Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLE OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS IN THE FORMATION ETHNOPEDAGOGICAL COMPETENCE

Sivaev E.B. 1
1 Mari State University
Ethnopedagogical competence of the teacher in the conditions of the modern world is essential. The preservation and study of traditions in the context of globalization, the preservation of endangered elements of ethnic cultures is an obvious necessity. The paper describes the stages of formation of independent research activity and its importance for the formation ethnopedagogical competence of the future teacher. Independent work lays the foundation for the improvement of professionalism in research and teaching activities ethnopedagogical. Presented and analyzed osnovye stages of independent work and their importance for the formation of competence. Also proanalizirovany results that must be achieved in the course of performing independent scientific work: mastery of necessary skills and knowledge, the ability to use them in practice, search and systematization of information and materials for scientific ethnopedagogical activity.
independent work
competence
ethnocultural competence
research activity
pedagogy

Формирование модели этнокультурной компетенции имеет большое значение в современном многогранном мире. Даже в современной России, только в одной стране, сосуществует большое число народов, при этом в регионах, подобных Поволжскому, народы сосуществуют в тесной географической и культурной связи друг с другом. В связи с глобализацией, а также сосуществованием и взаимовлиянием народов возникает проблема трансляции этнической культуры в общество и проблема ее сохранения. Особо отметим, что в решении этого вопроса как раз и важна личность педагога, прививающего этнические традиционные знания и умения человеку еще на самых ранних этапах его жизни, в том числе и в школьные годы – в тот период, когда человеком усваивается огромный массив знаний. Исходя из обозначенной нами значимости педагога для решения вопроса сохранения этнической культуры и ее развития, следует с особой тщательностью отнестись к формированию этнокультурной компетенции с тем, чтобы выдвигались высокие требования, соответствующие значимости данной дисциплины, и позволяли решать серьезные проблемы, связанные с сохранением этнических культур в условиях современного динамичного мира.

На Западе поднимается важный вопрос, связанный с качественным поднятием уровня компетенции. Так, Дж. Равен предлагает использовать индивидуальный подход при разработке различных программ и требований, учитывающий мотивированность каждого специалиста в своей области: «Люди заинтересованы в том, чтобы развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение» [5, с.46]. Индивидуальный подход к формированию модели компетенции позволяет учесть желание, опыт, знания каждого специалиста и выдвинуть в связи с этим конкретные требования. В нашей стране, к сожалению, такое пока едва ли возможно из-за существующих особенностей системы образования и определенных ее недостатков, но в идеале следует стремиться к этому, разрешая проблемные вопросы, имеющие достаточно весомый характер.

Другой вопрос – формирование компетентности студентов. Для успешного и эффективного формирования этнокультурной компетентности студентов необходимо отметить и реализовать ряд важных моментов, одним из главных таких компонентов будет самостоятельная работа.

Самостоятельная научная деятельность студента должна быть многосторонней, формировать не только его профессиональные знания и умения, но и личностные качества, совершенствование которых приводит и к совершенствованию самой педагогической деятельности, а также способствует повышению уровня компетентности. К таким личностным качествам может относиться понимание и уважение чужой этнической культуры, любовь к своей этнокультуре и стремление сохранить ее и передать другим. При самостоятельной работе, конечно же, формируются и профессиональные навыки, связанные с овладением нужным материалом и поиском необходимой информации, с умением передавать ее другим людям (ученикам, например) и т. д. Самостоятельность в научно-исследовательской работе – это существенное требование, выдвигаемое сегодня ученым и преподавателям, поэтому она должна прививаться и студентам.

Самостоятельная работа подразумевает активную научную деятельность студента, имеющую определенную цель. Эта цель может достигаться как чтением книг и первоисточников, написанием научных работ (рефератов, конспектов, статей), так и активным собиранием необходимого материала, его систематизацией и сохранением. Чаще всего последний вид деятельности осуществляется в форме практики – выезда группы студентов в сельскую местность, где еще живы и отчетливы те или иные компоненты этнической культуры. Активизация научной деятельности во многом как раз и происходит благодаря опыту, накапливаемому во время самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента, направленная на формирование его этнокультурной компетенции, включает в себя несколько составляющих [2, с.137-146].

  1. Мотивация. Перед студентом ставятся конкретные задачи, связанные с его познавательной и практической деятельностью.
  2. Разрабатывается алгоритм выполнения работы, в котором четко оговаривается каждый шаг самостоятельной работы студента, и методы ее выполнения.
  3. Студент, занимающийся самостоятельной работой, должен иметь хорошее представление об объеме предполагаемой работы и форме отчетности по ее выполнению.
  4. Консультирование студента по тем или иным вопросам в ходе его самостоятельной работы.
  5. Четкое определение критериев оценки работы; оценочную систему хорошо должен знать не только преподаватель, но и сам студент.
  6. Следует также определиться с видами и формами контроля самостоятельной работы учащихся – к ним относятся контрольные работы, семинары, тесты и прочие виды работ.

Уже существующие и проработанные формы, обеспечивающие учебную деятельность будущих преподавателей, закладывают основу как для самостоятельной деятельности студентов в процессе их учебы, так и в дальнейшем – в их профессиональной деятельности, ведь учебный процесс как раз и закладывает основы профессионализма. К таким формам относится не только самостоятельная работа и контроль знаний, но и лекции, в ходе которых необходимо разъяснять основные этнопедагогические тезисы и проблемы, указывать и описывать научную этнопедагогическую литературу (а также и книги, собственно связанные с этнической культурой), объяснять ход будущей самостоятельной работы (или анализировать уже состоявшуюся) и др.

Семинарские и практические занятия должны научать студента свободно владеть материалом и качественно излагать его, анализировать необходимую информацию, связанную с этнопедагогической деятельностью. Сама же такая информация, как мы видим, адресуется во время лекций студенту, а также усваивается им самим в ходе самостоятельной этнопедагогической деятельности.

Следует особо подчеркнуть, что сам преподаватель должен стимулировать студентов к самостоятельной научной этнопедагогической деятельности, т.к. от этого во многом зависит профессионализм будущего преподавателя и его квалификация, связанная с этнопедагогической стороной его работы, растет его компетентность. При этом качественный контроль обеспечивает эффективное усвоение знаний, повышает эффективность самостоятельной работы студента.

Преподавателю нельзя забывать и о творческой составляющей, которая повышает уровень квалификации будущего педагога, делает его подход к изучению и изложению материала более интересным. При самостоятельной этнопедагогической работе студент сам находит материал, творчески обрабатывает и излагает его, творчески применяет на практике. В такой работе задания можно разделить по их особенности, характеру. Например: репродуктивные задания (те, которые выполняются на основе уже известных учащемуся правил, формул, знаний и т. п.; направлены на закрепление усвоенного материала); эвристические или поисковые задания, заключающиеся в том, что студент сам находит тот или иной ответ, применяя творческий подход; творческие задания – это те, в которых учащийся может проявить свою индивидуальность (в случае с этнопедагогикой – самостоятельно оформить материал, связанный с этнокультурой, интересно рассказать о нем и проч.); практические задания, т. е. те, которые позволяют реализовать и актуализировать свои знания на практике. Особое внимание следует уделять заданиям, которые носят комбинационный характер: например, сочетание эвристических заданий с творческими позволяет будущему преподавателю находить наиболее интересный материал и оригинально излагать его, пользоваться им, что, в свою очередь, позволит студенту в его профессиональном будущем более интересно проводить свои уроки. Все это обеспечит многостороннюю компетентность для будущего преподавателя.

Сама же компетентность также включает целый ряд составляющих компонентов. К ним относятся [1, с.51-55]:

  • освоение теоретической базы этнопедагогики путем чтения и конспектирования специальной литературы;
  • освоение методологии этнопедагогической деятельности и применение знаний на практике (решение этнопедагогических задач);
  • демонстрация этнопедагогических знаний во время контроля и самоконтроля (ответы на экзаменах, защиты курсовых работ и дипломных и др.);
  • заинтересованность этнопедагогикой.

Формирование и совершенствование этнопедагогических знаний и умений будущего преподавателя происходит благодаря осуществлению нескольких видов самостоятельной работы. К ним относятся: воспроизводящий вид работы, реконструктивно-вариативный, частично-поисковых и исследовательских.

Воспроизводящий вид самостоятельной работы базируется на воспроизведении информации, полученной из учебников, специальной научной литературы и т. п. Само воспроизведение также имеет несколько видов, например, заучивание, пересказ, составление планов и др.

Основу реконструктивно-вариативной работы составляют: написание рефератов и т. п. работ, составление докладов и публичное выступление с ними, решение контрольных и др. Этот вид работы подразумевает также совершенствование научного стиля мышления и изложения необходимого материала.

Частично-поисковая работа нацелена на получение новых этнопедагогических знаний, дополняющих уже имеющиеся. Такой вид работы подразумевает анализ источников информационного этнопедагогического материала и их систематизацию.

Исследовательская работа подразумевает написание собственных научных материалов по этнопедагогике, участие в конференциях и проч.

Основа нашей исследовательской работы состоит из нескольких этапов самостоятельной деятельности.

Первый этап – подготовительный. На данном этапе оценивается уровень самообразования, координируются необходимые задания по нескольким дисциплинам, рассчитывается необходимое для выполнения задания время, анализируются методики и оценки выполнения задания.

Второй этап – основной. Здесь совершается само выполнение задания, проводятся различные дискуссии по теме и вариантам самостоятельной работы, решаются поставленные задания и др.

Третий этап – заключительный. Здесь подводятся итоги проведенной работы и дается ее анализ, разбираются совершенные ошибки, определяются более сложные задания для дальнейшей деятельности.

В целом вся самостоятельная этнопедагогическая работа будущего преподавателя должна достигать следующих целей [1, с.51-55]:

  • расширять и совершенствовать этнопедагогические знания;
  • максимально мотивировать студента к будущей этнопедагогической деятельности;
  • овладеть процессом этнопедагогического познания и усовершенствовать его;
  • развивать и совершенствовать познавательные способности;
  • совершенствовать его компетентность.

Таким образом, самостоятельная этнопедагогическая работа будущего преподавателя, при достижении поставленных целей, совершенствует знания и этнопедагогические навыки и знания студента, а, следовательно, и повышает его этнопедагогическую компетентность.

Следует также уделить особое внимание именно научно-исследовательской стороне в организации самостоятельной этнопедагогической работы студента.

Научно-исследовательская работа позволяет студентам, а в будущем – преподавателям, приспосабливаться к современным условиям научной деятельности, применять на практике знания. Основная цель данного вида деятельности заключается в формировании и совершенствовании научного стиля мышления, ориентировании в этнопедагогике.

Данный вид деятельности также позволяет решить определенный ряд задач.

  • Овладение студентом, будущим преподавателем необходимыми научными знаниями и их качественным использованием.
  • Совершенствование научной этнопедагогической деятельности.
  • Участие студентов в научно-исследовательском процессе совместно с другими студентами, а также преподавателями и учеными.
  • Усвоение современных научных методов и овладение общенаучными основами.
  • Возрождение и сохранение культуры определенного народа.
  • Также с помощью этой деятельности преподаватели выявляют способности тех или иных студентов, что позволяет готовить учащихся к поступлению в аспирантуру и развитию дальнейшей научной деятельности.

Этнопедагогическая научно-исследовательская работа проводится студентами как в учебное, так и во внеучебное время.

Работа, проводимая на протяжении учебного времени, включает в себя следующие составляющие:

  • выполнение заданий научно-исследовательского характера: контрольных и лабораторных, выпускных квалификационных этнопедагогических работ и др.;
  • выполнение нетиповых этнопедагогических задач (т. е. тех, выполнение которых отличается от решения стандартных задач, а алгоритмы выполнения не систематизируются конкретной учебной программой);
  • изучение общенаучных основ, позволяющих совершенствовать в сфере этнопедагогики научно-исследовательские методы, научно-исследовательскую работу, способы обработки и систематизации информационных данных и др.

Научно-исследовательская этнопедагогическая работа, проводимая будущими преподавателями во внеучебное время, должна опираться на следующие аспекты:

  • участие в этнопедагогических семинарах;
  • участие в этнопедагогических мастерских;
  • распространение этнопедагогических знаний.

Внимание в процессе этнопедагогической подготовки в ВУЗе следует уделять не только современной информации, новым технологиям ее получения и обработки, новаторствам в научной сфере, но и особенностям местной народной культуры, характерным чертам ее развития и существования, ведь именно региональные особенности имеют большую возможность изучения местной культуры и внедрения ее в сферу этнопедагогики. К тому же само использование местной этнической культуры в указанных рамках будет актуально ради сохранения и развития традиционной культуры. Для научной работы также необходимо насыщение исследований этнопедагогическим материалом, собираемым и систематизируемом именно в регионах и мало изучаемом в центральных ВУЗах России, например – московских. Таким образом, на региональные ВУЗы ложится особая ответственность по сохранению местной народной культуры и внедрению ее в педагогическую практику. Также необходимо организовывать научную этнопедагогическую деятельность в регионах с учетом их национального и этнического колорита, одновременного соседства и взаимодействия нескольких этнических культур. При этом нельзя забывать и о русской национальной культуре и проявлении ее элементов в конкретном регионе, возможном воздействии на местные культуры, о ее значении для каждого гражданина России и т. д.

Одной из основных черт этнопедагогической научно-исследовательской работы является конкретная направленность на исследование основ народной культуры, педагогики и т. п., углубление профессиональных знаний и навыков, заданность действий в одном конкретно-научном исследовательском направлении, что позволяет профессионально решать любые этнопедагогические проблемы, вносить свой индивидуальный вклад в развитие данной научной дисциплины, сделать максимально полезной работу будущего педагога в национальной школе, повышает уровень мотивации и увлеченности работой.

Научно-исследовательская работа не только воспитывает личностные качества студента и любовь и интерес к определенной дисциплине и науке в целом, но и позволяет достигать других целей, также связанных с совершенствованием личности. К этим целям относятся [1, с.51-55]:

  • умение самостоятельно делать научные выводы;
  • умение рационально использовать свободное время, часть которого следует посвящать научной деятельности;
  • предоставление возможности студентам в участии решения актуальных научных задач этнопедагогического характера;
  • интенсификация учебного процесса за счет большей мотивированности студентов и их стремлению к самостоятельной работе при сохранении норм учебной программы;
  • развитие способности к самоподготовке и самостоятельному повышению квалификации у будущих преподавателей;
  • обеспечение эффективного отбора учащихся для поступления в аспирантуру, а, следовательно, и обеспечение отбора кадров для профессионального преподавания различных дисциплин.

Эффективность этнопедагогической деятельности будущих преподавателей будет повышена, если студенты будут осознавать актуальность этнопедагогики, у них будет широкий доступ к источникам информации, если их научно-исследовательская деятельность будет во многом носить творческий характер и т.д. Заинтересованность студентов также повышается за счет поощрения их активной деятельности грамотами и дипломами, предоставления возможности публиковать свои исследования в научных сборниках, составление положительной характеристики их учебной и научной деятельности.

Таким образом, самостоятельная научно-исследовательская работа является необходимым условием для формирования этнопедагогической компетентности будущего преподавателя, т. к. способствует развитию самых важных качеств для научной деятельности, воспитывает самомотивацию, способствует повышению уровня необходимых знаний и навыков.