Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FORMATION OF NEW ECONOMIC CONCEPTS IN A SCHOOL COURSE "GEOGRAPHY OF RUSSIA"

Belyaeva T.K. 1 Pukhova A.G. 1 Tamozhnyaya E.A. 2 Tolkunova S.G. 2
1 "Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kuzma Minin "
2 Moscow state pedagogical University
The article deals with the formation of new economic concepts in a school course "Geography of Russia". The authors found that economics forms the special system of economic concepts, form a single semantic, symbolic and linguistic space economy. The article says that the formation of economic concepts in school education is carried out with the help of the basic subjects in the content of which reflects the subject-relevant aspects of the economy. In the school geographical formation there is a need in the selection of significant new concepts of modern economics required for disclosure of modern geographic processes and phenomena. It is such thing as a "crisis", "sustainable development", "cluster", "free economic zone", "labor market", "company", "competition", "economic entity". The acquisition of the new system of economic concepts - a complicated and lengthy process. It affects the formation of social qualities of the individual student.
economic education
new economic concepts
economic concepts
the course "geography of russia"
causality
scientific and geographical concepts
interdisciplinary approach

Построение нового общества во многом зависит от системы экономического образования учащихся, воспитания гражданских и патриотических качеств подрастающего поколения. Экономическое образование является средством социализации личности учащихся, так как динамика развития и масштабность экономической сферы требуют не только умения легко обучаться и быстро переучиваться, но и быть инициативным, творческим и компетентным в своем деле. Экономическое образование формирует особую систему экономических понятий, образующую единое смысловое, символьное и языковое пространство экономики, способствующее эффективному взаимодействию в нем людей, создающих экономический продукт, являющийся условием жизнедеятельности как государства, так и людей.

Формирование экономических понятий в школьном образовании - одна из важнейших сторон общеобразовательной подготовки школьников. В основном оно осуществляется с помощью базовых учебных предметов: математики, истории, географии, обществознания, трудового обучения, информатики, в содержании которых отражены предметно-значимые аспекты экономики. География как школьный предмет занимает видное место в экономическом образовании школьников, что обусловлено спецификой географического подхода к изучению современного общества, включая его экономическую систему.

Проблемы формирования экономических понятий в общеобразовательной школе рассмотрены в работах целого ряда педагогов-психологов (Ю.К. Васильева, Л.П. Куракова, B.C. Кукушина, Б.Т. Лихачева, А.С. Нисимчука и др.) [1; 4-6].

Проблемы экономического образования в школьной географии в разное время освещали Г.П. Аксакалова, В.П. Дронов, Л.В. Даринский, О.В. Лосева, В.В. Булгаков, В.В. Николина, М.К. Ковалевская, В.Я. Ром, В.П. Максаковский, И.К. Орфанов и др.

Особую роль в экономической подготовке школьников играет курс «География России», в котором традиционно изучаются знания, связанные с изучением хозяйства страны, его отраслей и отдельных регионов, своей малой родины, а также роли трудовых ресурсов (человеческого капитала) в развитии экономики страны, именно здесь учащиеся знакомятся с основными экономическими понятиями, изучают производство в территориальном разрезе, овладевают умениями экономического анализа [3].

Основная цель экономического образования в географии, по мнению В.П. Дронова, состоит в развитии способности личности вести экономический анализ процессов и следствий, возникающих при взаимодействии населения, природы и хозяйства на определенной территории [5; 6]. Понятия необходимы для объяснения и систематизации фактов, осмысления других понятий и формирования знаний. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий.

В этой связи главными становятся образовательные задачи по формированию у учащихся: 1) системы знаний и умений, позволяющих проводить количественную оценку эффективности территориальной организации общества (как поэлементную, так и комплексную); 2) первичных навыков выявления и параметризации экономически значимых причинно-следственных связей в системе «природа - население - хозяйство»; 3) правильной ценностной ориентации, направленной на сохранение окружающей среды; 4) понимания места и роли России в мировой экономической системе.

В 1980-е гг. содержание системы экономических знаний рассматривалось в работах М.К. Ковалевской и В.Я. Рома. В состав системы экономических знаний в курсе «География СССР» были включены понятия «народное хозяйство», «комбинирование», «кооперирование», «концентрация», «специализация», «отрасль промышленности», «межотраслевой комплекс», «производство», «трудовые ресурсы», «экспорт», «импорт», «территориальная организация производства». В разделах курса, посвященных географии промышленности, транспорта и сельского хозяйства, получили применение такие экономические понятия, как «эффективность», «производительность», «оптимальность», используемые при проведении экономических расчётов.

В настоящее время проблема формирования экономических понятий в курсе «Географии России» сохраняет свою актуальность. Учителя отмечают, что учащиеся испытывают затруднения, связанные с усвоением и применением экономических понятий. Особенно сложными для изучения являются понятия, имеющие абстрактный характер, а также деятельность учащихся по выявлению экономико-географических причинно-следственных связей, экономических проблем и путей их решения [5].

Необходимость обучения владению понятийным аппаратом определяется и требованиями государственной итоговой аттестации по географии (ОГЭ И ЕГЭ), в рамках которой учащиеся должны раскрывать основные научные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между природными и экономическими явлениями, формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы и т.д. Как показывает опыт ЕГЭ по географии, наиболее сложными для учащихся являются задания, связанные с усвоением именно экономико-географических и экономических понятий.

Как известно, понятия - это стержень, ядро теоретических зна­ний. Понятие - это форма человеческого мышления, в которой выражаются общие и существенные признаки вещей, связи данного предмета с другими, его происхождение и развитие. Учитель должен использовать уже имеющиеся в наличии знания, через раскрытие и обобщение которых и происходит формирование понятий. В процессе обобщения происходит разработка структуры понятия, определение и конкретизация его признаков и, как следствие, обогащение понятия на новом уровне. Сложность процесса формирования понятий состоит в том, что параллельно с ним происходит формирование абстрактного мышления. Для его же формирования необходимы не только понятия, но и факты, оценки, причинно-следственные связи, умозаключения и выводы, работа с которыми и над которыми происходит непосредственно на уроке.

В школьной географии понятия являются важнейшими единицами усвоения, отражающими существенные свойс­тва, связи и отношения предметов и явлений. Понятия имеют строгое логи­ческое определение, включающее родовое слово с перечислением существенных признаков. В процессе формирования понятия учитель организует целенаправленную мыслительную деятельность учащихся по осмыслению этих существенных признаков [11].  

Усвоение понятий включает несколько этапов:

  • демонстрация или описание учащимся предметов и явлений, формирование образов, представлений;
  • сравнение с подобными объектами или явлениями;
  • выявление и разбор существенных признаков;
  • абстрагирование выделенных свойств путем закрепления их в терми­не, введение определения формируемого понятия;
  • включение понятия в решение учебных задач [11].  

Понятия различают по соподчинению между ними, по степени абстракции, по объему. Так, важное место в системе географо-экономических знаний занимает понятие «эффективность территориальной организации общества». Оно является ведущим по отношению к понятиям «эффективность природопользования», «эффективность размещения производства» и «эффективность расселения населения», которые имеют подчиненное значение. Данные понятия служат базой для формирования собственно географических категорий: «географическое разделение труда», «факторы размещения производства» и др.

Выделяют также общенаучные и общегеографические понятия. К общенаучным относятся понятия, которые применяются не только в географии, но и в других науках.

В школьном курсе «География России» к общенаучным относятся понятия «промышленность», «территория», «экономика» и т.д. Эти понятия изучаются не только в курсе географии, но и в рамках других учебных предметов.

Многие понятия в ходе изучения курса усложняются, развиваются и углубляются. Например, понятие «промышленность» рассматривается как экономическая система отраслей и предприятий, то есть это понятие является ведущим по отношению к ведомым понятиям «отрасль», «предприятие» и т.д.

Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные  образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с новым экономическим понятием, передает учащемуся обобщенный способ работы с любым предметным понятием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а осмысливать,  прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия [13].

В школьном  курсе «География России» наиболее широко используются такие экономические понятия, как «экономика», «предприятие», «отрасль», «межотраслевой комплекс», «производство», «специализация», «комбинирование» и «кооперирование производства», «себестоимость продукции», «производительность труда» и т.д. Эти понятия тщатель­но отобраны, они отражены в требованиях к результатам усвоения содер­жания дисциплины.

В содержании учебников и других компонентов УМК курса «География России» разных авторских линий коли­чество экономических понятий непостоянно, оно может быть чуть больше или меньше. В среднем их число около 10. Увеличивать количество экономических понятий нецелесообразно, так как возникнет учебная перегрузка школьников. Вот почему методической ошибкой надо считать толкование большинства терминов понятиями. Многие знания фор­мируются у школьников на уровне представлений, которые являются на­чальным этапом образования у школьников научных понятий.

Подавляющее большинство новых понятий формируется в разделе «Общий обзор хозяйства» курса «География России». Далее при рассмотрении отраслей и межотраслевых комплексов понятия конкретизируются, теоретические знания насыщаются новыми географическими представлениями, фактами, номенклатурой посредством организации работы учащихся с разнообразными тематическими картами и статистическими материалами. Так как экономические понятия в разделе имеют достаточно абстрактный характер, для их лучшего понимания необходимо использовать наглядные схемы: структурные, генетические, классификационные [11].  

В понятийном аппарате регионального раздела курса «География России» центральным понятием долгое время был «экономический район». С усилением комплексного подхода в содержании школьной географии и переходом к изучению комплексных природно-хозяйственных регионов России понятие «экономический район» потеряло прежний смысл. Однако целиком отказаться от этого понятия не представляется возможным, так как на этой основе продолжает строиться вся отечественная региональная статистика. Дело в том, что, несмотря на рыночный характер развития российской экономики, экономические районы продолжают оставаться объективно существующими территориальными образованиями.  

Совершенно очевидно, что изучение курса «География России» требует учета современных реалий развития экономики в стране и мире в целом. В содержании курса появляются и развиваются новые знания, трактовка ряда экономических понятий претерпевает существенные изменения.

Например, в настоящее время потеряли свое значение такие некогда важные понятия советской экономико-географической школы, как «комбинат», «промышленный узел», «территориально-производственный комплекс». В современной рыночной экономике роль комбинирования весьма ограниченна [7].

В то же время в школьном географическом образовании возникла острая необходимость выбора новых значимых понятий современной экономической науки, необходимых для раскрытия сущности современных географических процессов и явлений. Среди них такие понятия, как «кризис», «устойчивое развитие», «кластер», «свободная экономическая зона», «рынок труда», «фирма», «конкуренция», «хозяйствующий субъект» и многие другие [2; 8; 12].

В российской экономике появились проблемы, связанные с существованием различных форм безработицы, сокращением возможностей трудоустройства, различий в оплате труда специалистов одинаковой квалификации в государственных и частных предприятиях и учреждениях и др. Проблемы монополизации производств, нехватки рабочих рук в регионах, усиления экологических загрязнений территорий, ухудшения общего качества жизни явились основой для появления в школьном географическом образовании целого ряда новых экономических представлений и понятий.

Современный этап развития школьной географии требует усиления практической направленности обучения, связей содержания изучаемого материала с жизнью, в том числе посредством решения учебных экономических задач. Это могут быть задачи, направленные на простейшие экономические расчёты, экономическую оценку запасов или объемов добычи ресурсов, уровня развития отраслей хозяйства, уровня жизни населения и т.д.

Деятельность учащихся по усвоению понятий можно сделать  интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя  различные приемы и формы работы. Формирование новых экономических понятий у учащихся может быть реализовано на основе применения различных методических приемов. Среди них:

  • изучение научной деятельности российских ученых - экономистов и географов, определение значения их деятельности для развития мировой науки, научного прогресса;
  • подготовка кратких сообщений и (или) презентаций, рассказывающих о новейших экономических исследованиях, об опыте в экономии материальных ресурсов в стране, области, городе, селе;
  • обращение к этимологии термина, выстраивание ассоциаций;
  • использование литературных  приемов (подбор антонимов, синонимов); 
  • выстраивание логических взаимосвязей (построение предложений, содержащих информацию о понятии);
  • использование приемов рационального запоминания;
  • создание словаря новых экономических понятий;
  • конструирование понятия из набора приведенных слов;
  • состязательные и ролевые игры («эскалатор», составление кроссвордов и  ребусов, аукцион знаний, создание синквейна, игра «контраргумент» и др.) [3; 9; 10].

Итак, усвоение системы новых экономических понятий - сложный и длительный процесс. Он влияет на формирование социальных качеств личности школьника и обеспечивает «проигрывание социальных позиций ученика» («Я - житель», «Я - работник», «Я - исследователь»), что способствует его органичному включению в жизнедеятельность общества на ранних этапах личностного развития. Важнейшими условиями успешного формирования понятий являются сис­темность и использование всего арсенала активных методов и приемов обучения.