Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SALES ACTIVITY APPROACH TO LESSON IN ELEMENTARY SCHOOL

Sergeeva B.V. 1 Dzyuba M.V. 1
1 Kuban state university
The article discusses the implementation of the activity approach in elementary school in elementary school. The article clarified the essence of the activity approach, described in terms of contributing to the implementation of the activity approach in the classroom aimed at creating a universal educational actions younger students: it will be organized educational interaction of younger schoolboys; Lessons will be built on the activity of the method technology, the educational environment is created. Academic collaboration involves the use of methods, techniques, types and forms of educational interaction of younger schoolboys, as described on the technology used in the classroom in the elementary school of the activity of the method, such as the technology of the activity of the method; Problem dialogue technology; technology project-based learning; technology Collective method of teaching; technology development of critical thinking. It presents the components of the educational environment, this educational program, teaching aids, information and educational resources evaluation system.
activity approach
junior high school student
universal educational actions
conditions of realization of the activity approach

Развитие образования в современных условиях характеризуется существенными изменениями, затрагивающими все компоненты педагогического процесса. Ускорение темпов развития социума, науки привело к резкому увеличению объема научной и производственной информации, обусловило интенсивное «старение» и, более того, обесценивание какой-то части ранее накопленных человеком знаний и умений.

Формула современного образования определяется не столько объёмом знаний человека, но, в большей мере, его общим развитием, высокой культурой мышления, способностью творчески и оперативно включать знания в практическую деятельность, применять их в новых условиях. В педагогической практике наметился переход:

- с экстенсивного на интенсивный путь построения содержания и способов образования, который ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы и способы мышления, на преодоление формализма знаний, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека, его духовно-нравственной сферы;

- от традиционного обучения с авторитарной ролью учителя и пассивными методами к деятельностно-развивающему, личностно-ориентированному обучению с более широкой учебной автономией учеников и активными методами;

- от концепций и технологий, в которых учащийся выступает «объектом» обучающих воздействий, к таким, которые направлены на организацию, поддержку и стимулирование познавательной самодеятельности субъекта учения, создание атмосферы сотрудничества, сотворчества;

- от «потребительской» позиции учащихся в обучении к созидательной, деятельностной.

Ценностной установкой инновационного обучения является не усвоение знаний как таковых, а содействие процессам интеллектуального и нравственного развития личности каждого школьника, т.е. меняются приоритеты в деятельности учителя. Знание из цели образования превращается в средство развития познавательных и личностных качеств учащихся, учитель из «передатчика» информации – в организатора учебно-познавательной деятельности, развивающей среды в педагогическом процессе. Соответственно, акцент с обучающей деятельности учителя переносится на познавательную деятельность учащихся.

Новые подходы к обучению отражают общую тенденцию в совершенствовании образования – его гуманизацию, ориентацию на личность учащегося. В дидактике всё более прочные позиции занимают развивающее и личностно-ориентированное обучение, личностный  и деятельностный подходы, которые определяют «лицо» современной дидактической системы, приобретающее всё более чёткие очертания. В этих условиях важно понимание каждым педагогом проблемы развития человека, личности, вплотную соприкасающуюся с проблемой деятельности.

Деятельностный подход к обучению является альтернативой методу передачи готовых знаний и их пассивного усвоения учащимися и определяет путь развития школьников в процессе обучения. Хотя идея о роли активной деятельности учащихся в усвоении знаний, в познании окружающего мира имеет давние корни, но лишь с разработкой теории деятельности и деятельностного подхода она получила своё научное обоснование. Проблема деятельностного подхода начала разрабатываться в педагогике в 60–70 гг., но на практике деятельностный подход не был реализован в полном объёме. Он нашёл воплощение лишь в использовании отдельных методов и форм обучения, активизирующих учебно-познавательную деятельность учащихся на отдельных этапах обучения. С конца 80-х годов, когда был взят курс на реформирование образования, в котором центральной фигурой педагогического процесса должен был стать ученик, интерес к деятельностному подходу вновь усилился.

Для нашего исследования важное значение имели труды философов, социологов, психологов, педагогов, освещающих теоретические основы деятельностного подхода, теорию деятельности, проблемы организации активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Сегодня многими видными учёными признаётся, что наиболее развитой и в наибольшей мере отвечающей современным требованиям к образовательному процессу является теория деятельности и деятельностный подход к обучению. Однако на основе теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что в педагогической науке не выработано определенного отношения к деятельностному подходу в обучении с позиции категориального аппарата.

Деятельностный подход имеет многосторонние предпосылки в общефилософском, общепсилогическом и общепедагогическом планах. Большой вклад в разработку теории деятельности и деятельностного подхода внесли отечественные учёные. В философском аспекте понятие деятельности исследовали Г.С. Батищев, Л.П. Буева, М.В. Демин, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, П.В. Копнин, А.М. Коршунов, Э.С. Маркарян, В.С. Швырев, Э.Г. Юдин и др.

В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к её изучению. Это, прежде всего, работы общетеоретического плана К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтъева, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна, Г.В. Суходольского, Б.М. Теплова; исследования В.П. Дружинина, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова и др., выполненные в русле психологии труда и инженерной психологии; работы П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, И.П. Павлова, И.М. Сеченова, А.А. Ухтомского и др. по раскрытию психофизиологических основ деятельности. В них деятельность рассматривается как важнейший фактор развития сознания и личности человека, определяются механизмы развития самой деятельности, анализируется её структура.

В педагогической психологии в рамках деятельностного подхода разработаны теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, A.К. Маркова, Д.Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), концепция проблемного обучения (Д.Н. Богоявленский, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская). Теория проблемного обучения разрабатывалось активно и в дидактике (М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В. Оконь, М.Н. Скаткин и др.). Названные концепции составляют основу технологии реализации деятельностного подхода к обучению.

Обращение к деятельностному подходу в педагогической теории и практике обусловлено необходимостью: обеспечения субъектной позиции ученика в педагогическом процессе; создания условий для развития и саморазвития личности учащегося; формирование познавательных способностей учащихся; раскрытие и запуск механизмов самообучения и самообразования учащихся; повышение качества обучения и преодоление «формализма» знаний. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения – личностные, метапредметные и предметные в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Целью данной статьи стало теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике условия, способствующие реализации деятельностного подхода на уроках в начальной школе. В контексте деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир – человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный фактор развития – учебная деятельность. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.

По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный» подход в образовании!» [1].

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Основная идея деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования [17].

В настоящее время в теории и практике начального образования популярна идея оптимизации и структурирования содержания обучения на деятельностно-модульной основе, обеспечивающей возможность гибкого изменения, вариативности программ. В модульном обучении, по мнению С.Я. Батышева, можно выделить два подхода: предметно-деятельностный и системно-деятельностный.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

– от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

– от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

– от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения [21].

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизирующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания начального общего образования предполагает, в частности, анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

Таким образом, деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты. При этом под деятельностью понимается: целеустремленная система; есть обратная связь; всегда имеет генетически развивающийся план анализа.

Были определены условия, способствующие реализации деятельностного подхода на уроках, направленных на формирование универсальных учебных действий младших школьников, такие как: будет организовано учебное взаимодействие младших школьников; уроки будут построены по технологии деятельностного метода, будет создана образовательная среда.

Данные, полученные в ходе исследования, предполагают необходимость целенаправленного педагогического влияния на процесс формирования универсальных учебных действий младших школьников, что послужило основой для апробации условий реализации деятельностного подхода у учащихся экспериментальной группы.

На уроках в экспериментальной группе использовались следующие методы, приёмы, виды и формы учебного взаимодействия младших школьников, которые подробно представлены на рисунке 1. На формирующем этапе экспериментальной работы в экспериментальной группе на уроках были использованы следующие технологии деятельностного типа: 1. Технология деятельностного метода; 2. Технология проблемного диалога; 3. Технология проектного обучения; 4. Технология коллективного способа обучения; 5. Технология развития критического мышления. Каждый урок был направлен на повышение уровня сформированности универсальных учебных действия учащихся.

Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4]. В современной педагогике образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательного процесса. В системе «Школа 2100» под образовательной средой понимается целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая определяется конкретными задачами; проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются; содержательно оценивается по тому эффекту в личностном, социальном, интеллектуальном развитии детей, которого она должна достичь.

На рисунке представлены условия реализации деятельностного подхода в начальной школе.

Условия реализации деятельностного подхода в начальной школе

Таким образом, уроки, проведённые в контексте деятельностного подхода, с учётом организации учебного взаимодействия младших школьников, использования технологий деятельностного подхода и организации образовательной среды, в экспериментальной группе, дали небольшой, но вполне видимый результат. Уроки, благодаря активному взаимодействию всего класса, разнообразной учебной деятельности и интересному учебному материалу поспособствовали повышению уровня сформированности основных видов универсальных учебных действий учащихся и способствовали увеличению интереса к образовательному процессу.