языка, чтения, развития речи и других учебных предметов. Формой реализации программы выступала урочная деятельность, занятия проводились 6 ч в неделю, строились в занимательной, игровой форме с использованием ИКТ. Цель программы: подготовка обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом к овладению профессиями плотника, столяра и выполнению малоквалифицированных видов работ. Задачи: формирование технических и технологических знаний, общетрудовых умений ориентировки в трудовом задании, планировании последовательности действий, выполнении и самоконтроле работ; воспитание положительной мотивации к труду и необходимых в профессиональной деятельности качеств личности (таких как коллективизм, ответственность за порученное дело, добросовестность, честность, готовность прийти на помощь, общественно-полезная деятельность). Большое внимание уделялось созданию предметно-развивающей среды для развития общетрудовых умений школьников. В столярной мастерской был оформлен познавательный уголок. Накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации занятий, направленных на развитие общетрудовых умений: раздаточный материал, в котором отражена последовательность технологической обработки изделий, инструкционно-технологические карты, альбомы, макеты, плакаты, стенды и модели, имитирующие натуральные объекты, парные карточки, мнемотаблицы, перфокарты, чертежи, рисунки, подборка дидактических игр, материалы для рассказывания, сборники коротких стихотворений. Ключевым персонажем познавательного уголка выступала кукла «Самоделкин», реализующая несколько функций: инициировала вопросы или отвечала на них, загадывала загадки и т.д. «Самоделкин» вызывал у детей с ОВЗ со сложным дефектом живой интерес, стимулировал трудовую активность.

Основной этап формирующего эксперимента охватывал цикл урочных занятий по столярному делу с использованием вариативных ИКТ. Самым распространенным вариантом выступали мультимедийные презентации, дающие возможность представить информацию в доступной и легко воспринимаемой форме. Нами были подготовлены презентации к урокам: «Знакомство со столярными инструментами», «Это дело я люблю, все на свете я пилю», «Породы древесины», «Игрушки из древесины и других материалов». В зависимости от реализуемых дидактических задач и содержания в презентации включались текстовые или графические фрагменты, анимация, видеофильмы, а также музыкальные вставки или голосовые сообщения. Для решения задачи формирования новых знаний на уроках столярного дела нами использовались презентации с видеороликами, иллюстрирующими рассказ учителя. Так, при овладении содержанием разделов программы «Выжигание» включались видеоролики «Выжигание – работа или искусство», «Строгание рубанком», «Плотник – древнейшая профессия на Руси». Презентации на уроках столярного дела позволили реализовывать кратковременные фронтально-групповые работы, одновременно выполняемые всеми обучающимися класса в группах под общим руководством педагога-дефектолога. Обучающиеся с ОВЗ со сложным дефектом могли наблюдать за процессом изготовления изделия, рисунка на экране монитора и выполнять действия по аналогии. Применение ИКТ как средства наглядности позволяет освободить руки педагога, что важно для оказания индивидуальной помощи обучающимся (например, при показе трудовых приемов: строгании заготовок, разметке и отпиливании и др.). ИКТ оказались незаменимы в случае труднодоступности объектов непосредственному наблюдению, для формирования представлений об изучаемом объекте (например, информация об истории столярного производства, современном столярном производстве, разнообразии и ассортименте новых материалов). С использованием ИКТ нами были разработаны уроки – виртуальные экскурсии: «Город мастеров – из глубины веков», «Экскурсия на мебельное производство», «Экскурсия на производство по деревообработке», «Экскурсия в музей деревянной скульптуры». Использование компьютера и мультимедийных средств создает возможность для многократной демонстрации приемов выполнения технологических операций, их последовательности, трансформации объекта, построения чертежа. Для этого были подготовлены тренажеры: «Чертеж – язык техники», «Чертеж – назначение, виды линий», «Чертеж детали и сборочный чертеж». В качестве средств промежуточной и итоговой диагностики образовательных результатов нами использовались игровые опросы, кроссворды, создание, обсуждение и совместное решение проблемных ситуаций: «Загадки и кроссворд по столярным инструментам», «Пиломатериалы», «Столярные изюминки», «Дело мастера боится».

Учет особенностей соматического состояния обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом предусматривал включение в уроки по столярному делу физкультминуток, которые также проводились с помощью ИКТ. Монитор компьютера изображал схематичных человечков в различных позициях, и обучающиеся вместе с ними должны были под веселую музыку выполнить движения. Также мы использовали офтальмологические компьютерные программы-тренажеры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребенка. Помимо уроков, формирующий эксперимент предусматривал и внеурочную деятельность, для чего была разработана программа кружка резьбы по дереву «Волшебные узоры», рассчитанная на 36 ч в год, 1 занятие в неделю. Программа определяла своими целями ознакомление обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом с наследием художественной обработки дерева; привитие им любви к традиционному художественному ремеслу; овладение практическими навыками резьбы по дереву, создание собственных творческих композиций с учетом местных художественных традиций. Практика сочеталась с теорией, проводились экскурсии на предприятия народных ремесел, в художественные и краеведческие музеи. Программа кружка «Волшебные узоры» предусматривала последовательность усложнения заданий, развитие творческого отношения к работе. В процессе решения творческих задач обучающиеся овладевали сведениями об инструментах для резьбы, начальными представлениями о композиции, знаниями технологии изготовления изделий из дерева, их отделке.

На заключительном этапе формирующего эксперимента значительная роль в развитии общетрудовых умений обучающихся со сложным дефектом отводилась взаимодействию с родителями. Был организован клуб для родителей «Давайте поговорим», где формами общения выступали круглые столы, тренинги парного взаимодействия, просмотр игр-занятий, анкеты, встречи в игровой гостиной, где демонстрировались возможности ИКТ для развития общетрудовых умений обучающихся. Нами был изготовлен тематический стенд «Компьютер — помощник в учебе: информация от родителей и для родителей» и др. Проведены родительские собрания на тему: «Развитие общетрудовых умений школьников с нарушением интеллекта» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль мультимедиа в познавательном развитии школьника с нарушением интеллекта». Создана библиотека для родителей, куда вошли периодические методические и познавательные издания. Таким образом, было установлено, что ИКТ, применяемые на уроках столярного дела, стимулируют познавательную активность и развитие общетрудовых умений. Использование ИКТ позволяет оптимизировать процесс обучения столярному делу, а в сочетании с традиционными методами обучения — существенно поднять качество работы по профессиональной ориентации и трудовой подготовке обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом [1–27].